Расположение и происхождение
Москва - универсальный город. Здесь каждая улочка, каждый дом имеет свою уникальную историю. Здесь буквально все пропитано невероятной атмосферы тех времен, когда на этой земле жили бояре, князи, купцы. Особенно ощущаешь это, когда попадаешь в центр большого города, в самое его сердце, на Красную Площадь. От нее расходятся во все концы сотни дорог, проходящих через всю Москву.
Именно одна из таких дорог привела меня к одному из интереснейших мест нашей столицы. Это Овчинная Слобода. С точки зрения истории, очень значимое место в жизни Замоскворечья XVII века. Почему?
Вообще, для Замоскворечья первоначально был характерен слободской уклад. В слободах селились ремесленники, мастеровые, объединенные одной профессией: садовники, кузнецы, ткачи, стрельцы и так далее. Поэтому именно слободской уклад жизни определил архитектурный облик Замоскворечья, в котором значительную роль играли жилые постройки и церкви.
Овчинная слобода (Овчинники) находилась на севере в Замоскворечье, на правом берегу старицы Москвы-реки (ныне Водоотводный канал), к востоку от Пятницкой улицы, в пределах Земляного города. Известна с XVII века, как дворцовая слобода Конюшенного двора. От названия Овчинной слободы происходят наименования набережной и переулков: Овчинниковская набережная, Большой и Средний Овчинниковский переулок, а также соседний Руновский переулок (от «руно»- шерсть с целой овцы), игравший большую роль в жизни этой части города. В XVII веке здешние обитатели – скорняки поставляли овечью шерсть для дворцовых нужд (отсюда и название). Суровый климат России заставлял ее жителей носить зимой овчинные полушубки, но при всем этом в средневековье одежда из овчины считалась одеждой исключительно простонародья. С этим фактом даже связан один удивительный исторический факт. Когда в 1425 г. разгорелся спор по поводу престолонаследия между удельным князем Юрием Дмитриевичем и его племянником Василием Темным (сыном великого князя Василия I), в Галич к князю Юрию приехал митрополит Фотий. Удельный князь, желая показать свою военную мощь, встретил митрополита со множеством людей, выстроившихся вдоль дороги. Однако это не произвело на Фотия никакого впечатления, и он лишь язвительно заметил князю: «Сыне князь Юрьи! Не видах столько народа во овчиих шерстях», намекая тем самым, что большинство из воинов Юрия составляли плохо вооруженные простолюдины.Размеры слободы были немалы – в 1632 и в 1658 годах в ней насчитывалось 103 двора. В XVII веке с исчезновением слободского уклада территория была заселена купцами и мещанами
Центром слободы являлась церковь Михаила Архангела, «что в Овчинниках», сохранившаяся и по сей день (Средний Овчинниковский переулок, 7). Это небольшая слободская церковь, завершенная трехглавием, с главным престолом Покрова Богородицы. Храм был построен с 1603 по 1612 гг. на средства Симеона Потапова и освящен 3 декабря 1613 года при благоверном Царе и Князе Михаиле Феодоровиче. Около 1700 года она была перестроена: была увеличена трапезная, возведена колокольня и изменен декоративный убор четвертика. На апсидах храма расположены окна. В храме было несколько старинных икон: икона Покрова Богородицы, икона Собора Архангела Михаила, икона Богоматери Владимирской с Голгофским Крестом на обороте (работа Симеона Ушакова 1652 года) и икона «Собор Всех Святых»(работы царских изографов 1642 года). В настоящее время две последние иконы находятся в экспозиции Третьяковской Галереи. Чтобы увидеть этот памятник архитектуры, надо пройти во двор довольно большого административного здания, в которое упирается Средний Овчинниковский переулок.
Именно одна из таких дорог привела меня к одному из интереснейших мест нашей столицы. Это Овчинная Слобода. С точки зрения истории, очень значимое место в жизни Замоскворечья XVII века. Почему?
Вообще, для Замоскворечья первоначально был характерен слободской уклад. В слободах селились ремесленники, мастеровые, объединенные одной профессией: садовники, кузнецы, ткачи, стрельцы и так далее. Поэтому именно слободской уклад жизни определил архитектурный облик Замоскворечья, в котором значительную роль играли жилые постройки и церкви.
Овчинная слобода (Овчинники) находилась на севере в Замоскворечье, на правом берегу старицы Москвы-реки (ныне Водоотводный канал), к востоку от Пятницкой улицы, в пределах Земляного города. Известна с XVII века, как дворцовая слобода Конюшенного двора. От названия Овчинной слободы происходят наименования набережной и переулков: Овчинниковская набережная, Большой и Средний Овчинниковский переулок, а также соседний Руновский переулок (от «руно»- шерсть с целой овцы), игравший большую роль в жизни этой части города. В XVII веке здешние обитатели – скорняки поставляли овечью шерсть для дворцовых нужд (отсюда и название). Суровый климат России заставлял ее жителей носить зимой овчинные полушубки, но при всем этом в средневековье одежда из овчины считалась одеждой исключительно простонародья. С этим фактом даже связан один удивительный исторический факт. Когда в 1425 г. разгорелся спор по поводу престолонаследия между удельным князем Юрием Дмитриевичем и его племянником Василием Темным (сыном великого князя Василия I), в Галич к князю Юрию приехал митрополит Фотий. Удельный князь, желая показать свою военную мощь, встретил митрополита со множеством людей, выстроившихся вдоль дороги. Однако это не произвело на Фотия никакого впечатления, и он лишь язвительно заметил князю: «Сыне князь Юрьи! Не видах столько народа во овчиих шерстях», намекая тем самым, что большинство из воинов Юрия составляли плохо вооруженные простолюдины.Размеры слободы были немалы – в 1632 и в 1658 годах в ней насчитывалось 103 двора. В XVII веке с исчезновением слободского уклада территория была заселена купцами и мещанами
Центром слободы являлась церковь Михаила Архангела, «что в Овчинниках», сохранившаяся и по сей день (Средний Овчинниковский переулок, 7). Это небольшая слободская церковь, завершенная трехглавием, с главным престолом Покрова Богородицы. Храм был построен с 1603 по 1612 гг. на средства Симеона Потапова и освящен 3 декабря 1613 года при благоверном Царе и Князе Михаиле Феодоровиче. Около 1700 года она была перестроена: была увеличена трапезная, возведена колокольня и изменен декоративный убор четвертика. На апсидах храма расположены окна. В храме было несколько старинных икон: икона Покрова Богородицы, икона Собора Архангела Михаила, икона Богоматери Владимирской с Голгофским Крестом на обороте (работа Симеона Ушакова 1652 года) и икона «Собор Всех Святых»(работы царских изографов 1642 года). В настоящее время две последние иконы находятся в экспозиции Третьяковской Галереи. Чтобы увидеть этот памятник архитектуры, надо пройти во двор довольно большого административного здания, в которое упирается Средний Овчинниковский переулок.