Информация о маршруте
«Когда вы танцуете, позволяете себе роскошь быть самим собой», - точно подметил бразильский классик Пауло Коэльо. Для Аллы Михайловны с самого начала карьеры особенно важно не только «оставаться собой», но и быть открытой новому. В Москве Сигалова сумела раскрыть себя сразу в нескольких ипостасях, – режиссера, хореографа и педагога, воспитавшего не одну плеяду «талантов и поклонников».
У Аллы Михайловны всю жизнь «напряженный рабочий график», выдержать который под силу далеко не каждому. В качестве режиссёра-постановщика и хореографа-постановщика Сигалова выпустила десятки балетных, оперных и драматических спектаклей в Москве и за рубежом, среди которых «Отелло» на музыку Дж. Верди (1990, «Независимая труппа Аллы Сигаловой»); «Травиата» (1999, театр Новая Опера); «Фальстаф» (2005, Мариинский театр); «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза (2015, Опера Бастилия); «Двое Фоскари» Д. Верди и «Мадам Баттерфляй» Д. Пуччини (2016, Ла Скала); «Любить» по пьесе В. Токаревой «Ну и пусть» (2016, Рижский русский театр им. Михаила Чехова); «Катерина Ильвовна» по очерку Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (2017, Московский театр п/р О. Табакова); «Ромео и Джульетта» по пьесе В. Шекспира (2019, МХТ им. Чехова); «Каренина. Процесс» (2023, Театр Наций).
Среди знаковых постановок, в которых Сигалова выступила в качестве хореографа, легендарный спектакль Р. Виктюка «Служанки» (1988, Театр «Сатирикон»); «Игра в прятки с одиночеством» (1989, «Независимая труппа Аллы Сигаловой»); «Страсти по Бумбарашу» Ю. Кима (1993, реж. В. Машков) в Театре-студии О. Табакова; «Джан» по А. Платонову (2004, реж. Р. Козак) в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина; «После занавеса» по пьесам А. Чехова и Б. Фрила (2010, реж. Е. Каменькович) в театре «Мастерская Петра Фоменко»; «Casting/Кастинг» (2011) в Театре им. Моссовета, - спектакль о театральном закулисье, в котором Сигалова к тому же сыграла главную роль.
«Для хореографа самое главное – не ноги, не руки, а глаза», - уверена Сигалова. «Ты обязан следить за музыкой, за оркестром, за светом, за мизансценами, за артистами, в конце концов. Люблю многозадачность, форму, масштаб, стиль - мне это нравится».
С 2004 года Алла Михайловна, помимо режиссерской и хореографической деятельности, заведует «Кафедрой пластического воспитания» Школы-студии МХАТ, а с 2013-го параллельно руководит кафедрой «Современной хореографии и сценического танца» Российского института театрального искусства (ГИТИС).
Алла Сигалова живет в Москве вот уже 45 лет. В столицу выпускница Академии русского балета им. Агриппины Вагановой переехала в 1978 году, а в 1983-м окончила режиссёрский факультет ГИТИСа. Для Сигаловой, выросшей в «абсолютной красоте в Ленинграде» (ныне Санкт Петербург), Москва – это не стиль, не декор и отнюдь не архитектура, а в первую очередь – люди. Уникальные музыканты, артисты, режиссеры, модельеры, писатели, художники… одним словом – выдающиеся личности, ставшие для Аллы Михайловны «главным ориентиром» не только на карте Москвы, но и во многом определившие «общую тональность» ее отношения к городу.
«Я очень люблю Замоскворечье, часто там бываю, там можно застать удивительные улицы со старыми особнячками, сохранившими дух старой Москвы. Обожаю там гулять, бродить, заходить в подъезды. В Питере в детстве все подъезды и дворы были открыты, и все всегда знали самый короткий путь, как пройти куда-то через двор. Это немного напоминало поиски клада, потому что, открывая незнакомую дверь в подъезд, можно было наткнуться на потрясающую лепнину или фреску. Сейчас редко когда можно набрести на какой-то деревянный фронтон. Москва очень изменилась, стала прекрасна, и в то же время стала очень закрытым городом, в прямом смысле. Всюду и везде - шлагбаумы, охрана, ты не можешь просто зайти в какой-то подъезд посмотреть какие-то витражи, лепнины – это случается все реже и реже. За особой атмосферой езжу к Новодевичьему монастырю, еще люблю Воробьевы горы, где провожу очень много времени. Там есть тропы, по которым, так кажется, никто не ходит. Это огромное, очень красивое пространство, с безумным количеством бесконечных тропинок, куда практически «не ступала нога человека». У меня периодически возникает потребность переместиться куда-то, где можно пошуршать листьями, потоптать снег или поваляться на траве, посмотреть на воду, не выезжая далеко из Москвы».
Сегодня, впрочем, как и всегда, заслуженная артистка РФ полна энергии, бодрости и упорства, при этом по-питерски сдержанна и самодостаточна. Маршрут в авторском прочтении лауреата премии «Золотая маска» – редкая, долгожданная возможность пройтись по московским лабиринтам «жизни и судьбы» Аллы Сигаловой.