Красносельский район

Красносельский район

район Красносельский
КрасносельскаяТургеневскаяСретенский бульварКомсомольская (кольцевая)
Четверть зданий этого района являются памятниками архитектуры.
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

Расположение и происхождение

История района начинается в XVII веке. Первое упоминание о селе Красном, от которого произошло название района, встречается в завещании Великого князя Василия I, датируемого 1423 годом, отдавшего его во владение сыну Василию. Село находилось перед столицей, в истоке дороги, ведущей на Ярославль. Южнее села данный путь сливался со Стромынским путем и дальше вел к Кремлю. При Василии Тёмном село было обустроено, получив, благодаря живописности места, название Красное (то есть красивое). Вдоль села протекала из Красного пруда в сторону Бауманской площади речка Чечора. На берегу пруда, занимавшего свыше 23 гектаров, находился, по преданию, дворец Петра I. Тогда на пруду устраивали царские потехи с пушечной пальбой и фейерверками. Впоследствии пруд был засыпан, а речка заключена в трубу. Ныне существующие Красносельские улицы существовали уже в XVIII веке, а в более раннее время в Красносельском районе существовали Панкратьевская, населенная скорняками, а также Мясницкая, Казенная, Спасская и другие слободы. Напоминанием о них остались улицы Большая Спасская и Мясницкая. В конце семнадцатого века в Красном насчитывалось уже порядка двухсот дворов, большая часть из которых размещалась на севере села, расширившегося к западу. Помимо дворцовых фермеров, тут жили подьячие, сокольники, ловцы, торговцы, стольник и думный дьяк.


Известные здания

Символом Красносельского района по праву считается созвездие вокзалов: ЛенинградскогоЯрославского и Казанского. Они изображены на гербе района в виде серебряного вилообразного креста, на фоне которого изображен красный силуэт аллегории Славы. И сегодня жизнедеятельность района подчинена крупнейшему в Москве железнодорожному и транспортно-пересадочному узлу. Комсомольская площадь днем и ночью встречает и провожает жителей и гостей столицы. Более 250 тыс. пассажиров в сутки отправляется на поездах дальнего следования и пригородных электричках. В 1935 году была открыта первая станция метро – Комсомольская, с которой началась история московского метро. Первый пробный поезд прошел по участку «Комсомольская» — «Красносельская» — «Сокольники». А 15 мая 1935 года уже началось пассажирское движение по всем 13 станциям, от «Сокольников» до «Парка Культуры». В первый же день работы метро было перевезено 370 тысяч пассажиров!

Символами района могут считаться и две сталинские высотки - гостиница «Ленинградская» на Каланчевской площади (1953 г., архитекторы Л. Поляков и А. Борецкий) и высотка на Красных воротах. Последнее здание уникально. Его строили над метро, на плавунах. По расчетам инженеров, после окончания строительства грунт должен был просесть, из-за чего высотка неизбежно отклонилась бы от перпендикулярной оси. Дабы избежать такой неприятности, здание изначально строили под наклоном, так что после проседания грунта оно просто выпрямилось. Погрешность в расчетах оказалась меньше двух миллиметров. По такому случаю коллектив инженеров, архитекторов и строителей, работавших на объекте, был награжден Сталинской премией.

Нельзя не отметить и еще одну достопримечательность Красносельского района - ОАО кондитерский концерн «Бабаевский» — старейшее кондитерское предприятие России (бывшее «Товарищество А. И. Абрикосова и Сыновей»). При концерне создан музей, экспозиция которого рассказывает о том сложном пути, которой был пройден за два века от кондитерской фабрики бывшего крепостного Абрикосова до современного кондитерского гиганта. Кстати, особняк в стиле модерн построил в 1905 году для владельцев фабрики архитектор Шнауберт. Этот особняк стал визитной карточкой концерна «Бабаевский» и известен всем любителям сладкого.

На территории Красносельского района находится Ново-Алексеевский женский монастырь, построенный в 1837 году. На территории монастыря было большое кладбище и церковь. В 30-х годах XX века кладбище уничтожили, часть зданий была разрушена, а в остальных разместились различные учреждения. В 1980-х годах по этой территории проложили третье кольцо. Сегодня монастырь восстановлен.

Всего же в районе 104 из 443 зданий являются памятниками культуры, истории и архитектуры.

Автор статьи: Анна Берникова
Распечатать статью

Интересное рядом (8)

Флигель усадьбы Куракина
icon

Здание было выстроено в формах так называемого аннинского барокко неизвестным архитектором.

ЦАО, Басманная Нов. ул., дом 4, строение 1, ЦАО, Басманная Нов. ул., дом 4-6, строение 14, ЦАО, Басманная Нов. ул., дом 4-6, строение 16
star-icon
3.4
Здание Московской таможни, XIX в
icon
Здание Московской таможни на Комсомольской площади – интересный пример административно-технического строительства в России середины XIX в.
ЦАО, Комсомольская пл., дом 1, строение 1
Городская усадьба С.Б.Куракина. Главный дом
icon
Здание усадьбы кн. Куракиных (Новая Басманная, д. 4-6, стр. 2) и Куракинская Богадельня (Новая Басманная, д. 4, стр. 1) – объекты культурного наследия федерального значения.
ЦАО, Басманная Нов. ул., дом 4-6, строение 2
star-icon
3.4
Памятник В.И. Ленину на Комсомольской площади
icon
Мягкость линий фигуры и спокойный образ выделяют этот памятник на фоне других, посвященных вождю.
Сад им. Н. Э. Баумана
icon
Сад, популярный во все времена, в последнее время явно обрел вторую жизнь!
Старая Басманная ул., 15
5
Улица Старая Басманная
icon
Название улице дал рельефный оттиск на металле.
Главный дом городской усадьбы (XVIII−XIX вв.)
icon
Главный дом усадьбы купца К.И.Доброхотова, владельца суконной мануфактуры, вместе с архитектурной модой менял стилевые «обличья» – от раннего классицизма до позднего ампира.