Преображенское: Дом Носова-Дворец на Яузе-Жилой поселок в стиле авангард

Преображенское: Дом Носова-Дворец на Яузе-Жилой поселок в стиле авангард

70 ч. 43 м.4 км
Бывшее село Преображенское известно тем, что там провел свои юные годы Петр I. После смерти царя Алексея Михайловича Преображенский дворец стал местом обитания царицы Натальи Кирилловны и царевича Петра. В 1689 году на левом берегу Яузы для царевича строят потешную крепость Прешбург, конюшни, дворы солдат, которые и сформировали обширную Потешную слободу.
star-icon
3.3
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении


Поселение связано с жизнью выдающихся людей России. Особняк в районе Потешной улицы посещал А. С. Пушкин. В Преображенском снимал квартиру молодой Г. Р. Державин, бывали историк И. М. Снегирев и художник В. И. Суриков.


Жилой дом Г.В. Сагалаева

Предлагаем начать нашу увлекательную прогулку по району Преображенское со станции метро «Черкизовская». Выйдем на Большую Черкизовскую улицу и прогуляемся вдоль Черкизовского парка.

По правой стороне, недалеко от метро «Преображенская площадь» в глубине Зельева переулка среди типовых советских многоквартирных домов спрятался одноэтажный кирпичный домик 1900 года постройки – Жилой дом Г. В. Сагалаева.

К концу XIX в. Село Черкизово стало пригородом Москвы, а в начале ХХ в. вошло в ее состав. От сельских построек мало что уцелело до наших дней, в том числе и этот дом в Зельевом переулке. Сам Зельев переулок до революции назывался Аптекарским, после на короткое время был переименован в Назаров, а вскоре получил свое теперешнее название. Дом был построен зажиточным крестьянином Василием Алексеевичем Чернышовым. Для его строительства Чернышов использовал кирпич с Мытищинского завода, чему свидетельствуют клейма с фамилией владельца завода: «И.Герасимовъ». Надо отметить, что в то время в этих краях каменные постройки были редкостью, окружающая застройка была преимущественно деревянной.

Во время реконструкции района дом был запланирован к сносу, но чудом уцелел. Любопытно то, что дом до сих пор является жилым: сейчас в нем проживает вдова последнего хозяина ‒ Ирина Петровна Мийченко. Дом является выявленным объектом культурного наследия.


Преображенское кладбище

У метро Преображенская площадь повернем на Преображенский вал и по левой стороне после рынка мы можем увидеть Ансамбль памятников Преображенской старообрядческой общины. С 1771 года в Москве у Преображенского кладбища действует Преображенская старообрядческая община, образованная во время эпидемии чумы.

В ансамбль монастыря, сохранившийся до наших дней, входят братский корпус (больничная палата) 1801 года, надвратный 1801‑1806 годов, служебный и два храма. Их проектировал архитектор Ф.К. Соколов, которому принадлежит также проект Андреевской богадельни. В 1866 году на месте федосеевской мужской обители был организован Никольский единоверческий мужской монастырь. Тем не менее, на стенах Успенского храма сохранялись древние образцы, писанные еще до Никона, а Никольский монастырь свято хранил старинные старообрядческие иконы. Здесь устраивались съезды противораскольничьих миссионеров, в церковно-приходской школе учились дети старообрядцев. Однако святыни Федосеевской общины – иконы древнего письма, старопечатные книги и рукописи – бережно хранились в стенах обители.

Никольский монастырь

На противоположной от монастыря стороне Преображенского Вала находятся дома Жилого поселка «Преображенское». В начале XX века возникла необходимость строительства нового жилья для рабочих и их семей, которые ютились в многочисленных окрестных бараках, а также в кельях соседнего Преображенского монастыря. В 1920-1930 гг. на окраинах Москвы было построено несколько рабочих поселков. Их характерные особенности: создание единой пространственной композиции застройки с внедрением объектов соцкультбыта и оборудованием просторных зеленых внутренних дворов, а также применение при строительстве недорогих материалов. В 1927-1929 гг. в районе Преображенского Вала и Ковылинского переулка на месте пустыря был построен один из таких жилых кварталов для рабочих, располагался он неподалеку от Московского электролампового завода (МЭЛЗ) и ткацкой фабрики «Красная заря». Планировку комплекса выполнил автор знаменитого дома-коммуны на улице Орджоникидзе и будущий ректор МАРХИ Иван Сергеевич Николаев в соавторстве с архитектором-конструктивистом Марией Михайловной Русановой.


Особняк Носова

Внешний вид зданий решен в конструктивистском духе, они лишены всевозможных декоративных излишеств, оштукатурены и покрашены.
Теперь пройдем через Северный Хапиловский сквер, далее на Суворовскую улицу в сторону уменьшения нумерации домов, затем на 1-й электрозаводский переулок и на Электрозаводской улице увидим красивое желтое здание – Особняк купца В.Д. Носова. Это редчайший для Москвы образец деревянного модерна, в котором прослеживается влияние франко-бельгийского варианта стиля. Знаменитый архитектор Лев Кекушев построил дом по заказу фабриканта Василия Дмитриевича Носова. Его отец со своими братьями основал небольшую ткацкую фабрику на берегу Хапиловского пруда в первой половине 19 века. За несколько десятилетий предприятие заметно разрослось. Василий Дмитриевич, долгое время возглавлявший семейное дело, с 1880-х годов жил в нынешнем доме № 1 по Малой Семеновской улице. А потом решил переехать, оставив особняк единственному сыну и его жене, урожденной Рябушинской.
Новый дом по соседству Носов решил строить в дереве: во-первых, чтобы ускорить работу; кроме того, деревянные стены лучше держат тепло, чем кирпич, и в них более «здоровый воздух» - рассказывает в своих «Воспоминаниях» внук В. Д. Носова Ю. А. Бахрушин.


Введенский народный дом

Пройдем теперь на площадь Журавлева и познакомимся с величественным зданием Введенского народного дома, выполненного в стиле позднего сталинского ампира. Здание, которое сейчас занимает театрально-концертный зал «Дворец на Яузе», было построено в начале ХХ века, в 1903 году, как Введенский народный дом, а в 1947 году перестроено уже в нынешнем виде. Народные дома – это подобие советских домов культуры. Введенский народный дом стал одним из десятка аналогичных заведений, открытых в других районах. В основном их строили в начале ХХ века на окраинах города, в целях просвещения бедного и рабочего населения. Самым лучшим домом стал именно Введенский. Он был построен по проекту архитектора И.А. Иванова-Шица в стиле венского сецессиона. В народном доме работал синематограф, устраивались бесплатные утренние спектакли, музыкальные вечера, читались различные лекции, действовала библиотека. А заведовал народным домом с 1907 года Алексей Александрович Бахрушин, известный коллекционер и меценат, основатель театрального музея. Он же и собрал здесь выдающуюся театральную труппу.

В 1947 году дом был перестроен архитектором Б.В. Ефимовичем, и с тех пор уже ничего не напоминает об утончённом венском сецессионе. Получился дворец, по стилю характерный для поздне-сталинской архитектуры. В здании расположился театр имени Моссовета. В этот период истории заведения, в 1956 году, именно здесь снимался фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». В бывшем Введенском народном доме позднее был открыт телевизионный театр, в котором снимали первые выпуски КВН. Позже тут расположился дом культуры МЭЛЗ (Московского электро-лампового завода). В 2008 году здание было реконструировано, и называется с тех пор «Дворец на Яузе». Сейчас здесь проходят концерты и спектакли совершенно разных стилей.
Автор статьи: Гид района
Распечатать статью

Точки маршрута

Жилой дом Г.В.Сагалаева

Годы постройки

1900

Стиль

Кирпичный стиль

Адрес

Зельев пер., д. 6

Ближайшие станция метро

Преображенская площадь

Назначение постройки

Жилой дом

Узнать об объекте больше
star-icon
3.7
Жилой дом Г.В.Сагалаева
1
Предлагаем начать нашу увлекательную прогулку по району Преображенское со станции метро Черкизовская. Выйдем на Большую Черкизовскую улицу и прогуляемся вдоль Черкизовского парка. По правой стороне, недалеко от метро «Преображенская площадь» в глубине Зельева переулка среди типовых советских многоквартирных домов спрятался одноэтажный кирпичный домик 1900 года постройки – Жилой дом Г. В. Сагалаева. К концу XIX в. Село Черкизово стало пригородом Москвы, а в начале ХХ в. вошло в ее состав. От сельских построек мало что уцелело до наших дней, в том числе и этот дом в Зельевом переулке. Сам Зельев переулок до революции назывался Аптекарским, после на короткое время был переименован в Назаров, а вскоре получил свое теперешнее название.
Дом был построен зажиточным крестьянином Василием Алексеевичем Чернышовым. Для его строительства Чернышов использовал кирпич с Мытищинского завода, чему свидетельствуют клейма с фамилией владельца завода: «И.Герасимовъ». Надо отметить, что в то время в этих краях каменные постройки были редкостью, окружающая застройка была преимущественно деревянной. Площадь дома ‒ около 60 кв. м, его первоначальная планировка за все время существования не претерпела значительных изменений. Дворовая территория скрыта от любопытных глаз за монументальной кирпичной оградой, прилегающей к одному из фасадов дома, с деревянными воротами и калиткой, а также сплошным деревянным штакетником. Перед окнами со стороны ворот разбит небольшой палисадник за невысокой фигурной металлической оградой с кирпичными столбиками. Фасады достаточно скромно декорированы. К дому примыкают деревянные сени с резными наличниками на окнах и веранда.
Следующим владельцем дома, согласно документам, был Алексей Григорьевич Тельнов, а в середине прошлого века он был передан семье Сагалаевых. Глава семьи Григорий Васильевич Сагалаев был видным ученым-химиком, педагогом, основателем кафедры «Технология переработки пластмасс» Московского государственного университета тонких химических технологий им. М. В. Ломоносова (ныне ‒ Московский технологический университет). Под его руководством впервые в стране была организована научная школа по технологии создания и переработки наполненных пластмасс. Сагалаев прожил в этом доме большую часть жизни.
С домом связывают также имя известного советского драматурга А. Н. Арбузова. Существует легенда, что именно здесь он поселил героинь своей пьесы «Домик на окраине», которая изначально так и называлась ‒ «Домик в Черкизове».
Во время реконструкции района дом был запланирован к сносу, но каким-то чудом уцелел. Любопытно то, что дом до сих пор является жилым: сейчас в нем проживает вдова ученого ‒ Ирина Петровна Мийченко. Дом является выявленным объектом культурного наследия.
Next step
У метро Преображенская площадь повернем на Преображенский вал и по левой стороне после рынка мы можем увидеть Ансамбль памятников Преображенской старообрядческой общины.

Преображенское кладбище

Годы постройки

1770-1771

Стиль

Псевдорусский стиль, Псевдоготика

Адрес

Ул. Преображенский Вал, 17А

Ближайшие станция метро

Преображенская площадьСеменовская

Назначение постройки

Благотворительное заведение, Иное

Узнать об объекте больше
star-icon
3.4
Преображенское кладбище
2
С 1771 года в Москве у Преображенского кладбища действует Преображенская старообрядческая община, образованная во время эпидемии чумы. Ранее здесь были и мужские, и женские корпуса. Упраздненная после революции община в наше время возрождена. В первой половине 1920-х годов Советская власть передала храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней — Успенской части храма. Основателем этой общины считается купец И. А. Ковылин. В 1784-90 годах здесь была построена Успенская церковь. В начале XIX века на территории общины сформировались отдельные мужская и женская обители, разделяла которые дорога на Преображенское кладбище. В 1806 году обители были обнесены каменными стенами с башенками.
Монастырь, построенный в конце 18 - начале 19 века, отличается очень сложным и необычным устройством. Считается, что прототипом его была Выгорецкая пустынь в Карелии - центр Поморского согласия, уничтоженная в середины 18 века. Преображенский монастырь повторял ее планировку, и состоял из двух частей, вплотную примыкавших друг к другу: мужской и женской.
Next step
Южная часть - мужская, более старая, менее крупная и сильно видоизмененная. В 1851 году она была переделана в Никольский единоверческий монастырь.

Ансамбль Никольского Единоверческого монастыря

Годы постройки

XVIII-XIX вв.

Стиль

Псевдоготика, Эклектика

Адрес

ул. Преображенский Вал, 25

Ближайшие станция метро

Преображенская площадьСеменовская

Узнать об объекте больше
star-icon
3.5
Ансамбль Никольского Единоверческого монастыря
3
Возник он на Преображенском валу по повелению императора Николая I. Он занял территорию мужского двора бывшей старообрядческой обители, «беспоповского Преображенского богадельного дома».
В ансамбль монастыря, сохранившийся до наших дней, входят братский корпус (больничная палата) 1801 года, надвратный 1801‑1806 годов, служебный и два храма. Их проектировал архитектор Ф.К. Соколов, которому принадлежит также проект Андреевской богадельни. В 1854 году по настоянию Митрополита Филарета Успенский храм стал единоверческим. А в 1866 году на месте федосеевской мужской обители был организован Никольский единоверческий мужской монастырь.
Тем не менее, на стенах Успенского храма сохранялись древние образцы, писанные еще до Никона, а Никольский монастырь свято хранил старинные старообрядческие иконы.
После перехода монастыря в единоверие многие из активных беспоповских прихожан вольно или с тайным умыслом присоединились к новой вере, среди них были представители богатых купеческих домов: Гучковы, Носовы, Гусаровы, Бавыкины, Осиповы, Хлудовы. Именно на средства А.И. Хлудова и И.В. Носова была построена отдельно стоящая колокольня по проекту архитектора Горностаева в 1879 году. Хлудовым была пожертвована монастырю библиотека, которая заняла теплый корпус рядом с Крестовоздвиженским собором. Богатая коллекция состояла из памятников истории раскола и образцы древнерусской и старославянской литературы.
В конце XIX века монастырь стал центром борьбы с раскольниками и одновременно центром памяти старообрядческой традиции. Здесь устраивались съезды противораскольничьих миссионеров, в церковно-приходской школе учились дети старообрядцев. Однако святыни Федосеевской общины – иконы древнего письма, старопечатные книги и рукописи – бережно хранились в стенах обители. Монастырь закрыли в 1920‑х годах. Хлудовская библиотека и часть икон перекочевали в Исторический музей. Монахов прогнали. Какое-то время Успенская церковь принадлежала обновленцам, которые захватили её в 1930‑е годы, а потом половину продали старообрядцам новопоморского согласия. Сейчас этот собор по-прежнему разделен на две половины с двумя разными входами и разными правилами: старообрядческими и патриаршими. Однако древние иконы бережно хранят обе половины.
Next step
На противоположной от монастыря стороне Преображенского Вала находятся дома Жилого поселка «Преображенское».

Жилой поселок «Преображенское»

Годы постройки

1927-1929

Стиль

Авангард

Адрес

Преображенский Вал ул., д. 24, корп. 1, 3, 4, 5, 6

Ближайшие станция метро

Преображенская площадь

Архитекторы

И.С. НиколаевМ.М. Русанова

Назначение постройки

Жилой дом

Узнать об объекте больше
star-icon
3.3
Жилой поселок «Преображенское»
4
В начале XX века возникла необходимость строительства нового жилья для рабочих и их семей, которые ютились в многочисленных окрестных бараках, а также в кельях соседнего Преображенского монастыря.
В 1920-1930 гг. на окраинах Москвы было построено несколько рабочих поселков. Их характерные особенности: создание единой пространственной композиции застройки с внедрением объектов соцкультбыта и оборудованием просторных зеленых внутренних дворов, а также применение при строительстве недорогих материалов. В 1927-1929 гг. в районе Преображенского Вала и Ковылинского переулка на месте пустыря был построен один из таких жилых кварталов для рабочих, располагался он неподалеку от Московского электролампового завода (МЭЛЗ) и ткацкой фабрики «Красная заря». Планировку комплекса выполнил автор знаменитого дома-коммуны на улице Орджоникидзе и будущий ректор МАРХИ Иван Сергеевич Николаев в соавторстве с архитектором-конструктивистом Марией Михайловной Русановой.
Проект подразумевал строительство десяти домов, но на практике было возведено только шесть, высотой в пять и шесть этажей. Основу застройки составляли два симметрично стоящих дома сложной формы, мощными полуротондами выходящих на улицу Преображенский Вал. Дома более простой формы встали по внешнему периметру веерообразного по форме участка. Последнее здание ансамбля было возведено в 1930 г. уже по проекту архитектора Г. М. Мапа. Внешний вид зданий решен в конструктивистском духе, они лишены всевозможных декоративных излишеств, оштукатурены и покрашены.
Next step
Теперь пройдем через Северный Хапиловский сквер, далее на Суворовскую улицу в сторону уменьшения нумерации домов, затем на 1-й электрозаводский переулок и на Электрозаводской улице увидем красивое желтое здание – Особняк купца В.Д. Носова.

Особняк Носова

Годы постройки

1903

Стиль

Модерн

Адрес

ВАО, Электрозаводская ул., дом 12, строение 1

Архитекторы

Л.Н. Кекушев

Назначение постройки

Жилой дом

Узнать об объекте больше
star-icon
4.1
Особняк Носова
5
Это редчайший для Москвы образец деревянного модерна, в котором прослеживается влияние франко-бельгийского варианта стиля. Знаменитый архитектор Лев Кекушев построил дом по заказу фабриканта Василия Дмитриевича Носова. Его отец со своими братьями основал небольшую ткацкую фабрику на берегу Хапиловского пруда в первой половине 19 века. За несколько десятилетий предприятие заметно разрослось. Василий Дмитриевич, долгое время возглавлявший семейное дело, с 1880-х годов жил в нынешнем доме № 1 по Малой Семеновской улице. А потом решил переехать, оставив особняк единственному сыну, Василию Васильевичу, и его жене Евфимии Павловне, урожденной Рябушинской. Новый дом по соседству Носов решил строить в дереве: во-первых, чтобы ускорить работу; кроме того, деревянные стены лучше держат тепло, чем кирпич, и в них более «здоровый воздух» - рассказывает в своих «Воспоминаниях» внук В. Д. Носова Ю. А. Бахрушин.
Дом был разделён на мужскую и женскую половину. Вдовец Василий Дмитриевич и мужская прислуга поселились в первом этаже, а наверху жила младшая из шести дочерей Носова – Августа. На праздники в доме собиралось всё большое семейство; особенно широко праздновали масленицу.
В советские годы в особняке с круглой верандой разместился детский сад, затем его сменило общежитие, после – НИИ шерсти. С 1989 года здесь находится нотно-музыкальный отдел Российской Государственной библиотеки для молодёжи.
Next step
Напротив особняка находится Главный дом усадьбы Носова.

«Зимний» дом Носовых

Годы постройки

XIX в.

Стиль

Классицизм, Эклектика

Адрес

ВАО, Семеновская М. ул., дом 1, строение 1

Архитекторы

А. АгеенкоП. ЩеголевЛ.Н. КекушевИ.В. Жолтовский

Назначение постройки

Общественное учреждение, Жилой дом

Узнать об объекте больше
star-icon
3.3
«Зимний» дом Носовых
6
Василий Носов, глава семейной фирмы, выстроил этот двухэтажный дом в начале 1880-х годов на каменном фундаменте 1870-х, по проекту архитектора П. Щеголева. К дому примыкал огромный сад.
Когда его сын Василий вырос и женился на Евфимии Рябушинской, Носов переселился в другой дом усадьбы, разделил сад пополам, а свой особняк оставил молодым. Новая хозяйка стала превращать купеческий дом в изысканный салон «серебряного века». Ее мечтой было, чтобы «выдающиеся и нравящиеся ей современные русские художники в этом доме сделали нечто». Интерьеры в 1907 году был приглашен заново отделать будущий классик советской архитектуры Иван Жолтовский. В реконструкции дома поучаствовали также Лев Кекушев и гражданский инженер А. Агеенко, пристроивший к нему левое крыло. Внешний вид дома не изменился с 1910-х годов.
Внутри Жолтовский создал парадный мраморный зал с колоннами коринфского ордера и огромными зеркалами. Расписывать стены парадной столовой в 1911 году Носова пригласила В. Серова. Он сделал 29 эскизов на тему «Диана и Актеон», но смерть от сердечного приступа помешала Серову закончить работу. На помощь пришли живописцы С. Судейкин и Н. Сапунов. Парадную лестницу дома оформлял в 1912–13 годах М. Добужинский, которого Носова предварительно отправила в командировку в Италию для ознакомления с первоисточниками. Фреска Добужинского в была выполнена по образцу росписей дворца Козимо Медичи во Флоренции. В 1940 году ее закрасили, но предварительно заклеили бумагой. Когда в начале 1970-х покрытие удалили, фреска оказалась как новая.
Особняк в Москве полушутя стали называть «дворцом Козимо Медичи», а Евфимию Носову, уже всерьез – «хозяйкой модного салона, привлекавшего виднейших живописцев и писателей». Со временем Носова собиралась передать особняк со всем художественным содержимым в дар городу Москве и сделать его музеем. Осенью 1917 года, опасаясь реквизиций, Носова передала все художественные богатства в Третьяковскую галерею и вскоре уехала за границу. А в ее доме в 1917 году уже работала бесплатная столовая для 2500 красногвардейцев и рабочих.
До 1935 года национализированный дом Носовых сохранялся в неизменном виде, благодаря тому, что в нем был открыт Пролетарский музей Благуше-Лефортовского района. Но затем особняк отдали под районный Дворец пионеров, подвергли перепланировке, увезли куда-то зеркала и люстры. С 1962 до 1997 года в доме вновь поместился «Музей краеведения Первомайского района».
Next step
Пройдем теперь на площадь Журавлева и познакомимся с величественным зданием Введенского народного дома, выполненного в стиле позднего сталинского ампира.

Введенский народный дом

Годы постройки

1903

Стиль

Сталинский ампир, Модерн

Адрес

Журавлева пл., дом 1, строение 1

Архитекторы

И.А. Иванов-Шиц

Назначение постройки

Общественное учреждение

Узнать об объекте больше
star-icon
3.6
Введенский народный дом
7
. Здание, которое сейчас занимает театрально-концертный зал «Дворец на Яузе», было построено в начале ХХ века, в 1903 году, как Введенский народный дом, а в 1947 году перестроено уже в нынешнем виде.
Народные дома – это подобие советских домов культуры. Введенский народный дом стал одним из десятка аналогичных заведений, открытых в других районах. В основном их строили в начале ХХ века на окраинах города, в целях просвещения бедного и рабочего населения. Самым лучшим домом стал именно Введенский. Он был построен по проекту архитектора И.А. Иванова-Шица в стиле венского сецессиона.
В народном доме работал синематограф, устраивались бесплатные утренние спектакли, музыкальные вечера, читались различные лекции, действовала библиотека. А заведовал народным домом с 1907 года Алексей Александрович Бахрушин, известный коллекционер и меценат, основатель театрального музея. Он же и собрал здесь выдающуюся театральную труппу.
А в 1947 году дом был перестроен до неузнаваемости и надстроен архитектором Б.В. Ефимовичем, и с тех пор уже ничего не напоминает об утончённом венском сецессионе. Получился дворец, по стилю характерный для поздне-сталинской архитектуры. В здании расположился театр имени Моссовета. В этот период истории заведения, в 1956 году, именно здесь снимался легендарный фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». В бывшем Введенском народном доме позднее был открыт телевизионный театр, в котором снимали первые выпуски КВН. Позже тут расположился дом культуры МЭЛЗ (Московского электро-лампового завода). В 2008 году здание было реконструировано, и называется с тех пор «Дворец на Яузе». Сейчас здесь проходят концерты и спектакли совершенно разных стилей.
Next step
На этом наша прогулка по Преображенскому району окончена!

Связано с маршрутом (4)

Преображенский старообрядческий монастырь
icon
ул. Преображенский Вал, 17Б
Преображенская площадь
Памятник-склеп семьи Гучковых
icon
В 2018 году в ходе реставрации выяснилось, что часовня поставлена не над могилой купца-старообрядца Федора Гучкова.
Преображенское кладбище
Преображенская площадьСеменовская
star-icon
3.3
Набережная Шитова
icon
Набережная Шитова
Черкизовская