Я шагаю по Москве

11 апреля 1964 года в кинотеатре «Россия» состоялась премьера фильма, который знают, наверное, все. В прокат было выпущено 899 копий, посещаемость составила двадцать миллионов зрителей. В том же году фильм был показан на Каннском кинофестивале, где Данелию удостоили специального упоминания жюри в числе молодых кинематографистов: «За индивидуальность и обещания, которые они выразили в своих произведениях».

Отметим 60-летний юбилей любимого фильма прогулкой по местам, где он снимался.

Кинотеатр в кадре

Кинотеатр «Россия», где прошла премьера, попал еще и в фильм вместе с Пушкинской площадью. Главные герои идут прямо по обходной галерее кинотеатра, а в кадре мы видим начало Малой Дмитровки.

Само здание было построено в 1957–1961 годах на Пушкинской площади на месте снесенного еще в конце 1930-х Страстного монастыря и открылось ко 2-му Московскому международному кинофестивалю в июле 1961 года. Интересно, что в проекте «России» нашли развитие идеи архитектора Константина Мельникова: балкон зрительного зала был вынесен на шестиметровую консоль. По первоначальной задумке, фасад «России» должен был венчать фронтон, покоящийся на столбах-колоннах, но позднее в проект была добавлена «взлетающая» крыша, изначально разработанная архитектором Леонидом Павловым для конкурсного проекта кинотеатра на Октябрьской площади. Еще одним оригинальными решением, преобразившим площадь, стала лестница, перекинутая через автомобильный проезд и связавшая фойе с пешеходной зоной бульвара.

А в каком году Страстная площадь стала Пушкинской?

Как пройти в Строительный?

Если вы помните, Володя Ермаков в метро спрашивает: «Скажите, как к Строительному переулку проехать? Где сходить?». Ему дают разные советы: отправиться в Черемушки, доехать до Павелецкой. Собственно, с этого момента и начинается его знакомство с метростроевцем Колькой, который берется проводить нового приятеля. Выходят они на «Кировской» (сегодня — «Чистые пруды»), а вот попадают, пройдя «три квартала» в... Кривоарбатский переулок. Кстати, киношники тогда соорудили здесь стеклянное кафе, очень похожее на стеклянные кафешки из 1960-х. Его потом долго искали любопытные москвичи, но так и не нашли.

Зато здесь в то время жил знаменитый архитектор, чей дом поражал воображение и жителей, и гостей города. Кто же это?

Несбывшиеся мечты

Вообще фильм стал настоящим памятником Москве 1960-х. В одном из кадров мы видим строительство проспекта Калинина или Нового Арбата. В кадр попали дома, которые когда-то числились по Большой Молчановке. И один из них — знаменитый роддом Грауэрмана.

Особняк этот строил на свои и занятые по друзьям деньги хирург Петр Соловов. Он приобрел участок, нашел архитектора Николая Жерихова и собирался на первом этаже разместить частную клинику, а на втором поселиться с семьей. Однако началась Первая мировая война, мечты не сбылись, и вместо клиники в доме Соловова организовали госпиталь для раненых. Затем большевики и вовсе отобрали у доктора его особняк. А в 1923 году здесь открыли роддом, присвоив ему имя известного акушера-гинеколога Григория Львовича Грауэрмана.7 марта 1941 г. в роддоме им. Грауэрмана появился на свет будущий кумир миллионов. Вспомните его имя?

Отвлекающий маневр

Еще одна достопримечательность в кадре — это ГУМ. Именно там работает юная продавщица Алена в отделе пластинок. Проходя по Красной площади, где — удивительно для нас сегодня — открыт проезд для машин, Колька, подражая интонациям профессионального экскурсовода, предлагает гостям столицы «посмотреть налево» и оценить Государственный универсальный магазин как «яркий пример вычурной псевдорусской архитектуры конца XIX столетия». В самом ГУМе было снято несколько эпизодов. Но сначала съемка чуть не сорвалась, появление киногруппы вызвало ажиотаж среди покупателей — по воспоминаниям Никиты Михалкова, толпа посетителей начала собираться вокруг артистов как раз в тот момент, когда осветители только приступили к установке аппаратуры. И тогда Георгий Данелия предложил принести запасную камеру и организовать инсценировку съемочного процесса в дальнем углу магазина. Зеваки потянулись туда, а группа спокойно провела съемки. Более того, покупатели, не зная, что они находятся в объективе работающих камер, вели себя совершенно естественно и создали прекрасную массовку.

А под что был использован один их трех здешних залов для собраний в 1897 году?

Путешествие длиной в сорок лет

Еще один момент: ссора Кольки и Володи у Бородинской панорамы. Она, кстати, к тому моменту открылась совсем недавно — в 1962 году. Точнее, была открыта заново, потому что изначально, с 1912 года, размещалась в специальном павильоне на Чистых прудах. Сама панорама Бородинского сражения была написана в 1911–1912 годах художником Францем Рубо, для которого стала третьей батальной панорамной картиной. В конце 1909 года художник предложил создать новую панораму, посвященную Отечественной войне 1812 года, к столетию которой в то время начинали готовиться в России. Заказ был получен, работа велась в Мюнхене до мая 1912 года.

Строительство павильона велось в спешке, его планировали как временный, на один сезон, чтобы потом перестроить в камне. Это естественно отразилось на качестве работ. В 1914 году панораму временно закрыли по дипломатическим соображениям, а в 1918-м здание демонтировали. Вплоть до 1962 года 115-метровая картина хранилась навернутой на деревянный вал в совершенно неприспособленных для этого помещениях и путешествовала из одного места в другое.

А какой момент битвы был избран в качестве сюжета панорамы?

«Посадки нет»

Финальная сцена фильма снята на станции метро «Университет». Здесь герои прощаются: Володя запрыгивает в свой вагон; Алена уезжает в противоположном направлении; Колька же, напевая «Бывает все на свете хорошо...», движется на эскалаторе к выходу.

Стихи знаменитой песни, в отличие от музыки, не рождались очень долго. Во время съемок на площади Маяковского Георгий Данелия в ультимативной форме потребовал срочно сочинить текст. Геннадий Шпаликов в ответ предложил использовать ранее написанное стихотворение — «Я шагаю по Москве, / Как шагают по доске...» Данелия его отверг, и пока шли съемки эпизода, Шпаликов все же сумел написать текст. Песня была в дальнейшем принята худсоветом, но с одной поправкой. В строке последнего куплета «Над лодкой белый парус распущу, / Пока не знаю где...» представители худсовета потребовали заменить слова на «Пока не знаю с кем», увидев в оригинальном варианте ненужные намеки.

Кстати, ехать в противоположные стороны герои тоже не могли. В то время станция «Университет» была конечной, и в кадр даже попала табличка с надписью «Посадки нет». 

А какое бюро находится сейчас на этой станции?

17 апреля 2024
Пушкинская площадь
photo place
Пушкинская площадь
ПушкинскаяТверскаяЧеховская
Пушкинская площадь – один из безусловных символов Москвы. Несмотря на то, что главной площадью столицы считается по праву знаменитая Красная, однако ее образ слишком официален, а Пушкинская – самая живая из городских площадей, истинное сердце Москвы.
Дом архитектора Мельникова
photo place
ЦАО, Кривоарбатский пер., дом 10
В зелени Кривоарбатского переулка за простым деревянным забором прячется один из самых причудливых домов Москвы. Это дом-мастерская архитектора Константина Мельникова, построенный в 1929 году.
Верхние торговые ряды (ГУМ)
Главный московский магазин, одно из немногих мест, сохраняющих свой характер и назначение несколько столетий подряд.
Музей-панорама «Бородинская битва»
photo place
Кутузовский проспект, д. 38, стр. 1
Парк Победы
Станция метро «Университет»
photo place
проспект Вернадского
Открытие станции метро «»Университет» состоялось 12 января 1959 года. Свое название она получила по расположенному рядом МГУ им. Ломоносова и была построена для его обслуживания.