В 2023 году, посвященному педагогам и наставникам, исполняется 200 лет со дня рождения одного из основателей российской педагогической науки, – Константина Дмитриевича Ушинского.
Местом, во многом определившим мировоззрение и сферу деятельности Ушинского, стал Московский университет.
В шестнадцать лет Ушинский, сын одного из участников Бородинского сражения, поступил на юридический факультет Московского университета, располагавшегося на Моховой улице. По окончании университета Константин Дмитриевич готовился к профессорской деятельности, с головой окунувшись в труды по истории, географии, философии, а также правоведению на русском, французском и немецком языках. После защиты диссертации, в 1844 году ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции. Образование, понимаемое как «воспитание в широком смысле» он рассматривал как непосредственную подготовку к «труду жизни».
«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания», - полагал русский педагог, которого называли «учителем русских учителей». Благодаря Ушинскому в России о педагогике всерьез заговорили как о науке. Ушинский считал, что искусство воспитания целиком и полностью «опирается на науку».
Названия ключевых работ Ушинского, впервые опубликованных в начале 1860-х годов, говорят сами за себя: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Родное слово». Эти монументальные исследования определили вектор развития педагогики как науки в России на долгие-долгие годы. Одной из важнейших идеей Ушинского стала мысль о важности сохранения национальной культуры, образования и языка. «Учение детей отечественному языку имеет три цели: во-первых, развить в детях ту душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логику этого языка, т. е. грамматические его законы в их логической системе. Эти три цели достигаются не одна после другой, но совместно», - писал К.Д. Ушинский в статье «О первоначальном преподавании русского языка».
Педагог и соавтор Ушинского Лев Николаевич Модзалевский так характеризовал своего коллегу: «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор». В честь «отца отечественной национальной школы» К.Д. Ушинского названа Научная педагогическая библиотека в историческом центре Москвы (Большой Толмачевский пер., дом 3), которая с 1945 года носит имя великого педагога.
Следуйте на юго-запад в сторону Манежной площади. Поверните налево и продолжайте движение по Манежной. Поверните налево в сторону пл. Революции, затем направо на пл. Революции. Сверните направо на перекрестке: пункт назначения будет справа.