Екатерина Сергеевна Максимова родилась в Москве, в 1939 году. В детстве будущая звезда Большого не проявляла никакого специального интереса к танцу, зато обожала подвижные игры – казаки-разбойники, прятки, догонялки. Лазила с мальчишками по деревьям, заборам и крышам, носилась сломя голову наперегонки. Куклы и игрушки интересовали Катю лишь постольку поскольку, но как только в ее жизни возник театр, появилось непередаваемое ощущение восторга и волшебства.
Первым балетным спектаклем, который Катя Максимова увидела совсем в юном возрасте, оказался «Конек-Горбунок» на сцене Большого театра. Мама, журналист и редактор Татьяна Густавовна Шпет, рано начала водить дочь на музыкальные и драматические постановки. Максимову настолько увлек театр, что запрет пойти на очередной спектакль становился для девочки самым суровым наказанием. «До сих пор помню, как я однажды сильно провинилась – и мама порвала билеты у меня на глазах со словами: «Никуда не пойдешь!» Наверное, ничто другое не могло на меня подействовать так сильно», - вспоминала балерина в своей книге. Когда девочке исполнилось шесть или семь лет, мама повела ее в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко на «Доктора Айболита» – легкий, задорный балет для детей. Вернувшись домой, Максимова никак не могла забыть чудесную Ласточку, поразившую ее до глубины души. «Ласточка, по-моему, единственная в этом спектакле танцевала на пальцах. Другие зверюшки бегали, прыгали, пританцовывали в туфельках, а это была настоящая классическая партия. Дома я рассказывала: «Вот это Ласточка делала, вот так она вставала на пальчики…» – и впервые пыталась еще и показать, станцевать увиденное. Тогда поняла: "Я тоже хочу так танцевать"».
Вскоре так и произошло. В 1949 году Екатерина Максимова поступила в Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии).
«Здание на Неглинной. Здесь раньше находилось Московское хореографическое училище, здесь я сделала первые шаги в балете, здесь все началось. История нашего училища очень давняя: прежде именовавшееся Императорским, оно тогда объединяло училища Большого и Малого театров, так что будущие драматические артисты и танцовщики занимались вместе… Я еще успела окончить школу в этом старинном здании, хранящем дух театральных традиций прошлого, до того, как наше училище отделили от Большого театра и перевели на Фрунзенскую. В стенах училища прожита длинная-длинная жизнь: было много хорошего, много друзей, которые остались со мной на всю жизнь, много разных историй – и смешных, и грустных, масса детских трагедий и обид, но и первые успехи, и первые победы – я тоже встретила здесь», - писала в своей автобиографии Е.С. Максимова. Еще в школе она познакомилась с Владимиром Васильевым, выдающимся партнером и будущим супругом, в дуэте с которым станцевала знаковые партии на сцене главных подмостков мира.
Уже с первого класса ученики московской балетной школы начинали участвовать в спектаклях Большого театра, частенько выходя на сцену аж по пять раз в неделю. Когда кончались уроки, начинались репетиции, а после репетиций – спектакли, и так каждый божий день. Домашние задания приходилось готовить, где придется: на лестницах, подоконниках в театре, за кулисами в антракте. Максимова часто уходила из дома на целый день – с девяти утра и до десяти-одиннадцати вечера, когда мама забирала ее домой из театра. «Хорошо еще, что я жила рядом: можно пешком дойти. Но все-таки приходилось пересекать несколько улиц, а ведь подземных переходов еще не существовало, и милиционеры на каждом углу не стояли, только на больших перекрестках, – вот и перебегала улицы, где придется. Так мне приходилось переходить улицу Горького, потом Пушкинскую, Петровку и Неглинную, и, хотя количество машин, разъезжавших тогда по улицам, нельзя даже сравнить с нынешним, все же перебегать дороги было опасно».
Максимова училась у гениального педагога – Елизаветы Павловны Гердт, в прошлом примы-балерины Мариинского театра, на спектаклях которой бывал даже В. И. Ленин. Гердт (ученица основоположника классического романтического балета Михаила Фокина) танцевала на одной сцене, в одних спектаклях с «последними из могикан» – Анной Павловой, Тамарой Карсавиной, Вацлавом Нижинским.
Еще во время учебы талантливая, в прямом смысле всё схватывающая на лету ученица Екатерина Максимова тоже стала танцевать на сцене Большого, рядом с признанными мэтрами.
Уже в конце первого класса она танцевала партию птички в свите Феи Весны в балете Сергея Прокофьева «Золушка». «Четверо или шестеро птичек, мы прыгали-скакали вокруг Золушки, которую танцевала сама Галина Сергеевна Уланова».
«Мы видели великих артистов не только рядом с собой на сцене, мы видели, как они вели себя за кулисами. Это становилось на всю жизнь примером отношений: никто не навязывал нам какие-то обязательные образцы, но неписаные правила театрального братства входили в нас вместе с воздухом театра – естественно, как дыхание».
«Передо мной у станка стояли Галина Уланова, Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, здесь – Марина Кондратьева, там – Нина Тимофеева, и движения задавал Асаф Мессерер или Марина Семенова. Я смотрела на них и «ровняла себя» – это тоже становилось настоящей школой. Наше счастье, что мы имели такие возможности. Училище при Большом театре – этим следовало гордиться!»
В восьмом классе Максимова исполнила партию Маши в балете П.И. Чайковского "Щелкунчик" в постановке В.И. Вайнонена. В 1957 году эта роль принесла ей первое профессиональное признание – золотую медаль на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве. Вскоре за первой наградой последовало множество других.
Отзывы