Проходя мимо здания Московского художественного театра, Блок мечтал: когда-нибудь на этой сцене поставят его пьесу. Поэт преклонялся перед талантом создателя МХТ Константина Станиславского, называл его настоящим художником.
Но на его пьесу «Роза и крест?», написанную в 1913 году, обратил внимание не Станиславский, а второй основатель МХТ — Владимир Немирович-Данченко. Блок был очень рад, ведь незадолго до этого Художественный отказался от другой его пьесы, «Песни судьбы». Воодушевленный, он тут же прервал переговоры с Александром Таировым, который хотел поставить «Розу и крест» в Камерном театре, и полностью сосредоточился на Художественном.
Константин Станиславский до последнего сомневался, он считал пьесу малосценичной, но в конце концов уступил Немировичу-Данченко. Станиславский ценил талант Блока и интересовался его пьесами, но так и не поставил ни одной — быстро остывал к ним. «Розу и крест» в итоге постигла та же участь, несмотря на то что уже даже приступили к репетициям. Проблемы сыпались одна за другой — менялся актерский состав, по разным причинам замедлялся темп репетиций. Спектакль застопорился, и его решили убрать из планов театра.
Блок очень тяжело это переживал. Публика, которую уже успели оповестить о том, какая премьера готовится, тоже была расстроена. Многие видели в сюжете «Розы и креста» пересечения с событиями личной жизни автора. Главная героиня пьесы, действие которой происходит в средневековой Франции, — юная жена строгого графа. Томясь от меланхолии, она слышит песню бродячего трубадура о страдании, которое может стать радостью, и вскоре к ней приходит роковая любовь.
В Петербурге и Москве в то время ходили слухи о том, что Любовь Дмитриевна вняла мольбам влюбленного в нее Андрея Белого, «заклятого друга» мужа. Правда, сам Блок утверждал, что позаимствовал фабулу из средневекового романа «Фламенка».