Рахманинов Сергей Васильевич

Рахманинов Сергей Васильевич

композитор

star-icon
4.1
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Дата и место рождения:
1 апреля (20 марта) 1873, Новгородская губерния
Дата и место смерти:
28 марта 1943, США
Сфера деятельности:
Музыка
Эпоха
Советское время, Российская империя 18-19 век

Влияние Сергея Рахманинова на мировую исполнительскую культуру сложно переоценить. Гениальный композитор, дирижер и пианист оставил после себя мощное творческое наследие. Музыкальный язык С. В. Рахманинова поражает своей монументальностью, самобытностью и глубиной. Композитор до последних дней жизни оставался верен своему внутреннему камертону и тем высочайшим, практически недосягаемым требованиям, которые сам же себе предъявлял. Рахманинов никогда не пытался идти в ногу со временем, недолюбливал модернистов и всех тех, кто в угоду публике следует сиюминутной «моде». Из-за его, во многом консервативных, взглядов окружающие считали композитора ретроградом. «Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю музыку — это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце», - говорил в свою защиту Сергей Васильевич.

Рахманинова, автора фортепианных концертов и миниатюр, симфоний, камерных ансамблей, опер, хоровых сочинений и романсов, по праву считают «самым русским» из всех известных композиторов, одним из величайших интерпретаторов классической музыки. Святослав Рихтер не раз признавался, что Рахманинов для него, пожалуй, самый трудный из отечественных творцов.

Рождение и отрочество

Рахманинов был невероятно восприимчивым ребенком. Его бабушка, Софья Александровна, часто водила маленького Сережу в церковь. Еще мальчиком он влюбился в колокольный звон и хоровое пение. Симфония «Колокола» на стихи Эдгара По для солистов, хора и оркестра пронизана воспоминаниями о детстве Рахманинова в Новгородской области. По большому счету, симфоническая поэма «Колокола» — это еще и экскурс в святая святых, духовное путешествие вглубь русской православной традиции. Недаром церковные колокола красной нитью проходят сквозь жизнь каждого верующего человека, сопровождая его с рождения до самой смерти.

Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в дворянской семье в Новгородской губернии. Его дед, пианист Аркадий Рахманинов, получил известность как автор салонных романсов. В 1882 году Сергей Рахманинов поступил в Петербургскую консерваторию, а в 1885 году переехал в Москву, став студентом престижной Московской консерватории. Здесь он впервые познакомился с Петром Ильичом Чайковским, который напророчил юному композитору «великое будущее».

Рахманинов начал играть на фортепиано в возрасте четырех лет. К моменту окончания Московской консерватории он уже был автором Первого фортепианного концерта, одноактной оперы «Алеко» по поэме Пушкина "Цыганы", а также ряда фортепианных пьес и романсов. «Сочинять музыку для меня такая же насущная потребность, как дышать или есть: это одна из необходимых функций жизни. Постоянное желание писать музыку — это существующая внутри меня жажда выразить свои чувства при помощи звуков, подобно тому, как я говорю, чтобы высказать свои мысли», - пояснял композитор.

Становление и поиски себя

В 1897-1898 годах Рахманинов дирижировал спектаклями Московской частной русской оперы Саввы Ивановича Мамонтова. В 1898-1900 гг. выступал с «Царь-басом» Федором Ивановичем Шаляпиным, с которым дружил всю жизнь.

Рахманинов испытал самую настоящую творческую реинкарнацию, работая над Вторым фортепианным концертом, написанным в 1901 году. Как это ни парадоксально, Рахманинов написал его после изнурительной борьбы с тяжелой депрессией, посвятив свое произведение известному московскому невропатологу и гипнотизёру Николаю Владимировичу Далю (у которого в свою очередь лечились Ф. И. Шаляпин, А. Н. Скрябин и К. С. Станиславский).

Композитор утратил веру в себя после премьеры Первой симфонии, получившей отрицательные отзывы у критиков и публики. Судя по всему, причиной провала послужило то, что произведение Рахманинова было халтурно исполнено дирижером (который, как предполагают, во время премьеры 1897 года попросту был пьян). Рахманинов воспринял неудачу как свой личный фатальный «творческий провал». Сергей Васильевич почти три года не писал музыку, убедив себя в том, что он – «никудышний композитор». Психотерапия помогла гению перезагрузиться и преодолеть творческий кризис.

Наряду со Вторым концертом, Прелюдия соль минор стала еще одной важной вехой в биографии композитора. Рахманинов впервые представил ее в Москве в феврале 1903 года, а еще через несколько десятилетий Эмиль Гилельс играл эту прелюдию на фронте перед летчиками Красной армии, во время Великой Отечественной войны.

В начале 1900-х гг. Рахманинов регулярно выступал в Европе как пианист и дирижер. В 1904-1906 годах композитор служил дирижером в Большом театре. Премьера двух его одноактных опер («Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини») также состоялись на легендарной сцене Большого. В 1907 году Рахманинов принял участие в Исторических русских концертах, организованных Сергеем Дягилевым в Париже, а в 1910-1911 годах давал концерты в Великобритании и Германии.

«Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка», - заявлял Рахманинов.

Поначалу композитор встретил Февральскую революцию 1917 года весьма радушно, но вскоре чувство радости и бодрости сменилось непреходящей тревогой. Рахманинов страшился того, что из-за краха политической системы вся его деятельность в России в качестве пианиста и композитора в одночасье может рухнуть, поэтому решил ответить согласием на поступившее из Швеции предложение выступить с концертом в Стокгольме. В декабре 1917 года Рахманинов отправился в турне по Скандинавии, откуда в Россию уже не вернулся. В 1918 году Сергей Васильевич с семьей обосновался в Америке, сконцентрировавшись на своей исполнительской деятельности. Выдающийся пианист-виртуоз исполнял собственную музыку, а также произведения Бетховена, Листа, Шумана и Шопена. Сергей Прокофьев писал в «Дневниках», что Рахманинов пользовался в США «бешеным успехом». В частности, Рахманинов дал в США несколько концертов в годы Второй мировой войны, направив все собранные средства в фонд Красной Армии.

Еще одно грандиозное произведение Рахманинова - Симфонические танцы - были созданы композитором в самый трудный, переломный момент его жизни. В 1939 году фашистская Германия напала на Польшу, началась Вторая мировая война. Рахманинову с женой Натальей и двумя дочками срочно пришлось покинуть свою виллу Сенар (в названии были «зашифрованы» имена и фамилия супругов: «Сергей и Наталья Рахманиновы») на Фирвальдштетском озере в Швейцарии, где они проводили каждое лето, и вернуться в США. Ситуация усугублялась тем, что младшая дочь Рахманинова, Татьяна, осталась во Франции, и с ней не было никакой связи. Композитор провел лето 1940 года недалеко от Нью-Йорка, в городке Хантингтон на Лонг-Айленде. Там его преследовали мысли о любимой дочери, оставшейся в оккупированном нацистами Париже, о судьбе Европы и, главное, о судьбе России. К счастью, Татьяна пережила войну и позже воссоединилась со своей семьей.

Будучи абсолютным перфекционистом, Рахманинов вложил все свое время и силы в свое последнее симфоническое произведение, первоначально называвшееся «Фантастическими танцами». «Это была моя последняя симфоническая вспышка», - говорил он. Невероятно, но факт: Рахманинов, писавший музыку в Америке, и тот, кто когда-то сочинял музыку в России, фактически были одним и тем же человеком, и при этом двумя совершенно разными композиторами. Рахманинов безумно, безутешно тосковал по дому, его сочинения в США были пронизаны ностальгией, цветаевской «тоской по родине». Рахманинов так больше никогда не увидит Россию, скончавшись после тяжелой болезни в Беверли-Хиллз, в 1943 году.

«Рахманинов был создан из стали и золота. Сталь в его руках, золото — в сердце», - считал виртуозный польский пианист Иосиф Гофман. Все именно так, точнее не скажешь.

Жизнь в Москве

Как известно, С. В. Рахманинов провёл заключительную часть своей жизни за границей, однако Москва в его душе и сердце оставалась важным для него местом. Здесь он получил образование, «засветил» и отшлифовал свой талант, женился и познакомился со многими выдающимися личностями. В Москве, по его собственному определению, «все случилось». В Москву Сергей переехал жить к своей тёте В. А. Сатиной в Левшинский переулок на Пречистенке. Спустя два года начинающий композитор проживал в Сивцевом Вражке 15. Позднее он жил в домах Никольского переулка, Воздвиженки и Серебряного переулка. К сожалению, ни одно из этих исторических зданий не сохранилось. Зиму 1901-190конце годов Рахманинов провёл в Леонтьевском переулке, 24, недалеко от Тверской, а затем вернулся на Воздвиженку, в дом № 11, где проживал до 1905 года.

Московская консерватория, «альма-матер» Рахманинова, в 1971 году была перенесена в бывший дворец княгини Дашковой на Большой Никитской. Один из залов носит имя великого композитора.

Последним местом проживания Сергея Рахманинова в России стал московский Страстной бульвар, дом 5. Здесь он поселился с женой Натальей Сатиной и старшей дочерью Ириной через три года после свадьбы. В 1907 году в этом же доме родилась младшая дочь композитора, Татьяна. Семья занимала семь комнат на 4-м этаже здания. После вынужденной эмиграции дом Рахманиновых стал штаб-квартирой Коммунистического университета трудящихся Востока. Позже в здании разместился Всесоюзный радиокомитет и Министерство информации и печати СССР. В настоящее время в нем находится Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. На стене исторического дома, построенного в 1850 году, установлена мемориальная доска, а буквально в 300 метрах от памятного места расположен памятник композитору, появившийся в Нарышкинском сквере в 1999 году. Бронзовая скульптура Рахманинова установлена на гранитном постаменте. Знаменитый композитор в концертном костюме с бабочкой запечатлен сидящим, облокотившись на спинку стула. Скульпторам О. К. Комову и А. Н. Ковальчуку удалось точно передать черты, столь присущие композитору: благородство, сдержанность, вдумчивость. Взгляд Рахманинова обращён в сторону дома, в котором он жил с 1905 по 1917 годы. Тонкие длинные пальцы пианиста будто бы ждут своего часа.

Автор статьи: Валерия Пайкова
Распечатать статью

Связанные объекты (8)

Мариинское училище
icon

В глубине участка под номером 8 за чугунной оградой стоит светлое трехэтажное здание с фигурным аттиком и изящной лепниной, известное как «Мариинское училище».

Софийская наб., 8с1
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид
Московская консерватория
icon
Дом был построен по проекту архитектора В.И. Баженова и куплен в 1766 году для Екатерины Дашковой. В 1812 году дом принадлежал графу М.С. Воронцову, герою войны, участнику сражения при Бородине, в будущем губернатору Новороссии и Бессарабии, наместнику на Кавказе. Дом горел и был восстановлен к 1824 году.
Особняк Листа
icon
Особняк в Глазовском переулке был построен в 1898-1899 годах по проекту известного архитектора Льва Николаевича Кекушева и считается первым московским произведением, выполненном в стиле модерн.
star-icon
3.8
audioGuideОткрыть аудиогид
Кирха Петра и Павла
icon
В 1837 году в церкви играл Ференц Лист: «некоторые дамы плакали, другие – нюхали эфир».
ЦАО, Старосадский пер., дом 7/10, строение 10
star-icon
3.8
audioGuideОткрыть аудиогид
Доходный дом Е.А. Костяковой
icon
Возле этого дома встречает пса Шарика и угощает его колбасой булгаковский профессор Преображенский.
Ул. Пречистенка, д. 9
star-icon
3.5
audioGuideОткрыть аудиогид
Доходный дом Р.П. Саблина
icon
Домашний адрес Федора Шаляпина и Антона Чехова.
ЦАО, Леонтьевский пер., дом 24
ПушкинскаяТверскаяЧеховская
star-icon
3.1
audioGuideОткрыть аудиогид
Особняк Сергеевой - Коншина
icon
Воспитанников педагога, снимавшего этот дом, в шутку называли «зверятами».
Дом, в котором жил Н.Д. Телешов
icon
Федор Шаляпин призывал своих друзей послушать его именно тут: «Здесь меня послушайте, а не в Большом театре – там я за деньги пою!».
ЦАО, Покровский бульв., дом 16-18, строение 4-4А
star-icon
3.7
audioGuideОткрыть аудиогид