«Нет лет!»: ко дню рождения «поэта без возраста» Евгения Евтушенко

«Нет лет!»: ко дню рождения «поэта без возраста» Евгения Евтушенко

52 ч. 2 м.11 км

18 июля любители современной поэзии празднуют день рождения Евгения Евтушенко, «шестидесятника», на своем собственном примере доказавшего, что «поэт в России – больше, чем поэт».

5
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

Введение

Не удивительно, что поэт, родившийся на далекой сибирской станции Зима, в разные периоды своей жизни по-разному относился к цифрам, датам, юбилеям. Свое сорокалетие, число, которое многие из суеверия обходят стороной, отмечал в 1972 году, а первый солидный рубеж — пятидесятилетие — с размахом, в 1983-м. Круглую дату – 80-летний юбилей – праздновал, чтобы никого не обидеть, и вовсе два раза.

Дело в том, что в паспорте Евгения Александровича Евтушенко, в графе «дата рождения», был указан 1933 год. Однако сам поэт считал эту дату ошибочной, называя 1932-й фактическим годом своего рождения. В 1944 году матери Евгения Евтушенко пришлось умышленно уменьшить возраст сына на один год, чтобы избежать бюрократических формальностей, связанных с оформлением спецпропуска на ребенка после возвращения из эвакуации в Москву.

Не только поэзия, вся жизнь Евгения Александровича Евтушенко — грамотно зашифрованная, закодированная, зарифмованная ДНК целой эпохи, каждого жителя страны. Выбирая между благозвучностью и злободневностью, автор поэмы «Братская ГЭС» всегда делал ставку на актуальность, используя свой талант рифмотворца в качестве «судейского молотка», чей стук, как молоточек в чеховском рассказе «Крыжовник», ненавязчиво напоминал бы «всем счастливым» о том, что в мире полно несчастных, несправедливо обиженных.

Высокий, открытый, неистовый, Евтушенко был символом эпохи, голосом поколения, олицетворением оттепели, он и стихи писал так, как другие спасаются от огня – оставляя за порогом все самое ценное, словно, прощаясь с жизнью. На все поэт имел свою точку зрения и, да, был сентиментален, неравнодушен к чужому горю. «Евтушенко принадлежит к тем людям, которые при дилемме, что выбирать — зло или добро, всегда выбирают добро и умеют за него сражаться. В нашем холодном мире это — увы! — редкое качество», - говорил о нем его знаменитый друг, скульптор Эрнст Неизвестный.

В начале 60-х многие узнали об ужасах войны не из печати, а из пронзительной поэмы «Бабий Яр» (1961), которую Евтушенко написал всего за три часа, побывав на месте трагедии. Шостакович положил эти стихи на музыку своей Тринадцатой симфонии. «Каждое утро вместо утренней молитвы я перечитываю, вернее произношу наизусть два стихотворения Евтушенко: "Сапоги" и "Карьера". "Сапоги" — совесть, "Карьера" — мораль. Нельзя лишаться совести. Потерять совесть — все потерять. И совесть надо внушать с самого раннего детства... Честь и слава Евтушенко, что он об этом напоминает, "морализует"», - так думал Д. Д. Шостакович, и не он один.

Евтушенко много путешествовал по миру, и утверждал, что делит людей не на талантливых и бездарных, а на «благодарных и неблагодарных», - тех, в ком в детстве заложили основы совести и нравственности, и тех, кто напрочь лишен «этического фундамента». Поэт, собиравший на свои встречи стадионы, знал, чувствовал, как никто другой, что к славе приходят не только разными путями, но и на разный срок. Евтушенко дружил со многими выдающимися людьми – с Бобом Диланом, Робертом Кеннеди, Че Геварой, встречался с Джоном Стейнбеком, Пабло Пикассо, Луи Армстронгом, и всегда выступал перед многотысячной аудиторией так, словно был не «застенчивым героем»-поэтом, а дерзкой рок-звездой, и вообще поэт проживал свою жизнь так, как в свое время это описывал в автобиографической книге «Былое и думы» А.И. Герцен: «нигде не отставая, везде в первом ряду; не боясь горьких истин; он так же пристально всматривался в людей, как в полипы и медузы, ничего не требуя ни от тех, ни от других, кроме того, что они действительно могут дать».

Наш маршрут – не только дань памяти знаменитого поэта-шестидесятника, чья жизнь оборвалась в 2017 году, но и возможность вернуться в самую светлую, московскую часть творческой биографии Е.А. Евтушенко.

Автор статьи: Валерия Пайкова
Распечатать статью

Точки маршрута

Марьина роща

Адрес

Марьина роща

Узнать об объекте больше
5
Марьина роща
1
Евгений Евтушенко плохо учился в школе. У будущего автора поэмы «Станция Зима» были плохие отметки по физике, химии, не говоря уже о поведении. При этом все сочинения по литературе и диктанты по-русскому одноклассники вечно у него списывали. Евтушенко сначала учился в 254 школе на 2-й Мещанской, однако из-за плохих оценок и частых прогулов его перевели в 607-ю школу в Марьиной роще, школу для трудновоспитуемых. В те голодные послевоенные годы это был, мягко говоря, не самый благополучный район Москвы. Примерно до XVIII века Марьина Роща была частью лесного массива, в котором, как гласила молва, хозяйничали разбойники. По одной из «народных» легенд, касающихся этимологии происхождения названия местности, предводительницу банды разбойников, которая скрывалась в дремучих лесах, звали Марьей. В 1970-е годы «маргинальная слава» района Марьина роща, раскинувшегося по обе стороны Сущевского вала, была увековечена в легендарной картине Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя».
Однажды во время учебы произошел неприятный инцидент. Кто-то украл, а затем поджег классный журнал. Что еще хуже, при краже ударили старика-сторожа. «Коллективный разум» обвинил во всем этом Евтушенко, злостного нарушителя дисциплины и неисправимого хулигана. Директор школы попросил Женю добровольно во всем сознаться и «повиниться в содеянном», на что будущий поэт честно ответил, что поджечь журнал он еще, гипотетически, мог, а вот ударить старика-сторожа, который потерял сознание, - ни за что. В 1948 году Евтушенко исключили из школы, выгнав из 7-го класса с характеристикой (вандализм, хулиганство), за что больше его ни в одну школу уже не брали, плюс ко всему не принимали ни на какую, даже на самую черную работу. Отец, с которым они уже к тому времени не жили вместе, помог 15-летнему сыну в невероятно трудной для подростка ситуации. Александр Рудольфович не взял Женю в свою геолого-разведывающую экспедицию, зато отправил сына в Казахстан, в экспедицию своего друга, где «под чутким руководством» Евтушенко оказалось… 15 бывших преступников, расконвоированных уголовников, которые досиживали здесь большой срок. Тот опыт дал Евтушенко возможность не выпасть окончательно из социума, став, таким образом, еще и определенной «школой жизни» для будущего поэта.
Уже став большим поэтом, Евтушенко вспомнился тот неприятный «школьный эпизод», благодаря чему из-под его пера вышло хлесткое стихотворение «Марьина Роща», в котором были и такие строчки:
«Милая Марьина Роща,
в нас ты себя воплотила,
ну, а сама, как нарочно,
канула, как Атлантида…»
Next step
Пройдите 800м до остановки общественного транспорта «Лесная улица». Садитесь на автобус М40 (напр. «Лобненская улица»). Следуйте до ост. «Улица Малая Дмитровка». Пройдите 690м до пункта назначения.

Усадьба А.А.Яковлева

Годы постройки

XVIII–XIX вв.

Стиль

Классицизм

Адрес

Тверской бульв., дом 25, стр. 1, 2, 6, 7

Ближайшие станция метро

ПушкинскаяТверскаяЧеховская

Архитекторы

А.С. Каминский

Назначение постройки

Городская усадьба

Узнать об объекте больше
star-icon
3.7
Усадьба А.А.Яковлева
2
Невероятно, но факт: Евтушенко поступил в Литературный институт имени А. М. Горького без школьного аттестата. Юный поэт понял, что хочет стать писателем еще в детстве, как только начал читать книжки и научился писать. Отец Евтушенко, Александр Рудольфович Гангнус, сам писал стихи, сумев передать «семейную» любовь к поэзии и своему сыну.
Свои первые стихи Евтушенко напечатал в газете «Советский спорт». Дебютный сборник стихов «Разведчики грядущего» увидел свет, когда Евгению Александровичу было всего 19 лет. В 1952 году Евтушенко неожиданно для всех приняли в Литинститут, основанный в 1933 году по инициативе Максима Горького. Секретарем приемной комиссии тогда был поэт военного поколения - Владимир Соколов, - он сумел сделать так, что у Евтушенко, начинающего поэта, приняли документы, в которых не было аттестата зрелости. К счастью, примерно в это же время в газете «Правда» появилась статья А.А. Фадеева (автора нашумевшего романа «Молодая гвардия»), который отметил «новый голос Евтушенко», высоко оценив его первую книжку. Однако сам Евтушенко, перечитав свой дебютный сборник стихов, окончательно осознал, что он «простой рифмач». Чтобы нащупать свою «ахиллесову пяту», поэт обратился к своему детству, найдя в нем ответы на многие животрепещущие вопросы. «Нужно высказывать все то, что знаешь только ты и никто больше!» - так cформулировал для себя раз и навсегда свое кредо Евтушенко, решив, что именно поэзия, а вовсе не красота «должна изменить мир». В конце 50-х из Литинститута Евтушенко тоже был отчислен – формально к нему были применены некие «дисциплинарные взыскания», а на самом деле – поэта выгнали за поддержку романа В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым» об утопической борьбе человека с бюрократической машиной. Мог ли поэт «сибирской породы» тогда предполагать, что однажды его собственные произведения будут переведены на 70 языков мира?! – Остается только гадать…
Next step
Следуйте на юго-запад по Тверскому бульвару в сторону Богословского пер. Поверните направо в Богословский пер., затем налево на Мал. Бронную ул. Поверните направо в Бол. Козихинский пер., затем налево в Мал. Козихинский. Поверните направо – пункт назначения будет слева.

Патриаршие пруды

Годы постройки

XVII в.

Адрес

Пресненский район

Ближайшие станция метро

БаррикаднаяПушкинскаяТверскаяМаяковская

Назначение постройки

Общественное учреждение

Узнать об объекте больше
star-icon
3.7
Патриаршие пруды
3
Москва в стихах Евтушенко многолика и многогранна. Это живой, нервный, глубоко чувствующий город, в котором у каждого района и улицы – не только своя история, но и своя аура. Сталинские высотки, исторические особняки, музеи и театры, романтические бульвары и величественные соборы создают особую атмосферу московского блеска и теплоты. На Патриарших прудах, возникших, к примеру, на месте Козьего болота, устроили популярный в каток, на который своих дочерей привозил кататься сам Л. Н. Толстой.
Таинственные и туманные Патриаршие пруды, увековеченные в знаменитом булкаговском романе «Мастер и Маргарита», стали еще одной, евтушенковской «одой любви» к знаменитой литературной локации.
«Туманны Патриаршие пруды.
Мир их теней загадочен и ломок,
и голубые отраженья лодок
видны на темной зелени воды.
Белеют лица в сквере по углам.
Сопя, ползет машина поливная,
смывая пыль с асфальта и давая
возможность отражения огням…», - писал Е.А. Евтушенко в 1957 году.
Но в глазах поэта Москва – еще и город одиночества, в котором так сложно встретить «своего человека», родственную душу. Ландшафт мегаполиса настолько богат и разнообразен, что буквально в каждом районе столицы, как в центре города, так и на его окраинах, ощущается многовековая связь пространства и времени. Знаменитое стихотворение Евтушенко - «Нас в набитых трамваях болтает», как раз о том, как люди в прямом смысле не видят, не замечают друг друга.
«…По Садовым, Лебяжьим и Трубным,
Каждый вроде отдельным путем,
Мы, не узнанные друг другом,
Задевая друг друга, идем,
Задевая друг друга, идем», - помним эти строчки по знаменитой песне из фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман».
Еще в одном стихотворении Евтушенко Москва мелькает в роли «сердечного» города, создающего атмосферу уюта и нежности, возвращающего человека к самому себе, к «своим первоистокам».
«Возвращаюсь в Москву.
Не устал еще вовсе.
Зажигаю настольную,
верхнюю лампу гашу.
Ставлю в воду черемуху.
Ставлю будильник на восемь,
и сажусь я за стол,
и вот эти стихи
я пишу...»
Next step
Следуйте на северо-запад. Поверните налево в Ермолаевский пер. Продолжайте движение по Вспольному пер. Поверните направо на Большую Никитскую ул., затем налево на Поварскую. Вы на месте.

Особняк Святополк-Четвертинского, ЦДЛ

Годы постройки

кон. XIX в. - 1-я пол. XX в.

Стиль

Эклектика

Адрес

ЦАО, Поварская ул., дом 50/53, строение 1

Ближайшие станция метро

КраснопресненскаяБаррикадная

Архитекторы

П.С. Бойцов

Назначение постройки

Особняк

Узнать об объекте больше
star-icon
3.8
Особняк Святополк-Четвертинского, ЦДЛ
4
Легендарная московская Мекка поэтов и литераторов с первого дня своего существования стала еще и «трибуной гласности» для столичных «мастеров культуры». Здание ЦДЛ было построено в стиле модерн в 1889 году по проекту Петра Бойцова, для князя Святополк-Четвертинского.
«Не знаю – петь, плясать ли, улыбка не сходит с губ.
Наконец-то и у писателей будет свой клуб», - так на создание первого писательского клуба в Москве в 1928 году отреагировал Маяковский. В 1934 году, когда состоялся первый съезд советских писателей, Дом писателей стал Центральным домом литераторов (ЦДЛ).
В 1952 году Евтушенко стал самым молодым членом Союза писателей СССР. В конце 50-х годов к особняку, со стороны Большой Никитской улицы, пристроили новое здание, соединив его со старинным Домом на Поварской крытым переходом. Благодаря этому в ЦДЛ появился второй зал и новые служебные помещения. Но – самое главное – в переходе открыли буфет, в котором собиралась без преувеличения вся литературная Москва – от Евтушенко и Вознесенского до Бродского и Высоцкого.
До 2000 года в здание можно было попасть только по писательским удостоверениям.
Евтушенко не раз выступал в уютном особняке на Поварской, представляя на суд преданных слушателей буквально все свое творчество: от первого до последнего стихотворения. Один из творческих вечеров поэта назывался «Жизнь как приключение». Точнее и не скажешь.
Next step
Следуйте на юго-восток по Поварской ул. в сторону Трубниковского пер. Поверните налево в Скарятинский пер. Поверните направо на Большую Никитскую ул. Поверните направо на Моховую, затем налево на Манежную пл. Поверните налево и продолжайте движение по Манежной. Поверните налево на Никольскую. Поверните направо на Лубянскую пл., затем налево в Лубянский пр-д, и снова направо. Вы на месте.

Политехнический музей

Годы постройки

1875-1907

Стиль

Псевдорусский стиль, Эклектика

Адрес

Новая пл., дом 3/4

Ближайшие станция метро

ЛубянкаКитай-город

Архитекторы

И.П. Машков М.В. ГоловиноваН.А. ШохинВ.В. ВоейковИ.А. МонигеттиГ.И. МакаевВ.И. Ерамишанцев

Назначение постройки

Общественное учреждение

Узнать об объекте больше
star-icon
3.5
Политехнический музей
5
Большая аудитория Политехнического появилась в 1907 году, моментально став центром притяжения поэтов и ученых, философов и художников. В 1913-1916 годах на сцене Большой аудитории выступали Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и Иван Бунин. В 1918 году — Андрей Белый, Велимир Хлебников и Сергей Есенин. в 1930-е гг. — Николай Заболоцкий, Александр Твардовский и Эдуард Багрицкий...
В 1960-е годы поэтические вечера в Политехническом музее стали еще одним важным символом «московской оттепели». В знаменитом фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича», получившем в 1965 году спецприз Венецианского фестиваля, есть отдельный эпизод, снятый в Политехническом и посвященный выступлениям прогремевших на всю страну поэтов-шестидисятников: Евтушенко, Ахмадулиной, Вознесенского, Окуджавы, Казаковой…
Пронзительная драма об истории целого поколения вышла на экраны в 1965 году под названием «Мне двадцать лет». Премьера полной, оригинальной версии картины состоялась спустя десятилетия, в 1988 году.
Герои фильма — Сергей, молодой парень из рабочей семьи, вернувшийся домой из армии, и беспечная красотка Аня, дочь чиновника — оказываются в переполненном зале Политехнического, все проходы которого забиты молодыми людьми. Под бурные овации благодарных зрителей свои стихи со сцены читают московские поэты в зените славы: Андрей Вознесенский, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Михаил Светлов, ну и, конечно, Евгений Евтушенко, декламирующий свою поэму «Москва-Товарная» в ораторском стиле Маяковского:
«Москва-Товарная студентов любит
и выручает – дает работу.
Ночь над перроном идет на убыль.
Сгружают медики под песню уголь.
Сгружают лирики, сгружают физики
дрова и сахар, цемент и финики…»
Полудокументальные съёмки поэтического эпизода в Политехническом были специально организованы в 1962 году.
Для десятков тысяч поклонников поэзии, творческие вечера в Политехническом были не просто возможностью услышать голоса талантливых молодых поэтов, но и глотком свежего воздуха, «приглашением в светлое будущее», которое прежде казалось серым и будничным.
Next step
На этом наша прогулка подходит к концу.