История возникновения
Малая Бронная неспешно тянется от Тверского бульвара до Садовой-Кудринской улицы. Когда-то она называлась Константиновской (в некоторых источниках – Костянтиновской), чуть позже — Воскресенской — по церкви Воскресения Словущего, построенной в 1630-е годы и разрушенной в 1935 году. Свое нынешнее название московская улица получила по Бронной слободе, основанной в этих краях в начале XVI века. Здесь жили в основном ремесленники и оружейники, производившие, среди прочего, броню — металлическую кольчугу. Слободской уклад жизни мало-помалу исчерпал себя к XVIII веку, и окрестные территории постепенно начали застраиваться усадьбами, принадлежавшими знатным дворянским семьям.
«Малая Бронная проходит мимо Патриаршего пруда —единственного остатка Патриаршей слободы XVII века, житным двором и прудами-садками для рыбы», - так в своей книге, вышедшей в 1924 году, описывал эту живописную улицу историк искусства В.А. Никольский.
Уникальные исторические здания и сейчас возвышаются на Малой Бронной как «живые свидетели прошлого в жизни современности». На старинной московской улице, протяженностью 950 метров, гармонично сочетаются, по- видимому, совершенно разные архитектурные стили и тенденции.
Среди поистине уникальных построек —угловой дом в неоклассическом стиле с вывеской «Аптека» .
Автором здания 1913 года стал член Московского архитектурного общества, Сигизмунд Карлович Вульфсон. Бывший доходный дом, расположенный на пересечении Бронной и Спиридоньевского переулка, относится к объектам культурного наследия регионального значения. Квартиры в шестиэтажном доме сдавались в аренду. На первом этаже размещались кондитерская, аптека и вязальная мастерская. Эркеры между четвертым и пятым этажами здания декорированы барельефами с изображением «рогов изобилия». Дом по-прежнему остается жилым, и в нем, как и прежде, работает аптека. В 2010-х годах были отреставрированы винтажные вывески 1920-х годов с названиями учреждений, некогда размещавшихся в этом доме (таких, как зубоврачебный кабинет, бюро студенческих кооперативов “Централ” и аптека).
Еще одним шедевром московской архитектуры является доходный дом Вешнякова.
Особняк на Малой Бронной расположен рядом с Патриаршими прудами, ровно напротив того самого места, где состоялась «историческая» встреча Воланда, Берлиоза и Ивана Бездомного (роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Легендарные персонажи устроили импровизированную «встречу в верхах» на лавочке – как раз напротив парадного подъезда дома Вешнякова. Булгаков сам нередко заглядывал в этот дом со своей первой женой, Татьяной Николаевной Лаппа, с которой впервые познакомился в 1911 году. В квартире № 24, на пятом этаже шестиэтажного дома жили знакомые писателя, супруги Вера Федоровна и Иван Павлович Крешковы. Дом вошел в историю мировой литературы как место действия знаменитого рассказа Булгакова «Спиритический сеанс», написанного в 1922 году. Эпиграфом к провидческой истории послужила реплика Мефистофеля из оперы Ш. Гуно "Фауст": "Не стоит вызывать ЕГО!"
Здание в стиле позднего русского модерна было построено в 1912 году. Архитектурный замысел воплотил в жизнь выдающийся московский архитектор - Иван Гаврилович Кондратенко. Дом № 32 не только остается жилым, но и является объектом культурного наследия.
Еще одним объектом особого внимания является так называемый дом Романова («Романовка») на углу Малой Бронной и Тверского бульвара.
Внушительный особняк, построенный для князей Голицыных, возвел легендарный зодчий, Матвей Казаков. Пожар 1812 года не пощадил здание, и его пришлось полностью восстанавливать. В XIX веке дом стал собственностью московского рантье Романова. Трёхэтажные флигели соединили между собой и надстроили четвёртым этажом. Вытянувшееся вдоль Тверского бульваре здание получило название «Романовка». В нем размещались меблированные комнаты, в которых за небольшую плату селились студенты консерватории и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Здесь проходили первые репетиции постановок театра Саввы Ивановича Мамонтова (Московской частной русской оперы). Здесь, в частности, снимал квартиру композитор В.С. Калинников, у которого бывали будущие легенды музыки и живописи: Н.А. Римский-Корсаков, Ф.И. Шаляпин, М.А. Врубель, К.А. Коровин. На первом этаже здания приютился ресторан, в котором свои первые стихи декламировал Владимир Маяковский. После того, как к зданию было присоединено соседнее владение, в нем устроили зал для репетиций и концертов. Именно на этой сцене некогда зародился Художественный театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
В 1920-х годах здание занимал Государственный еврейский театр декорации, в 1950-х гг. - Театр сатиры, в 1960-х в нем обосновался театр на Малой Бронной, который занимает особняк до сих пор.
Уникальным памятником конструктивизма является и дом 21/13 на пересечении Малой Бронной улицы и Спиридоньевского переулка.
Пятиэтажное здание в 1926 спроектировал Моисей Яковлевич Гинзбург, гениальный архитектор, опередивший во многом свое время. Дом, предназначавшийся для сотрудников нового тогда учреждения (Госстраха СССР), стал широко известен как Дом Госстраха. Дело в том, что чиновники, перебравшиеся из Ленинграда в Москву, в то время не имели собственных квартир в Первопрестольной и, как правило, останавливались в гостиницах. Они-то и стали жителями «новодела» Гинзбурга. Кстати, сам архитектор тоже поселился в доме, который сам же построил. Отличительной особенностью Дома Госстраха была удивительная вариативность, - планировка квартир в каждом отдельно взятом блоке была разной, оригинальной, не повторяющей остальные. К 1940-м годам идея «домов-коммун» была окончательно заброшена, и здание заняли самые обычные люди, жители Москвы.