Участок, на котором разместилось это владение, неоднократно менял владельцев. В январе 1761 года его приобрела Синодальная типография. Старые палаты разобрали, а на их месте появилось строение, которое называли «Новым печатным домом». В 1861-м Синодальная типография сдала дом, где находились книжная лавка и квартиры служащих, внаем фирме «А. Пороховщиков и Н. Азанчевский».
Новые хозяева решили построить на Никольской улице большой комплекс, состоящий из гостиницы, концертно-лекционного зала и торгового помещения. Гостиница с залом должны были располагаться в здании по линии Никольской улицы, а торговые площади — в полукруглом строении позади него, во дворе. Автор проекта — архитектор Роман Гедике.
Ресторан «Славянский базар» открылся в 1871 году. К 1875-му начал работать зал для публичных лекций «Русская беседа», оформленный архитекторами Андреем Гуном и Петром Кудрявцевым в стиле русского узорочья с разноцветными колонками и изразцами, резными карнизами. Для лекционного зала Пороховщиков заказал большую картину «Славянские композиторы» у художника Константина Маковского, но тот запросил 25 тысяч рублей. Тогда заказ передали молодому художнику Илье Репину, который выполнил его всего за 1500 рублей. Сейчас эта картина украшает интерьеры Московской консерватории.
В гостинице в разные годы останавливались Петр Чайковский, Алексей Суворин, Николай Римский-Корсаков, Глеб Успенский, Владимир Стасов. «Русская беседа» тоже пользовалась большой популярностью: здесь не раз выступали историки Михаил Погодин, Александр Попов и многие другие.
А вот торговое помещение, в котором располагались 50 магазинов, не приносило дохода из-за неудобной планировки и затемненности. В 1873 году по проекту Августа Вебера его переделали в ресторан. Так родился знаменитый «Славянский базар». Именно здесь Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский обсуждали 21 июня 1897 года идею создания нового частного театра, который потом стал МХАТом.
Кстати, самыми популярными в ресторане были не обеды и ужины, а завтраки, проходившие с полудня до трех часов дня. Те посетители, которые оставались после трех часов, нередко заканчивали трапезу «журавлями». Так назывался запечатанный хрустальный графин, разрисованный золотыми журавлями. В него наливали дорогой коньяк — графин обходился в 50 рублей. Кто платил за коньяк, тот и получал пустой сосуд на память.
После революции в здании ресторана открыли столовую, а в 1966 году — снова ресторан, который сгорел в 1993-м. Его руины до сих пор можно увидеть во дворе. А в гостинице после 1917 года располагались Народный комиссариат юстиции, «Дворец строителей имени М.И. Калинина», еврейский театр музкомедии. В 1969 году здесь открылся Детский музыкальный театр Натальи Сац. С 1979-го его место занял Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского, который находится тут до сих пор. Остальные помещения занимают офисы.
Больше рассказов о московской архитектуре — конспекты лекций первого сезона «Уличного лектория», а также истории о любимых местах Пушкина, Гоголя, Мейерхольда и других известных личностей, — в рубрике «Московские прогулки».
Отзывы