Цой Виктор Робертович

Цой Виктор Робертович

рок-музыкант
star-icon
3.9
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Дата и место рождения:
21 июня 1962, Ленинград
Дата и место смерти:
15 августа 1990, близ села Кестерциемс, Тукумский район, Латвийская ССР
Сфера деятельности:
Музыка
Эпоха
Советское время

Рождение и юность

Виктор Робертович Цой (21 июня 1962 года — 15 августа 1990 года) — советский рок-музыкант, автор песен и художник. Основатель и лидер рок-группы «Кино», в которой пел, играл на гитаре, писал музыку и стихи. Снялся в нескольких фильмах.


Виктор Цой – уникальное явление для российского рока. Лидер группы "Кино", музыкант и киноактер, он стал кумиром поколения Перестройки.


Родился Виктор Робертович 21 июня 1962 года в семье, так называемой, научно-технической интеллигенции. Его отец – Роберт Максимович – инженер, родом из Кореи, а мать – Валентина Васильевна – учительница физкультуры в школе, коренная жительница Санкт-Петербурга. Виктор был единственным ребенком в семье.


С раннего детства ребенок любил рисовать, поэтому в 1974 году родители отдали его в художественную школу, где он проучился три года. Однако в пятом классе у Виктора появился еще один интерес - музыка. Тогда же он получил в подарок от родителей первую гитару и начал вместе с Максимом Пашковым собирать вокруг себя первую группу - «Палата №6». В это время Цой начал сочинять, вопреки распространенной моде, свою собственную музыку, основываясь на личных жизненных наблюдениях.



Образование

Тем не менее, после 9 класса Виктор Цой не бросил рисовать окончательно и поступил в художественное училище имени Серова на оформительское отделение. Где проучился год и был отчислен за неуспеваемость – большую часть своего времени он посвящал музыке. Виктор пошел работать на завод, а затем устроился в Художественно-реставрационный профессиональный лицей №61, где осваивал профессию резчика по дереву. После окончания учебы по распределению был отправлен работать в реставрационные мастерские Екатерининского дворца-музея в Пушкине. После этого работал в садово-парковом объединении резчиком по дереву.


Начало и рассвет творчества

Цой в молодости увлекался творчеством Высоцкого и Боярского, а позже – Брюса Ли, которому всячески подражал. К примеру, начал заниматься восточными единоборствами и нередко профессионально вырезал китайские фигурки нэцкэ из дерева.

В начале 80-х Цой начал тесно общаться с Алексеем Рыбиным из группы «Пилигримы» и Андреем Пановым. У последнего дома, к слову, Цой и начал устраивать свои первые квартирники (камерные выступления). Из этих концертов летом 1981 года возникла группа "Гарин и гиперболоиды", куда входили Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский. После ухода в армию Олега Валинского, группу переименовали в "Кино".

Во время одной из поездок из Питера в Москву в электричке Виктора с компанией услышал Борис Гребенщиков (лидер группы «Аквариум»). Он предложил Цою свою помощь и помощь своих друзей - Андрей Тропилло и Сергея Курехина. Благодаря им появился первый альбом «45», именно столько минут составляет общая продолжительность звучания записей. Но из окончательного варианта была убрана песня «Я — асфальт», которую можно найти в переиздании «45», где она прилагается в качестве бонус-трека.

После выхода альбома группа начинает набирать популярность, музыканты выступают в Санкт-Петербурге и Москве. В феврале 1983 года группу покидает Алексей Рыбин из-за разногласий с Цоем. Через какое-то время уходит также и Валинский. А осенью Виктор попадает в психиатрическую больницу, куда он лег на обследование на полтора месяца, уклоняясь от армии. Выйдя из этого места, Цой написал песню «Транквилизатор».

В 1985 году группа записала свой следующий альбом «Начальник Камчатки» (в честь названия котельной, где Виктор трудился кочегаром) уже в новом составе: вместо Рыбина и Валинского в состав коллектива вошли гитарист Юрий Каспарян, басист Александр Титов, а за барабанную установку сел Густав (Георгий Гурьянов). В том же году группа "Кино" стала лауреатом на втором Ленинградском рок-фестивале, став подлинной сенсацией для слушателей.

Весной 1985 года группа села записывать следующий альбом «Ночь», но работа над ним слишком затянулась, и они выпустили другой – «Это не любовь», который имел большой успех на всей территории Советского Союза. В ноябре 1985 в составе группы произошли последние изменения – на место Титова пришел бас-гитарист Игорь Тихомиров. Через год, наконец, выпустили и «Ночь», в которую вошли такие песни как «Видели ночь» и «Мама Анархия».

Пик популярности «Кино» пришелся на 1986 год. Секрет ее состоял в уникальном для того времени сочетании необычных, экспериментальных музыкальных находок с простыми и понятными каждому текстами, которые легко исполнялись под гитару каждым из многочисленной толпы фанатов. Музыканты внимательно наблюдали за эволюцией музыкального процесса на Западе и пытались найти применение в своей музыке наиболее интересному из услышанного.

В 1988 году вышел альбом "Группа крови" и был записан альбом "Звезда по имени Солнце", который вышел в конце 1989 года ‑ первый и последний альбом в истории группы, записанный в профессиональной студии. В это же время Цой знакомится с Юрием Айзеншписом, который с 1989 года занимается продюсированием группы. «Кино» начинает приобретать всесоюзную популярность. Коллектив ездит с концертами по Франции, Дании и Италии.


Личная жизнь

В феврале 1984 года Цой женился на Марьяне (Марианне), с которой познакомился на дне рождении их общего знакомого. В августе следующего году у них родился сын – Александр.

Увлечения и хобби

Кроме музыкального творчества, Виктор Цой был известен и своими работами в кино. Он снимался в следующих картинах: "Йа‑хха!" (1986, режиссер Рашид Нугманов), "Конец каникул" (1986, режиссер Сергей Лысенко), "Рок" (1988, режиссер Алексей Учитель) и "Асса" (1987, режиссер Сергей Соловьев). Во время съемок последнего фильма он познакомился с Натальей Разлоговой, которая была на тот момент ассистентом режиссера. Между ними вспыхнул роман, который привел к тому, что Виктор ушел из семьи, хотя официально пара так и не развелась. В фильме Рашида Нугманова "Игла" (1988), который занял второе место в прокате, Виктор сыграл главную роль, за что в последствии был признан лучшим актером СССР на кинофестивале «Золотой Дюк» в Одессе.

Цой продолжал также заниматься живописью. В 1988 году на прошедшей в Нью-Йорке выставке ленинградских современных художников 10 картин принадлежали его кисти.

Летом 1989 года вместе с Юрием Каспаряном Виктор Цой ездил в США, а весной 1990 года побывал в Японии.


Последние годы

В июне 1990 года в Лужниках в Москве состоялся последний концерт группы "Кино". После этого Виктор Цой уехал на два месяца отдыхать в Латвию, где занимался записями песен для нового альбома. Его выпустили уже после его смерти в декабре 1990 года под названием «Черный альбом».

5 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой трагически погиб в автокатастрофе, возвращаясь с ночной рыбалки в Юрмалу за рулем "Москвича". Машина Цоя врезалась в рейсовый пассажирский автобус "Икарус". По версии следствия, певец уснул за рулем. Он похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.


Мемориал

По всему миру можно встретить памятники, посвященные Виктору Цою и его творчеству. В Москве, пожалуй, самым известным является "Стена Цоя"», стихийно появившаяся в 1990. Она исписана цитатами из песен группы "Кино". Поклонники певца массово собираются у стены два раза в год ‑ 21 июня, в день рождения, и 15 августа, в день смерти. В 2006 году стена Цоя была закрашена участниками движения Art Destroy Project, но потом вновь восстановлена фанатами.
Распечатать статью

Связанные объекты (55)

Главный дом усадьбы В.А. Хованского
icon
На самом деле, это единственный сохранившийся на Арбате дом XVIII века.
Арбат
icon
Формирование городской застройки в этом районе, по-видимому, началось в последние годы правления великого князя Ивана III.
Суриков В. И.
icon
Пречистенка ул., д. 21 (напротив здания Российской академии художеств)
5
Дом, в котором с февраля по май 1831 г. жил Пушкин Александр Сергеевич
icon

«Нанял я, Пушкин, собственный г-на Хитрова дом…»

Доходный дом Я.А. Рекк
icon
Когда в 1980-х дом потерял угловую башню, впору было воскликнуть: «Пропал Калабуховский дом!»
Ул. Пречистенка, д. 13
star-icon
2.9
audioGuideОткрыть аудиогид
Особняк М.Ф. Якунчиковой
icon
Стилем английского модерна встречает нас этот особняк в переулке.
Пречистенский пер., дом 10, строение 1
star-icon
3.7
audioGuideОткрыть аудиогид
Хамовники: Станция метро «Парк культуры» - Дом Мастера - Усадьба Офросимовых
icon
Цель экскурсии - познакомить экскурсантов с историческим и культурным территории района Хамовники ЦАО.
Памятник Б. Окуджаве
icon
В доме № 43 на Арбате поэт жил долгое время. Поэтому именно на этой улице было решено установить памятник всенародно любимому барду.
Памятник Марине Цветаевой
icon
Дому напротив Марина Ивановна посвятила множество стихотворений
Усадьба Богданова-Белоусовой-Сучковой
icon
Угловое владение на пересечении Б. Левшинского и Штатного (ныне Кропоткинского) переулков - бывшая усадьба Богданова-Белоусовой-Сучковой. Здание построено после пожара 1812 года, в классическом стиле. Ранее усадьба была частью большого владения, объединявшего ее с соседним участком Кропоткиных. Усадьба хорошо сохранилась, является региональным объектом культурного наследия.
Усадьба Михайловой-Тальгрен
icon

В хитросплетениях арбатских переулков есть множество настоящих архитектурных жемчужин. Одна из них - усадьба Н. П. Михайловой-В. Э. Тальгрен, расположенная в Малом Николопесковском переулке, 5. История этого дома уходит своими корнями в начало XIX века. Левая часть особняка более старая, она была построена в 1819 году в стиле ампир, а в 1901 году здание было перестроено архитекторами П. А. Заруцким и А. Е. Антоновым.

Главный дом городской усадьбы А. Д. Негуневой - Е.А. Ивановой - П.Н. Иванова
icon
Как ни странно, мы точно знаем, что 25 марта 1851 года в Сивцевом Вражке была «ночь тихая, ясная; молодой месяц виднелся напротив из-за красной крыши большого белого дома; снегу уже мало». Все это благодаря обитателю дома 34.
Церковь Афанасия и Кирилла
icon
Церковь Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских стоит между Большим Афанасьевским и Филипповским переулками, занимая всю ширину квартала. Сейчас церковь отделена от Сивцева Вражка одним домом, построенным на церковной земле в 1914 году по проекту М. Д. Холмогорова.
ЦАО, Филипповский пер., дом 3/16А, строение 1
star-icon
2.9
audioGuideОткрыть аудиогид
Смоленская площадь
icon
Смоленская площадь образовалась на этом месте в 1820 году.
«Дом-книжка»
icon
Предтечу магистрали, где в 60-е годы XX века выросли «дома-книжки», надо искать еще в сталинском генплане Москвы 1935 года.
Особняк Святополк-Четвертинского, ЦДЛ
icon
Прекрасный особняк на Поварской был построен для князя Святополк-Четвертинского.
ЦАО, Поварская ул., дом 50/53, строение 1
star-icon
3.8
audioGuideОткрыть аудиогид
Доходный дом, 1903 г.
icon
Столетний особняк, формирующий лицо Арбата – сердца Москвы.
Жилой дом А.П. Ермолова
icon

Это историческое здание когда-то было семейным гнездом Айседоры Дункан и Сергея Есенина.

Дом русского летчика Б.И.Россинского
icon
С 1925 по 1977 год в доме жил летчик Борис Илиодорович Россинский, патриарх российской авиации.
Театр Вахтангова
icon

Уже больше ста лет «Принцесса Турандот» является нестареющим символом Театра Вахтангова.

Особняк А.И. Кекушевой
icon
Особняк А.И.Кекушевой - возможная резиденция булгаковской Маргариты.
Жилой дом Матвеевой
icon

Бывший жилой дом М.И. Матвеевой находится на пересечении двух улиц – Пречистенки и Хрущевского переулка.

Пречистенка ул., дом 14/1, строение 1
star-icon
3.1
Особняк Н. И. Миндовского
icon
Архитектор этого особняка «вывел Арбат и Пречистенку в новый век».
Пречистенский пер., д. 6/1с1
star-icon
3.5
audioGuideОткрыть аудиогид
Памятник Л.Н. Толстому
icon
Подарок писателей Украины московским собратьям по перу.
Усадьба Я.М. Шлосберга
icon
Необычная ренессансная стилистика, множество парадных комнат, скульптурные львы как реверанс соседнему дому Кекушева: послу ФРГ в России очень повезло.
Дом Бройдо
icon
Двухэтажный особняк был построен в 1910-1912 годах по проекту архитектора А.Н. Зелигсона.
ЦАО, Денежный пер., дом 7, корпус 2, ЦАО, Денежный пер., дом 7, строение 1
star-icon
3.5
audioGuideОткрыть аудиогид
Флигель усадьбы Обресковых
icon
Единственная уцелевшая постройка усадьбы Обресковых начала XIX в. Горизонтально ориентированные окна первого этажа говорят о том, что здание использовалось и как конюшня.
Улица Пречистенка
icon
По этой улице можно ходить часами, ведь каждый дом здесь - фактически музейный экспонат.
Доходный дом Ф.А. Александрова
icon
Керамические панно над балконными окнами, скорее всего, сделаны по рисункам М.А. Врубеля «Бессмертники».
Усадьба Васильчиковых
icon
Летом 1924 года М. Булгаков жил в этом доме у своей сестры со второй женой Любовью Белозерской.
Дом, в котором жил декабрист М.Ф. Орлов
icon
Во второй половине 1830-х годов дом в усадьбе князя Н.А. Щербатова снимал герой войны 1812 года, декабрист Михаил Федорович Орлов, живший в Москве под надзором полиции. В круг общения Орлова входили П. Чаадаев, А. Герцен, Н. Огарёв, Я. Полонский. Во время приездов в Москву его посещал А.С. Пушкин.
Доходный дом М. М. Стрелковой
icon
История владения 7 по Большому Николопесковскому переулку прослеживается с начала XIX в. В 1883 г. почетный гражданин банкир С. Е. Стрелков расширяет владение и на приобретенном участке земли возводит двухэтажный каменный дом.
Особняк Саарбекова
icon
Одно из первых зданий в Москве, построенных в стиле «модерн».
Флигель городской усадьбы И.А.Морозова
icon
Подвал здания скрывает одностолпную палату с парусными сводами XIX века. В интерьере сохранились лестница конца XIX века, печь, облицованная белым кафелем, несколько двупольных и однопольных филенчатых дверей.
Поварская улица
icon
В июне на этой московской улице цветут липы.
Дом С. У. Соловьева
icon
Знаменитый дом-«бестиарий» архитектора Соловьева, ставший, возможно, прототипом Дома Маргариты в романе М. Булгакова.
Школа №110 (сейчас – школа №2123 им. Мигеля Эрнандеса)
icon
До 1964 года – Мерзляковский переулок, дом 11
Дом Плевако
icon
Здание, расположенное на Новинском бульваре, было построено в 1905 году в стиле северного модерна. Его фасады украшают майоликовые панно, изготовленные в Абрамцевской гончарной мастерской Саввы Мамонтова, а также изразцы, выполненные по эскизу Михаила Врубеля.
Доходный дом А.М. Желябужского
icon
В месте, в XIX в. овеянном духом семьи Пушкиных, в XX в. был построен респектабельный дом в духе модерна.
Дом для военнослужащих и их семей
icon
Угловое здание для военнослужащих и их семей — самое высокое на площади Никитских ворот.
М. Никитская, д. 1
Арбатская (филевская линия)ПушкинскаяТверскаяЧеховская
star-icon
3.6
audioGuideОткрыть аудиогид
Доходный дом И.В. Борисова
icon
Дом-предтеча архитектуры советского авангарда. Здесь жил «отец» капитана Врунгеля А.Некрасов
Доходный дом Е.А. Костяковой
icon
Возле этого дома встречает пса Шарика и угощает его колбасой булгаковский профессор Преображенский.
Ул. Пречистенка, д. 9
star-icon
3.5
audioGuideОткрыть аудиогид
Дом, в котором жил Н.В.Станкевич
icon
В стенах дома в Большом Афанасьевском переулке изучали философию Шеллинга и Гегеля, спорили о судьбах Родины московские интеллектуалы 1830-х годов из «кружка Станкевича».
Большой Афанасьевский пер., д. 8, стр. 1
star-icon
2.9
audioGuideОткрыть аудиогид
Дом купцов Патрикеевых
icon
Дом отреставрирован, над входом восстановлен вензель Ильи Патрикеева – перекрещенные буквы «И» и «П».
Особняк Н. А. Симоновой - Е.К. Рукавишниковой
icon
Посольство Мьянмы занимает на Большой Никитской очень интересный особняк. И хотя архитектурное решение его не очень пышно, решено в типичный формах рядовой застройки, но выделяется оно красивый застекленным фонарем над портиком входа.
Дом В.И. Штейнгеля – Лопатиных
icon
Дом В.И.Штейнгеля – исключительной сохранности образец послепожарного особняка в Москве. Хозяина причисляли к масонам. На доме нет масонских символов, но есть потайная комната, открытая при реставрации 1970-х гг.
Гагаринский пер., д. 15/7
audioGuideОткрыть аудиогид
Дом, в котором жил Д. Н. Анучин
icon
Традиционная для Москвы усадьбы начала XIX века, перестроенная в доходный дом, хранит память о жившем здесь выдающемся ученом Д.Н.Анучине
Усадьба Камынина
icon
В 1865 г. здесь находилась редакция «Московской газеты», издаваемой московским краеведом Н.П. Бочаровым.
Дом Верстовского
icon
Дом, в котором жил, работал и в 1862 г. умер известный композитор и театральный деятель А.Н.Верстовский.
Музей А.И. Герцена
icon
Небольшой одноэтажный деревянный дом с мезонином был построен после пожара Москвы 1812 года. Он чудом сохранился благодаря тому, что в нем с 1843 по 1847 годы жил русский писатель и мыслитель Александр Герцен. В юности он жил с родителями в соседнем «большом» доме 25/9 (снесен в 1998 году, на его месте стоит бетонная копия).