Маршрут к 200-летию со дня рождения «отца русской драмы» Александра Островского

Маршрут к 200-летию со дня рождения «отца русской драмы» Александра Островского

81 ч. 46 м.9 км

Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

Биография А. Н. Островского (1823-1886) столь же неразрывно связана с Москвой, как судьба Жана-Батиста Мольера переплетена с Парижем. В Первопрестольной Островский, с гордостью называвший себя «коренным жителем Москвы» родился, учился, женился, т.е. в полной мере состоялся. «В Москве всякий приезжий, помолясь в Кремле русской святыне и посмотрев исторические достопамятности, невольно проникается русским духом. В Москве все русское становится понятнее и дороже… Москва – город вечно обновляющийся, вечно юный, через Москву волнами вливается в Россию великорусская народная сила», - писал А.Н. Островский.

Введение

Символично, что одна из ранних пьес Александра Николаевича - «Семейная картина» - впервые увидела свет в "Московском городском листке", первой ежедневной газете, выходившей в 1847 году. Первой пьесой, которой в 1853 году выпал шанс быть поставленной на сцене Малого театра, стала комедия «Не в свои сани не садись». Творчество Островского явилось важнейшим этапом развития и трансформации русского национального театра, обнажив ту брешь, ту язву в общественном сознании, которую до Островского мало кто осмелился вскрыть. Островский в течение тридцати лет писал одну, а порой и несколько пьес в год, новые творения мастера появлялись на московской и петербургской сценах практически каждый сезон. «Все порядочные люди живут или идеями, или надеждами, или, пожалуй, мечтами; но у всякого своя задача есть. Моя задача – служить русскому драматическому театру», - сам себе объяснял Александр Николаевич. Плодовитый автор, прирожденный «инженер человеческих душ», Островский никогда не откладывал перо с бумагой в долгий ящик, он много работал, много писал и скончался в своем кабинете в имении Щелыково летним июльским днем. Последней незавершенной работой Александра Николаевича стал перевод на русский трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра». Драматург перевел множество произведений зарубежных классиков, в том числе Сервантеса, Гоцци, Макиавелли и Гольдони.

12 апреля исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося драматурга, чье имя прочно закрепилось в ряду мастодонтов мировой драматургии. «Островский вошел в русскую литературу как наследник Пушкина и Гоголя — национальный драматург, напряженно размышляющий об общественных функциях театра и драмы, преобразующий будничную, привычную действительность в исполненное комизма и драматизма действо, знаток языка, чутко вслушивавшийся в живую речь народа и сделавший ее мощным средством художественной выразительности», - писала литературовед Л.М. Лотман.

Наш маршрут – вполне реальная возможность повернуть время вспять и пройтись по знаковым московским местам, которые воспитали и сформировали взгляды автора «Грозы» и «Доходного места».

Автор статьи: Валерия Пайкова
Распечатать статью

Точки маршрута

Замоскворечье

Адрес

район Замоскворечье

Ближайшие станция метро

ДобрынинскаяПавелецкая (кольцевая)ТретьяковскаяСерпуховскаяНовокузнецкая

Узнать об объекте больше
Замоскворечье
1
Наш маршрут начнется в одном из самых атмосферных и колоритных районов старой Москвы. Островский был настоящим «поэтом» Замоскворечья. За описание культурно-исторического быта этой части города Островского окрестили "Колумбом Замоскворечья". Его очерки, целиком и полностью посвященные любимой части Москвы, стали своего рода «тревел-блогом» драматурга, проживавшего в Замоскворечье более 17 лет. «Когда у нас за Москвой-рекой праздник, так уж это сейчас видно. И откуда бы ты ни пришел, человек, сейчас узнаешь, что у нас праздник. Во-первых, потому узнаешь, что услышишь густой и непрерывный звон во всем Замоскворечье. Во-вторых, потому узнаешь, что по всему Замоскворечью пахнет пирогами. Здесь надобно заметить, что нигде нет таких больших и громогласных колоколов, как у нас за Москвой-рекой, и нигде в другом месте не пекут таких пирогов, запах которых распространяется по целому кварталу», - писал Островский в своих «Записках Замоскворецкого жителя» (1847).
Традиции Замоскворечья Островский, как ученый-микробиолог, почти под микроскопом изучал и сравнивал с обычаями «иной», «соседней» Москвы. Погружаясь в Замоскворечье, он одновременно исследовал и мещанскую среду, и купеческие нравы, и обывательское сознание. Привычному укладу патриархального замоскворецкого быта, по мнению драматурга, была свойственна «...сила косности, онемелости, так сказать, стреноживающая человека».
«Я не без основания назвал эту силу замоскворецкой: там, за Москвой-рекой, ее царство, там ее трон. Она-то загоняет человека в каменный дом и запирает за ним железные ворота, она одевает человека ваточным халатом, она ставит от злого духа крест на воротах, а от злых людей пускает собак по двору. Она расставляет бутыли по окнам, закупает годовые пропорции рыбы, меду, капусты и солит впрок солонину. Она утучняет человека и заботливой рукой отгоняет ото лба его всякую тревожную мысль, так точно, как мать отгоняет мух от заснувшего ребенка. Она обманщица, она всегда прикидывается „семейным счастием“, и неопытный человек не скоро узнает ее и, пожалуй, позавидует ей».
Тонкий наблюдатель, ироничный психолог, человек слова, Островский проявлял особый антропологический интерес к устройству «массового сознания», устоям русского общества, социальному быту и неискоренимым семейным конфликтам.
Next step
Поверните направо на ул. Новокузнецкая, через 350м поверните налево на 1-й Новокузнецкий пер. Поверните направо на Пятницкую ул. Через 450м поверните направо на Малую Ордынку. Пункт назначения будет справа.

Дом-музей А. Н. Островского

Годы постройки

1822

Адрес

ЦАО, Ордынка М. ул., дом 9/12, строение 6

Ближайшие станция метро

ТретьяковскаяНовокузнецкая

Узнать об объекте больше
4
Дом-музей А. Н. Островского
2
Прогулка продолжится в окрестностях Замоскворечья. По рождению Островский принадлежал к среде духовенства. Его отец был воспитанником духовной академии, выбившимся в чиновники и заслужившим дворянство; дед по матери был пономарем; священником также был и дед по отцу. Александр Николаевич родился 12 апреля 1823 года в двухэтажном деревянном доме, расположенном на сквозном участке между Малой Ордынкой и Голиковским переулком, в двух шагах от Храма Святителя Николая в Пыжах. На доме установлена памятная мемориальная доска, а сама улица с 1948-1992 годы называлась улицей Островского.
Отец Островского переехал в Замоскворечье еще в 1821 году. Благодаря успешной адвокатской практике в качестве стряпчего, Николай Федорович, работавший в Московской палате Гражданского суда, материально не нуждался, и его семья жила припеваючи.
В детстве Александр проводил дни и ночи в отцовской библиотеке. Будущий драматург получил классическое домашнее образование, изучал древние языки, французский и немецкий, а потом еще и английский, итальянский и испанский.
После того, как в семье появилось еще несколько детей, Николай Федорович купил частный дом в Монетчиках. В 1826 году семейство туда и переехало. Мать Островского, Любовь Ивановна, умерла, когда Александру было всего 8 лет, оставив отца одного с шестью детьми, двое из которых вскоре умерли. Через пять лет после смерти супруги Николай Федорович женился на дочери шведского дворянина, баронессе Эмили Андреевне фон Тессин. В 1834 году Николай Федорович купил целых два дома на Житной улице. В большом особняке жили сами Островские, а второй дом поменьше сдавался. Александр Николаевич прожил на Житной около семи лет (здание не сохранилось). Хотя семья не раз меняла место жительства, Островские оставались верны своему любимому «острову» - Замоскворечью.
Next step
Пройдите 350м до метро «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии. Садитесь на поезд в напр. «Ховрино». Проезжайте 1 ст. до ст. «Театральная», перейдите на ст. «Охотный ряд» Сокольнической линии и проезжайте 2 ст. до станции «Кропоткинская». Выйдя из метро, пройдите 330м до пункта назначения.

Московская 1-я мужская гимназия

Годы постройки

XVIII в., XIX в.

Стиль

Классицизм

Адрес

Б. Знаменский переулок, 2с3, Гоголевский бульв., 2

Ближайшие станция метро

Кропоткинская

Архитекторы

М.Ф. Казаков

Назначение постройки

Учебное заведение, Городская усадьба

Узнать об объекте больше
star-icon
3.7
Московская 1-я мужская гимназия
3
Следующим пунктом маршрута станет знаменитое московское учебное заведение. В 1835-1840 годах Александр Островский учился в 1-й Московской гимназии, среди выдающихся выпускников которой были легендарный врач-психиатр Владимир Сербский, а также анархист и философ Петр Кропоткин. В 1836 году учебное заведение посетил автор «Моцарта и Сальери» Александр Сергеевич Пушкин. Здание в стиле строгого классицизма построили в Большом Знаменском переулке в XVIII-XIX веках. Одним из авторов проекта стал легендарный зодчий Матвей Казаков. Здание мужской гимназии возвели на месте палат первой половины XVIII века, владельцем которых был Андрей Нарышкин, родственник матери Петра I, второй супруги царя Алексея Михайловича. В начале XIX века, когда трехэтажный дом с мезонином передали в ведение Первой губернской мужской гимназии, здание перестроили, придав ему безупречные черты сдержанного и лаконичного классицизма. Особняк имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.

Старая усадьба Голицыных

Годы постройки

XVIII-XIX вв.

Стиль

Классицизм

Адрес

ЦАО, Волхонка ул., дом 14, строение 3, ЦАО, Волхонка ул., дом 14, строение 4

Ближайшие станция метро

Кропоткинская

Архитекторы

И.И. Поздеев М.Ф. КазаковС.И. ЧевакинскийП.М. Самарин
Узнать об объекте больше
star-icon
3.3
Старая усадьба Голицыных
4
Прогулка продолжится на Волхонке – старинной аристократической московской улице с богатой историей. Здесь располагались усадьбы знатных дворянских родов: Вяземских, Долгоруковых, Голицыных. В частности, дом 14, построенный для князя Михаила Голицына в XVIII веке (по проекту архитектора эпохи елизаветинского барокко Саввы Чевакинского), впоследствии перестраивался одним из крупнейших представителей русской псевдоготики, Матвеем Казаковым, и входил в состав так называемого Пречистенского дворца. После окончания войны 1812 года семья Голицыных устраивала в усадьбе пышные балы, на которых бывал А.С. Пушкин. Позже здесь был открыт «Голицынский музей», в котором на всеобщее обозрение выставлялись картины Брейгеля, Караваджо, Рембрандта, Рубенса и Тициана.
В 1870 году, чтобы решить финансовые проблемы, Сергей Голицын начал сдавать первый этаж усадьбы. В одной из комнат жил Островский, написавший здесь свою знаменитую пьесу «Бесприданница». Особняк стал последним московским пристанищем Александра Николаевича.
Next step
Следуйте на юго-восток по Малому Знаменскому пер. в сторону Волхонки. Поверните налево на Волхонку, затем еще раз налево на Моховую ул. Пункт назначения будет слева.

Московский Университет

Годы постройки

1786-1793, 1817-1819

Стиль

Классицизм

Адрес

ЦАО, Моховая ул., дом 11, строение 1

Ближайшие станция метро

Охотный рядБиблиотека имени Ленина

Архитекторы

А.Г. Григорьев М.Ф. КазаковД.И. Жилярди

Назначение постройки

Учебное заведение

Узнать об объекте больше
star-icon
4.1
Московский Университет
5
Промежуточным пунктом маршрута станет легендарный московский вуз. По окончании 1-й Московской гимназии Островский – вновь по настоянию отца, который не считал занятия литературой чем-то мало-мальски серьезным, - продолжил обучение в Московском университете. Учась на 3-м курсе юридического факультета, он в один момент бросил университет, узнав о том, что его преподаватель по римскому праву «ничтоже сумняшеся» брал взятки. Для Островского это стало сильнейшим моральным потрясением. Некий профессор Крылов, мздоимец, был взят с поличным через два года после того, как Островский по собственному желанию покинул университет. «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного», - эту реплику позже произнесет Жадов, герой комедии Островского «Доходное место». Тем временем, по настоянию отца, разгневанного столь «необдуманным» поступком сына, Александр Николаевич поступил на службу в Московский совестный суд, работа в котором, разумеется, не прошла даром, вдохновив драматурга на создание очерков и пьес. Так называемый «совестный суд» был создан по инициативе Екатерины II на основании принципа «естественной справедливости». Здесь Островский собрал бесценный материал для многих своих произведений, наблюдая «сцены из судебной жизни», становясь свидетелем бесчинств и обманов, взлетов и падений, разочарований и сломов. «Не будь я в такой передряге, не написал бы «Доходного места», - вспоминал впоследствии драматург, прослуживший в московских судах до 1851 года.
Надо сказать, Александр Николаевич не сразу осознал, что именно драматургия является его главным призванием. В начале 1840-х годов начинающий литератор пишет очерки.
В 1849 году Островский написал комедию «Свои люди — сочтемся!» Пьеса произвела эффект разорвавшейся бомбы, получив хвалебные отзывы Гоголя, Гончарова, Толстого. «Вся комедия — чудо… Островский, не шутя гениальный драматический писатель», - писал Лев Николаевич. Однако критики сочли пьесу «обидной для русского купечества», оскорбительной для столь влиятельного сословия. Реалистичная комедия была запрещена Николаем 1, а ее автор был взят под надзор полиции на целых шесть лет. Пьеса была разрешена к постановке лишь в самом конце 1860 года. Многие пьесы драматурга производили фурор, становились «художественными открытиями», в то время как их постановки открывали новые страницы театрального искусства. Островский был не только «Колумбом Замоскворечья», но и одним из первооткрывателей и исследователей трагизма того самого «маленького человека» - в широком смысле, будь то Юлий Капитоныч Карандышев или бесприданница Лариса Огудалова.
Next step
Следуйте на северо-восток по Моховой ул. до пересечения с Тверской. Продолжайте движение по ул. Охотный ряд. Поверните налево на Театральную пл. Пункт назначения будет слева.

Здание Российского академического молодежного театра (РАМТ)

Годы постройки

1821, 1870-е, 1909

Стиль

Эклектика

Адрес

ЦАО, Театральная пл., дом 2

Ближайшие станция метро

Охотный рядТеатральная

Архитекторы

О.И. БовеА. КаминскийБ.В. Фрейденберг

Назначение постройки

Театр

Узнать об объекте больше
star-icon
3.3
Здание Российского академического молодежного театра (РАМТ)
6
Прогулка продолжится в самом центре столицы. В середине 1860-х годов Островский основал своего рода «кружок по интересам» - Артистический кружок, созданный для взаимодействия московского художественного бомонда, а также для помощи начинающим актёрам. Во время творческих вечеров, которые часто проходили на Тверском бульваре 17, свои новые произведения читали многие авторы, в том числе и сам Александр Николаевич. Особое значение в жизни кружка, созданного во времена царившей тогда монополии императорских театров, играли постановки спектаклей. Театр «Артистического кружка» считается первым частным театром в Москве. Его репертуар составляли в основном произведения русских драматургов, преимущественно самого Островского. Наряду с начинающими артистами-любителями здесь выступали актеры-легенды: П. М. Садовский, гениальный исполнитель ролей в пьесах Островского; В.А. Макшеев (Рисположенский из «Свои люди — сочтемся», Жорж Данден); актер «без амплуа», С.В. Шумский (Хлестаков в «Ревизоре»). С 1869 года спектакли игрались в Шелапутинском театре на Театральной площади. В настоящее время здесь расположен Российский академический молодёжный театр. Артистический кружок прекратил свое существование в 1883 ввиду материальных затруднений.
Next step
Следуйте на юг в сторону Театрального проезда. Поверните налево на Театральную площадь. Пункт назначения будет справа.

Малый театр

Годы постройки

1824, 1840

Стиль

Классицизм

Адрес

ЦАО, Театральный пр., дом 1

Ближайшие станция метро

ЛубянкаОхотный рядТеатральная

Архитекторы

О.И. БовеК.А. Тон

Назначение постройки

Театр

Узнать об объекте больше
star-icon
3.6
Малый театр
7
Ключевым пунктом нашего маршрута станет Малый театр. Драматург написал около 50 пьес, все они были поставлены в Малом. "Национальный театр есть признак совершеннолетия нации, так же, как академия, университеты, музеи", - полагал Островский.
Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы русские, можем с гордостью сказать: „У нас есть свой русский, национальный театр“. Он, по справедливости, должен называться „Театр Островского“» писал в своем письме Островскому Иван Гончаров.
Островский с огромным энтузиазмом работал с артистами, руководя постановками собственных пьес в Малом и Александринском театрах. Малый театр стали называть «Домом Островского» еще при жизни драматурга. Актер и педагог М. И. Писарев вспоминал, что во время дебютного представления своих пьес Островский жутко нервничал, переживал, а потому обычно никогда не сидел в зрительном зале. «Бледный и растерянный, он бродил за кулисами, переходя с одной стороны сцены на другую, шепча что-то, принужденно улыбаясь и невпопад отвечая на вопросы. Если пьеса имела успех, то на шестом-седьмом представлении Александр Николаевич шел в кресла смотреть комедию. Он весь был поглощен игрой артистов и ходом пьесы. Островский заразительно хохотал в комических сценах, аплодировал актерам и до того непосредственно увлекался, что иногда, забывая, что идет его пьеса, хлопал незнакомого ему соседа по колену, восклицая: "Прекрасная пьеса... жизненная, смешная!.."»
Главным «действующим лицом» драматургии Островского стал «глубинный народ». Александр Николаевич вывел на авансцену сумасбродных чинуш, циничных купцов, невежественных самодуров. Сценическое искусство драматурга от первого до последнего диалога строится на Человеке и на Слове.
Памятник великому драматургу был установлен у входа в театр почти сто лет назад, в 1929 году. Пьесы Островского по сей день остаются «визитной карточкой» Малого. Основу репертуара театра в разное время составляли такие шедевры, как: «На всякого мудреца довольно простоты», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «Горячее сердце», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Таланты и поклонники», «Последняя жертва», «Волки и овцы», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Лес», «Бешеные деньги», «День на день не приходится», «Свои люди — сочтемся!», «Бедность не порок» и «Бесприданница».
Next step
Следуйте на юг по Театральной пл. Поверните налево на Театральный пр-д, затем направо на Лубянский пр-д. Продолжайте движение. Поверните направо на ул. Солянка. Продолжайте движение по Подколокольному пер. Поверните направо на Большой Николоворобинский пер. Пункт назначения будет справа.

Усадьба Тессина, Островских, Марк

Годы постройки

XVIII в.

Стиль

Эклектика

Адрес

Б. Николоворобинский пер., д. 7

Ближайшие станция метро

Курская (кольцевая)Чкаловская

Архитекторы

В.А. Коссов

Назначение постройки

Городская усадьба, Общественное учреждение

Узнать об объекте больше
star-icon
3.2
Усадьба Тессина, Островских, Марк
8
Финальной точкой маршрута станет дом № 7 в Большом Николоворобинском переулке, где А. Н. Островский жил и творил в 1840-1849 годах.
Сюда юный драматург привел Агафью Ивановну, тонкую натуру, однако при этом простую мещанку, жившую неподалеку. Отец Александра Николаевича был категорически против этих отношений, считая их «чистым мезальянсом». Поскольку все попытки отговорить сына от решения связать свое будущее с бедной девушкой не возымели успеха, отец пошел на крайнюю меру, полностью лишив Александра финансовой поддержки. «Если б я был царь, я бы издал такой закон, чтоб богатый женился на бедной, а бедный – на богатой; а кто не послушается, тому смертная казнь», - однажды скажет главный герой знаменитой пьесы Островского «Женитьба Бальзаминова». Несмотря на отцовское порицание и тотальное безденежье, Островский (всю жизнь испытывающий материальные трудности) прожил в гражданском браке с Агафьей Ивановной около двадцати счастливых лет. Через два года после ее кончины, в 1869 году, Островский обвенчался с актрисой Малого театра Марией Бахметьевой, в законном браке с которой родилось шестеро детей.
Next step
На этом наша прогулка подходит к концу.

Связано с маршрутом (1)