Расположение и происхождение
Датой рождения поселка можно считать март 1923 г. Поселок был организован как жилищно-строительный кооператив. Для Москвы 1920-х это было делом новым и популярным. Планы переустройства Москвы 1920-х – «Новая Москва» А. Щусева, и «Большая Москва» С. Шестакова – предполагали строительство вокруг города зеленых поселков. Такие пригороды должны были состоять из невысоких домов, со своими библиотеками, клубами, спортивными и детскими площадками, детскими садами.
Повсюду велось строительство, перестраивались старые дома, возводились новые. Профессиональные сообщества строили жилье для своих сотрудников.
Тогда и образовалось кооперативное товарищество «Сокол». В него вошли сотрудники наркоматов, ученые, художники, архитекторы, техническая интеллигенция. Вступление в товарищество означало выплату немалых денежных взносов: 10,5 золотых червонцев вступительных, 30 — при выделении участка и 20 — при начале строительства коттеджа. Стоимость каждого коттеджа составляла около 600 золотых червонцев. Закреплялся также срок пользования жилплощадью: 35 лет.
Первоначально предполагалось построить экспериментальный поселок, точнее, жилой комплекс, который мог стать образцом для создания других поселков на окраинах Москвы. Это должно было быть дачное хозяйство с общим визуальным пространством: глухих заборов не предполагалось, возле домов оставались большие зеленые участки.
Поселок предполагалось построить в районе Сокольников. Для кооператива была выбрана эмблема: летящий сокол держал в когтях домик. Однако геодезические исследования показали, что строительство жилого комплекса в том районе невозможно. Выбрали другое место – недалеко от села Всехсвятское, но эмблему решили оставить, а поселок получил звучное имя. Позднее так была названа и станция метро.
Дома для поселка проектировали блестящие московские архитекторы А. Щусев, братья Веснины, Н. Марковников, художники-графики В. Фаворский, Н. Купреянов, П. Павлинов, Л. Бруни, живописцы К. Истомин, П. Кончаловский, скульптор И. Ефимов.
Для архитекторов это была возможность создания маленького идеального городка со свободной планировкой улиц, связь архитектуры и окружающей среды, игра с пространством, которая и сейчас завораживает тех, кто оказался в поселке.
На строительство ушло десять лет. Общая площадь поселка составила 20 гектаров. При этом нестандартные архитектурные, пространственные решения дают ощущение огромности.
Дома были нескольких видов. Односемейный дом включал в себя мансарду, четыре жилые комнаты, гостиную, кухню и большую террасу с выходом в сад. Крыша высокая, двускатная. Двухсемейный дом — изба-пятистенок. Есть и ряд многоквартирных домов. Застройщиками были люди разных кругов и классов, поэтому при проектировании коттеджей учитывалась и их стоимость.
Одинаковых домов в поселке нет. Это рубленые избы с широкими свесами, избы-башни (образ сибирских казачьих крепостей), каркасно-засыпные, подобные английским коттеджам, кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков.
При строительстве впервые был применен фибролит (спрессованная с цементом древесная стружка). Новой была и конструкция фундамента: бетонная чаша с особой системой вентиляции.
К 1926 г. под внутреннюю отделку было сдано 102 коттеджа. Всего же предполагалось построить 320 домов. Однако в начале 30-х годов у поселка изъяли половину арендованной им земли.
Сейчас поселок привлекает названием улиц, недаром «Сокол» еще называют «Поселком художников». Идея давать улицам имена художников принадлежала одному из застройщиков, художнику-графику, профессору ВХУТЕМАСа П. Павлинову, но первые улицы имели достаточно простые названия: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая.
Большое внимание уделялось озеленению поселка. Высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу. Был разработан и свой тип ограждения: невысокий забор с единым ритмом штакетин, накрываемых слегой-крышей. Продуманы были все детали: дизайн уличных фонарей, скамеек.
Поселок жил единой коммуной. Было разработано и построено множество общественных объектов: магазины, столовая, библиотека, детский сад и даже клуб-театр. Каждая семья, каждый участник коммуны был привлечен к созданию поселка. Дух коммуны проявлялся в реализации простого принципа: от каждого по способностям. Это сплачивало, пробуждало энтузиазм.
В поселке работали детский сад, пионерский лагерь, множество творческих и технических кружков.
Золотое время для поселка продлилось около 10 лет.