От Консерватории до МХТ им. Чехова: Москва глазами Аллы Сигаловой

От Консерватории до МХТ им. Чехова: Москва глазами Аллы Сигаловой

60 ч. 20 м.2 км

Хореограф, режиссер, педагог, актриса, танцовщица, телеведущая… Алла Сигалова всегда в движении, в реализации сверхусилия, в непреходящем поиске. Она в прямом смысле «создает спектакли, чтобы жить…»

Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

Информация о маршруте

«Когда вы танцуете, позволяете себе роскошь быть самим собой», - точно подметил бразильский классик Пауло Коэльо. Для Аллы Михайловны с самого начала карьеры особенно важно не только «оставаться собой», но и быть открытой новому. В Москве Сигалова сумела раскрыть себя сразу в нескольких ипостасях, – режиссера, хореографа и педагога, воспитавшего не одну плеяду «талантов и поклонников».

У Аллы Михайловны всю жизнь «напряженный рабочий график», выдержать который под силу далеко не каждому. В качестве режиссёра-постановщика и хореографа-постановщика Сигалова выпустила десятки балетных, оперных и драматических спектаклей в Москве и за рубежом, среди которых «Отелло» на музыку Дж. Верди (1990, «Независимая труппа Аллы Сигаловой»); «Травиата» (1999, театр Новая Опера); «Фальстаф» (2005, Мариинский театр); «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза (2015, Опера Бастилия); «Двое Фоскари» Д. Верди и «Мадам Баттерфляй» Д. Пуччини (2016, Ла Скала); «Любить» по пьесе В. Токаревой «Ну и пусть» (2016, Рижский русский театр им. Михаила Чехова); «Катерина Ильвовна» по очерку Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (2017, Московский театр п/р О. Табакова); «Ромео и Джульетта» по пьесе В. Шекспира (2019, МХТ им. Чехова); «Каренина. Процесс» (2023, Театр Наций).

Среди знаковых постановок, в которых Сигалова выступила в качестве хореографа, легендарный спектакль Р. Виктюка «Служанки» (1988, Театр «Сатирикон»); «Игра в прятки с одиночеством» (1989, «Независимая труппа Аллы Сигаловой»); «Страсти по Бумбарашу» Ю. Кима (1993, реж. В. Машков) в Театре-студии О. Табакова; «Джан» по А. Платонову (2004, реж. Р. Козак) в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина; «После занавеса» по пьесам А. Чехова и Б. Фрила (2010, реж. Е. Каменькович) в театре «Мастерская Петра Фоменко»; «Casting/Кастинг» (2011) в Театре им. Моссовета, - спектакль о театральном закулисье, в котором Сигалова к тому же сыграла главную роль.

«Для хореографа самое главное – не ноги, не руки, а глаза», - уверена Сигалова. «Ты обязан следить за музыкой, за оркестром, за светом, за мизансценами, за артистами, в конце концов. Люблю многозадачность, форму, масштаб, стиль - мне это нравится».

С 2004 года Алла Михайловна, помимо режиссерской и хореографической деятельности, заведует «Кафедрой пластического воспитания» Школы-студии МХАТ, а с 2013-го параллельно руководит кафедрой «Современной хореографии и сценического танца» Российского института театрального искусства (ГИТИС).

Алла Сигалова живет в Москве вот уже 45 лет. В столицу выпускница Академии русского балета им. Агриппины Вагановой переехала в 1978 году, а в 1983-м окончила режиссёрский факультет ГИТИСа. Для Сигаловой, выросшей в «абсолютной красоте в Ленинграде» (ныне Санкт Петербург), Москва – это не стиль, не декор и отнюдь не архитектура, а в первую очередь – люди. Уникальные музыканты, артисты, режиссеры, модельеры, писатели, художники… одним словом – выдающиеся личности, ставшие для Аллы Михайловны «главным ориентиром» не только на карте Москвы, но и во многом определившие «общую тональность» ее отношения к городу.

«Я очень люблю Замоскворечье, часто там бываю, там можно застать удивительные улицы со старыми особнячками, сохранившими дух старой Москвы. Обожаю там гулять, бродить, заходить в подъезды. В Питере в детстве все подъезды и дворы были открыты, и все всегда знали самый короткий путь, как пройти куда-то через двор. Это немного напоминало поиски клада, потому что, открывая незнакомую дверь в подъезд, можно было наткнуться на потрясающую лепнину или фреску. Сейчас редко когда можно набрести на какой-то деревянный фронтон. Москва очень изменилась, стала прекрасна, и в то же время стала очень закрытым городом, в прямом смысле. Всюду и везде - шлагбаумы, охрана, ты не можешь просто зайти в какой-то подъезд посмотреть какие-то витражи, лепнины – это случается все реже и реже. За особой атмосферой езжу к Новодевичьему монастырю, еще люблю Воробьевы горы, где провожу очень много времени. Там есть тропы, по которым, так кажется, никто не ходит. Это огромное, очень красивое пространство, с безумным количеством бесконечных тропинок, куда практически «не ступала нога человека». У меня периодически возникает потребность переместиться куда-то, где можно пошуршать листьями, потоптать снег или поваляться на траве, посмотреть на воду, не выезжая далеко из Москвы».

Сегодня, впрочем, как и всегда, заслуженная артистка РФ полна энергии, бодрости и упорства, при этом по-питерски сдержанна и самодостаточна. Маршрут в авторском прочтении лауреата премии «Золотая маска» – редкая, долгожданная возможность пройтись по московским лабиринтам «жизни и судьбы» Аллы Сигаловой.

Автор статьи: Валерия Пайкова
Распечатать статью

Точки маршрута

Государственный институт театрального искусства ‒ ГИТИС

Годы постройки

XVIII-XIX вв.

Стиль

Классицизм

Адрес

Кисловский М. пер., дом 6, строение 1

Назначение постройки

Общественное учреждение, Жилой дом, Учебное заведение

Узнать об объекте больше
star-icon
3.3
Государственный институт театрального искусства ‒ ГИТИС
1
- Когда я была студенткой, все факультеты ГИТИСа располагались в одном маленьком особнячке в Малом Кисловском переулке. Сейчас трудно себе представить, как мы там все уживались: и музыкальный театр, и театроведы, и артисты, и режиссеры. ГИТИС был полон уникальных людей, которые сейчас составляют славу и историю русского театра – это и Алексей Дмитриевич Попов, и Мария Иосифовна Кнебель, которая определила мою дальнейшую судьбу. Когда я была на 3-м курсе, именно Кнебель, которая преподавала на режиссерском факультете ГИТИСа аж с 1948 года, каким-то образом почувствовала, что я должна преподавать, и позвала меня на свой курс. Как она это поняла? – Интуиция? Опыт? - До сих пор теряюсь в догадках. Естественно, никогда в жизни у меня и мысли не было подойти к Марии Иосифовне и о чем-то таком «приземленном» ее просить или расспрашивать. Мне казалось, что это неприлично. Но она, безусловно, тот самый человек, который действительно определил мою судьбу. И я ей безмерно благодарна. Она уже тогда была весьма преклонного возраста: маленькая, худенькая, сухенькая. Ей тяжело было подниматься на 3-й этаж, и наши студенты – мальчики с режиссерского факультета – буквально носили ее на руках: вынимали из авто и несли прямо до аудитории. Мария Иосифовна что-то «такое» знала про каждого, и про нашу профессию, знала что-то особенное. По одним только ее книгам («Вся жизнь», «Поэзия педагогики») - уже понятно, что она была хранительницей тайн и драгоценного жизненного опыта, но этими тайнами Кнебель щедро с нами делилась. Мудрейший был человек. Эта строгость, жёсткость и абсолютная любовь, которой она обволакивала своих студентов, стала частью уникальной «педагогической формулы», которую я, благодаря ей, в свою очередь приняла и для себя вывела. Я начала преподавать в 22 года, в моем понимании это уже взрослый человек, который уже многое понимает про свою профессию. У меня нет и никогда не было снобизма по отношению к детям, к студентам, которым я преподаю. Я должна их понять, завоевать их любовь. Часто это существа хрупкие и мятущиеся. Однажды, после 22 лет преподавания, у меня случился кризис, и я бросила педагогику на целых два года. Я тогда очень устала, была выжата, как лимон, и поняла, что мне нужно чуть-чуть выдохнуть, взять паузу. В ГИТИСе у меня было по шесть курсов, – у всех по одному, а у меня все шесть, плюс театры, постановки. В нынешнем году исполнился ровно 41 год с тех пор, как я преподаю и работаю в качестве режиссера и педагога. ГИТИС сейчас находится в какой-то очень хорошей «мышечной форме», я с огромным интересом хожу на экзамены, прогоны, показы. Мне кажется, что на режиссерском факультете царит прекрасный вирус таланта и свободы, которым все заражаются. Важно сохранить этот уникальный «витамин» для тела и для души. Недавно я узнала, что некоторые студенты в качестве монолога на экзаменах читают фрагменты из моей автобиографической книги «Счастье мое». Меня это просто пронзило. Я ведь по натуре одиночка. И в своей профессии одиночка, и в жизни одиночка, и в бою одиночка, потому что все равно каждый день ты идешь на «бой» - или со студентами, или с артистами, или с самим собой. Бой – прекрасная вещь. Бывают репетиции, когда у тебя ничего не получается, и ты просто уничтожен этим. Очень тяжело переживаю, когда что-то не случилось, не срослось. Я все-таки победитель по природе. Победа – это когда ты захлебываешься от эмоций. Неудача – вещь тоже эмоциональная. Театральный режиссер Юрий Иванович Еремин, с 1987-го по 2000 год возглавлявший Театр им. Пушкина, всегда потрясающе говорил о себе: «я нахожусь на обочине драматического театра». Очень многие находятся на обочине и даже не замечают этого. Может, и мне когда-нибудь придется там оказаться.

«Театр Парадиз» — Театр Маяковского

Годы постройки

XVIII в., 1884

Стиль

Псевдорусский стиль

Адрес

ЦАО, Никитская Б. ул., дом 19/13, строение 1

Архитекторы

Ф.О. ШехтельК.В. Терский

Назначение постройки

Театр

Узнать об объекте больше
star-icon
3.6
«Театр Парадиз» — Театр Маяковского
2
- Я была увлечена драматическим театром еще с детства. Конечно, была влюблена в БДТ, в Игоря Владимирова (главного режиссёра Ленинградского театра им. Ленсовета), в Алису Бруновну Фрейндлих, в звезду театра Ленсовета Дмитрия Баркова… Рядом с домом, где я жила, находилась Александринка. Когда по утру я выбегала за пирожком или за мороженым, натыкалась на народного артиста СССР Николая Симонова, прогуливающегося в районе площади Островского. Помню, как у меня в этот момент подкашивались колени. Свои первые шаги в качестве режиссёра-постановщика и хореографа-постановщика я сделала в Москве, в Театре Маяковского. В начале 1980-х годов работала над спектаклями «Дневник обыкновенной девушки» и «Клоп» по одноименной пьесе Маяковского. В то время Маяковка гремела, это был театр с огромным количеством выдающихся артистов и, конечно, главной «визитной карточкой» театра был Андрей Александрович Гончаров – человек огромного масштаба, красавец, громогласный, с бешеным темпераментом. Мы все его ужасно боялись и обожали до самозабвения, потому что, если ты попадал в зону его крика, это было страшно. Когда он кричал на своих артистов или на студентов, все прятались под столы. Но меня он очень любил и под его горячую руку я ни разу не попала. Безумно трогательно было, когда в День Победы в нашем уютном дворике ГИТИСа собирались все наши мастера и надевали боевые ордена. Андрей Александрович тоже был фронтовиком, сражался на Истринском и Ельнинском направлениях, в одном из боёв получил два ранения, после чего его демобилизовали. Когда Гончаров надевал свою медаль «За боевые заслуги», уважение к нему возрастало с огромной силой, буквально в геометрической прогрессии.

Московская консерватория

Годы постройки

1895-1901

Стиль

Неоклассицизм

Адрес

ЦАО, Никитская Б. ул., дом 13

Архитекторы

В.П. Загорский

Назначение постройки

Учебное заведение, Городская усадьба, Общественное учреждение

Узнать об объекте больше
star-icon
4
Московская консерватория
3
- Для меня консерватория, без преувеличения, – одно из главных мест в жизни. Здесь преподавали и учились мои друзья. Стоит ли говорить, что в Московской Консерватории я бывала бессчётное количество раз. Ходили мы туда, если не каждую неделю, то раз в две недели обязательно. Там, где сейчас расположен один модный ресторан, когда-то была легендарная «столовка», в которой питались все голодные студенты нашей округи (и ГИТИСа, и консерваторские, и университетские). У нас была замечательная тусовка, все друг с другом знакомились, а заодно ели сосиски бледно-зеленого цвета, которые запивали компотом из сухофруктов. Это было место абсолютного притяжения, настоящее «место встречи», где мы обменивались какими-то безумными идеями, где заводились какие-то невероятные творческие связи. А еще через столовую можно было пройти прямиком в консерваторские коридоры, и я с огромным наслаждением ходила по этим коридорам, чтобы просто этими звуками напитаться.

Церковь Воскресения на Успенском вражке

Годы постройки

1629 г., 1820 г.

Стиль

Классицизм, Древнерусское зодчество

Адрес

ЦАО, Брюсов пер., дом 15/2, строение 3

Узнать об объекте больше
star-icon
3.5
Церковь Воскресения на Успенском вражке
4
- В храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке, между Тверской и Большой Никитской, я оказалась отнюдь не случайно: мои окна в Доме композиторов, в котором я тогда жила, выходили на эту старинную церковь. Батюшки, которые там много лет назад начинали, выросли в больших служителей, сейчас они все уже очень известные и почтенные. А тогда были совсем молодыми. Меня особенно завораживал Крестный ход, красоты неописуемой. Название храма, который, кстати, никогда не закрывался, означает, что церковь «слывет», прозывается Воскресной. Здесь сохранилось не только аутентичное внутреннее убранство, но и старинные иконы, в том числе образ Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших", перед которым в 1912 году венчались Сергей Эфрон и Марина Цветаева. Это было особенное место, где все знали друг друга, где не было посторонних, «случайных» людей «с улицы».

Жилой дом ЖСК «Педагог Московской консерватории», 1953-1956 гг., арх. И.Л. Маркузе

Годы постройки

1953-1956

Адрес

Брюсов пер., дом 8-10, строение 1

Ближайшие станция метро

Охотный рядПушкинскаяТверскаяЧеховская

Архитекторы

И.Л. Маркузе

Назначение постройки

Жилой дом, Доходный дом

Узнать об объекте больше
Жилой дом ЖСК «Педагог Московской консерватории», 1953-1956 гг., арх. И.Л. Маркузе
5
- Москва – абсолютный перпендикуляр Петербургу, сравнивать ее с «северной столицей» невозможно. Тот, кто не смог в этот город окунуться – полностью, всем сердцем – тот его так и не принял. Ленинградцам очень трудно принять Москву. Только питерцы могут понять, что переехать в другой город – это поменять планету. Это и было мною проделано в 1978 году: я впустила этот город в себя и всем сердцем полюбила его. Москва для меня вообще не про архитектуру. Она прекрасна тем, какие люди здесь живут. Именно люди делают этот город манким и притягательным. Уехав в юности из Питера, я поселилась в Доме композиторов на улице Неждановой (ныне Брюсов переулок). Лично для меня этот 8-этажный дом постройки 1956 года был ничем особо не примечателен, кроме тех людей, которые в нем жили, тех соседей, которые меня окружали, гуляли со мной и моими детьми во дворе нашего дома. В разное время здесь жили и работали Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Родион Щедрин, Мстислав Ростропович, Зара Долуханова, Арво Пярт, «советский Паганини» Леонид Борисович Коган и его сын, скрипач и дирижер Павел Коган, в общем, огромное количество выдающихся людей. Энергия этого места производила сильнейшее впечатление. Этот адрес стал для меня важнейшим, поскольку моя профессия тоже во многом связана с музыкой. Для меня было важным видеть людей, которые производят музыку, сочиняют ее, трансформируют, - великих композиторов и музыкантов.

МХТ им. Чехова

Годы постройки

1882 г.

Стиль

Модерн

Адрес

Камергерский пер., дом 3, строение 1

Ближайшие станция метро

Охотный ряд

Архитекторы

Ф.О. ШехтельМ.Н. ЧичаговИ.А. Фомин

Назначение постройки

Театр

Узнать об объекте больше
star-icon
3.8
МХТ им. Чехова
6
- В 2004-м году я начала работать в Школе-студии МХАТ. Преподавать мне предложил тогдашний ректор Школы, тончайший знаток и исследователь театра Анатолий Миронович Смелянский. Я согласилась. Согласилась благодаря актеру, режиссеру, моему мужу Роману Козаку, который окончил Школу-студию МХАТ в 1983 году (курс О. Ефремова) и потом с перерывами работал во МХАТе. Он был руководителем мастерской в Школе-студии, выпустил несколько актерских курсов, а также был создателем и руководителем «Пятой студии МХАТ», в течение десяти лет был художественным руководителем Театра им. Пушкина. Именно он меня привел в Художественный театр и со всеми познакомил. Это произошло в 1993 году. То были счастливые годы, когда все великие еще ходили по Камергерскому переулку…
Однажды мы с Олегом Николаевичем Ефремовым и Романом Ефимовичем Козаком были на каком-то вечере в Ленкоме. Я в тот момент переживала из-за какой-то очередной нелестной газетной рецензии, и Ефремов, узнав об этом, с недоумением меня спросил: «Ты что, рецензии читаешь?! Я думал, что ты умнее». Так Олег Николаевич в один момент отучил меня читать рецензии. Мы были соседями, Ефремов тоже жил на улице Неждановой. Много вечеров мы провели у него на кухне, и, конечно, это были абсолютно счастливые вечера. Магия, притяжение этого человека было космическое. Его бесконечные рассказы, его горящий глаз, его улыбка, паузы, переливы голоса, «коварные» интонации… Это был настоящий строитель театра. Для меня МХАТ – это и Ефремов, и Любшин, и Табаков, и Алла Борисовна Покровская, и Ия Сергеевна Саввина, и Андрей Мягков, которого я обожала, и Вячеслав Невинный, и Виктор Гвоздицкий, и Наталья Максимовна Тенякова, и Женя Добровольская (кстати, моя ученица). Для меня МХАТ – это огромное количество людей, огромное количество лиц, которых я люблю. Это чрезвычайно важные люди.