Расположение и происхождение
Кадашевская слобода находится на низком берегу Москвы-реки, ее название топонимически восходит к кадашам – мастерам, изготовлявшим кадушки и бочки. Впервые местность упомянута в духовной грамоте Ивана III как село Кадашево, а расцвет слободы приходится на время правления первых царей династии Романовых.
Исторический центр Кадашевской слободы находился у храма Косьмы и Дамиана Ассийских – сейчас на его месте газон у дома 4 на Б. Полянке. Потом центр несколько сместился: в конце 15 века был построен новый храм – предшественник нынешнего храма Воскресения в Кадашах, а 1-й Кадашевский переулок повторяет линию главной улицы нового ядра слободы – Воскресенской. В 17 веке слобода занимала совершенно особое положение: новый Воскресенский храм находился на одной линии от колокольни Ивана Великого к храму Вознесения в Коломенском, а статус его определялся порядком звона. Первым звонили в Кремле, потом звонил Кадашевский храм – а потом уже все остальные приходские церкви. В 16 веке к Кадашевской слободе с разных сторон подступили разросшиеся другие сильные слободы: Толмачевская, Голутвинская – а поблизости находились государевы Садовнические слободы. Таким образом, на низком берегу Москвы-реки, напротив Кремля возник некий сильный слободской центр, уравновешивающий аристократические улицы высокого берега.
Привилегированное положение слободы определялось принадлежностью государю. В 1613 году в слободе было учреждено ткацкое производство, а вскоре слобода стала «государевой хамовной» и стала поставлять узорчатые ткани, ювелирные украшения и другие предметы роскоши ко двору. Кадашевцы были свободны от налогов. Свободно занимались торговлей и богатели. Самой крупной постройкой слободы стал Хамовный двор, располагавшийся на месте домов 5-11 по нынешнему Старомонетному переулку – впоследствии двор стал Монетным. В самом конце 17 века строится современный храм Воскресения в Кадашах – заметный и очень богато украшенный. Тогда же строятся большие слободские храмы в Толмачах и в Пыжах – однако, политические условия изменяются, стрельцы (жители Пыжевской слободы) попадают в немилость после стрелецкого бунта, а новый царь Петр I предпочитает основать ткацкое производство в селе Преображенском, отказывая кадашевским ткачам в заказах и поддержке.
С переводом столицы в Петербург и запретом каменного строительства богатые замоскворецкие слободы пришли в упадок. Изменилась и структура застройки: патриархальная знать, не желавшая переезжать в новую столицу, скупала усадьбы на центральных улицах замоскворецких слобод, меняя масштаб строений. Поэтому слободской уклад жизни уже в 18 веке можно было найти только в глубине кварталов. С 16-18 веков до нас дошло как минимум три здания, имеющие в основе свое древние палаты. Это очень много для такого небольшого пятачка.