Хамовники: Станция метро «Парк культуры» - Дом Мастера - Усадьба Офросимовых

Хамовники: Станция метро «Парк культуры» - Дом Мастера - Усадьба Офросимовых

70 ч. 17 м.2 км
Цель экскурсии - познакомить экскурсантов с историческим и культурным территории района Хамовники ЦАО.
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

Метро

Слово «хамовники» — от слова «хам», которое с XIV века обозначало льняное полотно (например, просили продать «хаму три локти»).
Когда-то на территории нынешних Хамовников была большая Хамовная слобода, где жили ткачи. Их прозвали «хамовниками». Первоначально, в 20-е годы XVII века, когда вырос спрос на русский лён, в слободе жили мастера, переселённые из Твери. Они были у царя Михаила Фёдоровича на особом положении, облагались невысокими налогами, освобождались от некоторых повинностей и не имели права жить где-либо, кроме своей слободы.

В память о ткачах ныне сохранились палаты Хамовного двора, что находятся на улице Льва Толстого, дом № 10, строение № 2.
Также о «хамовниках» напоминал окружающим людям магазин «Русский лён», который находился на Комсомольском проспекте в доме № 29, где можно было приобрести всевозможные ткацкие изделия, в том числе — изделия фабрики «Красная роза». В настоящее время ни магазина, ни фабрики уже нет.
Слово «хамовники» использовалось в названиях улиц и набережных. Так, Большой (Долгий) Хамовнический переулок в 1920 году переименовали в улицу Льва Толстого (по усадьбе, где жил писатель); Хамовническую набережную в 1925 году переименовали во Фрунзенскую набережную; 1—3-я Хамовнические улицы в 1956 году стали 1—3-й Фрунзенскими улицами; Хамовнический Камер-Коллежский Вал долго именовался Фрунзенским Валом, а теперь называется просто Хамовническим Валом.

От станции метро "Парк культуры" (кольцевая) пересечем Зубовский бульвар и проследуем по улице Остоженке до дома 51/10, к особняку Абрикосовых.


Особняк Абрикосовых

Особняк Абрикосовых занимает угловой юго-западный участок квартала на пересечении улицы Остоженки и Турчанинова (бывшего 3-го Ушаковского) переулка. Его границы не отличались стабильностью и за время существования претерпели значительные изменения. С 1798 по 1809 г. усадьба принадлежала князю П. Н. Оболенскому, отцу декабриста Е. П. Оболенского – члена «Союза спасения» и «Союза благоденствия», одного из основателей Северного общества, начальника штаба восстания 14 декабря 1825 г., приговоренного к пожизненной каторге. Есть основания полагать, что здесь прошли детские годы Е. П. Оболенского. В этот период и застроечный комплекс в значительной степени обновился. В 1809 г. владение переходит к дворянам Безобразовым, оставаясь за ними до 1830 г. Во время пожара 1812 г. усадебная застройка полностью выгорела, и участок до 1816 г. числился «обгорелой пустопорозжей землей». В 1913 г. домовладение приобретено потомственной почетной гражданкой М. Ф. Абрикосовой. В начале следующего года владелицей было получено разрешение на проведение работ по главному дому, заключавшихся в наружном ремонте и переустройстве террасы по проекту художника-архитектора С. Е. Чернышева. На протяжении 1915-1916 гг. был осуществлен внутренний ремонт дома, а также перестроены все каменные дворовые корпуса, на месте же снесенного деревянного сарая устроен огород. В 1926-1927 гг. в доме размещался Педагогический музей Хамовнического района.

Особняк отреставрирован в 2000-х гг. и поддерживается пользователями. Сегодня здесь располагается приемная Службы внешней разведки Российской Федерации.

От особняка направимся к следующей точке - городской усадьбе Всеволожского.


Городская усадьба Всеволожского

А сейчас прогуляемся по одной из красивейших улиц Москвы – Остоженке. Как богата она на всякого рода культурные учреждения и непосредственно на старинные постройки. Но мы остановимся на интересном особняке начала XIX в. – городской усадьбе Всеволожского. Возведен он был между 1817 и 1825 гг. и получил название благодаря своему хозяину. Архитектором проекта является племянник Н. Карамзина С. Кушников.

Немного углубимся в историю. Владелец дома А. Всеволожский был весьма известной личностью. Отцом его был Н. Всеволожский, который проживал в усадьбе в Теплом переулке (современное название ‒ улица Тимура Фрунзе). Николай Сергеевич имел примечательные заслуги перед Родиной. Принимал участие в Русско-шведской и Русско-польской войнах. В доме на Тимура Фрунзе открыл типографию, где печатались художественные, медицинские и исторические книги. В 1817 г. Николай Всеволожский был назначен губернатором Твери.

Сын его – Александр Всеволожский – участвовал в Отечественной войне 1812 г. и был командующим ополченцев. Он водил тесную дружбу с Пушкиным, Грибоедовым и Глинкой. Возможно, вся творческая знать не раз бывала в этом доме. Также известно, что Александр Всеволожский состоял в литературно-политическом кружке «Зеленая лампа». Некоторое время в усадьбе жил Бакунин – русский мыслитель, революционер. Частым гостем в усадьбе был Белинский. В XIX в. здесь жили братья Киреевские – философы, мыслители, литературные критики, публицисты и истинные любители своей Родины.
Дом на улице Остоженке, 49 интересен и как архитектурное строение. Особняк возведен в стиле классицизм, что было свойственно в эпоху его постройки. Усадьбе присущ сдержанный декор, дорические колонны, классические, удлиненные окна, прямоугольные дверные проемы с массивным двускатным порталом, строгие вертикальные и горизонтальные линии, барельефы в круглых медальонах и т. д.

Обратим внимание на то, что терраса выполнена из камня, передняя же часть дома одноэтажная и выстроена из дерева. Пожалуй, это одно из немногих деревянных строений XIX в., сохранившихся до наших дней. Заднюю половину возвели из камня, она двухуровневая, но не превышает переднюю часть дома. Второй этаж был отведен под детские комнаты из-за достаточно низких потолков. Фасад здания выделяется шестиколонным портиком с лепным декором, изображающим муз и Аполлона, играющего на лире. Верхнюю часть фасада украшает лепной медальон с фамильным гербом Всеволожских. Этот род берет свое начало еще с князя Владимира Святославовича и князей Смоленских. Внутри дом сохранил планировку и оформление части помещений: парадной анфилады, включающей спальню с колоннами и просторную уютную гостиную, выходящую в сад позади дома.

В настоящее время в усадьбе расположены издательский дом «Ансар», Международная исламская миссия, Буддийская традиционная Сангха России.


Деревянный жилой дом

Следуя далее по Остоженке, мы свернем в Мансуровский переулок, к дому №9.

Вскоре после войны 1812 года Сергей Васильевич Мельников, титулярный советник, продает часть своего владения в Мансуровском мещанке Прасковье Федоровне Емельяновой. Новая владелица участка 29 марта 1834 года подала прошение о застройке участка купленной земли, в 1834-м вдоль красной линии переулка был выстроен добротный деревянный жилой дом на белокаменном подвале. Центральная часть по фасаду на три оконных оси была выделена креповкой. Интерьер спланирован по принципу кругового обхода. Парадные помещения – с лепным декором потолков и изразцовыми печами. В подвале выложен камин с чугунным прибором. В глубине же двора, справа и слева от дома, были построены деревянные сараи.

От Емельяновой усадьба перешла к поручику Ивану Петровичу Полетаеву, а затем к купцу первой гильдии Сергею Владимировичу Топленинову и, по наследству, к его сыновьям – Владимиру и Сергею. Владимир, старший, был актером, долгое время выступал на разных сценах, в конце жизни работал в Театре транспорта и даже дружил с самим Луначарским, который поспособствовал тому, чтобы братьям вернули реквизированный в 1918 году дом. Сергей был художником-декоратором, макетчиком-исполнителем Малого театра, МХАТа, других театров. В унаследованном доме старший брат жил с семьей наверху, а младший – в нижнем полуподвальном этаже. Сергей Топленинов был женат на дочери архитектора Льва Кекушева Марии, которая, несмотря на протесты родных, ушла из роскошного особняка на Остоженке, 21 к любимому. Только через несколько лет, когда накал страстей «в благородном семействе» поугас, Мария и Сергей поженились и переехали на Остоженку.

Часть дома братья сдавали драматургу Сергею Александровичу Ермолинскому и его жене Марии Артемьевне Чемишкиан.

В 1926 году в Мансуровском переулке появился частый гость, которого нельзя было спутать ни с кем другим. Он не был коренным москвичом, но Москву знал и любил и был готов отдать ей все, что у него имелось – свой яркий самобытный талант. Это был М.А. Булгаков. К кому он чаще ходил в гости, к Ермолинскому или к младшему Топленинову, пусть спорят булгаковеды. Доподлинно известно, что, когда ему было особенно трудно, он бывал здесь практически ежедневно. В это же время развивались его отношения с Еленой Сергеевной Шиловской.
«Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени». («Мастер и Маргарита». М.А.Булгаков).

Как рассказывала Евгения Владимировна Власова, жена Владимира Топленинова, Булгаков часто ночевал в специально отведенной ему комнате с печкой (в правой части дома, если смотреть на фасад со стороны переулка). Тут же, сидя в полуподвальчике, Булгаков работал над своим романом «Мастер и Маргарита». И, судя по всему, Мастера он «прописал» именно здесь.
Опять же по воспоминаниям, в так называемом кафе «Нато Вачнадзе», устроенном в саду, Михаил Афанасьевич читал главы из нового романа; и тогда же на вопрос Марии Артемьевны ответил, что подвал именно этого дома он описал в «Мастере и Маргарите».

В 1980-х «дом Мастера» в Мансуровском реставрировался жившим в то время в нем художником Владимиром Алексеевичем Курским (1917-1985), и комната, в которой работал Михаил Афанасьевич, была сохранена именно как его писательский уголок. К сожалению, после смерти художника, начались многочисленные суды между наследниками. В 2013 году дом, являющийся объектом культурного наследия регионального значения, был выставлен на продажу.



Дом А.В. Кузнецова

Рядом находится наш следующий объект прогулки, дом №11.

Дом, соседствующий с домом Мастера в Мансуровском переулке, и сегодня привлекает прохожих своим необычным фасадом с барельефными медальонами над окнами, изящной ажурной решеткой, кованой калиткой ампирного рисунка, ведущей в узкий дворик, и необычно маленькой (высотой чуть больше метра) дверцей в каменной ограде… В существующих границах данное владение выделилось из крупной усадьбы после 1812 года. В 1820-1822 годах усадьба числилась за коллежской секретаршей Александрой Захаровной Измальской-Платоновой. К этому времени уже был возведен одноэтажный главный дом – деревянный; он был поставлен по красной линии переулка, что заметно выделяло его среди других. Маленький пятиоконный дом очень приглянулся Кузнецову. Именно такой – старый ампирный особнячок – как нельзя лучше подходил для реализации планов по обустройству усадьбы, идеально подходящей для жилья, каждая часть которой несла бы свою функциональную нагрузку и вместе с тем создавала целостный и запоминающийся архитектурный ансамбль.

Перестройка дома в Мансуровском проводилась в очень сжатые сроки. Главный дом удлинился в глубину двора и был объединен с малым корпусом. Угол между ними был заполнен каменным объемом сложной формы, где поместился кабинет-мастерская (40 кв. м). Так появилось огромное окно-портик, украшенное по бокам двумя декоративными барельефами венков, повторяющими мотив уличного фасада. В самом кабинете расположилась высокая белая печь с камином, за которой притаилась арочная ниша с балкончиком над ней, т.н. «скворечником». Попасть на балкон можно было лишь по практически незаметной узенькой винтовой лестнице. Усадьба в Мансуровском неоднократно становилась съемочной площадкой. Англичане нашли здесь натуру для «Обломова», а для Никиты Михалкова как актера этот дом дважды выполнил роль сцены: один раз в 1966-м, в телефильме «Шуточка», второй – в «Жестоком романсе» Эльдара Рязанова (1984 год). В 1991-м в этом же месте снимался фильм Сергея Соловьева «Дом под звездным небом» – фантасмагория, которую критики считают одной из самых страшных и недооцененных картин режиссера. Снаружи, в фильме, это был дом Берковича на Соколиной горе, внутри – дом Кузнецова в Мансуровском…

В особняке и по сей день живут потомки Кузнецова. Дом является объектом культурного наследия федерального значения.


Гимназия Поливанова

Дойдем до конца переулка и свернем налево на улицу Пречистенка, к дома 32/1с1.

Эта усадьба на Пречистенке была перестроена, а точнее, возведена заново в классическом стиле вскоре после пожара 1812 года, на месте сгоревшей старой усадьбы Талызиных. Вся новая застройка была каменной. Главный Т-образный дом, что стоит по красной линии Пречистенки, строился с 1817 по 1820 год; по некоторым данным, автором проекта является известный архитектор Ф.К.Соколов – один их тех, кто восстанавливал Москву. Усадьба для нового владельца, гвардии корнета Павла Яковлевича Охотникова, получилась величественной, почти дворцом. Уличный фасад главного дома был украшен восьмиколонным портиком, поставленным на цоколе и увенчанным фронтоном с лепниной. Арочные проезды по сторонам дома во двор, флигели, дворцовые службы во внутреннем дворе (конюшни, каретный сарай), домовая церковь… Достаточно сказать, что когда в Малом театре ставили грибоедовскую комедию «Горе от ума», именно интерьеры дома по Пречистенке легли в основу декораций, созданных знаменитым Евгением Лансере.

В 1879 году усадьба перешла к потомственным почетным гражданам купцам Пеговым. Они и владели ею вплоть до 1915 года (по некоторым данным – вплоть до революции).А в 1882 году это здание арендуется для гимназии Поливанова, учрежденной в 1868 году. Мужскую гимназию Лев Иванович Поливанов учредил вместе с коллегами из 4-й гимназии, где он преподавал русскую словесность, в 30-летнем возрасте. В 37 лет он вышел в отставку и полностью посвятил себя гимназии. Кстати, преподаватели именно этой гимназии прославились своими новыми учебными программами, именно здесь учителя работали по 20 и более лет. Плата за обучение была высокой: по воспоминаниям бывшего воспитанника В.К. Икова, 180 рублей в год в младших классах, 250 – в старших (против 50 рублей в казенных учреждениях). Естественно, что учились в частной гимназии дети именитых и богатых родителей, в основном дворянского сословия. Но, получив завидное образование, дети состоятельных родителей не превращались в бездумных прожигателей жизни. Напротив, выпускники Поливановской гимназии известны были по всей России и – даже – по всему миру! В 1963-м главный дом реставрировался. Предполагалось, что здесь разместится магазин книг по искусству и художественный салон. Теперь в доме по Пречистенке помещается Детская художественная школа № 1 и Детская музыкальная школа № 11 им. В.И. Мурадели. В школе проводятся «Поливановские вечера на Пречистенке».


Патриаршая резиденция

Направимся к бывшей усадьбе Офросимовых, что в Чистом переулке, 5.

Домовладение на месте современного дома № 5 в Чистом переулке было основано в XVIII веке капитаном Артемием Алексеевичем Обуховым, по фамилии которого переулок и был назван Обуховским или Обуховым.
С 1796 года усадьба принадлежала семейству Офросимовых. С 1805 года хозяином владения, к которому относилась и территория дома № 7, был генерал-майор Павел Офросимов. Усадьба, как и весь Обухов переулок, выгорела в пожаре 1812 года и была построена заново по проекту архитектора Фёдора Соколова. Все усадебные здания были построены из дерева. Главный дом был возведён в 1833 году, в 1847-м его расширили — он получил кирпичные пристройки по бокам. На тот момент это было самое крупное здание в Обуховом переулке. В 1918 году усадьба была был реквизирована, в ней разместились различные учреждения. В 1922 году Обухов переулок был переименован в Чистый, а дом № 5 передали в ведение Наркомата иностранных дел. Тогда же в доме поселился германский посол граф Ульрих фон Брокдорф-Ранцау, бывший министр иностранных дел и глава делегации Германии на Парижской мирной конференции 1919—1920 годов. Его деятельность способствовала установлению дипломатических отношений между Германией и СССР. В здании резиденции посла в Чистом переулке опергруппой НКВД во главе с начальником отделения контрразведки капитаном Василием Рясным был произведён тщательный обыск, а вся обнаруженная в ходе него документация была вывезена. После этого главный дом усадьбы был опечатан и в течение двух лет пустовал. 4 сентября 1943 года произошла встреча Иосифа Сталина с митрополитами Сергием (Стагородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). Сталин поднял вопрос о предоставлении Московской патриархии помещения и транспорта, в ответ на что митрополит Сергий просил предоставить для размещения Патриархии и проживания Патриарха игуменский корпус в бывшем Новодевичьем монастыре. Поскольку Патриаршая резиденция в Чистом переулке слишком мала для больших делегаций, их патриарх Кирилл принимает в Патриарших покоях храма Христа Спасителя.
При патриархе Кирилле Патриаршая резиденция в Чистом переулке стала традиционным местом наречения во епископов клириков, избранных Священным синодом.

Экскурсанты познакомились с историческим и культурным наследием на территории района Хамовники ЦАО.
Автор статьи: Гид района
Распечатать статью

Точки маршрута

Станция метро «Парк культуры»-кольцевая

Годы постройки

1950

Стиль

Типовой проект

Адрес

Крымская площадь

Ближайшие станция метро

Парк Культуры (кольцевая)

Архитекторы

И. РожинЕ.М. Маркова

Назначение постройки

Метро

Узнать об объекте больше
star-icon
3.7
Станция метро «Парк культуры»-кольцевая
1
Слово «хамовники» — от слова «хам», которое с XIV века обозначало льняное полотно (например, просили продать «хаму три локти»).
Когда-то на территории нынешних Хамовников была большая Хамовная слобода, где жили ткачи. Их прозвали «хамовниками». Первоначально, в 20-е годы XVII века, когда вырос спрос на русский лён, в слободе жили мастера, переселённые из Твери. Они были у царя Михаила Фёдоровича на особом положении, облагались невысокими налогами, освобождались от некоторых повинностей и не имели права жить где-либо, кроме своей слободы.

В память о ткачах ныне сохранились палаты Хамовного двора, что находятся на улице Льва Толстого, дом № 10, строение № 2.
Также о «хамовниках» напоминал окружающим людям магазин «Русский лён», который находился на Комсомольском проспекте в доме № 29, где можно было приобрести всевозможные ткацкие изделия, в том числе — изделия фабрики «Красная роза». В настоящее время ни магазина, ни фабрики уже нет.
Слово «хамовники» использовалось в названиях улиц и набережных. Так, Большой (Долгий) Хамовнический переулок в 1920 году переименовали в улицу Льва Толстого (по усадьбе, где жил писатель); Хамовническую набережную в 1925 году переименовали во Фрунзенскую набережную; 1—3-я Хамовнические улицы в 1956 году стали 1—3-й Фрунзенскими улицами; Хамовнический Камер-Коллежский Вал долго именовался Фрунзенским Валом, а теперь называется просто Хамовническим Валом.
Next step
От станции метро Парк культуры (кольцевая) пересечем Зубовский бульвар и проследуем по улице Остоженке до дома 51/10, к особняку Абрикосовых.

Особняк Абрикосовых (главный дом усадьбы Н. О. Косыревой-Абрикосовых)

Годы постройки

1820-е

Стиль

Неоклассицизм

Адрес

Остоженка ул., д. 51/10

Ближайшие станция метро

Парк Культуры (кольцевая)

Архитекторы

С.Е. ЧернышёвМ.К. Пузыревский

Назначение постройки

Особняк, Городская усадьба

Узнать об объекте больше
star-icon
3.4
Особняк Абрикосовых (главный дом усадьбы Н. О. Косыревой-Абрикосовых)
2
Особняк Абрикосовых занимает угловой юго-западный участок квартала на пересечении улицы Остоженки и Турчанинова (бывшего 3-го Ушаковского) переулка. Его границы не отличались стабильностью и за время существования претерпели значительные изменения. С 1798 по 1809 г. усадьба принадлежала князю П. Н. Оболенскому, отцу декабриста Е. П. Оболенского – члена «Союза спасения» и «Союза благоденствия», одного из основателей Северного общества, начальника штаба восстания 14 декабря 1825 г., приговоренного к пожизненной каторге. Есть основания полагать, что здесь прошли детские годы Е. П. Оболенского. В этот период и застроечный комплекс в значительной степени обновился. В 1809 г. владение переходит к дворянам Безобразовым, оставаясь за ними до 1830 г. Во время пожара 1812 г. усадебная застройка полностью выгорела, и участок до 1816 г. числился «обгорелой пустопорозжей землей». В 1913 г. домовладение приобретено потомственной почетной гражданкой М. Ф. Абрикосовой. В начале следующего года владелицей было получено разрешение на проведение работ по главному дому, заключавшихся в наружном ремонте и переустройстве террасы по проекту художника-архитектора С. Е. Чернышева. На протяжении 1915-1916 гг. был осуществлен внутренний ремонт дома, а также перестроены все каменные дворовые корпуса, на месте же снесенного деревянного сарая устроен огород. В 1926-1927 гг. в доме размещался Педагогический музей Хамовнического района.
Особняк отреставрирован в 2000-х гг. и поддерживается пользователями. Сегодня здесь располагается приемная Службы внешней разведки Российской Федерации.
Next step
Далее направимся к следующей точке - дому Всеволожского.

Дом Всеволожского, начало XIX в.

Годы постройки

XIX в.

Стиль

Классицизм

Адрес

ЦАО, Остоженка ул., дом 49, строение 1

Архитекторы

С. Кушников

Назначение постройки

Городская усадьба

Узнать об объекте больше
Дом Всеволожского, начало XIX в.
3
А сейчас прогуляемся по одной из красивейших улиц Москвы – Остоженке. Как богата она на всякого рода культурные учреждения и непосредственно на старинные постройки. Но мы остановимся на интересном особняке начала XIX в. – городской усадьбе Всеволожского. Возведен он был между 1817 и 1825 гг. и получил название благодаря своему хозяину. Архитектором проекта является племянник Н. Карамзина С. Кушников.
Немного углубимся в историю. Владелец дома А. Всеволожский был весьма известной личностью. Отцом его был Н. Всеволожский, который проживал в усадьбе в Теплом переулке (современное название ‒ улица Тимура Фрунзе). Николай Сергеевич имел примечательные заслуги перед Родиной. Принимал участие в Русско-шведской и Русско-польской войнах. В доме на Тимура Фрунзе открыл типографию, где печатались художественные, медицинские и исторические книги. В 1817 г. Николай Всеволожский был назначен губернатором Твери.
Сын его – Александр Всеволожский – участвовал в Отечественной войне 1812 г. и был командующим ополченцев. Он водил тесную дружбу с Пушкиным, Грибоедовым и Глинкой. Возможно, вся творческая знать не раз бывала в этом доме. Также известно, что Александр Всеволожский состоял в литературно-политическом кружке «Зеленая лампа». Некоторое время в усадьбе жил Бакунин – русский мыслитель, революционер. Частым гостем в усадьбе был Белинский. В XIX в. здесь жили братья Киреевские – философы, мыслители, литературные критики, публицисты и истинные любители своей Родины.
Дом на улице Остоженке, 49 интересен и как архитектурное строение. Особняк возведен в стиле классицизм, что было свойственно в эпоху его постройки. Усадьбе присущ сдержанный декор, дорические колонны, классические, удлиненные окна, прямоугольные дверные проемы с массивным двускатным порталом, строгие вертикальные и горизонтальные линии, барельефы в круглых медальонах и т. д.
Обратим внимание на то, что терраса выполнена из камня, передняя же часть дома одноэтажная и выстроена из дерева. Пожалуй, это одно из немногих деревянных строений XIX в., сохранившихся до наших дней. Заднюю половину возвели из камня, она двухуровневая, но не превышает переднюю часть дома. Второй этаж был отведен под детские комнаты из-за достаточно низких потолков. Фасад здания выделяется шестиколонным портиком с лепным декором, изображающим муз и Аполлона, играющего на лире. Верхнюю часть фасада украшает лепной медальон с фамильным гербом Всеволожских. Этот род берет свое начало еще с князя Владимира Святославовича и князей Смоленских. Внутри дом сохранил планировку и оформление части помещений: парадной анфилады, включающей спальню с колоннами и просторную уютную гостиную, выходящую в сад позади дома.
В настоящее время в усадьбе расположены издательский дом «Ансар», Международная исламская миссия, Буддийская традиционная Сангха России.
Next step
Следуя далее по Остоженке, мы свернем в Мансуровский переулок, к дому №9.

Дом Мастера (Дом Топлениновых)

Годы постройки

1810-е гг, 2-я пол. XIX в.

Стиль

Неоклассицизм

Адрес

ЦАО, Мансуровский пер., дом 9

Назначение постройки

Жилой дом

Узнать об объекте больше
star-icon
3.8
Дом Мастера (Дом Топлениновых)
4
Вскоре после войны 1812 года Сергей Васильевич Мельников, титулярный советник, продает часть своего владения в Мансуровском мещанке Прасковье Федоровне Емельяновой. Новая владелица участка 29 марта 1834 года подала прошение о застройке участка купленной земли, в 1834-м вдоль красной линии переулка был выстроен добротный деревянный жилой дом на белокаменном подвале. Центральная часть по фасаду на три оконных оси была выделена креповкой. Интерьер спланирован по принципу кругового обхода. Парадные помещения – с лепным декором потолков и изразцовыми печами. В подвале выложен камин с чугунным прибором. В глубине же двора, справа и слева от дома, были построены деревянные сараи.
От Емельяновой усадьба перешла к поручику Ивану Петровичу Полетаеву, а затем к купцу первой гильдии Сергею Владимировичу Топленинову и, по наследству, к его сыновьям – Владимиру и Сергею. Владимир, старший, был актером, долгое время выступал на разных сценах, в конце жизни работал в Театре транспорта и даже дружил с самим Луначарским, который поспособствовал тому, чтобы братьям вернули реквизированный в 1918 году дом. Сергей был художником-декоратором, макетчиком-исполнителем Малого театра, МХАТа, других театров. В унаследованном доме старший брат жил с семьей наверху, а младший – в нижнем полуподвальном этаже. Сергей Топленинов был женат на дочери архитектора Льва Кекушева Марии, которая, несмотря на протесты родных, ушла из роскошного особняка на Остоженке, 21 к любимому. Только через несколько лет, когда накал страстей «в благородном семействе» поугас, Мария и Сергей поженились и переехали на Остоженку.

Часть дома братья сдавали драматургу Сергею Александровичу Ермолинскому и его жене Марии Артемьевне Чемишкиан.
В 1926 году в Мансуровском переулке появился частый гость, которого нельзя было спутать ни с кем другим. Он не был коренным москвичом, но Москву знал и любил и был готов отдать ей все, что у него имелось – свой яркий самобытный талант. Это был М.А. Булгаков. К кому он чаще ходил в гости, к Ермолинскому или к младшему Топленинову, пусть спорят булгаковеды. Доподлинно известно, что, когда ему было особенно трудно, он бывал здесь практически ежедневно. В это же время развивались его отношения с Еленой Сергеевной Шиловской.
«Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени». («Мастер и Маргарита». М.А.Булгаков).
Как рассказывала Евгения Владимировна Власова, жена Владимира Топленинова, Булгаков часто ночевал в специально отведенной ему комнате с печкой (в правой части дома, если смотреть на фасад со стороны переулка). Тут же, сидя в полуподвальчике, Булгаков работал над своим романом «Мастер и Маргарита». И, судя по всему, Мастера он «прописал» именно здесь.
Опять же по воспоминаниям, в так называемом кафе «Нато Вачнадзе», устроенном в саду, Михаил Афанасьевич читал главы из нового романа; и тогда же на вопрос Марии Артемьевны ответил, что подвал именно этого дома он описал в «Мастере и Маргарите».
В 1980-х «дом Мастера» в Мансуровском реставрировался жившим в то время в нем художником Владимиром Алексеевичем Курским (1917-1985), и комната, в которой работал Михаил Афанасьевич, была сохранена именно как его писательский уголок. К сожалению, после смерти художника, начались многочисленные суды между наследниками. В 2013 году дом, являющийся объектом культурного наследия регионального значения, был выставлен на продажу.
Next step
Рядом находится наш следующий объект прогулки, дом №11.

Дом А.В. Кузнецова

Годы постройки

XIX-XX вв.

Стиль

Ампир

Адрес

ЦАО, Мансуровский пер., дом 11

Узнать об объекте больше
star-icon
3.7
Дом А.В. Кузнецова
5
Дом, соседствующий с домом Мастера в Мансуровском переулке, и сегодня привлекает прохожих своим необычным фасадом с барельефными медальонами над окнами, изящной ажурной решеткой, кованой калиткой ампирного рисунка, ведущей в узкий дворик, и необычно маленькой (высотой чуть больше метра) дверцей в каменной ограде… В существующих границах данное владение выделилось из крупной усадьбы после 1812 года. В 1820-1822 годах усадьба числилась за коллежской секретаршей Александрой Захаровной Измальской-Платоновой. К этому времени уже был возведен одноэтажный главный дом – деревянный; он был поставлен по красной линии переулка, что заметно выделяло его среди других. Маленький пятиоконный дом очень приглянулся Кузнецову. Именно такой – старый ампирный особнячок – как нельзя лучше подходил для реализации планов по обустройству усадьбы, идеально подходящей для жилья, каждая часть которой несла бы свою функциональную нагрузку и вместе с тем создавала целостный и запоминающийся архитектурный ансамбль.
Перестройка дома в Мансуровском проводилась в очень сжатые сроки. Главный дом удлинился в глубину двора и был объединен с малым корпусом. Угол между ними был заполнен каменным объемом сложной формы, где поместился кабинет-мастерская (40 кв. м). Так появилось огромное окно-портик, украшенное по бокам двумя декоративными барельефами венков, повторяющими мотив уличного фасада. В самом кабинете расположилась высокая белая печь с камином, за которой притаилась арочная ниша с балкончиком над ней, т.н. «скворечником». Попасть на балкон можно было лишь по практически незаметной узенькой винтовой лестнице. Усадьба в Мансуровском неоднократно становилась съемочной площадкой. Англичане нашли здесь натуру для «Обломова», а для Никиты Михалкова как актера этот дом дважды выполнил роль сцены: один раз в 1966-м, в телефильме «Шуточка», второй – в «Жестоком романсе» Эльдара Рязанова (1984 год). В 1991-м в этом же месте снимался фильм Сергея Соловьева «Дом под звездным небом» – фантасмагория, которую критики считают одной из самых страшных и недооцененных картин режиссера. Снаружи, в фильме, это был дом Берковича на Соколиной горе, внутри – дом Кузнецова в Мансуровском…
В особняке и по сей день живут потомки Кузнецова. Дом является объектом культурного наследия федерального значения.
Next step
Дойдем до конца переулка и свернем налево на улицу Пречистенка, к дома 32/1с1.

Гимназия Поливанова (Усадьба Охотниковых)

Годы постройки

1817 - 1820, 1915

Стиль

Классицизм

Адрес

ул. Пречистенка, д. 32/1

Архитекторы

Ф. СоколовА.О. Таманян

Назначение постройки

Учебное заведение, Городская усадьба

Узнать об объекте больше
star-icon
3.9
Гимназия Поливанова (Усадьба Охотниковых)
6
Эта усадьба на Пречистенке была перестроена, а точнее, возведена заново в классическом стиле вскоре после пожара 1812 года, на месте сгоревшей старой усадьбы Талызиных. Вся новая застройка была каменной. Главный Т-образный дом, что стоит по красной линии Пречистенки, строился с 1817 по 1820 год; по некоторым данным, автором проекта является известный архитектор Ф.К.Соколов – один их тех, кто восстанавливал Москву. Усадьба для нового владельца, гвардии корнета Павла Яковлевича Охотникова, получилась величественной, почти дворцом. Уличный фасад главного дома был украшен восьмиколонным портиком, поставленным на цоколе и увенчанным фронтоном с лепниной. Арочные проезды по сторонам дома во двор, флигели, дворцовые службы во внутреннем дворе (конюшни, каретный сарай), домовая церковь… Достаточно сказать, что когда в Малом театре ставили грибоедовскую комедию «Горе от ума», именно интерьеры дома по Пречистенке легли в основу декораций, созданных знаменитым Евгением Лансере.
В 1879 году усадьба перешла к потомственным почетным гражданам купцам Пеговым. Они и владели ею вплоть до 1915 года (по некоторым данным – вплоть до революции).А в 1882 году это здание арендуется для гимназии Поливанова, учрежденной в 1868 году. Мужскую гимназию Лев Иванович Поливанов учредил вместе с коллегами из 4-й гимназии, где он преподавал русскую словесность, в 30-летнем возрасте. В 37 лет он вышел в отставку и полностью посвятил себя гимназии. Кстати, преподаватели именно этой гимназии прославились своими новыми учебными программами, именно здесь учителя работали по 20 и более лет. Плата за обучение была высокой: по воспоминаниям бывшего воспитанника В.К. Икова, 180 рублей в год в младших классах, 250 – в старших (против 50 рублей в казенных учреждениях). Естественно, что учились в частной гимназии дети именитых и богатых родителей, в основном дворянского сословия. Но, получив завидное образование, дети состоятельных родителей не превращались в бездумных прожигателей жизни. Напротив, выпускники Поливановской гимназии известны были по всей России и – даже – по всему миру! В 1963-м главный дом реставрировался. Предполагалось, что здесь разместится магазин книг по искусству и художественный салон. Теперь в доме по Пречистенке помещается Детская художественная школа № 1 и Детская музыкальная школа № 11 им. В.И. Мурадели. В школе проводятся «Поливановские вечера на Пречистенке».
Next step
Направимся к бывшей усадьбе Офросимовых, что в Чистом переулке, 5.

Патриаршая резиденция

Годы постройки

XVIII в.

Стиль

Неоклассицизм

Адрес

Чистый пер., 5

Архитекторы

Ф. Соколов

Назначение постройки

Особняк

Узнать об объекте больше
star-icon
3.1
Патриаршая резиденция
7
Домовладение на месте современного дома № 5 в Чистом переулке было основано в XVIII веке капитаном Артемием Алексеевичем Обуховым, по фамилии которого переулок и был назван Обуховским или Обуховым.
С 1796 года усадьба принадлежала семейству Офросимовых. С 1805 года хозяином владения, к которому относилась и территория дома № 7, был генерал-майор Павел Офросимов. Усадьба, как и весь Обухов переулок, выгорела в пожаре 1812 года и была построена заново по проекту архитектора Фёдора Соколова. Все усадебные здания были построены из дерева. Главный дом был возведён в 1833 году, в 1847-м его расширили — он получил кирпичные пристройки по бокам. На тот момент это было самое крупное здание в Обуховом переулке. В 1918 году усадьба была был реквизирована, в ней разместились различные учреждения. В 1922 году Обухов переулок был переименован в Чистый, а дом № 5 передали в ведение Наркомата иностранных дел. Тогда же в доме поселился германский посол граф Ульрих фон Брокдорф-Ранцау, бывший министр иностранных дел и глава делегации Германии на Парижской мирной конференции 1919—1920 годов. Его деятельность способствовала установлению дипломатических отношений между Германией и СССР. В здании резиденции посла в Чистом переулке опергруппой НКВД во главе с начальником отделения контрразведки капитаном Василием Рясным был произведён тщательный обыск, а вся обнаруженная в ходе него документация была вывезена. После этого главный дом усадьбы был опечатан и в течение двух лет пустовал. 4 сентября 1943 года произошла встреча Иосифа Сталина с митрополитами Сергием (Стагородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). Сталин поднял вопрос о предоставлении Московской патриархии помещения и транспорта, в ответ на что митрополит Сергий просил предоставить для размещения Патриархии и проживания Патриарха игуменский корпус в бывшем Новодевичьем монастыре. Поскольку Патриаршая резиденция в Чистом переулке слишком мала для больших делегаций, их патриарх Кирилл принимает в Патриарших покоях храма Христа Спасителя.
При патриархе Кирилле Патриаршая резиденция в Чистом переулке стала традиционным местом наречения во епископов клириков, избранных Священным синодом.
Next step
Наша прогулка завершена.

Связано с маршрутом (5)

Ажурная беседка
icon
Ажурную беседку так же называют музыкальной беседкой.
Патриаршая резиденция
icon
Патриаршая резиденция в Чистом переулке — бывшая городская усадьба Офросимовых, расположенная по адресу Чистый переулок, дом 5, в районе Хамовники Центрального административного округа Москвы. Является памятником архитектуры федерального значения.