Бахрушины

Бахрушины

благотворители
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

Как прийти в Москву пешком и навсегда вписать свою фамилию в историю города. Знакомимся с родоначальником семьи Алексеем Федоровичем Бахрушиным, тремя его сыновьями, двумя внуками и их славными делами.

Фабрикантов Бахрушиных в Москве очень любили — прежде всего, за то, что их производства давали рабочие места огромному количеству людей. Они стали первыми в Москве частными предпринимателями, вложившими средства в постройку масштабного муниципального общежития — дома бесплатных квартир на Софийской набережной, так называемого вдовьего дома. Всего они создали или приняли участие в создании более 100 благотворительных учреждений.

Не чуждые искусству, Бахрушины построили Театр Корша (сейчас в этом роскошном здании в псевдорусском стиле в Петровском переулке располагается Театр наций), открыли литературно-театральный музей Императорской академии наук (сегодня — Театральный музей имени А.А. Бахрушина), а также приняли активное участие в создании Музея Отечественной войны 1812 года.

Путешествие из Зарайска в Москву

История династии, прославившейся в разных областях, началась с одного путешествия. Ее основатель Алексей Федорович Бахрушин родился и вырос в Зарайске, древнем городе купцов и ремесленников. В Москву перебрался ближе к 30 годам, уже будучи семейным человеком. Вместе с женой Натальей они уложили все имущество в одну-единственную конную подводу, усадили в нее маленького сына Петю и пошли вслед за ней. Это было в 1821 году.

В Москве Алексей Федорович продолжил заниматься семейным ремеслом Бахрушиных — выделкой кож. Поставлял кожу для солдатских ранцев, торговал скотом. В 1831-м ему удалось организовать собственное производство перчаток и купить сафьяно-кожевенную фабрику. В 1834 году фабрика превратилась в завод, на котором не только производились кожаные изделия, но и выделывались кожи для поставок на другие производства. В 1835-м А.Ф. Бахрушин был внесен в списки московского купечества. Семья тем временем увеличивалась — появились еще двое сыновей, Александр и Василий. Всех троих отец приучал к труду с самого детства.

Менее чем через 15 лет после переезда Алексей Федорович стал купцом второй гильдии. Тогда же он завел добрую традицию, которую в будущем поддержат сыновья: высчитывать в конце каждого года, насколько успешно шли дела, и, если итоги положительные, делать щедрые пожертвования.

В 1844 году Бахрушин начал серьезную модернизацию завода. Закупил новейшие машины, провел водопровод от Москвы-реки. Обновленный завод заработал 22 декабря 1845 года. За модернизацию Бахрушин получил шейную золотую медаль на Аннинской ленте. Главной гордостью промышленника стала длинная заводская труба, которую было видно издалека. Пошли шутки: «Того и гляди, Бахрушин вылетит в эту трубу». Никто еще не знал, насколько эти шутки близки к реальности.

Как спасли семейное дело

Через три года его не стало — Алексей Федорович умер от свирепствовавшей тогда холеры. Оказалось, что завод и все остальное имущество, включая дом, заложены: все ушло на модернизацию. Долги были огромными.

Понимающие в делах люди советовали: откажитесь от наследства, начните все заново. Но на семейном совете решили по-своему — не сдаваться и попробовать спасти семейное дело. Жили вместе в семейном доме на Кожевнической улице, хозяйство держали общее — так экономнее. Первым делом попросили кредиторов о рассрочке и поклялись друг другу никогда не брать займы. Постепенно долги удалось выплатить, экономя на всем. Кожевенный завод тоже приносил доход. Потом появилась компания «Алексей Бахрушин и сыновья». Отказавшись от мысли о кредитах, братья поняли, что можно неплохо зарабатывать, давая в долг другим — под проценты.

В 1864 году они основали суконную фабрику, предварительно купив под нее недвижимость, и создали «Товарищество кожевенной и суконной мануфактур Алексея Бахрушина сыновей» (1875). Во главе кожевенного завода встал Александр, суконно-ткацкую фабрику возглавил Петр, делами торговли занимался Василий.

Бахрушины вкладывали деньги в покупку больших земельных участков, на некоторых из них строили доходные дома. Самым известным из них стал доходный дом на Тверской улице, построенный в 1901 году. На первых двух этажах располагались магазины, на остальных трех — жилые комнаты. Их сдавали в аренду. Дом в стиле модерна стал одной из вершин творчества Карла Гиппиуса, которого Бахрушины называли своим семейным архитектором — к нему они обращались очень часто.

Продолжая дело отца

Наладив дела, братья возобновили отцовскую традицию помогать нуждающимся. Жертвовали много, за что в народе их прозвали профессиональными благотворителями. Бахрушины не просто жертвовали на добрые дела, а создавали экономический механизм для последующей работы благотворительных заведений: половинную часть от пожертвований помещали в банк под проценты, с которых велось содержание и развитие каждого облагодетельствованного учреждения.

В 1887 году на их деньги — 450 тысяч рублей — построили больницу на 200 коек для страдающих хроническими заболеваниями на Сокольничьем поле. Она заняла целый квартал вдоль Стромынки. При ней создали дом для призрения неизлечимо больных. Чуть позже на средства Бахрушиных выстроили детский приют в Сокольничьей роще. Наибольшую известность Бахрушиным-благотворителям принес дом бесплатных квартир на Софийской набережной, предназначенный для обедневших вдов с детьми, а также девушек-курсисток из бедных семей. В этом доме было 200 квартир, при нем работали два детских сада, начальное училище, мужское ремесленное училище и школа для девочек. Братья активно помогали и уже существующим городским приютам, например, жертвовали приюту-колонии для беспризорных детей в Тихвинском городском имении.

Василий Бахрушин в 1904 году построил большой четырехэтажный училищный дом в Хамовниках, а через два года учредил пять стипендий по восемь тысяч рублей. Они полагались учащимся Московского университета, Московской духовной академии, Академии коммерческих наук и мужской гимназии.

Вся многочисленная семья, несмотря на состоятельность, жила очень скромно. «Мне ни разу не пришлось видеть кого-либо из Бахрушиных в модных ресторанах, — вспоминал друг семьи предприниматель Николай Варенцов. — Когда богатые москвичи выезжали на гулянье в Сокольники или Петровский парк на своих рысаках, они отправлялись туда пешком».

Театр Корша

Имена Бахрушиных связаны со зданием, где сегодня располагается Театр наций. В 1882 году Федор Корш, антрепренер и драматург, создал Русский драматический театр, более известный как Театр Корша. Он быстро стал популярным. Первые годы театр располагался в особняке купца Георгия Лианозова в Камергерском переулке, перестроенном под театр (сейчас там — МХТ имени А.П. Чехова), а вскоре получил собственное, специально для него возведенное здание.

Землю в Петровском переулке и 50 тысяч рублей на постройку дали братья Бахрушины. Проект здания в псевдорусском стиле создал архитектор Михаил Чичагов, который также спроектировал здания Московской городской думы на Воскресенской площади, Библиотеки-читальни имени Тургенева у Мясницких Ворот. Он же, кстати, перестраивал под театральные нужды и дом Лианозова.

Новый театр был оснащен по последнему слову техники, чем изрядно удивлял посетителей. Зрительный зал, фойе, сцена были освещены электричеством — роскошь по тем временам. Этим не могли похвастаться даже ведущие театры страны. Несмотря на это, попасть сюда могли простые студенты, рабочие. Корш ввел утренние спектакли, купить билеты на которые могли позволить себе все желающие.

Каждую пятницу в театре давали новую пьесу. В репертуаре сделали упор на легкие незатейливые произведения. Драматурги писали их по похожим шаблонам, без претензий на высшее искусство. В каждой была любовная линия, юмор, смешные ситуации. Однако там ставились и совершенно другие, серьезные произведения, например «Власть тьмы» Толстого. Здесь же был открыт драматургический талант Антона Чехова — драму «Иванов» писателю заказал именно Корш.

Коллекция Алексея Петровича

В культурной жизни Москвы отметилось и следующее поколение Бахрушиных.

Алексей Петрович, сын старшего из сыновей основателя династии, стал известным коллекционером. Он занимал пост одного из владельцев семейного товарищества, но с самой юности больше всего его влекли поиски старинных сокровищ.

Его интересовал фарфор, предметы из бронзы, стекла, церковные древности, медали, картины. Он покупал полотна Василия Тропинина, Григория Угрюмова, Ореста Кипренского. Внушительным было и его собрание книг — примерно 30 тысяч томов. Богатства содержались в его доме в специально выделенных помещениях на втором и третьем этажах. Со временем дом стал напоминать музей. Хозяин с гордостью демонстрировал коллекцию своим друзьям. Среди них, например, был писатель Владимир Гиляровский.

Процесс поиска и приобретения так его захватил, что он ходил по блошиным развалам каждые выходные, выискивая интересные вещицы. Вскоре антиквары стали узнавать его, придерживали для него какой-нибудь редкий и занятный предмет.

«Этот человек теряет сон и аппетит, если увидит хорошую вещь в чужих руках, тотчас же старается ее приобрести, в этом отношении он очень завистливый человек», — писал Бахрушин о себе в своей книге-энциклопедии «Кто что собирает».

Согласно его завещанию, вся коллекция (кроме книг) была направлена в Императорский российский исторический музей (ныне — Государственный исторический музей). Книги же отправились в Румянцевский музей. А его вдова издала «Каталог книг Алексея Петровича Бахрушина».

Театральный музей Алексея Александровича

Его двоюродный брат Алексей Александрович вошел в историю как меценат и основатель столичного Театрального музея. Когда ему было шесть лет, он впервые побывал в Большом театре, потом в Малом и навсегда влюбился в шорох занавеса, струящийся из-за рампы свет и волшебство, творящееся на сцене.

Получив блестящее образование, в 1888 году он начал трудиться в «Товариществе кожевенной и суконной мануфактур Алексея Бахрушина сыновей». Проработав всего два года, отошел от дел. Чуть позже обстоятельства сложились таким образом, что он был вынужден возглавить семейное предприятие. За успешную работу он получил орден Святой Анны третьей степени и несколько золотых медалей, но все свободное время посвящал своему главному увлечению — театральной коллекции.

Как-то один из многочисленных родственников похвалился при нем своим собранием театральных вещиц. Бахрушин заинтересовался и увлекся сам. Ему мало было просто завладеть какой-либо реликвией — ему надо было найти ее самому, не пользуясь услугами посредников. Вскоре он поставил перед собой цель: собрать такую коллекцию, которая могла бы от и до рассказать историю российского театра.

Первую покупку он сделал на Сухаревском рынке, где в то время продавали антиквариат. Эта покупка в грошовой лавке на Сухаревке положила начало всей знаменитой коллекции. За 50 рублей Бахрушин приобрел 22 портретика, которые показались ему родом из XVIII столетия. Позже граф Павел Шереметев, осматривая коллекцию Бахрушина, поинтересовался, откуда эти «штучки». Узнав историю о Сухаревке, просиял: «Их очень давно украли из Кускова. Это эскизы к костюмам Шереметевского театра, их делали в Париже! Я пришлю вам те, которые тогда не похитили, чтобы не дробить коллекцию». Это действительно были работы художницы Марианны Кирцингер — по ним шили костюмы, в которых на сцене блистала знаменитая крепостная актриса Прасковья Ковалева-Жемчугова.

Впервые Алексей Александрович показал свою коллекцию друзьям 11 июня 1894 года. 29 октября того же года он организовал в родительском доме выставку для всех желающих. Этот день стал официальной датой основания его музея.

Коллекция быстро пополнялась костюмами, афишами, мебелью, масками, музыкальными инструментами, фотографиями, автографами. Многое из них Бахрушину дарили, зная о его увлеченности. Он был очень радушным хозяином и часто принимал у себя своих известных друзей — Александра Южина, Марию Ермолову, Федора Шаляпина, Константина Станиславского и многих других. Еженедельные вечеринки стали называть бахрушинскими субботами.

Вскоре его собрание стало таким большим, что его впору было делить на разделы. Их было три: литературный, драматический и музыкальный. В первом находились редкие издания А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, альманахи, письма, дневники. Во втором — афиши, портреты, скульптуры, личные вещи артистов, балетные туфельки, фотоснимки, театральные бинокли. В третьем — гусли, мандолина, китайская флейта, африканские трубы и многое другое.

В 1896 году на Лужнецкой улице (сегодня это улица Бахрушина) по проекту Карла Гиппиуса для коллекции был выстроен отдельный дом. «Вещицами» были заполнены помещения цокольного этажа, служебно-хозяйственные комнаты, а также коридор.

Предметы из коллекции не раз участвовали в выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, а к ее владельцу за советами обращались историки театра, издатели и режиссеры. Больше 25 лет Алексей Бахрушин входил в совет Русского театрального общества.

Став гласным Московской городской думы, он предложил передать все собранное в собственность городского самоуправления. Алексея Александровича поддержал великий князь Константин Романов, и в 1913 году коллекция была передана в дар Императорской Санкт-петербургской академии наук. В 1915 году Бахрушина наградили орденом Святого Владимира четвертой степени. Председателем созданного Театрального музея стал сам Алексей Александрович.

После революции

Октябрьская революция 1917 года затронула и Бахрушиных. К тому моменту ни Петра, ни Александра, ни Василия Алексеевичей (и многих из их детей) уже не было в живых. Семейные производства были национализированы. Кожевенный завод стал Московским фурнитурным заводом, а суконно-ткацкая фабрика — фабрикой «Красное веретено».

Театральный музей, горячо любимый Алексеем Александровичем Бахрушиным, остался при нем. Он признал советскую власть, и ему разрешили занимать пост председателя музея. На нем он оставался до своей смерти в 1929 году. Сегодня Театральный музей имени А.А. Бахрушина включен в список особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Автор: mos.ru
Распечатать статью

Связанные объекты (37)

Особняк К.П. Бахрушина
icon
В конце XIX века особняк перестраивается до неузнаваемости.
Новокузнецкая ул., д. 27/6, стр. 1
star-icon
3.5
Музей им. А.А. Бахрушина
icon
Стартом для нового увлечения стал спор с купцом Купреяновым: кто из них за год сможет собрать больше предметов, имеющих отношение к истории русского театра...
ЦАО, Бахрушина ул., дом 31/12, строение 1
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид
Доходный дом Бахрушиных на Тверской
icon
Пятиэтажный доходный дом с магазинами на первых двух этажах построен Товариществом «А. Бахрушина сыновья», архитектором Карлом Гиппиусом в 1900-1901 годах.
ЦАО, Тверская ул., дом 12, строение 1
Тверская
star-icon
3.7
audioGuideОткрыть аудиогид
Доходный дом Бахрушиных
icon
В 1889 г. Н.Н. Васильев построил для Торгового дома братьев Бахрушиных четырехэтажный дом с магазинами.
Лучников пер., д. 4, стр. 1
star-icon
3.2
Доходный дом А. А. Бахрушина (1896, архитектор А. Л. Обер).
icon

Здесь в разные годы жили и работали поэты: С. А. Есенин и А. Б. Мариенгоф, артисты М. И. Бабанова и Д. Н. Орлов, пианист К.Н. Игумнов, актёр А. И. Зражевский. 

ЦАО, Петровский пер., дом 5, строение 9
ТрубнаяЧеховская
star-icon
3.3
Дом П.А. Бахрушина
icon
Когда-то здесь был крупнейший кожевенный завод самых щедрых российских благотворителей.
ЦАО, Кожевническая ул., д. 8с2, д. 8/4с1
star-icon
3.2
audioGuideОткрыть аудиогид
Дом А.А. Бахрушина
icon
В семье Бахрушиных бытовала легенда, что когда-то на месте их дома находился загородный охотничий замок Потемкина.
ЦАО, Кожевническая ул., дом 8/4, строение 1
star-icon
3.2
audioGuideОткрыть аудиогид
Городская усадьба Е.Н. Нелединской-Мелецкой – В.А. Бахрушина
icon
Здесь у Ю. Нелединского-Мелецкого собирались известные литераторы: В. Жуковский, Д. Давыдов и др.
Ансамбль домов дешевых квартир им. бр. Бахрушиных
icon
В советское время Всевидящее око сменил… серп и молот.
Софийская наб., д. 26/1, стр. 1, 2
star-icon
3.6
audioGuideОткрыть аудиогид
Бахрушин Алексей Александрович
icon
купец, промышленник, меценат
star-icon
3.5
Церковь Троицы Живоначальной при бывш. приюте Бахрушиных
icon

Храм во имя Живоначальной Троицы возведен в 1901–1903 гг. как домовая церковь приюта для мальчиков-сирот православного вероисповедания и является композиционным центром комплекса. Как и сам приют, храм основан на благотворительные пожертвования богатых фабрикантов братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных по проекту архитектора Виктора Васильевича Лебедева.

Церковь имеет два боковых предела. Левый освящен во имя мучеников Адриана и Наталии, правый — во имя преподобного Алексия, человека Божия.

Главный придел — Троицкий, освящен митрополитом Московским и Коломенским Владимир (Богоявленским)18 мая 1903 года.

В 1911 году домовой храм приюта был расписан художниками мастерской Павла Павловича Пашкова. За основу росписи взяли композиции Виктора Михайловича Васнецова из Владимирского собора в Киеве.

Исследования, проведенные в 2003 г., позволяют предположить, что в росписи храма участвовал один из крупных русских художников. Возможно, это был сам Васнецов.

В 1922 г. храм был закрыт, а его имущество реквизировано. В 1970-е гг. купола храма и колокольни были разобраны. А позже разрушилось и главное крыльцо церкви, выполненное в русском стиле.

В 1940-е гг. в здании размещался детский дом, а в 1960-е сюда переехало издательство научной литературы «Мир».

28 января 1999 года храм Живоначальной Троицы при бывшем приюте Бахрушиных был передан Русской Православной Церкви.

В ходе реставрационных работ, начавшихся в 2021 г., специалисты воссоздали белокаменные полы храма, лестницу и центральное парадное крыльцо с шатровым завершением. Кровлю церкви утеплили минераловатными плитами, перекрыли медным листом и оборудовали медной водосточной системой.

Чтобы усилить несущую способность стен, восстановили кирпичную кладку и укрепили поврежденные швы.

В историческом облике воссоздали оконные блоки и белокаменные крыльца с коваными навесами. На западном, южном и северном фасадах заменили входные двери - на точные копии утраченных.

С помощью архивных фотографий отреставрировали декоративные белокаменные элементы фасадов, воссоздали утраченные архитектурные и кованые детали. Все работы проводились высококачественными материалами с соблюдением современных и исторических технологий.

Дом беседующих змей
icon
Украшающие дом вазоны-светильники со змеями обусловили его неофициальное название.
ЦАО, Воронцово Поле ул., дом 6-8, строение 1
star-icon
3.5
audioGuideОткрыть аудиогид
Особняк Н.В. Урусовой
icon
Особняк на Новокузнецкой улице был построен в 1912 году по заказу Натальи Васильевны Урусовой, автором проекта выступил архитектор (по образованию - военный инженер) Иван Иванович Рерберг.
Новокузнецкая ул., 12-14, стр. 5
ТретьяковскаяНовокузнецкая
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид
Церковь Троицы в Кожевниках
icon
В этом храме венчался основатель Театрального музея Алексей Александрович Бахрушин.
Особняк В.И. Рекк – Н.А. Протопопова
icon
Красивый особняк в Гранатном был выстроен для жены основателя одной из крупнейших домостроительных компаний Москвы
ЦАО, Гранатный пер., дом 13, строение 3
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Пятницкое попечительство о бедных
icon

В 1894 году в Москве были созданы городские попечительства о бедных. Попечительства организовывали учебные мастерские, богадельни, приюты и оказывали разнообразную помощь нуждающимся. Это и приём врача, и консультация юриста, устройство в ясли, в загородные колонии детского отдыха, аренда дешёвых квартир и предоставление одежды или обуви. Были организованы дешёвые обеды, людям помогали получить работу.

Катковский лицей
icon
Основал это учебное заведение публицист М.Н. Катков, почему оно и имело неофициальное название Катковский лицей.
Андреевская богадельня
icon
В 1803 году Московское купеческое общество обратилось к императору с просьбой обустроить "богадельный дом"
Андреевская наб., дом 2, строение 1
Площадь ГагаринаЛенинский проспект
star-icon
3.8
audioGuideОткрыть аудиогид
Дом-музей А. Н. Островского
icon
Дом-музей А. Н. Островского на Малой Ордынке — характерный образец небольшого деревянного московского особняка XIX века.
ЦАО, Ордынка М. ул., дом 9/12, строение 6
ТретьяковскаяНовокузнецкая
4
Дом жилой, XVII-XIX вв.
icon
В Старосадском переулке, д. 9, стр. 1 расположено кирпичное здание, выходящее фасадом в переулок, хорошо известное всем исследователям истории Москвы, любимая многими «Историчка» - Государственная публичная историческая библиотека.
ЦАО, Старосадский пер., дом 9, строение 1
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид
Жилой дом А.В. Остроумовой
icon
Название местности, где расположен дом, восходит к слободе московских воротников – караульных, охранявших городские и крепостные ворота. Вплоть до XVIII века в их обязанности входило отпирать и запирать на ночь городские ворота в Кремле, Китай-городе и Белом городе.
ЦАО, Воротниковский пер., дом 10, строение 2
Особняк Н.В. Урусовой, 1900 г.
icon
Одноэтажный особняк под номером 16 в Денежном переулке был выстроен в 1900-м году по проекту архитектора Треймана, с отступом от красной линии переулка. Фактически на красную линию выходит только парадный вестибюль здания, а основной объем уходит вглубь владения.
ЦАО, Денежный пер., дом 16, строение 1
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид
Введенский народный дом
icon
Некоторые искусствоведы в шутку называют здания в таком стиле «слоновым ампиром»
star-icon
3.6
audioGuideОткрыть аудиогид
Дом М. С. Щепкина
icon
Дом на улице Щепкина (бывшей 3-й Мещанской улице) – единственное сохранившееся обиталище великого актера, здесь прошли последние четыре года его жизни
Щепкина ул., дом 47, строение 2
Проспект Мира (кольцевая)Проспект Мира (радиальная)
star-icon
3.6
audioGuideОткрыть аудиогид
Историческое захоронение А.А. Бахрушина
icon
Ваганьковское кладбище, Сергея Макеева ул., д. 15, уч. 2
Улица 1905 года
5
Музей-студия Радиотеатра
icon
г. Москва, пер. Овчинниковский Б., д 17 стр 1
ТретьяковскаяНовокузнецкая
Музей-квартира М.М. Плисецкой
icon

Филиал Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина

ул. Тверская, д. 25/9, кв. 31, подъезд №2
ПушкинскаяТверскаяЧеховская
5
Особняк С.К.Морозова
icon
Самым интересным элементом стиля модерн в этом доме является кованый навес над крыльцом.
ЦАО, Гороховский пер., дом 14
star-icon
3.2
Большая Сухаревская площадь
icon
Некогда самая, пожалуй, шумная площадь.
пл. Большая Сухаревская
Сухаревская
Улица Малая Ордынка
icon
Здесь проходила дорога в Золотую Орду.
Улица Малая Ордынка
ДобрынинскаяТретьяковская
Замоскворечье
icon
Этот уголок старой Москвы прекрасно описан здешним уроженцем, великим русским драматургом А.Н. Островским, прозванным «Колумбом» Замоскворечья.
район Замоскворечье
Улица Воронцово Поле
icon
Некоторое время эту улицу в шутку называли Вогау-штрассе.
Улица Воронцово Поле
Чкаловская
Софийская набережная
icon
Название набережной дано по церкви св. Софии Премудрости Божией.
Михайловский сад
icon
Единственный общедоступный парк в Замоскворечье.
между улицами Бахрушина и Татарской