И отец, и мать Дорониной были из ярославских старообрядцев (Даниловский уезд, деревня Булатово – родина родителей). Татьяна Доронина родилась в Ленинграде (ныне Санкт Петербург) ранней осенью 1933 года. Занималась во Дворце пионеров, посещала кружок французского языка, кружок по пению, по ботанике, и – самое главное – кружок художественного слова. Знала наизусть километры стихов, вновь и вновь перечитывала «Овод» Э. Войнич. В 16 лет поступила в Школу-студию МХАТ – без аттестата, после 8-го класса. В то время профессиональные артисты-педагоги колесили по городам и весям в поисках талантов. Во главе комиссии, «засветившейся» в Ленинграде, был народный артист СССР, лауреат Сталинской премии П.В. Массальский, знаменитый еще и тем, что когда-то сыграл польского короля в «Иване Грозном» Сергея Эйзенштейна. Доронина подготовила отрывок из “Мертвых душ” Н.В. Гоголя и “Демона“ М. Ю. Лермонтова и, неожиданно для самой себя, прошла. На третьем, решающем туре среди членов комиссии был и Вениамин Захарович Радомысленский — знаменитый ректор школы-студии МХАТ. Этот отборочный этап Доронина тоже вполне достойно одолела, однако вскоре выяснилось, что ученице старших классов обычной ленинградской школы предстояло приехать в Москву, чтобы пройти еще один – дополнительный – тур, да к тому же сдать еще и общеобразовательные экзамены. Татьяна с подругой сели на самый медленный почтовый поезд, который шел до Москвы целых двадцать четыре часа. Пройдя все туры, сдав все экзамены Доронину, наконец, спросили, когда же она предоставит комиссии свой аттестат. Вот тут-то и выяснилось, что школьного аттестата у девочки еще нет! Несмотря на все слезы и мольбы, Радомысленский отправил Татьяну домой, наказав вернуться через два года, сразу на второй тур. Пришлось ехать обратно, в Ленинград, в школу. «Я учу химию, и как заклятье ко всему выученному, повторяю: «В Москву, в Москву! Поедем в Москву, лучше Москвы нет ничего на свете!», - так с помощью монолога Ирины из чеховских «Трех сестер» Т.В. Доронина описывала свой конфуз с поступлением в Школу-студию МХАТ.
Вернувшись в Москву в назначенный срок, она уже знала город, как свои пять пальцев, - изучила за два года все существующие путеводители и справочники, включая иллюстрированные «Улицы Москвы».
В Москве Доронина, наконец, выдохнула, почувствовала себя, как дома. «Она была теплой и родной, любовь к ней жила в моем сердце и произрастала целых два года. Это была другая любовь, чем к родному городу — красавцу, гиганту и неповторимому. Москва была похожа на ярославскую родню, на тепло отцовских рук, на запах хлеба, когда ты голоден. Это было кровно родное и абсолютно "мое"».
Доронина подала документы в ГИТИС, Щуку и Щепку, и всюду поступила, но в конечном итоге она все-таки выбрала Школу-студию МХАТ.
Актриса вспоминала, что «студия располагалась в узком здании, втиснутом между МХАТом и большим домом, в котором когда-то жил Собинов. Под студией помещалась общественная столовая, над студией — бухгалтерия МХАТа, а еще выше — музей. Одну большую аудиторию занимали «постановщики», четыре других — актерский факультет, все четыре курса. Узкий переход в здание МХАТа был «замурован» всегда запертой дверью. Аудитория, большое окно которой выходило на проезд Художественного театра, предназначалась для занятий по сценическому движению и по танцу».
Доронина училась на одном курсе с Евгением Евстигнеевым, Михаилом Козаковым и Олегом Басилашвили, который вскоре стал ее первым мужем. Любимым педагогом был друг К.С. Станиславского Борис Ильич Вершилов, ставший прототипом Ксаверия Ильчина в «Театральном романе» Булгакова.
В 1966 году супругом Дорониной стал автор «Продолжения Дон Жуана», писатель и драматург Эдвард Радзинский. В том же году актриса переехала из Ленинграда в Москву и была принята в труппу МХАТа.
«Старое здание МХАТа согрето для меня дыханием, жизнью тех, кого я никогда не видела, но мне кажется, что я их не только видела, но пребывала вместе с ними и любила их. Когда я открывала тяжелую железную дверь, ведущую на сцену, я старалась делать это осторожно и бережно. Эту дверь открывали Станиславский, Хмелев, Булгаков и еще многие неповторимые, прекрасные, с живой душой и пониманием своего «человеческого, гражданского и профессионального» долга. Они волновались, трепетали, боялись и радовались. Овации зрительного зала были для них привычны и каждый раз «внове». Маленький кабинет Немировича-Данченко, когда я его увидела в первый раз, показался предельно скромным и очень домашним. Смешная лампа с цветными стеклышками, маленький диванчик, небольшой стол и фотографии, фотографии. Разного формата, в разных рамочках, с подписями и пожеланиями, и благодарностями, и обещаниями. Гримерная К. С. — скромная и чистенькая. Казалось, что его душа поселилась здесь навечно. К. С. неслышными шагами, на цыпочках — ходит по сцене, слушает спектакль, сейчас вернется и при свете не прикрытых ничем лампочек будет долго смотреть на свое огорченное лицо, отраженное с трех сторон чуть мутноватыми зеркалами».
Актриса классической школы, Татьяна Васильевна не раз вспоминала длинные мхатовские коридоры и фойе, навек сохранившие отзвуки шагов «последних из могикан», – великих актеров – Василия Качалова и Ивана Москвина. «В этих стенах раздавался глуховатый голос Антона Павловича Чехова и чарующий бас Федора Ивановича Шаляпина. Для меня старое здание — было не зданием «вообще», а единственным и единственно возможным местом, где всегда будет тот МХАТ, который "лучше всех театров в мире"».
Следуйте на северо-запад. Поверните направо на Тверскую улицу. Войдите в пешеходный туннель. Поверните налево на Тверскую улицу. Поверните налево на Тверской б-р. Пункт назначения будет справа.
Отзывы