Донской: Радио-башня Шухова-Донской монастырь-Дача Орлова-Дом-коммуна-Комплекс Медведниковской богадельни

Донской: Радио-башня Шухова-Донской монастырь-Дача Орлова-Дом-коммуна-Комплекс Медведниковской богадельни

91 ч. 16 м.7 км
Своё название этот район получил по Донскому монастырю, строительство которого завершило создание оборонительной линии монастырей вокруг Москвы, а также возникшей около него Донской слободы.
star-icon
3.1
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

Обитель была заложена на том месте, где в 1591 г. Борис Годунов с собранным войском встречал подступившего к Москве крымского хана Казы-Гирея. После непродолжительных столкновений и попытки прорыва к городу крымские войска бежали из-под Москвы. Это было объяснено заступничеством Божьей Матери, чья Донская икона находилась в стане русских войск. Поэтому в 1591—1593 гг. по указу царя Фёдора Ивановича на месте походной церкви, где стояла икона, в её честь была выстроена каменная церковь, вокруг которой и сложился монастырь.


Богадельня московского дворянства им. С.Д. Нечаева

Давайте начнем нашу прогулку по Донскому району со станции метро Шаболовская. Прямо на выходе из метро напротив находится наша первая остановка - Богадельня московского дворянства им. С.Д. Нечаева. Архивист и переводчик, служивший по ведомству Министерства иностранных дел, Юрий Степанович Нечаев в одночасье приобрёл богатство: в 1880 году огромное наследство ему оставил дядя, брат его матери – Иван Сергеевич Мальцов, владелец стекольных заводов в Гусе-Хрустальном. С этого времени он меняет не только фамилию, став Нечаевым-Мальцовым, но и род своих занятий, превратившись в преуспевающего предпринимателя и известного мецената. На его средства было создано немало благотворительных учреждений в Санкт-Петербурге. А в память о Степане Дмитриевиче Нечаеве появилась богадельня на Шаболовке, организованная его сыном в 1900–1901. Уже в 1922 году богадельня официально была упразднена. Домовый храм оказался закрыт ещё раньше. Внутри расположились государственные учреждения и конторы, долгое время здесь находился Госкомитет СССР по народному образованию – сегодня это Рособрнадзор. Несмотря на все смены вывесок, внешне здание не очень изменилось: утратив некоторые детали (в частности, широкую надпись «Дворянская богадельня Степана Дмитриевича Нечаева» над окнами третьего этажа), оно относительно неплохо сохранилось.


Варваринский сиротский приют

Пройдем направо по Шаболовке и на нечетной стороне по адресу дом 37 строение 2 мы увидим здание Варваринского сиротского приюта. Создателем сиротского приюта на Шаболовке был московский мещанин Алексей Иванович Лобков. Он сделал удачную государственную карьеру, дослужившись до чина действительного статского советника, также был известен в Москве как крупный коллекционер древностей – старинных книг, рукописей, манускриптов, картин и икон. Желая оставить о себе добрую память среди горожан, Лобков жертвовал на благотворительность. Приобретя землю на Шаболовке, он решил создать здесь сиротский приют. В 1849 году на его средства было выстроено здание по проекту архитектора М.Д. Быковского – известного зодчего, к тому моменту уже построившему Московскую биржу на Ильинке.


Радио-башня Шухова

Далее пройдем до улицы Шухова. Здесь мы можем увидеть Шуховскую башню. Автор проекта - инженер Владимир Шухов. Кроме эстетической новизны, гиперболоид из прямых стальных стержней давал колоссальную экономию материала. По первоначальному проекту высота башни должна была составить 350 м - выше Эйфелевой на 35 м, а по весу в 4 раза меньше. Для строительства радио-башни выбрали самое высокое место в границах Камер-Коллежского вала. Из-за нехватки стали проект был изменен: вместо девяти ярусов построено только шесть. Строили башню телескопическим методом, вытягивая вверх лебедками собранные на земле секции и закрепляя их винтами. В 1922 году строительство было завершено, а к 1924 году винты заменили на заклепки. В настоящее время на башне произведены противоаварийные работы - встроен поддерживающий каркас. С 1939 г. вплоть до начала XXI в. башня использовалась для телетрансляций. Она стала символом советского телевидения. Зрители видели ее во многих передачах, в том числе в «Голубом огоньке».


Лечебный корпус клиники нервных болезней доктора Л.С.Цейтлина

Вернемся на Шаболовку, свернем на 1-й Донской проезд. По адресу дом 43 строение 7 перед нами предстанет здание Лечебного корпуса нервных болезней им. Цейтлина. Оно является частью исторического ансамбля городской клиники нервных болезней доктора Л.С. Цейтлина, возведенного в 1912-1914 годах выдающимся архитектором Е.В. Шервинским в стиле неоклассики. Особенностью ансамбля является его геометрически правильная планировка. Три основных исторических корпуса стоят слева от центральной оси. Строение 7 обращено главным фасадом к Донской улице, с которой предполагался главный вход в больницу. Фасад украшает портик из шести коринфских полуколонн и сложно профилированный карниз с гладким архитравом и треугольным фронтоном. Окна обоих этажей декорированы рамочными наличниками, окна первого этажа оформлены веерными замками, а второго – вставлены в неглубокие ниши.


Донской ставропигиальный мужской монастырь

Мы оказались у небольшого парка, который примыкает к монастырской стене. Теперь нам предстоит знакомство с одним из самых значимых духовных мест Москвы – Донским монастырем. В 1591 году на месте нынешней обители находился «обоз» – военный лагерь русских войск, готовившихся к обороне Москвы от крымского хана Казы-Гирея. Стремительная победа над ним была воспринята как чудо. В лагере находилась Донская икона Божией Матери, и именно в ее честь и в память о победе в 1593 году был создан монастырь. В Смутное время обитель была разграблена и пришла в упадок, в конце XVII века возродилась и в целом приобрела нынешний облик. Первый собор Донской иконы Божией Матери был построен в 1593 г.

В 1920-х в монастыре продолжались богослужения, но отдельные здания передавались под советские учреждения и жилье. В 1922–25 годах здесь содержался патриарх Тихон. В 1934 году вся территория перешла в ведение Музея архитектуры. Это позволило сохранить уникальный ансамбль и создать на его основе архитектурный заповедник. Вдоль его северной и восточной стен разместили фрагменты разрушенных в 1920-30-х годах памятников: часть мраморных горельефов Храма Христа Спасителя, оконные наличники Сухаревой башни, портал церкви Успения на Покровке, окно из затопленного Калязинского монастыря на Волге и т.д.

Кладбище Донского монастыря оказалось единственным монастырским некрополем Москвы, не уничтоженным после революции. Сюда свозили некоторые надгробия из других храмов и монастырей. С 1946 года действовал только Малый собор. В Большом была музейная экспозиция, малые церкви приспособили под библиотеку, архив и фондохранилища. Церковь Иоанна Златоуста при этом полностью утратила интерьер. Возрождение монастыря началось с 1991 года, вскоре после его открытия обретены мощи патриарха Тихона. Богослужения проводятся постоянно в Большом соборе, остальные церкви открыты нерегулярно.


Загородный дом графа А.Г. Орлова

Выйдя из монастыря, пройдем налево по Донской улице, затем повернем налево на 2-й Михайловский Верхний проезд и познакомимся с элегантным Загородным домом графа А.Г. Орлова. Эта оригинальная трехъярусная постройка эпохи позднего классицизма включает квадратный каменный цокольный этаж, на котором расположена деревянная ротонда с тонкими деревянными колоннами. Колонны образуют широкую, окаймляющую второй этаж крытую террасу. Вторая колоннада окружает верхний ярус. До революции «голубятня» принадлежала скульптору К. Ф. Крахту. Здесь же находилась его мастерская. В советский период в здании располагались художественная коммуна «Венок» и воинская часть. В конце 1950‑х гг. после реставрации и приспособления в нем разместилась детская библиотека. С начала 1990‑х в «голубятне» расположился клуб «Граф Орлов».


Дом-коммуна

Вернемся на улицу Орджиникидзе, повернем налево и в конце улицы сможем заметить по правой стороне Дом-коммуну. Он строился в 1929 году как общежитие для студентов Текстильного института. Это одно из самых интересных зданий подобного типа. Архитектор И.С.Николаев взялся за проект этого здания, будучи архитектором бюро «Текстильстрой». Архитектура полностью отразила строгий и, как казалось, продуманный до мелочей распорядок дня студента. Этот комплекс состоит из трех больших корпусов: спального, санитарного и учебного. Дом-коммуна дважды стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация": в 2013 и 2016 годах. В настоящее время историческое сооружение используется в качестве студенческого общежития для магистрантов и аспирантов МИСиС.


Комплекс благотворительных учреждений имени Медведниковых и Рахмановой

Далее пройдем по 2-му Донскому проезду, повернем налево на улицу Стасовой и выйдем на Ленинский проспект. По адресу дом 27 мы увидим здание ЦКБ Святителя Алексия - Комплекс зданий Медведниковской богадельни. История больницы начинается с 1900 года, когда Московская городская дума выделила участок земли на Калужской улице, напротив Нескучного сада, для постройки здесь комплекса зданий больницы и богадельни. Деньги на строительство больницы завещала известная благотворительница, купеческая вдова Александра Ксенофонтовна Медведникова. Иван Логинович и Александра Ксенофонтовна Медведниковы, принадлежали к старинному иркутскому купеческому роду, но большую часть жизни прожили в Москве.

Согласно духовному завещанию А.К. Медведниковой, умершей в 1899 году, две трети ее капиталов передавались городу Москве на благотворительные цели. На эти средства было построено здание гимназии в Староконюшенном переулке, комплекс приюта для эпилептиков близ Канатчиковой дачи, но большая часть денег предназначалась для строительства комплекса больницы «для неизлечимых больных христианского вероисповедания, без различия званий, пола и возраста» и богадельни при ней.


Церковь Ризоположения

Продолжим наш путь в сторону центра по проспекту и свернем направо на улицу Академика Петровского. Мы снова вернулись на Донскую улицу, где перед нами предстают еще два примечательных объекта Донского района. Первый из них это Церковь Ризоположения. История храма начинается в 1625 году, когда в Москву прибыло посольство из Персии с целью установления дипломатических отношений с Россией. В качестве подарка от шаха Аббаса I послы привезли царю Михаилу Фёдоровичу Ризу Господню – одежду Иисуса Христа, в которой его вели на распятие. Многие века она пребывала на Кавказе и была захвачена персами при завоевании Грузии. Русская делегация встретила персидское посольство близ Калужских ворот, у дороги к Донскому монастырю, после чего они вместе проследовали в Кремль. Позднее Риза была разделена на несколько частей. Одна частица осталась и на Донской улице, где в память о великом событии на месте встречи персидских послов была поставлена деревянная церковь – о ней сегодня напоминает небольшой белокаменный обелиск.


Автор статьи: Гид района
Распечатать статью

Точки маршрута

Богадельня московского дворянства им. С.Д. Нечаева

Годы постройки

1901-1906

Стиль

Неорусский стиль

Адрес

ЮАО, Шаболовка ул., дом 33

Ближайшие станция метро

Шаболовская

Архитекторы

Р.И. Клейн

Назначение постройки

Благотворительное заведение

Узнать об объекте больше
star-icon
3.6
Богадельня московского дворянства им. С.Д. Нечаева
1
Давайте начнем нашу прогулку по Донскому району со станции метро Шаболовская. Прямо на выходе из метро напротив находится наша первая остановка - Богадельня московского дворянства им. С.Д. Нечаева.
Архивист и переводчик, служивший по ведомству Министерства иностранных дел, Юрий Степанович Нечаев в одночасье приобрёл богатство: в 1880 году огромное наследство ему оставил дядя, брат его матери – Иван Сергеевич Мальцов, владелец стекольных заводов в Гусе-Хрустальном. С этого времени он меняет не только фамилию, став Нечаевым-Мальцовым, но и род своих занятий, превратившись в преуспевающего предпринимателя и известного мецената. На его средства было создано немало благотворительных учреждений в Санкт-Петербурге, он финансировал развитие института сестёр милосердия, благоволил женскому образованию. В Москве Юрий Степанович более всего прославился созданием Музея Изящных Искусств имени императора Александра III на Волхонке. Но он намеревался также увековечить имена своих родственников – дяди, завещавшего ему хрустальное производство, и отца. В честь Ивана Сергеевича Мальцова была построена богадельня в Гусе-Хрустальном (город получил такое название именно благодаря Нечаеву-Мальцову). А в память о Степане Дмитриевиче Нечаеве появилась богадельня на Шаболовке, организованная его сыном в 1900–1901.
Для возведения здания был приглашён архитектор Роман Клейн, в то время уже работавший на Волхонке над музеем и потому хорошо знакомый Нечаеву-Мальцову. Однако на Шаболовке зодчий использовал совсем иной стиль, выбрав неорусские мотивы. Несмотря на относительную скромность фасада, здание привлекает к себе внимание: высокая «теремковая» крыша, украшенная решёткой, крыльцо с мощными гранитными колоннами, лепной «растительный» декор, украшающий окна – всё это делает его примечательным памятником.
После революции и окончания Первой мировой войны богадельня ещё некоторое время просуществовала: в 1919 году её превратили в больницу для ослепших воинов. Однако её деятельность при новых властях продолжалась недолго, уже в 1922 году богадельня официально была упразднена. Домовый храм оказался закрыт ещё раньше. Внутри расположились государственные учреждения и конторы, долгое время здесь находился Госкомитет СССР по народному образованию – сегодня это Рособрнадзор. Несмотря на все смены вывесок, внешне здание не очень изменилось: утратив некоторые детали (в частности, широкую надпись «Дворянская богадельня Степана Дмитриевича Нечаева» над окнами третьего этажа), оно относительно неплохо сохранилось.
Next step
Пройдем направо по Шаболовке и на нечетной стороне по адресу дом 37 строение 2 мы увидим здание Варваринского сиротского приюта.

Варваринский сиротский приют

Годы постройки

1849-1855

Адрес

ул. Шаболовка, д. 37, стр. 2

Ближайшие станция метро

Шаболовская

Архитекторы

М.Д. Быковский

Назначение постройки

Учебное заведение, Благотворительное заведение

Узнать об объекте больше
star-icon
3.4
Варваринский сиротский приют
2
Создателем сиротского приюта на Шаболовке был московский мещанин Алексей Иванович Лобков. Он сделал удачную государственную карьеру, дослужившись до чина действительного статского советника, также был известен в Москве как крупный коллекционер древностей – старинных книг, рукописей, манускриптов, картин и икон. Желая оставить о себе добрую память среди горожан, Лобков жертвовал на благотворительность. Приобретя землю на Шаболовке, он решил создать здесь сиротский приют. В 1849 году на его средства было выстроено здание по проекту архитектора М.Д. Быковского – известного зодчего, к тому моменту уже построившему Московскую биржу на Ильинке.
Облик двухэтажного здания весьма аскетичен: центральный ризалит с широким крыльцом выделяется полукруглым окном на уровне второго этажа, нижний ярус по всему фасаду обработан рустом. Центральная часть дома ранее была крупнее: здесь возвышался купол домовой церкви святой Варвары, освящённой в 1855 году в память об умершей дочери Лобкова. За зданием приюта находился широкий двор с садом для прогулок обитателей.
В начале ХХ века Варваринский сиротский дом Лобковых имел статус женского профессионального учебного заведения на 40 девочек, в которое принимались дети-сироты от 9 до 14 лет, независимо от сословной принадлежности. Имелись как платное отделение, так и казённое. Воспитанницы могли получить начальное образование, а также выучиться основам рукоделия и домашнего хозяйства. Приют находился под покровительством великой княгини Елизаветы Фёдоровны.
В 1919 году приют вместе с домовым храмом были окончательно закрыты, позже, во второй половине 1920-х годов, купол был срублен, что сделало здание визуально меньше. По соседству в 1920–1922 гг. знаменитый инженер В.Г. Шухов построил гиперболоидную конструкцию, впоследствии получившую название Шуховской башни. 19 марта 1922 года отсюда началась трансляция радиопередач – так бывшее здание приюта превратилось в радиоцентр. Позже он стал ещё и телецентром – 10 марта 1939 года с репортажа об открытии XVIII съезда ВКП(б) начались регулярные телетрансляции. Поначалу они были очень короткие – всего четыре раза в неделю по 2 часа. Но для своей эпохи это был настоящий прорыв: со временем слово «Шаболовка» стало синонимом слова «телевидение» для москвичей. Отсюда же в 1950-х годах проводились первые опыты передачи цветного телевидения.
Несмотря на перенос в 1967 году основной телевизионной площадки страны в Останкино, к новопостроенной башне, Шаболовский комплекс сохранил свою специализацию: здесь располагались редакции программ для детей (например, сюда приходили письма зрителей популярной программы «Будильник») и научно-популярных программ Центрального телевидения СССР. В 1990-х годах с Шаболовки вещало созданное в 1991 году Российское телевидение. Сегодня в здании бывшего приюта находится Телевизионный технический центр. Однако вещание отсюда с начала XXI века не ведётся.
Next step
Далее пройдем до улицы Шухова. Здесь мы можем увидеть Шуховскую башню.

Радио-башня Шухова

Годы постройки

1922

Адрес

ул. Шухова, 10, стр. 1

Ближайшие станция метро

Шаболовская

Назначение постройки

Развитие науки, культуры, быта

Узнать об объекте больше
Радио-башня Шухова
3
Автор проекта - инженер Владимир Шухов. Кроме эстетической новизны, гиперболоид из прямых стальных стержней давал колоссальную экономию материала. По первоначальному проекту высота башни должна была составить 350 м - выше Эйфелевой на 35 м, а по весу в 4 раза меньше. Для строительства радио-башни выбрали самое высокое место в границах Камер-Коллежского вала. Из-за нехватки стали проект был изменен: вместо девяти ярусов построено только шесть. Строили башню телескопическим методом, вытягивая вверх лебедками собранные на земле секции и закрепляя их винтами. В 1922 году строительство было завершено, а к 1924 году винты заменили на заклепки. В настоящее время на башне произведены противоаварийные работы - встроен поддерживающий каркас. С 1939 г. вплоть до начала XXI в. башня использовалась для телетрансляций. Она стала символом советского телевидения. Зрители видели ее во многих передачах, в том числе в «Голубом огоньке».
Next step
Вернемся на Шаболовку, свернем на 1-й Донской проезд. По адресу дом 43 строение 7 перед нами предстанет здание Лечебного корпуса нервных болезней им. Цейтлина.

Лечебный корпус клиники нервных болезней доктора Л.С.Цейтлина

Годы постройки

1913

Стиль

Неоклассицизм

Адрес

Донская ул., дом 43, строение 7

Ближайшие станция метро

Шаболовская

Архитекторы

Е.В. Шервинский

Назначение постройки

Лечебное учреждение

Узнать об объекте больше
Лечебный корпус клиники нервных болезней доктора Л.С.Цейтлина
4
Оно является частью исторического ансамбля городской клиники нервных болезней доктора Л.С.Цейтлина, возведенного в 1912-1914 годах выдающимся архитектором Е.В.Шервинским в стиле неоклассики. Особенностью ансамбля является его геометрически правильная планировка. Три основных исторических корпуса стоят слева от центральной оси. Строение 7 обращено главным фасадом к Донской улице, с которой предполагался главный вход в больницу. Фасад украшает портик из шести коринфских полуколонн и сложно профилированный карниз с гладким архитравом и треугольным фронтоном. Окна обоих этажей декорированы рамочными наличниками, окна первого этажа оформлены веерными замками, а второго – вставлены в неглубокие ниши.
Next step
Мы оказались у небольшого парка, который примыкает к монастырской стене. Теперь нам предстоит знакомство с одним из самых значимых духовных мест Москвы – Донским монастырем.

Ансамбль Донского монастыря, XVI-XIX вв.

Годы постройки

1591-1593

Стиль

Древнерусское зодчество, Барокко

Адрес

Донская пл., д. 1

Ближайшие станция метро

ШаболовскаяПлощадь Гагарина

Узнать об объекте больше
star-icon
3.6
Ансамбль Донского монастыря, XVI-XIX вв.
5
В 1591 году на месте нынешней обители находился «обоз» – военный лагерь русских войск, готовившихся к обороне Москвы от крымского хана Казы-Гирея. Стремительная победа над ним была воспринята как чудо. В лагере находилась Донская икона Божией Матери, и именно в ее честь и в память о победе в 1593 году был создан монастырь. В Смутное время обитель была разграблена и пришла в упадок, в конце XVII века возродилась и в целом приобрела нынешний облик.
Первый собор Донской иконы Божией Матери был построен в 1593 г. Его конфигурация в виде одноглавого куба с алтарными апсидами и горкой кокошников в дальнейшем стала образцом для храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных построек. Предположительно автором проекта был Федор Конь – создатель стен Белого города в Москве и укреплений Смоленского кремля. В 1679 г. к собору была пристроена трапезная и шатровая колокольня.
В 1684–98 годах по обету сестры Петра I, царевны Екатерины Алексеевны, возведен второй собор, тоже Донской иконы Божией Матери, получивший название Большого. Поставленный на высоком подклете, он создан четырехлепестковым в плане, причем каждый выступ увенчан своей главой. Это редкий для Москвы случай, когда главы собора расставлены по сторонам света. Полностью сохранилось убранство: восьмиярусный иконостас, созданный мастерами Оружейной палаты, и росписи кисти Клаудио. Тогда же на пожертвования семьи Кирилловых создана каменная ограда с двенадцатью башнями.
Над северными вратами в 1713–14 годах вдовой царя Ивана V возведена Тихвинская церковь, над западными в 1750–53 годах – колокольня с церковью святых Захария и Елисаветы, в юго-западной части построена больница и другие здания. Позже создавались фамильные церкви-усыпальницы: князья Голицыны в 1809 году построили при больнице храм Архангела Михаила, над могилами Зубовых в 1796–98 годах появилась церковь-ротонда во имя Александра Свирского, в 1888–1891 годах в псевдовизантийском стиле возведена церковь Иоанна Златоуста с усыпальницей Первушиных, в 1898 генерал-майор Терещенко создал фамильную церковь Иоанна Лествичника.
В 1920-х в монастыре продолжались богослужения, но отдельные здания передавались под советские учреждения и жилье. В 1922–25 годах здесь содержался патриарх Тихон. В 1934 году вся территория перешла в ведение Музея архитектуры. Это позволило сохранить уникальный ансамбль и создать на его основе архитектурный заповедник. Вдоль его северной и восточной стен разместили фрагменты разрушенных в 1920-30-х годах памятников: часть мраморных горельефов Храма Христа Спасителя, оконные наличники Сухаревой башни, портал церкви Успения на Покровке, окно из затопленного Калязинского монастыря на Волге и т.д.
Кладбище Донского монастыря оказалось единственным монастырским некрополем Москвы, не уничтоженным после революции. Сюда свозили некоторые надгробия из других храмов и монастырей. С 1946 года действовал только Малый собор. В Большом была музейная экспозиция, малые церкви приспособили под библиотеку, архив и фондохранилища. Церковь Иоанна Златоуста при этом полностью утратила интерьер.
Возрождение монастыря началось с 1991 года, вскоре после его открытия обретены мощи патриарха Тихона. Богослужения проводятся постоянно в Большом соборе, остальные церкви открыты нерегулярно.
Next step
Выйдя из монастыря, пройдем налево по Донской улице, затем повернем налево на 2-й Михайловский Верхний проезд и познакомимся с элегантным Загородным домом графа А.Г. Орлова.

Загородный дом графа А.Г. Орлова

Годы постройки

XIX в.

Стиль

Классицизм

Адрес

ЮАО, Михайловский Верхн. 2-й пр., дом 2

Ближайшие станция метро

ШаболовскаяПлощадь ГагаринаТульская

Назначение постройки

Жилой дом

Узнать об объекте больше
star-icon
3.6
Загородный дом графа А.Г. Орлова
6
Эта оригинальная трехъярусная постройка эпохи позднего классицизма включает квадратный каменный цокольный этаж, на котором расположена деревянная ротонда с тонкими деревянными колоннами. Колонны образуют широкую, окаймляющую второй этаж крытую террасу. Вторая колоннада окружает верхний ярус.
Точных сведений о постройке здания не сохранилось. Некоторые историки предполагают, что его автором был архитектор М. Ф. Казаков. Но никаких официальных документов, подтверждающих это, нет. В москвоведческой литературе высказывается предположение, что здание было подарено Екатериной II графу А. Г. Орлову-Чесменскому. Оно стало одним из корпусов его летней усадьбы. По другим сведениям, этот участок никогда не принадлежал Орловым. В пользу этого свидетельствует тот факт, что «голубятня» (а она выстроена частично из дерева) не входит в перечень построек, уцелевших во время Отечественной войны 1812 г.
Происхождение современного названия также неизвестно. Согласно одной версии, название образовалось просто из-за необычного внешнего облика. По другой версии, здание действительно использовалось как голубятня.
До революции «голубятня» принадлежала скульптору К. Ф. Крахту. Здесь же находилась его мастерская. В советский период в здании располагались художественная коммуна «Венок» и воинская часть. В конце 1950‑х гг. после реставрации и приспособления в нем разместилась детская библиотека. С начала 1990‑х в «голубятне» расположился клуб «Граф Орлов».
Next step
Вернемся на улицу Орджиникидзе, повернем налево и в конце улицы сможем заметить по правой стороне Дом-коммуну.

Дом-коммуна

Годы постройки

1929

Стиль

Конструктивизм

Адрес

ЮАО, Донской 2-й пр., дом 9, ЮАО, Донской 2-й пр., дом 9, строение 3

Ближайшие станция метро

Ленинский проспект

Архитекторы

И.С. Николаев

Назначение постройки

Общежитие

Узнать об объекте больше
star-icon
3.6
Дом-коммуна
7
Он строился в 1929 году как общежитие для студентов Текстильного института. Это одно из самых интересных зданий подобного типа.
Архитектор И.С.Николаев взялся за проект этого здания, будучи архитектором бюро «Текстильстрой» (к исходу первой пятилетки переименованного в «Стальстрой»). Выслушав пожелания комитета комсомола Текстильного института, он разработал невиданную прежде функциональную схему комплекса. Архитектура полностью отразила строгий и, как казалось, продуманный до мелочей распорядок дня студента.
Этот комплекс состоит из трех больших корпусов. В Спальном корпусе на каждом из семи этажей был устроен длинный коридор со сдвижными дверями-входами в двухместные спальные кабины (всего их 1008), размером 2,3 х 2,7 метра. В каждой — только кровати и табуретки. Маленький размер спален по проекту компенсировался специальной системой вентиляции, на практике она не действовала. Спальный корпус был выстроен на стальном каркасе, позволившим гибко менять планировки и сделать длинные ленточные окна для освещения спальных кабин.
Из Спального корпуса студент шел в Санитарный корпус, а далее, помывшись и сделав зарядку, в Учебный корпус, спускаясь по лестнице или треугольному (в плане) пандусу. В этом корпусе находились ясли для детей до трех лет (семейных студентов в коммуну старались не брать, но жениться в процессе учебы никто не мешал). Здесь также были: кухня, столовая, актовый зал, комнаты для групповой (бригадной, как тогда говорили) работы, а также библиотека и общий холл для занятий. Над входной группой помещений этого корпуса была устроена кровля-терраса.
Дом-коммуна дважды стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация": в 2013 и 2016 годах. В настоящее время историческое сооружение используется в качестве студенческого общежития для магистрантов и аспирантов МИСиС.
Next step
Далее пройдем по 2-му Донскому проезду, повернем налево на улицу Стасовой и выйдем на Ленинский проспект. По адресу дом 27 мы увидим здание ЦКБ Святителя Алексия - Комплекс зданий Медведниковской богадельни.

Комплекс благотворительных учреждений имени Медведниковых и Рахмановой

Годы постройки

1902–1903

Стиль

Неорусский стиль

Адрес

ЮАО, Ленинский просп., дом 27

Ближайшие станция метро

ШаболовскаяПлощадь Гагарина

Архитекторы

С.У. Соловьев

Назначение постройки

Благотворительное заведение, Лечебное учреждение

Узнать об объекте больше
star-icon
3.4
Комплекс благотворительных учреждений имени Медведниковых и Рахмановой
8
История больницы начинается с 1900 года, когда Московская городская дума выделила участок земли на Калужской улице, напротив Нескучного сада, для постройки здесь комплекса зданий больницы и богадельни. Деньги на строительство больницы завещала известная благотворительница, купеческая вдова Александра Ксенофонтовна Медведникова. Иван Логинович и Александра Ксенофонтовна Медведниковы, принадлежали к старинному иркутскому купеческому роду, но большую часть жизни прожили в Москве.
Согласно духовному завещанию А.К. Медведниковой, умершей в 1899 году, две трети ее капиталов передавались городу Москве на благотворительные цели. На эти средства было построено здание гимназии в Староконюшенном переулке, комплекс приюта для эпилептиков близ Канатчиковой дачи, но большая часть денег предназначалась для строительства комплекса больницы «для неизлечимых больных христианского вероисповедания, без различия званий, пола и возраста» и богадельни при ней.
Больничный комплекс был выстроен в 1902–1903 годах по проекту академика архитектуры Сергея Устиновича Соловьева. Вдоль Большой Калужской улицы (совр. Ленинский проспект) разместились два больших корпуса: богаделенный — с церковью Тихвинской иконы Божьей Матери и больничный — с церковью Козельщанской иконы Божьей Матери (сейчас — Святителя Алексия). В глубине владения были построены корпуса с квартирами для врачей и персонала, хозяйственные строения, ледник и часовня. Все постройки были спроектированы в неорусском стиле; в архитектуре домовых церквей чувствуется влияние ростовского храмового зодчества XVII века. Больница была рассчитана на 150 человек, богадельня — на 60. Для пациентов были устроены швейная и переплетная мастерские, где они могли работать по желанию, а также библиотека. Для находящихся в больнице детей была предусмотрена школа.
Комплекс благотворительных учреждений имени Ивана и Александры Медведниковых был торжественно открыт в декабре 1903 года в присутствии Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны. В 1908 году на средства, завещанные благотворительницей Александрой Карповной Рахмановой, была выстроена еще одна богадельня, с отдельным входом со стороны Калужской улицы. Автором этого проекта также был архитектор С.У. Соловьев.
В советские годы богадельни были упразднены, а в бывшем корпусе богадельни разместили больных. Домовые храмы и часовня были закрыты вскоре после революции и приспособлены под больничные нужды. В 1924 году Медведниковская больница была переименована в 5-ю Градскую клиническую больницу. В 1992 году она получила название Центральная клиническая больница Святителя Алексия Митрополита Московского Русской Православной Церкви. Храмы были отреставрированы и возвращены Церкви.
Next step
Продолжим наш путь в сторону центра и свернем направо на улицу Академика Петровского. Мы снова вернулись на Донскую улицу, где перед нами предстают еще два примечательных объекта Донского района. Первый из них Церковь Ризоположения

Церковь Ризоположения (Храм Ризоположения на Донской)

Годы постройки

1625, 1701—1716

Стиль

Барокко, Нарышкинский стиль

Адрес

Ул. Донская, д. 20

Ближайшие станция метро

Шаболовская

Архитекторы

А.С. Каминский
Узнать об объекте больше
star-icon
3.5
Церковь Ризоположения (Храм Ризоположения на Донской)
9
История храма начинается в 1625 году, когда в Москву прибыло посольство из Персии с целью установления дипломатических отношений с Россией. В качестве подарка от шаха Аббаса I послы привезли царю Михаилу Фёдоровичу Ризу Господню – одежду Иисуса Христа, в которой его вели на распятие. Многие века она пребывала на Кавказе и была захвачена персами при завоевании Грузии. Русская делегация встретила персидское посольство близ Калужских ворот, у дороги к Донскому монастырю, после чего они вместе проследовали в Кремль. Позднее Риза была разделена на несколько частей: одна осталась в Успенском соборе в Москве, две других увезены в Петербург – в Петропавловский собор и в домовую церковь русских императоров в Зимнем дворце. Небольшие частицы были дарованы крупным монастырям (в Киево-Печерскую лавру, Костромской Ипатьевский монастырь и другие). Одна частица осталась и на Донской улице, где в память о великом событии на месте встречи персидских послов была поставлена деревянная церковь – о ней сегодня напоминает небольшой белокаменный обелиск.
В начале XVIII века начался сбор средств на возведение на Донской улице каменного храма во имя Ризы Положения Господней в Успенском соборе Москвы. В первую очередь был сделан придел во имя святой Екатерины (возможно, в честь супруги Петра I – будущей Екатерины I), к которому в дальнейшем пристроили основной объём храма. Освящение новой церкви состоялось в 1716 году после завершения всех работ. Строившийся в стилистике «нарышкинского барокко», храм получил богатое убранство фасадов. Есть и особенно редкая деталь: вместо привычных для того времени кокошников на фасады вынесены крупные раковины. С запада к храму примыкает традиционная шатровая колокольня, прорезанная маленькими окошками-слухами – всего 40 штук. Увенчана церковь также традиционным пятиглавием, но в то же время «луковки» сделаны чёрными и гранёными. Маленькая корона, венчающая центральный крест, указывает на покровительство храму царской династии.
Помимо частицы Ризы Господней, особой ценностью храма является икона Божией Матери Ильинская-Черниговская. Дар монастырской братии из Чернигова, уникальный образ 1696 года, на котором рядом с ликом Богородицы с одной стороны изображён двуглавый орёл, а с другой – поэтическое посвящение Петру I, его победе над турками и взятию Азова.

В Московском Кремле есть церковь Ризоположения, но у неё другое посвящение – во имя Положения Ризы во Влахерне. Этот византийский праздник связан с Ризой Богородицы, в честь него существуют храмы в Греции и в России. А вот торжество по случаю Положения Ризы Господней в Успенском соборе Москвы есть только в календаре Русской Православной церкви – в его честь в столице существует лишь одна церковь, на Донской улице.
Ранее название храма было отражено и на карте: соседний переулок именовался Ризоположенским. Однако в 1923 году он оказался переименован в Выставочный (по Всероссийской выставке, к проезду на которую он вёл – сегодня на её месте расположен ЦПКиО имени Горького), а в 1973 году стал улицей Академика Петровского. Несмотря на это, сама церковь в те годы не пострадала и смогла сохранить своё убранство, включая колокола, почти нетронутым. Войдя внутрь, мы можем увидеть её такой, какой её знали многие поколения москвичей.
Next step
На этом наша прогулка по Донскому району завершена!

Связано с маршрутом (5)

Хавско-Шаболовский жилмассив: Шаболовка
icon
АСНОВА считала большой удачей создание комплекса на Шаболовке, где удалось на практике продемонстрировать творческие принципы рационализма.
Улица Шаболовка
Шаболовская
star-icon
3.4
Галерея «На Шаболовке»
icon
ул. Серпуховский Вал, д. 24, корп. 2
Шаболовская
Церковь Михаила Архангела - усыпальница Голицыных
icon
На месте Михайловского храма ранее существовала больничная церковь.
Донская пл., дом 1, строение 20
Шаболовская
star-icon
3.7
Интерактивный музей оружия
icon
г. Москва, ул. Шухова, д 13к2
Шаболовская