Корин Павел Дмитриевич

Корин Павел Дмитриевич

художник
star-icon
3.3
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Дата и место рождения:
7 июля 1892 г., Палех
Дата и место смерти:
22 ноября 1967 г., Москва
Сфера деятельности:
Искусство
Эпоха
Советское время

Рождение и происхождение

Корин Павел Дмитриевич (25 июня (7 июля) 1892 г.- 22 ноября 1967г, Российская империя, Владимирская губерния, Вязниковский уезд, пос. Палех) - художник, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии СССР. Родился в знаменитом Палехе в семье потомственного иконописца.



Жил Павел Корин в Москве, часто приезжая в родной Палех.

Образование

Первым учителем живописи для Корина  стал его отец. Отправленный  в Москву учиться живописи, Павел в 1911г. помогает художнику М.В. Нестерову в работе над росписью собора Марфо-Мариинской обители. В 1912 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (Дом Юшкова), которое окончил в 1916 г. Среди его наставников были К.А.Коровин и С.В.Малютин, однако главными учителями Корина явились А.А.Иванов и М.В.Нестеров. 





Деятельность

Подобно своему художественному предшественнику А.А.Иванову, в 1925г. Павел Корин обретает свою  тему в творчестве. Он мечтал создать большое полотно, подобное ивановскому “Явлению Христа народу”.

Вдохновение пришло к художнику во время похорон патриарха Тихона в Донском монастыре в 1925г. У Корина возник замысел создания многофигурной композиции, олицетворяющей образ Русской православной церкви. Для православного русского человека эти похороны, происходившие при большом стечении народа, были равнозначны прощанию с прежней Россией, обреченной, но уверенной в своем духовном возрождении. Многотысячный поток верующих вдохновил художника на “Реквием”, картину, которая воплотила бы Святую Русь в период трагических перемен. Для создания масштабного полотна Корин в течение десяти последующих лет  писал замечательные портреты-типажи ( “Отец и сын” 1930 г., ‘’Нищий” 1933г., “Игуменья “1935г. ,”Метрополит” ( будущий патриарх  Сергий),1937 г. и др.). В ходе этой работы формировалась его самобытная манера письма.

В 1931 г. писатель М.Горький посетил мастерскую Корина (Доходный дом А.К.Ечкина). Эскизы произвели  на него сильное впечатление. Однако, как бы стараясь уберечь художника от возможных репрессий, Горький предложил ему заменить первоначальное название картины на иное – ‘”Русь уходящая “.

По приглашению М.Горького Павел Корин вместе с  братом Александром совершил поездку по Италии и другим странам Европы.  Во время этой поездки художник сделал огромное  число этюдов и набросков. Живя у Горького в Сорренто, художник написал в 1932 г. знаменитый портрет писателя.  
      
В 1935-1937 гг. художник создал общий эскиз своего будущего грандиозного полотна “Русь уходящая. Реквием”. Эскиз насыщен символами  и полон  энергии. Перед нами – Церковь, выходящая на бой с безбожной властью и апеллирующая  не столько церковным иерархам, сколько к Богу. Поразительным откровением является угаданное  художником будущее высокое духовное предназначение высших иерархов церкви. Тогда, в 1935г., уже на первоначальном эскизе мы видим в одном ряду с патриархом Московским и всея Руси Тихоном митрополитов Сергия и Алексия, которым  соответственно в 1943и 1944 гг. было суждено стать следующими первоиерархами  православной церкви. Еще более удивляет, что рядом с ними изображён иеромонах Пимен, ставший в 1971 г. патриархом, но мало известный в 1935г.  И в центральных образах, и в образах простых монархов и верующих объединяющим началом выступает вера и твёрдость духа, позволяющие зрительно  быть уверенным в конечной победе Света над Тьмой, Добра над Злом. Однако  усилившееся  давление на Корина со стороны властей вынудило его приостановить эту работу.

В 1939-1943 гг. по заказу Комитета по делам искусств Павел Дмитриевич пишет цикл портретов деятелей советской культуры (М.В.Нестерова, А.Н.Толстого, В.И.Качалова), парадных и в то же время остродраматичных. Воодушевленной борьбой народа и победой, художник создает в военные и послевоенные годы триптих “Александр Невский “ (1942-1943) и мозаику на станции метро “Комсомольская” кольцевая (1953г.). В послевоенные десятилетия Корин завершил композиционный эскиз картины «Русь уходящая. Реквием» (1959г.). В 1963 г. художник был удостоен Ленинской премии.

В 1932 -1959гг. П.Д. Корин руководил реставрационными мастерскими  Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Собрал ценнейшую коллекцию икон, экспонированную вместе с произведениями  самого художника в его московском  Доме-музее, открывшемся в 1971 г. В связи с реставрационными работами на данный момент музей не работает. Художник руководил  реставрационными работами шедевров Дрезденской картинной  галереи. Приложил немало усилий для сохранения художественного наследия России. Однако закончить главное дело своей жизни – картину “Русь уходящая. Реквием “ – он так и не сумел.
Автор статьи: Виктория Рыбалова
Распечатать статью

Связанные объекты (3)

Марфо-Мариинская обитель
icon
Молодая обитель с великой историей, основанная княгиней и прославленной святой Елисаветой Федоровной.
ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 1, ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 11, ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 13, ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 2, ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 3, ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 5, ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 6, ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 7
ПолянкаТретьяковская
star-icon
3.8
audioGuideОткрыть аудиогид
Дом Юшкова
icon
Предание о связи этого дома с масонами нашло отражение в романе в стихах Пастернака «Спекторский»: «Когда-то дом был ложею масонской/ Лет сто назад он отошел в казну».
ЦАО, Мясницкая ул., дом 21, строение 1
ТургеневскаяЧистые пруды
star-icon
4.2
audioGuideОткрыть аудиогид
Станция метро «Комсомольская» (кольцевая)
icon
Станция открылась 30 января 1952 г. в составе участка «Курская» - «Белорусская». Станции четвертой очереди по сравнению с первыми тремя имеют подчеркнуто парадный характер, что было продиктовано задачей отразить победу в Великой Отечественной войне и величие сталинской эпохи. «Комсомольская-кольцевая» считается одной из самых богато украшенных станций Московского метрополитена.