Ко Дню учителя: маршрут в честь великих педагогов

Ко Дню учителя: маршрут в честь великих педагогов

52 ч. 7 м.11 км
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

Информация о маршруте

«Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств», - полагал основоположник национальной педагогики К.Д. Ушинский. Маршрут, приуроченный ко Дню учителя, разработанный совместно с Департаментом образования столицы и «Московским центром воспитательных практик», посвящен признанным профессионалам своего дела: педагогам, наставникам, идейным вдохновителям – Л.Ф. Магницкому, С.О. Шмидту, К.Д. Ушинскому, А.С. Макаренко и Л.С. Выготскому, внесшим бесценный вклад в становление российской педагогики и оставившим свой уникальный след в истории города, на карте Москвы. истории города, на карте Москвы.

Автор статьи: Валерия Пайкова
Распечатать статью

Точки маршрута

Большая Сухаревская площадь

Адрес

пл. Большая Сухаревская

Ближайшие станция метро

Сухаревская

Узнать об объекте больше
Большая Сухаревская площадь
1
Имя Леонтия Филипповича Магницкого (1669-1739) вошло в историю отечественной педагогики еще в XVIII столетии. В 1700 году, когда Леонтий был лично представлен императору; Петр I остался столь впечатлен кругозором и познаниями молодого ученого-самородка, родившегося в семье крестьянина Филиппа Теляшина, что в знак своего признания пожаловал ему фамилию Магницкий: «В сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».
Профессиональная деятельность талантливого педагога была связана с Сухаревской площадью.
По указу Петра I Магницкий был назначен преподавателем московской Навигацкой школы, разместившейся в здании Сухаревой башни на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира). В 1934 году в ходе Генеральной реконструкции Москвы башня, высота которой составляла 64 метра, была демонтирована. На Магницкого была возложена особая задача: написать учебник по математике и кораблевождению. Сказано – сделано. Уже в 1703 году в Москве был издан первый печатный российский учебник – «Арифметика» Магницкого, вышедшая колоссальным для тех времен тиражом в 2400 экземпляров. Учебное пособие создавалось для будущих офицеров армии и флота, обучавшихся в Школе навигацких и математических наук. Математическая энциклопедия с успехом прошла «испытание временем» в прямом смысле этого слова, - по «Арифметике» Л.Ф. Магницкого учились на протяжении двух веков. Это была своего рода «математическая библия», повлиявшая на развитие и распространение знаний в России. М. В. Ломоносов, учившийся по «Арифметике» Магницкого, называл её «вратами учёности».
Next step
Следуйте на восток по Большой Сухаревской пл. в сторону 1-го Коптельского переулка. Поверните направо на пр. Академика Сахарова, затем налево в Даев пер. Поверните налево на Мясницкую ул., далее направо в Малый Харитоньевский пер. Поверните налево на ул. Жуковского, затем направо, - на ул. Макаренко.

Улица Макаренко

Адрес

улица Макаренко

Ближайшие станция метро

Чистые пруды

Узнать об объекте больше
Улица Макаренко
2
В самом центре столицы, между Чистопрудным бульваром и улицей Чаплыгина, расположилась небольшая улица, названная в честь знаменитого советского педагога – Антона Семеновича Макаренко (1888-1939). Его педагогическая система была основана на идее единства коллектива воспитанников и педагогического коллектива, при котором, в ходе полезного труда, возникает уникальный «микроклимат» человеческих отношений. Макаренко вошел в историю как создатель собственной педагогической методики воспитания и перевоспитания подростков-правонарушителей, в том числе беспризорников.
Педагог-практик видел особую роль во взаимодействии не только между воспитанниками, но и гораздо шире – между детьми и педагогами, младшими и старшими. Педагог-гуманист, Макаренко не отвергал учеников, какими бы сложными и проблемными они подчас ни были, создавая атмосферу взаимного принятия, поддержки и уважения. А.С. Макаренко, рассматривавший педагогику прежде всего как «практически целесообразную» науку, подчеркивал: «Воспитывает не воспитатель, а среда». В свою очередь «человек воспитывается целым обществом», всеми его социальными механизмами. Идея воспитания личности через коллектив стала непреложным, мировоззренческим принципом Макаренко. В его представлении, необходимо было добиться «параллельного» соединения, взаимодействия, «симбиоза» воспитания и жизни общества, коллектива и индивидуума. Педагогика - самая «диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука», - полагал автор «Педагогической поэмы».
Переехав в Москву в 1937 году, Антон Семенович с головой ушел в литературную и общественно-педагогическую деятельность. Символично, что в 1938 году Макаренко выступил с лекцией «О моем опыте» в Московском педагогическом училище №1, которому в 1945 году, после чествования учеников и учителей, принимавших участие в Великой отечественной войне, было присвоено имя его коллеги, - К.Д. Ушинского. В лекции Макаренко с увлечением говорил о воспитании характера личности. Сейчас в здании на Большой Ордынке располагается один из факультетов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Next step
Пройдите 360 м до остановки общественного транспорта «Покровские Ворота». Садитесь на автобус М3 (напр. «Серебряный бор»). Следуйте до ост. «Манежная площадь». Пройдите 220 м до пункта назначения.

Московский Университет

Годы постройки

1786-1793, 1817-1819

Стиль

Классицизм

Адрес

ЦАО, Моховая ул., дом 11, строение 1

Ближайшие станция метро

Охотный рядБиблиотека имени Ленина

Архитекторы

А.Г. Григорьев М.Ф. КазаковД.И. Жилярди

Назначение постройки

Учебное заведение

Узнать об объекте больше
star-icon
4.1
Московский Университет
3
В 2023 году, посвященному педагогам и наставникам, исполняется 200 лет со дня рождения одного из основателей российской педагогической науки, – Константина Дмитриевича Ушинского.
Местом, во многом определившим мировоззрение и сферу деятельности Ушинского, стал Московский университет.
В шестнадцать лет Ушинский, сын одного из участников Бородинского сражения, поступил на юридический факультет Московского университета, располагавшегося на Моховой улице. По окончании университета Константин Дмитриевич готовился к профессорской деятельности, с головой окунувшись в труды по истории, географии, философии, а также правоведению на русском, французском и немецком языках. После защиты диссертации, в 1844 году ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции. Образование, понимаемое как «воспитание в широком смысле» он рассматривал как непосредственную подготовку к «труду жизни».
«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания», - полагал русский педагог, которого называли «учителем русских учителей». Благодаря Ушинскому в России о педагогике всерьез заговорили как о науке. Ушинский считал, что искусство воспитания целиком и полностью «опирается на науку».
Названия ключевых работ Ушинского, впервые опубликованных в начале 1860-х годов, говорят сами за себя: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Родное слово». Эти монументальные исследования определили вектор развития педагогики как науки в России на долгие-долгие годы. Одной из важнейших идеей Ушинского стала мысль о важности сохранения национальной культуры, образования и языка. «Учение детей отечественному языку имеет три цели: во-первых, развить в детях ту душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логику этого языка, т. е. грамматические его законы в их логической системе. Эти три цели достигаются не одна после другой, но совместно», - писал К.Д. Ушинский в статье «О первоначальном преподавании русского языка».
Педагог и соавтор Ушинского Лев Николаевич Модзалевский так характеризовал своего коллегу: «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор». В честь «отца отечественной национальной школы» К.Д. Ушинского названа Научная педагогическая библиотека в историческом центре Москвы (Большой Толмачевский пер., дом 3), которая с 1945 года носит имя великого педагога.
Next step
Следуйте на юго-запад в сторону Манежной площади. Поверните налево и продолжайте движение по Манежной. Поверните налево в сторону пл. Революции, затем направо на пл. Революции. Сверните направо на перекрестке: пункт назначения будет справа.

Печатный двор

Годы постройки

1553

Стиль

Древнерусское зодчество, Псевдоготика

Адрес

Никольская ул., дом 15, строение 1

Архитекторы

А.Н. Бакарев

Назначение постройки

Общественное учреждение

Узнать об объекте больше
star-icon
3.3
Печатный двор
4
В 2022 году исполнилось 100 лет со дня рождения замечательного москвоведа, историка-медиевиста и педагога Сигурда Оттовича Шмидта, с именем которого связано возрождение краеведческого движения во всей стране. Шмидт преподавал в Московском государственном историко-архивном институте (ныне Историко-архивный институт РГГУ), преподавал с 1949 по 2013 год, в течение полувека руководил студенческим кружком источниковедения в том самом, старинном здании на Никольской, где в XVI веке размещались Московский Печатный двор и Синодальная типография. Воспитанию и образованию подрастающих поколений ученый-исследователь придавал особое значение.
«Роль школьного учителя показалась мне особенно значимой, когда сам с удовольствием отдался общим и специальным курсам и пятьдесят лет руководил научным студенческим кружком,» - вспоминал в своей автобиографии педагог, выросший в Москве в семье исследователя Арктики Отто Шмидта. Среди учеников заслуженного профессора РГГУ тысячи архивистов. Академик Российской академии образования, всю жизнь проживший в Кривоарбатском переулке и посвятивший множество работ любимому с детства Старому Арбату, Шмидт основал отдельную ветвь краеведения – москвоведение. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев был одним из тех, кто восхищался деятельностью Сигурда Оттовича. С его точки зрения, работа Шмидта всегда носила не только сугубо научный, но и просветительский, нравственный характер. Размышляя о призвании и значении роли педагога, учителя, Лихачев, в одном из писем Шмидту, коротко резюмировал свой тезис: «Под Учителем разумею Вас!»
В год празднования юбилея знаменитого педагога на здании Историко-архивного института на Никольской была установлена мемориальная доска С.О. Шмидту.
Next step
Пройдите 570 м до остановки общественного транспорта «Театральная площадь». Садитесь на автобус М6 (напр. «Стадион Лужники»), следуйте до ост. «Улица Еланского». Пройдите 410 м до пункта назначения. На этом наша прогулка подходит к концу.

Здание Московских Высших женских курсов

Годы постройки

1907

Стиль

Неоклассицизм

Адрес

ЦАО, Пироговская М. ул., дом 1, строение 1

Ближайшие станция метро

Фрунзенская

Архитекторы

С.У. СоловьевВ.Г. Шухов

Назначение постройки

Учебное заведение

Узнать об объекте больше
star-icon
3.4
Здание Московских Высших женских курсов
5
«Моцарт в психологии» - именно так коллеги называли выдающегося ученого-психолога Льва Семеновича Выготского (1896-1934).
В 1913 году Выготский поступил сначала на медицинский факультет МГУ, затем перевёлся на юридический факультет, который закончил в 1917 году. Параллельно учился на историко-филологическом факультете Народного университета А. Л. Шанявского на Миусской площади, где его учителем был знаменитый философ и педагог Г. Г. Шпет. Спустя два года, заболев туберкулёзом, Выготский не только не сбавил темп, а наоборот, с удвоенной силой углубился в педагогическую деятельность, став у истоков нового направления в психологической науке. Л.С. Выготский, в частности, ввел понятие «зоны ближайшего развития», под которым подразумевалось то пространство действий, которые ребенок пока не в состоянии выполнить сам, но может осуществить совместно со взрослым, с помощью взрослого. Выготский считал, что обучение, являющееся плодом совместной деятельности, должно предвосхищать, опережать личностное развитие.
С 1924 он работал во многих научно-исследовательских учреждениях Москвы, в том числе в Институте экспериментальной психологии, в отделе социально-правовой охраны несовершеннолетних Главсоцвоса Наркомпроса РСФСР, преподавал в Московском институте педологии и дефектологии, на Высших научно-педагогических курсах, вел курсы по психологии I и II МГУ. После революции Московские высшие женские курсы (МВЖК) были преобразованы во 2-й Московский Государственный Университет, на базе которого впоследствии был создан Московский педагогический государственный институт (университет по-прежнему занимает Главный корпус здания на Малой Пироговской улице). Последние десять лет своей жизни, с 1924-1934 год, Выготский работал в МПГУ, который тогда назывался «Вторым МГУ», а затем носил имя наркома просвещения РСФСР А.С. Бубнова. Начиная с 1925 года, Лев Семенович погрузился в изучение социолого-исторического понятия деятельности и ее применения в области психологии. Своего рода «универсальными» моментами, маркерами психического развития человека, по Выготскому, являются как раз обучение и воспитание.
Л.С. Выготский не просто «поженил» педагогику с психологией, но также оставил фундаментальные теоретические разработки, которые впоследствии легли в основу целых образовательных систем. Среди учеников и последователей Выготского такие мэтры психологии и светочи педагогической науки, как А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и Л. И. Божович.
Next step
Прогулка окончена.