Расположение и происхождение
В окружении лесов, на обеих сторонах реки Лихоборки исстари лежало село Владыкино. Оно утопало в зелени садов, в цветах и в чистейшем воздухе. Село обладало огромными размерами, богатой историей и невероятной красотой, которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней. Сейчас мы можем любоваться только великолепным храмом Рождества Пресвятой Богородицы (Алтуфьевское шоссе, д.4, стр.1), который хранит воспоминания об этом когда-то прекрасном месте.
Древнее название села Владыкино - Вельяминово (Вельяминовское). В 1276 году князь Даниил Александрович (младший сын Александра Невского) приступил к заселению своего удела и освоению московских земель. Это ответственное дело князь поручил последнему Московскому тысяцкому князю Василю Васильевичу Вельяминову и в этом же году Вельяминов основал Вельяминовскую слободу, в которую вошли новообразованные село Вельяминово, современные деревни Немцово, Поздново и Привалово. История рода Вельяминовых необычна. Они - представители древнего боярского рода, который происходил от боярина Протасия, современника Ивана Даниловича Калиты. Если князь Иван Калита в Москве отсутствовал, то его замещал именно Протасий. Он же являлся его душеприказчиком - исполнителем завещания. Внук Протасия - московский тысяцкий Василий Васильевич Вельяминов, умер в 1374 году. Именно ему и было поручено благоустройство села. Его сын Иван Васильевич в 1375 году бежал в Орду, а в 1379 году, вернувшись в Серпуховской уезд, был схвачен и казнён за измену. Второй сын, Николай (Микула) Васильевич Вельяминов героически пал в бою на Куликовом поле в 1380 году. Следует отметить, что жители села также принимали участие в Куликовской битве, наиболее вероятно, что в одном из пеших полков. В год своей смерти великий князь Даниил Александрович заложил в монастыре каменную церковь и поручил Василию Вельяминову завершить её строительство. В 1374 Вельяминов становиться монахом Богоявленского монастыря. Он жертвует монастырю большое количество земель и имущества, а в дальнейшем и само село Вельяминово становится владением монастыря Чудного Богоявления.
Документально Вельяминово впервые упоминается монахами в грамоте Великого князя Московского Василия Ивановича, данной 30 декабря 1551 года на имя игумена Геннадия. Там говорится, что в селе имелась деревянная церковь Николая Чудотворца, стоявшая на левом берегу реки Лихоборка, несколько дворов и полторы сотни гектаров пашни. Для старинного села это считалось немного. Церковь была разобрана и на её месте была построена деревянная Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Возможно, существовали и более ранние упоминания о селе Вельяминово, но до нас они не дошли, скорее всего, из-за регулярных пожаров, опустошающих города и села. В 1586 году, как рассказывает Тимофей Хлопов в Книге письма и меры Московского уезда, Богоявленский монастырь обменивает село Вельяминово на село Топорково на реке Лихоборка (местонахождение села Топорково сегодня не известно). В результате этого обмена новым владельцем села Вельяминово становится князь Дмитрий Иванович Шуйский. Монастырь получил за сделку от князя Дмитрия по тем временам целое богатство - 100.000 рублей денег. Вскоре по неизвестной причине Дмитрий возвращает Вельяминово монастырю. За время существования монастыря в селе произошло множество пожаров. Оно сгорело и в 1547 году во время пожара в Китай-городе, и в 1571 году во время крымского похода на Москву (нашествие Девлет - Гирея), и в 1612 году. 3 марта 1602 года Вельяминово утверждается царем деревнями за Богоявленским монастырем по просьбе его игумена Иова. В грамоте царя Бориса Годунова впервые указывается, что под селом находилась мельница и значит, уже к тому времени Лихоборка была запружена и начали появляться Богоявленские пруды.
В 1615 году село Вельяминово снова обретает нового владельца. Царь Михаил Федорович подписал грамоту игумену Илие, но уже в 1619 году жалует Вельяминово с Марфино и деревнями в «Вечное потомственное владение» Дмитрию Михайловичу Пожарскому за мужество и верность престолу во время нашествия поляков. И снова ровно через 4 года, в 1623, «Вечное потомственное владение» закончилось, и по просьбе игумена Илии было возвращено во владения монастыря. В эти времена село переживало совсем не лучшие времена. В книге письма и меры Дружины Скирина (1624 г.) читаем: «Храм Николая Чудотворца стоит без пения, а кроме храма в селе двор монастырский, 3 двора крестьянских, 1 двор бобылей, а всего в тех дворах живет 7 человек». Таким образом, в селе стояло 5 дворов, заброшенная церковь, что ни удивительно при населении в 7 человек.
Наверняка, многим интересно, почему же сейчас место, где столетия назад располагалось Вельяминово, называется Владыкино. С 1653 г. наступает особо благодатный период для села Вельяминово - оно приглянулось Святейшему Патриарху Никону, который выменивает его у Богоявленского монастыря на два других своих села в Московском уезде.
Здесь строится патриарший путевой дворец и еще один храм в честь Иверской иконы Божией Матери, который Патриарх в присутствии царя Алексея Михайловича освящает 9 апреля 1654 г. В Патриарших приказных книгах, сохранившихся до наших дней, упоминается, что Святейшие Патриархи Никон, Иоаким, Адриан многократно слушали Божественную литургию в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1650-60-е годы вспыхнул конфликт между царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном, некогда бывшим его правой рукой. Никон заявил, что «священство выше царства» и в 1658 году он оставил патриаршество и уехал в Новоиерусалимский монастырь. Именно в честь владыки Никона («владыко»- принятое в церкви обращение к митрополиту) Вельяминово переименовывается во Владыкино. Однако старое название сохранялось за селом до середины XIX века. Двойное название отражалось на картах: «Владыкино, Вельяминово тож».
19 мая 1690 г. село Владыкино посетил царь Петр Алексеевич и вместе с Патриархом Адрианом также слушал Божественную литургию в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Многие иконы, перед которыми благоговейно молились прихожане, цари и Патриархи Московские в XVII в., находятся в современном храме. Среди них образы святителя Николая Чудотворца, Рождества Пресвятой Богородицы, Смоленской и Казанской икон Божией Матери. Перед ними молятся и благоговеют уже 400 лет. С упразднением патриаршества «село Владыкино по именному указу и по приговору Святейшего Правительствующего Синода 1722 г., августа в 22 день отдано во владение Преосвященному Феофану архиепископу Псковскому и Нарвскому», деятельному помощнику Петра и главе Синода. Он часто и подолгу бывал во Владыкино, его двор находился рядом с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Предположительно в это время деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы перенесли с левого берега реки на правый, а затем вновь на левый, на то место, где храм стоит и поныне. Владыкино обернулось для Феофана сплошными убытками: постоянный недород хлеба. В 1723 году Прокопович жалуется Петру, что и пиво, и дрова, и иногда даже сено - все приходится покупать. Но постепенно финансовое состояние выправляется. С 1728 года во Владыкине сажают малину и ежевику. При Феофане начала работать пивоварня, открылось предприятие по производству барометров. В 1736 году Феофан Прокопович умер, и вплоть до революции 1917 года Владыкино было собственностью государственной казны.
Первый каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино появился в 1770 году. Граф Разумовский, которому в то время принадлежало Владыкино и соседнее село Петровское, возводит колокольню. Иконы в храм были принесены из упраздненной церкви села Никольское. Храм стоял на холме, а невдалеке в овраге бил источник, издревле почитавшийся святым, с часовней над ним, уничтоженной в 20-е годы двадцатого столетия. Некоторое время спустя, за ветхостью, часовню разобрали, а из ее кирпича возвели церковную ограду.
К середине XIX в. каменный храм сильно обветшал, и возникла необходимость капитальной реконструкции и возведения нового здания храма. Тогда, в 1854 г. Гавриил Матвеевич Толоконников, представитель семьи Толоконниковых, давшей Москве немало врачей, учителей и инженеров, не только пожертвовал большие средства на постройку нового здания, ныне существующего трехпрестольного храма, но и принял в строительстве самое деятельное участие. Проект нового здания был выполнен архитектором Ярошевским. В 1859 году новую постройку освятили. По проекту храм Рождества Богородицы во Владыкине должен был стать довольно внушительных размеров. Однако, настоятель сумел убедить всех в том, что надобности в этом нет, ведь приход храма был немногочисленным. Кроме того, были опасения относительно того, успеет ли Толоконников по преклонности своих лет завершить начатое дело. Опасения оказались не напрасны: вскоре после освящения церкви храмоздателя не стало. Храм выполнили в стиле эклектики. К двухсветному четверику с востока примыкает апсида, с запада - трапезная и колокольня. Углы здания выполнены в виде полуколонок. Над углами возвышаются тумбы с килевидными кокошниками. Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. Священником в то время во Владыкине был Василий Николаевич Нечаев. Протоиерей Василий принимал самое горячее участие в построении нового храма. Прихожане не раз говорили, что если бы не он, то и не видать бы владыкинцам каменного храма. Построенный храм был холодным, стены были окрашены клеевой краской, пол из лещадки, но в 1896 г. весь храм уже «отоплялся голландскими печами, пол в нем кроме алтарей - бетонный узорчатый, по стенам живопись масляными красками». 8 августа 1896 г. во Владыкино открылась одноклассная церковно-приходская школа, законоучителем которой был назначен священник Иоанн Протопопов. При нем же в 1897 г. храм был отремонтирован. Среди особо чтимых святынь храма особо следует отметить Смоленскую икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (Путеводительница), икона Божией Матери «Скоропослушница». На солее возле иконостаса стоит аналойный образ с изображением святителей Василия Великого и Николая Чудотворца, и великомученицы Варвары с частицами мощей этих святых. В центральной части храма - киот с образом преподобного Серафима Саровского, на котором закреплен крест-реликварий. Самой древней иконой храма (конец XVI - начало XVII в.) является образ святителя Николая с 16 клеймами жития. Любовью и почитанием прихожан пользуются также иконы Пресвятой Богородицы Казанская и «Всех скорбящих Радость», образы святителя Феодосия Черниговского, преподобной княгини Анны Кашинской.
В ризнице храма хранится Евангелие XVII в. - дар Святейшего Патриарха Адриана храму села Владыкино. Сохранилось также несколько старинных облачений с необыкновенно красивой вышивкой. К сожалению, многие реликвии, хранившиеся в ризнице храма, были разграблены и изъяты в XX в.
Древнее название села Владыкино - Вельяминово (Вельяминовское). В 1276 году князь Даниил Александрович (младший сын Александра Невского) приступил к заселению своего удела и освоению московских земель. Это ответственное дело князь поручил последнему Московскому тысяцкому князю Василю Васильевичу Вельяминову и в этом же году Вельяминов основал Вельяминовскую слободу, в которую вошли новообразованные село Вельяминово, современные деревни Немцово, Поздново и Привалово. История рода Вельяминовых необычна. Они - представители древнего боярского рода, который происходил от боярина Протасия, современника Ивана Даниловича Калиты. Если князь Иван Калита в Москве отсутствовал, то его замещал именно Протасий. Он же являлся его душеприказчиком - исполнителем завещания. Внук Протасия - московский тысяцкий Василий Васильевич Вельяминов, умер в 1374 году. Именно ему и было поручено благоустройство села. Его сын Иван Васильевич в 1375 году бежал в Орду, а в 1379 году, вернувшись в Серпуховской уезд, был схвачен и казнён за измену. Второй сын, Николай (Микула) Васильевич Вельяминов героически пал в бою на Куликовом поле в 1380 году. Следует отметить, что жители села также принимали участие в Куликовской битве, наиболее вероятно, что в одном из пеших полков. В год своей смерти великий князь Даниил Александрович заложил в монастыре каменную церковь и поручил Василию Вельяминову завершить её строительство. В 1374 Вельяминов становиться монахом Богоявленского монастыря. Он жертвует монастырю большое количество земель и имущества, а в дальнейшем и само село Вельяминово становится владением монастыря Чудного Богоявления.
Документально Вельяминово впервые упоминается монахами в грамоте Великого князя Московского Василия Ивановича, данной 30 декабря 1551 года на имя игумена Геннадия. Там говорится, что в селе имелась деревянная церковь Николая Чудотворца, стоявшая на левом берегу реки Лихоборка, несколько дворов и полторы сотни гектаров пашни. Для старинного села это считалось немного. Церковь была разобрана и на её месте была построена деревянная Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Возможно, существовали и более ранние упоминания о селе Вельяминово, но до нас они не дошли, скорее всего, из-за регулярных пожаров, опустошающих города и села. В 1586 году, как рассказывает Тимофей Хлопов в Книге письма и меры Московского уезда, Богоявленский монастырь обменивает село Вельяминово на село Топорково на реке Лихоборка (местонахождение села Топорково сегодня не известно). В результате этого обмена новым владельцем села Вельяминово становится князь Дмитрий Иванович Шуйский. Монастырь получил за сделку от князя Дмитрия по тем временам целое богатство - 100.000 рублей денег. Вскоре по неизвестной причине Дмитрий возвращает Вельяминово монастырю. За время существования монастыря в селе произошло множество пожаров. Оно сгорело и в 1547 году во время пожара в Китай-городе, и в 1571 году во время крымского похода на Москву (нашествие Девлет - Гирея), и в 1612 году. 3 марта 1602 года Вельяминово утверждается царем деревнями за Богоявленским монастырем по просьбе его игумена Иова. В грамоте царя Бориса Годунова впервые указывается, что под селом находилась мельница и значит, уже к тому времени Лихоборка была запружена и начали появляться Богоявленские пруды.
В 1615 году село Вельяминово снова обретает нового владельца. Царь Михаил Федорович подписал грамоту игумену Илие, но уже в 1619 году жалует Вельяминово с Марфино и деревнями в «Вечное потомственное владение» Дмитрию Михайловичу Пожарскому за мужество и верность престолу во время нашествия поляков. И снова ровно через 4 года, в 1623, «Вечное потомственное владение» закончилось, и по просьбе игумена Илии было возвращено во владения монастыря. В эти времена село переживало совсем не лучшие времена. В книге письма и меры Дружины Скирина (1624 г.) читаем: «Храм Николая Чудотворца стоит без пения, а кроме храма в селе двор монастырский, 3 двора крестьянских, 1 двор бобылей, а всего в тех дворах живет 7 человек». Таким образом, в селе стояло 5 дворов, заброшенная церковь, что ни удивительно при населении в 7 человек.
Наверняка, многим интересно, почему же сейчас место, где столетия назад располагалось Вельяминово, называется Владыкино. С 1653 г. наступает особо благодатный период для села Вельяминово - оно приглянулось Святейшему Патриарху Никону, который выменивает его у Богоявленского монастыря на два других своих села в Московском уезде.
Здесь строится патриарший путевой дворец и еще один храм в честь Иверской иконы Божией Матери, который Патриарх в присутствии царя Алексея Михайловича освящает 9 апреля 1654 г. В Патриарших приказных книгах, сохранившихся до наших дней, упоминается, что Святейшие Патриархи Никон, Иоаким, Адриан многократно слушали Божественную литургию в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1650-60-е годы вспыхнул конфликт между царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном, некогда бывшим его правой рукой. Никон заявил, что «священство выше царства» и в 1658 году он оставил патриаршество и уехал в Новоиерусалимский монастырь. Именно в честь владыки Никона («владыко»- принятое в церкви обращение к митрополиту) Вельяминово переименовывается во Владыкино. Однако старое название сохранялось за селом до середины XIX века. Двойное название отражалось на картах: «Владыкино, Вельяминово тож».
19 мая 1690 г. село Владыкино посетил царь Петр Алексеевич и вместе с Патриархом Адрианом также слушал Божественную литургию в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Многие иконы, перед которыми благоговейно молились прихожане, цари и Патриархи Московские в XVII в., находятся в современном храме. Среди них образы святителя Николая Чудотворца, Рождества Пресвятой Богородицы, Смоленской и Казанской икон Божией Матери. Перед ними молятся и благоговеют уже 400 лет. С упразднением патриаршества «село Владыкино по именному указу и по приговору Святейшего Правительствующего Синода 1722 г., августа в 22 день отдано во владение Преосвященному Феофану архиепископу Псковскому и Нарвскому», деятельному помощнику Петра и главе Синода. Он часто и подолгу бывал во Владыкино, его двор находился рядом с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Предположительно в это время деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы перенесли с левого берега реки на правый, а затем вновь на левый, на то место, где храм стоит и поныне. Владыкино обернулось для Феофана сплошными убытками: постоянный недород хлеба. В 1723 году Прокопович жалуется Петру, что и пиво, и дрова, и иногда даже сено - все приходится покупать. Но постепенно финансовое состояние выправляется. С 1728 года во Владыкине сажают малину и ежевику. При Феофане начала работать пивоварня, открылось предприятие по производству барометров. В 1736 году Феофан Прокопович умер, и вплоть до революции 1917 года Владыкино было собственностью государственной казны.
Первый каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино появился в 1770 году. Граф Разумовский, которому в то время принадлежало Владыкино и соседнее село Петровское, возводит колокольню. Иконы в храм были принесены из упраздненной церкви села Никольское. Храм стоял на холме, а невдалеке в овраге бил источник, издревле почитавшийся святым, с часовней над ним, уничтоженной в 20-е годы двадцатого столетия. Некоторое время спустя, за ветхостью, часовню разобрали, а из ее кирпича возвели церковную ограду.
К середине XIX в. каменный храм сильно обветшал, и возникла необходимость капитальной реконструкции и возведения нового здания храма. Тогда, в 1854 г. Гавриил Матвеевич Толоконников, представитель семьи Толоконниковых, давшей Москве немало врачей, учителей и инженеров, не только пожертвовал большие средства на постройку нового здания, ныне существующего трехпрестольного храма, но и принял в строительстве самое деятельное участие. Проект нового здания был выполнен архитектором Ярошевским. В 1859 году новую постройку освятили. По проекту храм Рождества Богородицы во Владыкине должен был стать довольно внушительных размеров. Однако, настоятель сумел убедить всех в том, что надобности в этом нет, ведь приход храма был немногочисленным. Кроме того, были опасения относительно того, успеет ли Толоконников по преклонности своих лет завершить начатое дело. Опасения оказались не напрасны: вскоре после освящения церкви храмоздателя не стало. Храм выполнили в стиле эклектики. К двухсветному четверику с востока примыкает апсида, с запада - трапезная и колокольня. Углы здания выполнены в виде полуколонок. Над углами возвышаются тумбы с килевидными кокошниками. Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. Священником в то время во Владыкине был Василий Николаевич Нечаев. Протоиерей Василий принимал самое горячее участие в построении нового храма. Прихожане не раз говорили, что если бы не он, то и не видать бы владыкинцам каменного храма. Построенный храм был холодным, стены были окрашены клеевой краской, пол из лещадки, но в 1896 г. весь храм уже «отоплялся голландскими печами, пол в нем кроме алтарей - бетонный узорчатый, по стенам живопись масляными красками». 8 августа 1896 г. во Владыкино открылась одноклассная церковно-приходская школа, законоучителем которой был назначен священник Иоанн Протопопов. При нем же в 1897 г. храм был отремонтирован. Среди особо чтимых святынь храма особо следует отметить Смоленскую икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (Путеводительница), икона Божией Матери «Скоропослушница». На солее возле иконостаса стоит аналойный образ с изображением святителей Василия Великого и Николая Чудотворца, и великомученицы Варвары с частицами мощей этих святых. В центральной части храма - киот с образом преподобного Серафима Саровского, на котором закреплен крест-реликварий. Самой древней иконой храма (конец XVI - начало XVII в.) является образ святителя Николая с 16 клеймами жития. Любовью и почитанием прихожан пользуются также иконы Пресвятой Богородицы Казанская и «Всех скорбящих Радость», образы святителя Феодосия Черниговского, преподобной княгини Анны Кашинской.
В ризнице храма хранится Евангелие XVII в. - дар Святейшего Патриарха Адриана храму села Владыкино. Сохранилось также несколько старинных облачений с необыкновенно красивой вышивкой. К сожалению, многие реликвии, хранившиеся в ризнице храма, были разграблены и изъяты в XX в.
Отзывы