Фон Мекк Николай Карлович

Фон Мекк Николай Карлович

российский предприниматель, представитель династии строителей и собственников ряда железных дорог.
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Дата и место рождения:
28 апреля 1863, Москва
Дата и место смерти:
май 1929, Москва
Сфера деятельности:
ЭкономПромышленность
Эпоха
Начало 20 века, Российская империя 18-19 век

Рождение и происхождение

Барон Николай Карлович фон Мекк, (28 апреля 1863, Москва — май 1929, Москва) — российский предприниматель, представитель династии строителей и собственников ряда железных дорог. С 1892 г., четверть века возглавлял Общество Московско-Казанской железной дороги, одной из крупных компаний в России. В 1929 г. был расстрелян.

Родился 28 апреля 1863 г. в Москве в семье известного железнодорожного деятеля. Его отец, барон Карл Федорович фон Мекк (нем. Karl Otton Georg von Meck), (1821—1876), был инженером — путейцем, успешно занимавшимся строительством частных железных дорог. Мать — Надежда Филаретовна фон Мекк (1831—1894). В семье выросло 11 детей, трое из которых — сыновья Владимир, Николай и Александр — участвовали в сохранении и развитии семейного дела.


Образование

В 1877 году, после окончания частного московского пансиона, поступил в Императорское училище правоведения в Петербурге. Решив отказаться от карьеры правоведа и посвятить себя исключительно железнодорожному делу, попросил у матери разрешение выйти из училища без выпускных экзаменов. Отсутствие специального образования не остановило его, он начал профессиональную деятельность с освоения основ, поработав в депо кочегаром, машинистом, конторщиком Николаевской железной дороги.

Деятельность

С 1884 г. кандидат в члены правления Общества Московско-Рязанской железной дороги, а с 1 ноября 1890 г. — член правления. Весной апреле 1891 г. по инициативе Министерства финансов было решено приступить к строительству участка казанско-рязанской железной дороги. Общество Московско-Рязанской дороги реорганизовали в Общество Московско-Казанской железной дороги, а 1 мая 1892 г. Н. К. фон Мекка избрали председателем правления нового общества. Более четверти века, вплоть до национализации в 1918 г., с его именем было связано активное расширение компании и её участия в развитии транспортной системы России. За первые девять лет его управления длина линий Московско-Казанской железной дороги увеличилась с 233 верст до 2,1 тысячи верст. Достижения компании были обусловлены проводимой фон Мекком технической политикой обеспечения профессионализма кадров, модернизации технического оснащения, тщательности изыскательных работ и проектирования. Он пользовался заслуженным авторитетом не только у собственных сотрудников и в деловых партнёров, но и в правительственных кругах и у членов царствующего дома. В состав акционеров Общества вошли крупные банки России.

В 1903 г., как председатель Правления Московско-Казанской железной дороги, отвечал за организацию паломнической поездки Николая II с семьёй в Саровский монастырь. Н. К. фон Мекк в самом начале русско-японской войны возглавил отдел отправки благотворительных грузов на Дальний Восток при Комитете великой княгини по сбору средств в помощь армии под сенью Российского общества Красного Креста. Великая княгиня Елизавета Федоровна отзывалась о нём как о «честнейшем слуге царю и отечеству».

Заботясь о подготовке специалистов, он открывал технические училища, участвовал в деятельности Общества распространения полезных книг. Поддержал организацию потребительской кооперации для снабжения железнодорожников продуктами.

В 1905 г. отказался выдать властям зачинщиков забастовок.

В 1912 г. на станции Москва-Сортировочная начали строить многоквартирный дом, а на станции Прозоровская основали посёлок, ссуды на приобретение участков в котором выдавались служащим дороги в размере трехгодичного жалованья сроком на 10 лет. Проект предусматривал обустройство электрической и телефонной сетей, водопровода, трамвайной линии, больницы, здания общественных собраний. Полной реализации планов помешала начавшаяся война 1914 г.

Член Совета Русско-Азиатского банка.
Гласный Московского Земского Собрания от Подольского уезда, член финансовой комиссии 1913-1915.
Почетный Мировой Судья Киевского Судебно-Мирового округа.

Увлечения и хобби

Интересовался искусством, с детства играл на скрипке. В его доме на Новинском бульваре по средам дважды в месяц собирались профессиональные музыканты и любители музыки. Неоднократно играл у него С. И. Танеев.

Коллекционировал живописные полотна, был знаком с крупными художниками, много лет помогал Михаилу Врубелю, оплачивал его лечение. После смерти художника назначил пожизненную пенсию его вдове. Помогал материально и художнику А. Е. Архипову. В принадлежащей фон Мекку усадьбе Воскресенское гостил художник Б. М. Кустодиев, писавший этюды местной природы, портреты Николая Карловича, его дочери Галины Николаевны, др. членов семьи фон Мекк.

Художник князь С. Щербатов, который по заказу Правления Московско-Казанской железной дороги работал над проектом росписей нового здания Казанского вокзала писал, что Николай Карлович «был человеком весьма незаурядным. С огромной энергией, огромной работоспособностью, организаторским даром сочеталась в нём талантливая инициатива, свежее дерзновение и несомненный интерес к искусству».

Одним из увлечений фон Мекка были лошади. В усадьбе Воскресенское у него был конный завод бельгийских коней-тяжеловесов. Действительный член Московского и С.-Петербургского общества поощрения рысистого коннозаводства, вице-президент (1910-1913, 1916 - 1919) Юго-западного Общества поощрения рысистого коннозаводства, вице-президент (1903-1906) Киевского общества охотников конского бега. Участник многих выставок.

В 1899 г. купил один из первых в России автомобиль, увлекся автомобильным спортом, в 1903 г. стал одним из учредителей и первым главой Московского клуба автомобилистов, организатором и участников первых в России автопробегов в 1910—1911 гг. Владелец номерных знаков в Москве — 84, 588, 679.

Член Российского автомобильного общества (РАО), Киевского клуба автомобилистов (ККА), Пожизненный член образованного в 1910 году Императорского Российского автомобильного общества (ИРАО) — член комитета, вице-президент, член технической комиссии.

Активный член многих обществ:
  • член Совета Российского Общества морского, речного и сухопутного транспортирования и страхования кладей и товарных складов с выдачей ссуд;
  • почетный попечитель, почетный член Фоминской вольной пожарной дружины;
  • сотрудник попечителя Троицкой больницы для неизлечимо-больных женщин Общества поощрения трудолюбия в Москве;
  • член Императорского человеколюбивого общества;
  • казначей склада кустарных изделий, состоявшим под Августейшим покровительством Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны;
  • действительный член Московского отделения Императорского Русского музыкального общества;
  • член наблюдательного совета Управления московского Синодального училища церковного пения и синоидального хора (при Московской Синодальной конторе в Кремле, управляющий - А.А.Ширинский-Шихматов);
  • член финансовой комиссии Московского губернского земского собрания 1913—1915;
  • товарищ Председателя Московского общества воздухоплавания П. А. фон-Плеве (1910);
  • член Московского организационного комитета по сбору пожертвований на воздушный флот, жертвователь средств на строительство одного аэроплана 1913;
  • член Русско-Американской торговой палаты;
  • член Историко-Родословного Общества в Москве;
  • попечитель Совета женской гимназии Бесс, позже владелец;
  • действительный член Общества распространения полезных книг.

Николай Карлович вместе с братом Владимиром сделал крупное пожертвование Московскому институту благородных девиц. В институте были учреждены три стипендии имени семейства фон Мекк.
НКфМ - почетный мировой судья Киевского судебно-мирового округа.
Имя Н. К. фон Мекка — в списке награждённых департаментом торговли и мануфактур Министерства финансов Российской империи за благотворительную и общеполезную деятельность ва 1895 г.

После революции

После революции надеялся, что его знания и опыт по-прежнему будут полезными государству. Он продолжал интересоваться вопросами развития, железнодорожной транспортной системы, работал консультантом финансово-экономического управления Народного комиссариата путей сообщения (НКПС), представлял комиссариат в Госплане. Свои идеи в области экономики и перспектив отечественного железнодорожного транспорта фон Мекк изложил в ряде книг, опубликованных в 1921—1927 гг.

Несмотря на это, начиная с 1919 г., из-за «буржуазного происхождения» его неоднократно арестовывали по различным обвинениям: в «контрреволюционных выступлениях против советского строя», в «технической контрреволюции», в участии в «тайном обществе», «в непринятии мер к восстановлению транспорта». Освобождали из-под ареста при «условии невыезда из Москвы» и вновь допускали к службе. Последний раз был арестован в 1928 г., а в мае 1929 г. Коллегия ОГПУ приговорила к расстрелу участников «контрреволюционной вредительской организации в НКПС и на железных дорогах СССР»: фон Мекка и А. Ф. Величко и в золотоплатиновой промышленности вредителя — П. А. Пальчинского. Никто из них своей вины не признал. Сообщение о расстреле было опубликовано 24 мая 1929 года.

Академик В. И. Вернадский, на собственном опыте знавший цену официальным обвинениям, заметил, что фон Мекк, добровольно отдавший после Октябрьской революции все капиталы, был убит «совершенно невинно в общественном мнении».

А. Солженицын в «Архипелаге Гулаг» писал, что А. Ф. Величко, Н. К. фон Мекк и П. А. Пальчинский «…погибли или расстреляны — этого мы пока не знаем, — но они доказали, что можно сопротивляться и можно устоять, и так оставили пламенный облик упрёка всем последующим знаменитым подсудимым».

Личная жизнь

23 января 1884 г. фон Мекк женился на Анне Львовне Давыдовой (1864—1942), внучке декабриста В. Л. Давыдова, племяннице П. И. Чайковского.

У супругов было шестеро детей:
Кира (1885—1969)
Андрей (умер младенцем)
Марк (1890—1918, расстрелян в Омске)
Галина (1891—1985, в Англии)
Аттал (1894—1916, погиб 15 июля в своем первом бою над рекой Стоход)
Люцелла (1896—1933)
В 1904 г. фон Мекки удочерили Елену, чьи родители — друг Николая Карловича присяжный поверенный Александр Хакман и его жена умерли во время эпидемии холеры, мать академика Никиты Николаевича Моисеева.

Библиография

  • Мекк, фон Н. К. Экономика транспорта и перспективы в нашем отечестве — Пг.: Гос. изд-во, 1921, 7 с.
  • Мекк, фон Н. К., Цизаревич Э. П., Фосс Л. Ф. Товарно-транзитные железные дороги для массовой перевозки грузов (сверхмагистрали) — М.: НКПС, 1923, 122 с.
  • Мекк, фон Н. К. Будущие пути сообщения Западной Сибири — М.: Госплан, 1927, 25 с.
  • Мекк, фон Н. К. Тепловоз, его экономические и технические достижения — М. — JI.: Гос. изд-во, 1927. 144 с.
Автор статьи: Denis Sebentsov
Распечатать статью

Связанные объекты (2)

Городская усадьба П.А. Самсонова. Главный дом
icon
Сохранившееся при пожаре 1812 года здание является настоящим шедевром деревянного зодчества классической Москвы. В нем жил Николай Карлович фон Мекк, возглавлявший Общество Московско-Казанской железной дороги с 1892 года, глава Московского клуба автомобилистов.
Дом, в котором жил Н.В.Станкевич
icon
В стенах дома в Большом Афанасьевском переулке изучали философию Шеллинга и Гегеля, спорили о судьбах Родины московские интеллектуалы 1830-х годов из «кружка Станкевича».
Большой Афанасьевский пер., д. 8, стр. 1
star-icon
2.9
audioGuideОткрыть аудиогид