Информация о маршруте
Актерское дарование и обаяние личности, феноменальная пластичность и обостренная интуиция, чертовская пленительность и врожденное благородство, предельная взыскательность и природная закрытость. Янковского любила камера, но за этим большим артистом, несомненно, стояло нечто большее, чем просто выигрышное сочетание внешности и таланта.
Какую бы роль он ни играл, «тот самый Мюнхгаузен» создавал вокруг себя эдакую психологическую «многоярусность», амбивалентность, вызывающую желание шаг за шагом, кадр за кадром разглядывать, разгадывать его героев. Словно Волшебник из «Обыкновенного чуда», Янковский наделял своих персонажей дополнительным, «факультативным» смыслом, «бонусным» содержанием, - так, что даже самые, на первый взгляд, тривиальные его герои становились неоднозначными, непредсказуемыми, настоящими.
«Щит и меч» (1968), «Служили два товарища» (1968), «Зеркало» (1974), «Чужие письма» (1975), «Поворот» (1978), «Обыкновенное чудо» (1978), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Мы, нижеподписавшиеся» (1981), «Влюблен по собственному желанию» (1982), «Полеты во сне и наяву» (1982), «Ностальгия» (1983), «Храни меня, мой талисман» (1986), «Крейцерова соната» (1987), «Убить дракона» (1988), «Паспорт» (1990), «Любовник» (2002), «Доктор Живаго» (2006), «Царь» (2009), «Анна Каренина» (2009). Невероятно, но факт: Янковский снялся более чем в 100 фильмах, но кого бы он ни играл – спившегося спортсмена или митрополита-чудотворца, – ему удавалось быть разным не столько внешне, сколько внутренне.
«Лицо потрясающее, уникальное. Лицо Янковского надолго останется у нас неким символом думающей России, России, которая способна к рефлексии, к размышлению, к страданию. Это лицо русского интеллигента», - резюмировал режиссер Александр Прошкин в документальном фильме «Полеты наяву». В «Докторе Живаго» (2006) Прошкина Янковский сыграл одну из последних, сложных своих ролей – адвоката Виктора Комаровского.
«С Олегом ушло последнее аристократическое лицо в российском кинематографе», - полагал режиссер Роман Балаян, в шести картинах которого снялся Янковский.
О.И. Янковский (1944-2009) говорил, что никогда не мечтал ни о какой роли, просто работал с лучшими из лучших: Андреем Тарковским, Сергеем Соловьевым, Романом Балаяном, Татьяной Лиозновой, Вадимом Абдрашитовым, Георгием Данелия, Кареном Шахназаровым, Марком Захаровым, Валерием Тодоровским, Павлом Лунгиным; снимался у Ильдико Эньеди ("Мой двадцатый век", 1988), Энтони Уоллера («Немой свидетель», 1994), Салли Поттер ("Человек, который плакал", 2000).
Сложность не в том, чтобы «стать артистом», а в том, чтобы продолжать им «оставаться» какой-то ощутимый промежуток времени, - полагал обладатель множества театральных и кинопремий, Олег Янковский. Его проникновенный, насмешливый взгляд порой говорил значительно больше, чем тысяча слов.
Наш маршрут – возможность посмотреть на знакомые достопримечательности сквозь призму творческого пути звезды театра и кино Олега Янковского, в судьбе которого Москва сыграла особую роль.