20 марта 1930 года на базе Аэромеханического факультета МВТУ было создано Высшее Аэромеханическое училище, а 20 августа — Московский авиационный институт. В составе МАИ, также как и в ВАМУ, было три отделения: самолетостроительное, моторостроительное и воздухоплавания. Факультеты появились только в 1931 году и тогда же отделение воздухоплавания стало факультетом дирижаблестроения. Поговорим же сегодня о славном прошлом московской авиации.
Курс воздухоплавания и аэродинамики
Чтение курса теоретических основ воздухоплавания началось в 1909 году по инициативе профессора Николая Жуковского в Императорском московском техническом училище (ИМТУ), которое располагалось в здании сгоревшего в 1812 году Слободского дворца. Изначально тут была усадьба Бестужева-Рюмина, впоследствии ей владел А.Г. Орлов, а затем канцлер А.А. Безбородко. При нем дом был перестроен с таким размахом, что получившийся в результате дворец купил сам Павел I. И в 1812 году тут Александр I принимал москвичей, выступив перед ними со словом, посвящённом начавшейся Отечественной войне. Ну а в 1826 году сгоревшее здание было отдано московскому Воспитательному дому под ремесленное училище.
«Столичная Москва» писала в 1909 году: «Вследствие неоднократно выраженного студентами Императорского технического училища желания, с будущего учебного года в училище предполагается ввести курс воздухоплавания и аэродинамики, который будет читать проф. Н.Е. Жуковский. Курс этот будет читаться 1-й раз в России». Удивительно, но уже в 1909 г. члены воздухоплавательного кружка МТУ, среди которых был и будущий выдающийся советский авиаконструктор академик А.Н. Туполев, строили под руководством Жуковского планеры и осуществляли первые полеты на них.
Но почему у дворца было такое странное название?
От теории к практике
В 1914 году при ИМТУ были организованы теоретические курсы авиации для летчиков-добровольцев авиационной школы Московского общества воздухоплавания. Срок обучения обозначался в 4 месяца. Образовательный ценз слушателей был достаточно высоким, в основном это были студенты различных вузов, что давало возможность вести преподавание на высоком научном уровне. Двухэтажный каменный особняк на нынешней улице Радио стал общежитием и учебным помещением для летчиков с курсов, которыми руководил Николай Егорович. В 1918 году Жуковский обратился в Высший совет народного хозяйства с просьбой «о разрешении занять дом для работ Научно-технического отдела аэрогидродинамической секции». Одновременно началась «разработка практического проекта учреждения Центрального аэрогидродинамического института, проекта положения о нем и порядка развертывания его работы». Так особняк № 17 по улице Радио стал еще и первым зданием ЦАГИ.
Кстати, какая академия стала преемницей упомянутых курсов?
Дворец для академии
По инициативе все того же Жуковского в 1919 году был создан Московский авиационный техникум, который сначала располагался на улице Радио, а спустя полгода переехал в здание бывшего ремесленного училища в Малом Козловском переулке. Располагалось оно в центре Москвы, но — вдали от аэродрома. В сентябре 1920 года авиатехникум преобразовали в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского, которого и утвердили ректором. Основной задачей новоиспеченному институту обозначили подготовку инженерных кадров практически во всех звеньях авиапромышленности. Через год институт стал академией, где готовили авиаинженеров широкого профиля со сроком обучения 4 года, а сам учебный курс включал в себя 69 дисциплин.
Проблема удаленности от Ходынского аэродрома стояла все острее и летом 1923 года она решилась: академия переехала в Петровский путевой дворец и в помещение бывшего ресторана Скалкина. Так дворец, когда-то бывший местом отдыха для императорской фамилии во время путешествий, стал пристанищем авиаторов.
А кто эвакуировался сюда во время московского пожара 1812 года?
«Мавритания» и ее загадочная дверь
Новое назначение Петровского путевого дворца подчинило себе все. Рядом, в бывшем ресторане «Мавритания», расположился институт военной медицины. Как вспоминал известный физиолог О.Г. Газенко, «институту было явно тесно и неудобно в „Мавритании“. Кое-где еще продолжались работы по реконструкции помещений, в проходах стояли шкафы и ящики с оборудованием. Вместе с тем видно было, что экспериментальная работа шла полным ходом. Не случайно в эту пору были подготовлены и изданы многие методические пособия, руководства и монографии по авиационной медицине».
Позже сюда въедет Научно-исследовательский и испытательный институт авиационной медицины, известный как «Седьмой институт Министерства обороны СССР». Все тот же Газенко писал, что «обитая коленкором входная дверь на второй этаж „Мавритании“ была снабжена массивной металлической решеткой, которая на ночь запиралась тяжелым амбарным замком и опечатывалась, что порождало слухи о „сверхзакрытых“ экспериментах. Там проходит подготовка собак к будущим космическим полетам. ...В отдельных комнатах помещались операционная и лаборатории... Сложность и разнообразие задач возрастали, а времени для их решения было очень мало. Подготовка к полету первого и второго спутников шла одновременно, с тем, чтобы осуществить запуск к 40-летию Великой октябрьской революции».
Какая знаменитая на весь мир собака готовилась здесь к полету в космос?
Трибуна аэроклуба
В 1920-х самолетостроение развивается стремительно, в 1927 г. создается ОСОАВИАХИМ и молодежь активно увлекается идеями покорения неба. Ходынский аэродром, бывший на тот момент единственным в Москве, категорически не справляется с резко возросшим потоком авиаперевозок, потому выбирается место для нового аэродрома — обширный участок в низовье Москвы-реки. На противоположной стороне Волоколамского шоссе в 1935 г. были построены корпуса Центрального аэроклуба СССР: главное и административное трехэтажные здания, жилые корпуса. Главное здание выходит парадной лестницей на Волоколамское шоссе. Перед входом, в центре парадной лестницы, установили скульптуру В.И. Ленина, а второй этаж оформили балконом-трибуной, где располагались члены политбюро и правительства во время важных мероприятий. С 1935 г. в Тушино начинают проводиться августовские авиационные праздники. Их начало положили первые соревнования летательных аппаратов, на которых присутствовали Сталин, Ворошилов, Андреев, Шверник. За период Великой Отечественной войны аэроклубом было подготовлено более 2000 парашютистов, 350 летчиков и 350 планеристов.
Что напоминает главное здание аэроклуба с высоты птичьего полета?
Студент, да не тот?
Первоначально это здание, теперь принадлежащее МАИ, предназначалось для совсем других студентов. В конце 1920-х годов в Москве был объявлен конкурс на постройку студенческого городка для Института советской кооперативной торговли при Центросоюзе. Проектов было несколько, но в итоге выиграл вариант архитектора Н.Я. Колли и инженера И.И. Кондакова, имеющий в плане довольно сложную форму, напоминающий выгнутый гребешок с четырьмя зубцами. Корпуса этого комплекса представляют собой уникальную планировочную композицию, состоящую из полукруглого корпуса и отходящих от него «лучей». Фактически это был жилой комплекс с учебными корпусами и общежитиями, своей столовой, детским садом-яслями и даже с гаражом.
В 1952 году корпуса были переданы факультету радиоэлектроники. И здесь поселились студенты МАИ.
Строительство какого известнейшего здания курировал Н.Я. Колли в эти же годы?