Начнем прогулку по Климентовскому переулку с жемчужины нашей экскурсии, давшей ему название, – с церкви Священномученика Климента, Папы Римского.
Церковь с этим именем появилась здесь очень давно – не позднее конца XVI века. Наречение храма именем Римского Папы звучит несколько странно для современного уха. Неслучайно, наверное, историки считают, что первую церковь Св. Климента основали на этом месте иностранные купцы. Но для тех времен ничего удивительного не было в том, что епископ Рима, традиционно именуемый Папа Римский, почитался в православии: святой Климент тесно связан с историей русской церкви. Жил он не просто до разделения церквей – святой Климент входит в число учеников апостола Петра («апостол от семидесяти»), он был четвертым римским епископом. В начале II века святой был изгнан императором из Рима и сослан в Инкерманские каменоломни, что в Крыму, а затем его мученически казнили – утопили в море. Частицы его чудом обретенных мощей князь Владимир после своего крещения привез в Киев, основные мощи еще ранее перенес в Рим создатель славянской азбуки святой Кирилл (Константин).
Прежде чем говорить конкретно об этом замечательном храме, вспомним события, отстоящие от нас на 400 лет и происходившие именно здесь.
В путеводителях по Замоскворечью любой может прочитать, что «в районе нынешнего Климентовского храма 24 августа 1612 года произошло столкновение отряда казаков и дружины гетмана Хоткевича, потерпевшей сокрушительное поражение и так больше не оправившейся от этого удара». Итог сражения был именно таков, как говорят путеводители, но обстоятельства его заслуживают отдельного рассказа. Прежде всего надо сказать, что вокруг Москвы кроме монастырей-крепостей строились и небольшие укрепления – остроги (острожцы); такой к XVII веку был и у церкви Св. Климента. Как известно, летом 1612 года ополчение Минина и Пожарского осадило Кремль с находящимися там поляками. На помощь осажденным к Москве подошел со своим отрядом гетман Хоткевич. 22 августа он выбил из Климентовского острожка стоявший там гарнизон и, заняв его, поднял над церковью Климента польский флаг, а в сам острог свез провиант и трофеи. Отступившие казаки не собирались более воевать, но, увидев, сколько добра свезено в занятый острог, пошли в атаку и выбили оттуда поляков. Завладев их имуществом, они снова решили не продолжать боевые действия. Их бездействие встревожило командование ополчения, и на переговоры с казаками отправился келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын (благодаря ему, собственно, мы и знаем эту историю). Келарю удалось, опираясь на авторитет монастыря и свой собственный, на обещание выплаты жалования из монастырской казны, поднять казаков в атаку, которая и закончилась окончательным разгромом отряда гетмана.
Церковь того времени, естественно, не сохранилась, она дважды перестраивалась, каждый раз увеличиваясь в размерах. За время перестроек она формально утратила название Климентовской – главный придел освящен в честь праздника Преображения Господня, но в народном сознании храм так и остался Климентовским.
Сегодняшний храм возведен в 70-е годы XVIII века на средства проживавшего по соседству купца Козьмы Михайловича Матвеева – одного из богатейших москвичей того времени. Он владел железорудными заводами, мануфактурами, поставлявшими сукно армии, и, главное, брал «откупа» (получал право от государства на торговлю монопольными товарами) на водку и табак.
Для меня остается загадкой, каким образом замоскворецкий купец-откупщик или кто-то из людей, хлопотавших о перестройке храма, могли найти проект, обеспечивший славу этому сооружению. Не только грандиозность здания, доминировавшего до ХХ века в Замоскворечье, но и его архитектурный стиль просто поражают. Храм более характерен для Петербурга, он был и остается уникальным явлением для Москвы. Имя архитектора точно до сих пор не установлено, но, анализируя стилевые особенности сооружения, большинство писавших о нем сходятся во мнении, что автором проекта был главный архитектор Петербурга Пьетро Антонио Трезини. Как попал в Москву проект и почему он был реализован только через 20 лет после отъезда Трезини из России и 10 лет после его смерти, мне неизвестно.
Советую обратить внимание на кованую ограду, сохранившуюся (к сожалению, только частично) с конца XVIII века. По изяществу конкуренцию ей может составить только решетка ворот у дома Демидовых, расположенного неподалеку, в Большом Толмачевском переулке. Стоит также непременно заглянуть в Голиковский переулок, начинающийся с колокольни храма. Здесь, вплотную к колокольне, чудом сохранился кусок стены хозяйственной постройки (на ее фоне моя фотография в начале экскурсии) как минимум начала XVIII века. Он не реставрирован, не оштукатурен, поэтому мы можем видеть старый темный большемерный кирпич и детали, выполненные из московского белого камня, – осколки старой белокаменной Москвы, вторично использованные в новых (XVIII века) постройках.
Дойдем до Пятницкой улицы.