Переносимся в Москву Блока: пять столичных адресов поэта

Переносимся в Москву Блока: пять столичных адресов поэта

51 ч. 7 м.6 км
Автор маршрута: портал mos.ru.
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

28 ноября исполняется 140 лет со дня рождения Александра Блока. Рассказываем о столичных домах, напоминающих о поэте.

Жизнь одного из главных русских символистов неразрывно связана с Санкт-Петербургом: там Блок родился и жил до самой смерти, очень его любил, посвящал ему стихи. Но к Москве поэт тоже питал нежные чувства: здесь жили многие его друзья, у которых он часто гостил, здесь создавал многие свои произведения. Например, в одном из его самых оптимистичных стихотворений — «Утре в Москве» (1909) — есть такие строки:

Я люблю тебя, панна моя,
Беззаботная юность моя,
И прозрачная нежность Кремля
В это утро — как прелесть твоя.

Дом на Спиридоновке: квартира молодоженов

Улица Спиридоновка, дом 6

В январе 1904 года, сразу после Рождества, Александр Блок приехал на две недели в Москву. С ним была его жена Любовь Дмитриевна, дочь известного химика Менделеева. Молодую пару пригласили остановиться в доме семьи Марконет, с которой троюродный брат Блока, поэт Сергей Соловьев, состоял в родстве.

То было приятное время: к Блоку часто захаживали друзья, с которыми они сидели до глубокой ночи, а Любовь Дмитриевна с удовольствием примеряла на себя роль хозяйки, замужней женщины. Она обладала талантом мгновенно очаровывать каждого, с кем знакомилась; в ее адрес так и лились комплименты.

Они знали друг друга детства, но к тому, чтобы связать свои жизни, их подтолкнула встреча в Санкт-Петербурге в 1901 году. «Эта встреча меня перебудоражила», — вспоминала Менделеева. Блок тоже иначе посмотрел на девушку, которую знал много лет, и больше не захотел с нею разлучаться. В 1903 году они поженились, а в 1904-м Блок создал свой самый известный поэтический цикл — «Стихи о Прекрасной Даме». Прообразом героини стала Любовь Дмитриевна.

Московский художественный театр: святая святых Станиславского

Камергерский переулок, дом 3

Проходя мимо здания Московского художественного театра, Блок мечтал: когда-нибудь на этой сцене поставят его пьесу. Поэт преклонялся перед талантом создателя МХТ Константина Станиславского, называл его настоящим художником.

Но на его пьесу «Роза и крест?», написанную в 1913 году, обратил внимание не Станиславский, а второй основатель МХТ — Владимир Немирович-Данченко. Блок был очень рад, ведь незадолго до этого Художественный отказался от другой его пьесы, «Песни судьбы». Воодушевленный, он тут же прервал переговоры с Александром Таировым, который хотел поставить «Розу и крест» в Камерном театре, и полностью сосредоточился на Художественном.

Константин Станиславский до последнего сомневался, он считал пьесу малосценичной, но в конце концов уступил Немировичу-Данченко. Станиславский ценил талант Блока и интересовался его пьесами, но так и не поставил ни одной — быстро остывал к ним. «Розу и крест» в итоге постигла та же участь, несмотря на то что уже даже приступили к репетициям. Проблемы сыпались одна за другой — менялся актерский состав, по разным причинам замедлялся темп репетиций. Спектакль застопорился, и его решили убрать из планов театра.

Блок очень тяжело это переживал. Публика, которую уже успели оповестить о том, какая премьера готовится, тоже была расстроена. Многие видели в сюжете «Розы и креста» пересечения с событиями личной жизни автора. Главная героиня пьесы, действие которой происходит в средневековой Франции, — юная жена строгого графа. Томясь от меланхолии, она слышит песню бродячего трубадура о страдании, которое может стать радостью, и вскоре к ней приходит роковая любовь.

В Петербурге и Москве в то время ходили слухи о том, что Любовь Дмитриевна вняла мольбам влюбленного в нее Андрея Белого, «заклятого друга» мужа. Правда, сам Блок утверждал, что позаимствовал фабулу из средневекового романа «Фламенка».

Квартира Андрея Белого: кружок «аргонавтов»

Улица Арбат, дом 55

В этой квартире родился и прожил 26 лет Андрей Белый (его настоящее имя — Борис Бугаев), поэт, прозаик, философ, теоретик символизма. С начала 1900-х годов он собирал здесь своих единомышленников — студентов философского, исторического, физико-математического и других факультетов Московского университета. Все они принадлежали к течению символизма, в творчестве их привлекали эксперименты, новые формы, необычные образы. Этот кружок получил название «Аргонавты» — по названию корабля из древнегреческого мифа о Ясоне. Участники, среди которых были Константин Бальмонт, Валерий Брюсов и другие известные поэты, считали: так же, как Ясон и его товарищи искали золотое руно, они должны попытаться найти нечто ценное в своей жизни.

Бывал на встречах «аргонавтов» и Александр Блок. С Белым их связывали странные отношения: они дружили, но порой их дружба была больше похожа на войну, не имевшую при этом никакого отношения к Любови Дмитриевне, в которую Белый был горячо влюблен. Блок, узнавший об этом, коротко бросил: «Ну что же — я рад...»

Блок и Белый ругались и мирились, затеивали дуэли, едко высказывались друг о друге — не сосчитать, сколько раз они разрывали отношения, а потом снова мирились. Как-то, прочитав сборник Блока «Нечаянная Радость», Белый ужасно рассердился: эта книга, в отличие от «Стихов о Прекрасной Даме», ему совсем не понравилась. Поэт поспешил сообщить своему другу все, что думает о его новой работе. Развязалась ссора. Обидные слова Белый все же взял назад — но лишь в самом конце жизни.

Доходный дом В.П. Панюшева: дружеские визиты

Улица Арбат, дом 51

Недалеко от дома, где жил Андрей Белый, находится еще один дом, в котором бывал Александр Блок. В последний раз он приезжал сюда весной 1921-го, незадолго до смерти.

Здесь жил литературовед Петр Коган с женой Надеждой, поэт с ними дружил. Они часто устраивали приемы, на которые звали прозаиков, поэтов, драматургов. Их нередкой гостьей была и Марина Цветаева — большая поклонница Блока, посвящавшая ему стихи. Однажды ее дочь Ариадна, увидевшая кумира матери, сделала запись в своем детском дневнике: «Марина объясняет мне, что Александр Блок — такой же великий поэт, как Пушкин. И волнующее предчувствие чего-то прекрасного охватывает меня при каждом ее слове…»

Центральный дом журналиста: последнее выступление

Никитский бульвар, дом 8а

В 1921 году Александр Блок выступил здесь со стихами. Публике, правда, они не понравились, и кто-то даже выкрикнул из зала, что как поэт Блок умер. Никто не подозревал, что поэт выходит к зрителям в последний раз в жизни. Ему было всего 40 лет, но, несмотря на молодой возраст, у него были серьезные проблемы со здоровьем. 7 августа 1921 года Блок умер в своей петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов.

У здания, которое стало площадкой для его последнего выступления, богатая история. В конце XVIII века дом был частью усадьбы князей Гагариных, но после пожара 1812 года от имения не осталось ничего, кроме флигеля, который перестроили в главный дом. Новой владелицей стала княгиня Анастасия Щербинина. Именно она дала бал, на котором впервые в качестве супругов присутствовали Александр Пушкин и Наталья Гончарова.

Щербинина продала усадьбу графине Головиной, у которой чуть позднее ее купил предприниматель Александр Прибылов, торговавший ситцем. После революции дом национализировали, а в 1920 году по просьбе Владимира Маяковского отдали журналистам, назвав Домом печати. Центральным домом журналиста он стал в 1938-м.
Распечатать статью

Точки маршрута

Дом, в котором зимой 1903-1904 гг. жил поэт А. А. Блок

Стиль

Классицизм

Адрес

ЦАО, Спиридоновка ул., дом 6

Узнать об объекте больше
star-icon
3.7
Дом, в котором зимой 1903-1904 гг. жил поэт А. А. Блок
1
В январе 1904 года, сразу после Рождества, Александр Блок приехал на две недели в Москву. С ним была его жена Любовь Дмитриевна, дочь известного химика Менделеева. Молодую пару пригласили остановиться в доме семьи Марконет, с которой троюродный брат Блока, поэт Сергей Соловьев, состоял в родстве.

То было приятное время: к Блоку часто захаживали друзья, с которыми они сидели до глубокой ночи, а Любовь Дмитриевна с удовольствием примеряла на себя роль хозяйки, замужней женщины. Она обладала талантом мгновенно очаровывать каждого, с кем знакомилась; в ее адрес так и лились комплименты.

Они знали друг друга детства, но к тому, чтобы связать свои жизни, их подтолкнула встреча в Санкт-Петербурге в 1901 году. «Эта встреча меня перебудоражила», — вспоминала Менделеева. Блок тоже иначе посмотрел на девушку, которую знал много лет, и больше не захотел с нею разлучаться. В 1903 году они поженились, а в 1904-м Блок создал свой самый известный поэтический цикл — «Стихи о Прекрасной Даме». Прообразом героини стала Любовь Дмитриевна.

МХТ им. Чехова

Годы постройки

1882 г.

Стиль

Модерн

Адрес

Камергерский пер., дом 3, строение 1

Ближайшие станция метро

Охотный ряд

Архитекторы

Ф.О. ШехтельМ.Н. ЧичаговИ.А. Фомин

Назначение постройки

Театр

Узнать об объекте больше
star-icon
3.8
МХТ им. Чехова
2
Проходя мимо здания Московского художественного театра, Блок мечтал: когда-нибудь на этой сцене поставят его пьесу. Поэт преклонялся перед талантом создателя МХТ Константина Станиславского, называл его настоящим художником.

Но на его пьесу «Роза и крест?», написанную в 1913 году, обратил внимание не Станиславский, а второй основатель МХТ — Владимир Немирович-Данченко. Блок был очень рад, ведь незадолго до этого Художественный отказался от другой его пьесы, «Песни судьбы». Воодушевленный, он тут же прервал переговоры с Александром Таировым, который хотел поставить «Розу и крест» в Камерном театре, и полностью сосредоточился на Художественном.

Константин Станиславский до последнего сомневался, он считал пьесу малосценичной, но в конце концов уступил Немировичу-Данченко. Станиславский ценил талант Блока и интересовался его пьесами, но так и не поставил ни одной — быстро остывал к ним. «Розу и крест» в итоге постигла та же участь, несмотря на то что уже даже приступили к репетициям. Проблемы сыпались одна за другой — менялся актерский состав, по разным причинам замедлялся темп репетиций. Спектакль застопорился, и его решили убрать из планов театра.

Блок очень тяжело это переживал. Публика, которую уже успели оповестить о том, какая премьера готовится, тоже была расстроена. Многие видели в сюжете «Розы и креста» пересечения с событиями личной жизни автора. Главная героиня пьесы, действие которой происходит в средневековой Франции, — юная жена строгого графа. Томясь от меланхолии, она слышит песню бродячего трубадура о страдании, которое может стать радостью, и вскоре к ней приходит роковая любовь.

В Петербурге и Москве в то время ходили слухи о том, что Любовь Дмитриевна вняла мольбам влюбленного в нее Андрея Белого, «заклятого друга» мужа. Правда, сам Блок утверждал, что позаимствовал фабулу из средневекового романа «Фламенка».

Мемориальная квартира Андрея Белого

Адрес

г. Москва, ул. Арбат, д. 55

Узнать об объекте больше
Мемориальная квартира Андрея Белого
3
В этой квартире родился и прожил 26 лет Андрей Белый (его настоящее имя — Борис Бугаев), поэт, прозаик, философ, теоретик символизма. С начала 1900-х годов он собирал здесь своих единомышленников — студентов философского, исторического, физико-математического и других факультетов Московского университета. Все они принадлежали к течению символизма, в творчестве их привлекали эксперименты, новые формы, необычные образы. Этот кружок получил название «Аргонавты» — по названию корабля из древнегреческого мифа о Ясоне. Участники, среди которых были Константин Бальмонт, Валерий Брюсов и другие известные поэты, считали: так же, как Ясон и его товарищи искали золотое руно, они должны попытаться найти нечто ценное в своей жизни.

Бывал на встречах «аргонавтов» и Александр Блок. С Белым их связывали странные отношения: они дружили, но порой их дружба была больше похожа на войну, не имевшую при этом никакого отношения к Любови Дмитриевне, в которую Белый был горячо влюблен. Блок, узнавший об этом, коротко бросил: «Ну что же — я рад...»

Блок и Белый ругались и мирились, затеивали дуэли, едко высказывались друг о друге — не сосчитать, сколько раз они разрывали отношения, а потом снова мирились. Как-то, прочитав сборник Блока «Нечаянная Радость», Белый ужасно рассердился: эта книга, в отличие от «Стихов о Прекрасной Даме», ему совсем не понравилась. Поэт поспешил сообщить своему другу все, что думает о его новой работе. Развязалась ссора. Обидные слова Белый все же взял назад — но лишь в самом конце жизни.

Доходный дом В. Панюшева

Годы постройки

1912

Стиль

Неоклассицизм, Эклектика

Адрес

Арбат ул., дом 51, строение 1

Архитекторы

В.А. Казаков

Назначение постройки

Жилой дом, Общежитие, Доходный дом

Узнать об объекте больше
star-icon
3.3
Доходный дом В. Панюшева
4
Недалеко от дома, где жил Андрей Белый, находится еще один дом, в котором бывал Александр Блок. В последний раз он приезжал сюда весной 1921-го, незадолго до смерти.

Здесь жил литературовед Петр Коган с женой Надеждой, поэт с ними дружил. Они часто устраивали приемы, на которые звали прозаиков, поэтов, драматургов. Их нередкой гостьей была и Марина Цветаева — большая поклонница Блока, посвящавшая ему стихи. Однажды ее дочь Ариадна, увидевшая кумира матери, сделала запись в своем детском дневнике: «Марина объясняет мне, что Александр Блок — такой же великий поэт, как Пушкин. И волнующее предчувствие чего-то прекрасного охватывает меня при каждом ее слове…»

Дом журналиста

Годы постройки

XVIII в.

Адрес

Никитский бульвар, д. 8

Ближайшие станция метро

Арбатская (филевская линия)

Архитекторы

А. Вивьен

Назначение постройки

Городская усадьба, Общественное учреждение

Узнать об объекте больше
star-icon
3.9
Дом журналиста
5
В 1921 году Александр Блок выступил здесь со стихами. Публике, правда, они не понравились, и кто-то даже выкрикнул из зала, что как поэт Блок умер. Никто не подозревал, что поэт выходит к зрителям в последний раз в жизни. Ему было всего 40 лет, но, несмотря на молодой возраст, у него были серьезные проблемы со здоровьем. 7 августа 1921 года Блок умер в своей петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов.

У здания, которое стало площадкой для его последнего выступления, богатая история. В конце XVIII века дом был частью усадьбы князей Гагариных, но после пожара 1812 года от имения не осталось ничего, кроме флигеля, который перестроили в главный дом. Новой владелицей стала княгиня Анастасия Щербинина. Именно она дала бал, на котором впервые в качестве супругов присутствовали Александр Пушкин и Наталья Гончарова.

Щербинина продала усадьбу графине Головиной, у которой чуть позднее ее купил предприниматель Александр Прибылов, торговавший ситцем. После революции дом национализировали, а в 1920 году по просьбе Владимира Маяковского отдали журналистам, назвав Домом печати. Центральным домом журналиста он стал в 1938-м.