«Московская сага» Алексея Баталова

«Московская сага» Алексея Баталова

52 ч. 53 м.15 км

«Гоша, он же Жора, он же Гога…» 20 ноября 2023 года исполняется 95 лет со дня рождения Алексея Баталова, актера, ставшего не только олицетворением врожденного, природного благородства, но и куда шире – символом советского кинематографа.

Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

Информация о маршруте

Чарующая улыбка, пытливый взгляд, бархатный голос. Друзья, семья, коллеги по цеху называли А.В. Баталова (1928-2017) эталоном надежности, порядочности и нравственной чистоты, одним словом, образцом «русского интеллигента». Актер театра и кино, режиссер, сценарист, педагог, автор нескольких книг – Алексей Баталов оставил в наследство нескольким поколениям зрителей целый сонм типажей и кинообразов, начиная от рабочих и шоферов и заканчивая чеховскими интеллигентами, врачами и учеными. Народный артист СССР снялся в нескольких десятках фильмов, доказав и себе, и миллионам зрителей, что может сыграть кого угодно. Алексей Владимирович попробовал себя и в качестве режиссера, сняв три художественных фильма: «Шинель», «Игрок» и «Три толстяка». Знакомым, бархатным баритоном Баталова говорит и рассказчик в знаменитом мультфильме Юрия Норштейна «Ёжик в тумане».

Среди знаковых ролей Баталова картины, вошедшие в золотой фонд мирового кинематографа: «Большая семья» (1954), «Дело Румянцева» (1955), «Летят журавли» (1957), «Дорогой мой человек» (1958), «Дама с собачкой» (1960), «Девять дней одного года» (1961), «Бег» (1970). Хотя сам Алексей Владимирович самой пронзительной в своей биографии считал роль в драме Михаила Калатозова «Летят журавли», получившей Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, всенародную любовь Баталову принесла роль слесаря-интеллигента Жоры в «оскароносной» мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».

«Судьба актера – это и первая порученная ему роль, и талант режиссера, и совпадение

внешних данных с воображением или вкусами публики, и неожиданно пригодившиеся способности к какому-то необходимому для героя делу. Он жертва и баловень случая, то возносящего его на вершину, то швыряющего в пропасть, из которой невозможно подняться ни по ступеням прошедшей славы, ни силой опыта, ни обходным путем», - размышлял в своей книге «Судьба и ремесло» А.В. Баталов.

Прогулка по «Москве Алексея Баталова» – возможность «пойти по стопам» выдающейся личности, чья биография, несомненно, достойна экранизации.

Автор статьи: Валерия Пайкова
Распечатать статью

Точки маршрута

Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК)

Годы постройки

1919

Адрес

Ул. Вильгельма Пика, 3

Ближайшие станция метро

ВДНХБотанический сад

Архитекторы

Э.С. Юдицкий

Назначение постройки

Учебное заведение

Узнать об объекте больше
Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК)
1
ВГИК был основан в Москве больше ста лет назад как Государственная школа кинематографии, ставшая первым в мире государственным образовательным учреждением по подготовке актеров, режиссеров, операторов, художников. Алексей Баталов начал преподавать во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИК; ныне - Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова) еще в 1975 году. Уже в 1981 году стал профессором, в течение нескольких лет заведовал кафедрой актерского мастерства. Как руководитель курса выпустил семь актерских мастерских. Среди его учеников немало талантливых актеров и режиссеров, в том числе Татьяна Лютаева, Дмитрий Иосифов (известный многим по заглавной роли в фильме «Приключения Буратино»), Любовь Толкалина. Баталов занимал должность художественного руководителя актерского факультета ВГИКа. В общей сложности Алексей Владимирович преподавал во ВГИКе в течение тридцати лет. На вопрос, какой он педагог, Баталов полушутя отвечал: «нервно-паралитический». Никогда ничего не навязывал своим ученикам, был открыт, тактичен и доброжелателен. За это студенты ласково называли его «наш Алёша». Баталов для многих был в буквальном смысле «примером для подражания», эталоном человеческого отношения к делу, к семье, к близким.
Next step
Пройдите до станции метро «Ботанический сад» Калужско-Рижской линии. Доезжайте до станции «Тургеневская» (напр. «Новоясеневская»). Перейдите на ст. «Чистые пруды» Сокольнической линии. Следуйте до ст. «Охотный ряд». Выйдя из метро, пройдите 600 м до пункта назначения.

МХТ им. Чехова

Годы постройки

1882 г.

Стиль

Модерн

Адрес

Камергерский пер., дом 3, строение 1

Ближайшие станция метро

Охотный ряд

Архитекторы

Ф.О. ШехтельМ.Н. ЧичаговИ.А. Фомин

Назначение постройки

Театр

Узнать об объекте больше
star-icon
3.8
МХТ им. Чехова
2
Раннее детство Алексей Баталов провел… во дворе МХАТа. У папы и мамы будущего актера была комната в закрытом «декорационном дворе» Московского Художественного театра.
«Двор MXAT: куда ни посмотри – всюду декорации, станки, расписанные кулисы или проветривающиеся костюмы; и всегда множество людей, и все они – будь то актеры,
художники или рабочие – причастны к сцене…», - вспоминал в своей автобиографической книге Баталов.
Время от времени «актёрских детей» выводили с наглухо закрытого на замок мхатовского двора на прогулку, и это становилось самым долгожданным событием. Променад по улице Горького (ныне Тверская улица) был равнозначен выходу в открытый космос.
Алексей Владимирович Баталов – не просто актер, но еще и потомственный мхатовец. Первым дорогу в Художественный театр проложил родной дядя – заслуженный артист РСФСР Николай Петрович Баталов, родом из Ярославской губернии (ныне Ярославской области). Он служил в МХТ более двадцати лет, в последний раз выйдя на сцену в 1935 году, в спектакле «Женитьба Фигаро». Его младший брат, Владимир Петрович Баталов, тоже пошел по актерской стезе, став заслуженным артистом РСФСР, режиссером театра и кино. Работал во МХАТе с 1924-1963 год; в качестве помощника режиссера участвовал в работах К.С. Станиславского при возобновлении таких знаковых постановок, как “Царь Федор Иоаннович”, “На дне”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Горе от ума”, а также при создании новых спектаклей - “Горячего сердца” и “Бронепоезда 14-69”. Чтобы родных братьев не путали, Владимиру пришлось на какое-то время сменить фамилию, он стал Аталовым.
Тетя Алексея Владимировича Баталова – народная артистка СССР, педагог, актриса МХАТ Ольга Андровская – «пани Конти» в легендарном спектакле «Соло для часов с боем» в постановке Олега Ефремова.
Мать Алексея Баталова – тоже театральная актриса, режиссер, педагог Нина Антоновна Ольшевская. Приехав в Москву в 17 лет, Нина поступила в Студию при Художественном театре, где ее педагогом был сам Станиславский, а вскоре она вышла замуж за актёра Художественного театра Владимира Аталова. В 1928 году, во Владимире, у них родился сын, Алексей. Проработав во МХАТе несколько лет, Ольшевская все же ушла из театра, в котором шанс сыграть «большую роль» был для нее невелик.
«Задолго до моего рождения было понятно, что, если кто-то в нашей семье возникает, то обязательно попадает во МХАТ», - объяснял в документальном фильме «Дорогой наш человек» Алексей Владимирович Баталов. В детстве Алёша был уверен, что все без исключения жители Земли, вырастая, попадают на работу прямиком в Московский Художественный театр – кому как посчастливится – кто, актером, кто гримером, а кто и режиссером…
В 1950 году Алексей Баталов, по семейной традиции, окончил Школу-студию МХАТ, где обучался в мастерской народных артистов СССР Сергея Блинникова и Виктора Станицына. Вскоре Баталов был призван на воинскую службу – служил в команде Центрального театра Советской Армии. Вернувшись во МХАТ в начале 1954 года, сыграл на легендарной сцене свои первые заметные роли: Зимин (“Дачники”, 1954), адъютант (“Залп «Авроры»”, 1954), Васильчиков (“Лермонтов”, 1955), рабочий-подручный (“Кремлевские куранты”, 1956), Осмоловский (“Забытый друг”, 1956).
Next step
Следуйте на северо-запад. Поверните налево в сторону Тверской ул. Поверните налево на Тверскую. Продолжайте движение по Манежной пл. Поверните налево в сторону Красной пл. Поверните налево в сторону Васильевского Cпуска. Перейдите дорогу. Сверните направо на Малый Москворецкий мост. Продолжайте движение по Большой Ордынке. Поверните налево, пункт назначения будет справа.

Усадьба Куманиных

Годы постройки

XVIII в., XIX и XX вв.

Стиль

Конструктивизм, Классицизм

Адрес

ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 17, строение 1

Ближайшие станция метро

ТретьяковскаяНовокузнецкая

Назначение постройки

Жилой дом, Городская усадьба

Узнать об объекте больше
star-icon
4.1
Усадьба Куманиных
3
В старинном доме на Большой Ордынке – бывшей усадьбе купцов Куманиных, построенной в конце XVIII века – Алексей Баталов поселился с мамой и ее вторым мужем, писателем-сатириком Виктором Ардовым. В их квартире в Замоскворечье помимо маминых друзей из МХАТа бывали актеры, художники, но – главное – писатели. Нина Ольшевская входила в, что называется, «ближний круг» Анны Андреевны Ахматовой (настоящая фамилия – Горенко). Квартиру Ардовых гранд-дама Серебряного века называла своим «Московским домом».
В сером особняке на Большой Ордынке 17 Анну Андреевну всегда ждала крохотная комнатка в квартире № 13. В пятиэтажном доме, который москвичи окрестили «Легендарной Ордынкой», Ахматова с перерывами жила с 1938 по 1966 годы. Виктор Ардов и Нина Ольшевская предоставили автору «Реквиема» отдельную жилплощадь – 6-метровую комнатку своего сына. Здесь она писала, читала, переводила. Алексей Баталов делал уроки за письменным столом, за которым работала сама Анна Ахматова! В гости к Анне Андреевне приходили Борис Пастернак и Надежда Мандельштам, Лидия Чуковская, Александр Солженицын и начинающий в то время поэт Иосиф Бродский…
Однажды вечером, когда в квартире Ардовых собрались гости, Алёшу и его приятеля Петю стали уговаривать лечь спать. Мальчики, как водится, никак не хотели покидать взрослых, ведь с ними было так интересно, но ребятам пообещали интересную сказку на ночь. В тот вечер детей развлекал сам… Михаил Михайлович Зощенко, который на ходу сочинил такой смешной фельетон, что спустя пару мгновений дети уже катались по полу от гомерического хохота. Прошло много лет, и Алексей Владимирович Баталов, конечно, узнал ту самую «зарисовку», впервые услышанную на Ордынке из первых уст гениального автора, в рассказе Зощенко «Глупая история». Это была история про мальчика, которого однажды утром мама в спешке одела таким образом, что две его ноги попали разом в одну штанину. Мальчик, разумеется, не переставал падать, пытаясь встать на ноги в то время, как его тревожная мама, так и не сообразив, почему ее ребенок «на ровном месте» потерял равновесие, обратилась к доктору! В итоге все закончилось курьезным хэппи эндом.
«Жизнь – это чудо», - спустя десятилетия не уставал повторять Алексей Владимирович Баталов, вспоминая великих людей, которые в буквальном смысле «прошли» через их гостеприимный дом на Ордынке.
Next step
Следуйте на запад в сторону Большой Ордынки. Поверните налево на Б. Ордынку. Пункт назначения будет справа.

Марфо-Мариинская обитель

Годы постройки

ХХ в.

Стиль

Неорусский стиль, Модерн

Адрес

ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 1, ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 11, ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 13, ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 2, ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 3, ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 5, ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 6, ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 7

Ближайшие станция метро

ПолянкаТретьяковская

Архитекторы

А.В. Щусев

Назначение постройки

Лечебное учреждение, Благотворительное заведение

Узнать об объекте больше
star-icon
3.8
Марфо-Мариинская обитель
4
Большая Ордынка, 34 – адрес, знакомый нескольким поколениям москвичей. Марфо-Мариинская обитель – уникальный исторический комплекс построек начала 1910-х годов. Для его создания великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, обратилась к архитектору Алексею Щусеву. Композиционным центром обители стал соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы, заложенный весной 1908 года. Расписывали собор знаменитые русские художники – Михаил Нестеров и Павел Корин. Церковь Покрова Марфо-Мариинской обители стала не только прямым отражением духовных ценностей выдающегося зодчего, но и историческим «отпечатком» эпохи, уникальным памятником «неорусского стиля» в архитектуре. Работая над проектом, Щусев обратился к псковско-новгородским традиционным мотивам зодчества. Уделяя особое внимание характерным деталям, архитектор создал белокаменный московский собор, ставший символом гармонии и совершенства.
Алексей Владимирович Баталов был членом Попечительского совета Марфо-Мариинского благотворительного общества. При непосредственном, многолетнем, деятельном участии лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии Российской Федерации в 2008 году Марфо-Мариинская обитель была полностью восстановлена.
Next step
Следуйте на север по Б. Ордынке. Поверните налево в Пыжевский пер, затем направо, в Старомонетный. Сверните налево на Кадашевскую наб. Продолжайте движение по Якиманской наб. Поверните налево на ул. Большая Якиманка. Поверните направо в сторону Патриаршего моста. Впереди будет лестница. Плавный поворот направо, далее налево, продолжайте движение по мосту. Поверните направо на Берсеневскую наб. Сверните еще раз направо на ул. Серафимовича. Пункт назначения будет справа.

«Дом на набережной» (Кинотеатр «Ударник»)

Годы постройки

1928–1931

Стиль

Конструктивизм

Адрес

ЦАО, Серафимовича ул., дом 2

Архитекторы

Б.М. Иофан

Назначение постройки

Жилой дом, Общественное учреждение

Узнать об объекте больше
star-icon
3.9
«Дом на набережной» (Кинотеатр «Ударник»)
5
В знаменитом Доме на набережной, построенном в 1931 году по проекту архитектора-модерниста Бориса Иофана, Алексей Владимирович Баталов прожил почти 30 лет. Хотя официальное название дома на Берсеневской набережной Москвы-реки было “1-й Дом советов ЦИК и СНК”, в народе серую громаду окрестили “Домом Правительства”. Здесь жили знаменитые военачальники, деятели партии и правительства, писатели, ученые и академики. В 1976 году, после выхода в свет нашумевшей повести Юрия Трифонова, проживавшего в этом доме с 1931-1939 годы и в красках описавшего быт, нравы и настроения его жителей, дом заполучил свой новый «псевдоним» – “Дом на набережной”, став символом целой эпохи.
В 2019 году на фасаде Дома на набережной, в память о великом советском актере установили мемориальную доску. На ней изображен силуэт сидящего за столом Баталова, и летящие журавли — символ самого эпохального фильма в биографии актера. Помимо этого, в композицию вошли нескольких книг, которые Баталов экранизировал в качестве режиссера («Шинель» и «Три толстяка»), а также оттиск столичного ВГИКа, где мастер многие годы преподавал. На мемориальной доске нашлось место и для главных наград артиста: статуэтки «Оскар», «Пальмовой ветви» и звезды Героя Социалистического труда. Автором идеи памятника стала младшая дочь артиста, выпускница сценарного факультета ВГИКа Мария Баталова.
Алексей Владимирович знал наизусть множество стихов любимых с детства Ахматовой, Пастернака, Мандельштама, но чаще всего возвращался к стихотворению поэта Наума Коржавина, написанному в далеком 1952 году.
«Время?
Время дано.
Это не подлежит обсужденью.
Подлежишь обсуждению ты,
разместившийся в нем».
Роли, сыгранные Баталовым в кино и в жизни, достойно выдержали испытание временем, прочно «разместившись» не только на старой кинопленке, но и в сердцах его верных зрителей.
Next step
На этом наша прогулка подходит к концу.