Царская Москва во второй половине XVI в.-2

Царская Москва во второй половине XVI в.-2

Вторая половина XVI в. пришлась на период правления Ивана IV Грозного и его сына Фёдора I Иоанновича.
star-icon
3.1

Информация о периоде

В 1547 г. Московский князь Иван IV Грозный был венчан на царство в Успенском соборе Московского Кремля и принял царский титул из рук митрополита Макария. В годы его правления Москва стала столицей Российского царства.

Территория и география Москвы


Васнецов А. Московский застенок. Конец XVI века  

Территория города сильно уступала современной площади столицы. Её центром продолжали оставаться Кремль с прилегающим к нему районом Китай-города. К концу столетия Москва значительно увеличилась: к ней были присоединены территории Земляного города и Белого города. Белый город включал такие районы, как Занеглименье (то есть располагавшийся за рекой Неглинной), Кулишки и Кучково поле – современные территории Лубянской площади, Сретенки, Маросейки, Покровки и некоторых других улиц. Земляной город проходил по линии современного Садового кольца: он существовал и раньше, но только в 1593 г. был включен в состав города. Белый город и Земляной город – это были крепостные стены столицы.

Во второй половине XVI в. в Москве были построены новые дома, хозяйственные постройки и церкви: стены Белого города (, собор Покрова на Рву (Собор Василия Блаженного – по имени святого, похороненного на этой территории), церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в бывшем селе Дьякове (сейчас это юг Москвы), колокольня церкви Георгия Победоносца в Коломенском, собор Донской Божией Матери, храм Никиты Мученика на Швивой горе за Яузой (сейчас это Таганский район). В эту эпоху была сооружена гигантская Царь-пушка – всемирно известный памятник русской артиллерии. В городе заработала первая русская типография, которая располагалась на Никольской улице.

Население столицы состояло из представителей разных сословий: в ней проживал царь, его приближенные, представители некоторых княжеских родов, боярство, духовенство, ремесленники, торговцы и простые холопы – слуги богатых господ. Всего в Москве проживали около 100 тысяч человек (в наши дни примерно такую же цифру составляет число жителей района Хамовники).

Знаменательным событием эпохи Ивана Грозного было учреждение Московского патриаршества. Первым русским патриархом был избран Иов. Это событие было неслучайным: Москва претендовала на главную роль в христианском мире и даже называлась современниками «третьим Римом» (после классического Рима, павшего от рук варваров, и Константинополя – столицы прекратившего существования Византийского государства). В Средневековье такие идеи были очень распространены, ведь считалось, что вся власть в государстве имеет божественное происхождение, и статус Москвы в подобном случае повышал её авторитет в глазах современников.

Иван IV Грозный стремился к объединению всей власти в своих руках. Для этого он ожесточенно боролся с боярами и знатью (и даже создал «государство в государстве» – Опричнину: опричники чинили всякий произвол и боролись с теми, кто выступал против власти царя). Для того, чтобы устранить любое неповиновение царь покинул столицу, обосновался в Александровской слободе (современный город Александров в Подмосковье) и начал требовать от знати полного подчинения. 


Ремезов А.В. Александровская слобода 

На короткий период (1565-1581 гг.) Москва фактически перестала быть столицей русского государства. Царь вернулся в город только в 1581 г., когда многие из представителей знати были уже казнены. Иван Грозный снискал славу очень жестокого и страшного человека, поэтому его и прозвали «Грозным».

Вторая половина XVI в. – это время раздоров и войн. В 1547 г. в Москве вспыхнуло восстание горожан против княжеского рода Глинских, которых обвиняли в случившемся раннее пожаре. В 1571 г. на город совершил набег крымский хан Девлет-Герай, который хотел вернуть земли (Астраханское и Казанское ханства), захваченные ранее Иваном Грозным. Москвичам удалось отразить этот набег, но крымский хан успел поджечь город.

Трагичные события не прошли даром для Москвы. К сожалению, многие постройки того времени не сохранились до наших дней (во многом из-за многократных пожаров, ведь многие дома были сооружены из простого дерева), но мы можем почитать встретить их описания в воспоминаниях современников, увидеть их на древних схемах и рисунках.

В годы царствования Ивана Грозного и его сына Фёдора Москва превратилась в столицу не просто княжества, как было ранее, а крупнейшего на континенте Русского царства. Этот город являлся важнейшим культурным, религиозным и торговым центром. В Москве проживал сам царь, в ней происходили знаменитые Земские соборы, на которых принимались общегосударственные решения (например, на нём был принят сборник законов «Судебник») и церковные собрания. Именно в столицу чаще всего приезжали иностранные гости, которые посещали знаменитые московские ярмарки и торжества.

Сельское хозяйство

В XVI столетии Москва была торгово-ремесленным городом. Большинство населения столицы было занято изготовлением различных предметов и торговлей. Но из-за того, что в те времена не все продукты можно было купить в лавках, многие москвичи должны были сами заботиться о богатстве своего стола. Вот, что вспоминали о ней современники: «Почти все дома имеют при себе отдельные сады, как для пользования овощами, так и для удовольствия» (то есть для отдыха – прим. авт.). Москвичи занимались не только садоводством, но и огородничеством. Некоторые из них держали свой скот.

Горожане выращивали капусту (ее часто солили на зиму), свеклу, репу, морковь, огурцы, лук, редис и чеснок – это были те овощные культуры, которые возделывались на этой территории столетиями. А вот картофель и томаты появились на столе москвичей намного позже. Из садовых культур наиболее распространенными были яблоки, сливы, смородина, вишня и крыжовник. Фрукты и ягоды не всегда съедались сразу, а часто сушились на зиму, из них варили различные морсы, квасы или изготовляли сладкую пастилу.

Мясо – довольно редкий гость на столе простого московского ремесленника. Но все же некоторым горожанам удавалось держать в своем скромном хозяйстве кур и гусей, а в летний период ловить рыбу в реках.

В Москве не было пригодных для хлебопашества территорий (они и вовсе отсутствовали в черте города), поэтому муку для хлебобулочных изделий привозили из окрестных земель. Мука, которую использовали для выпекания хлеба, была различных видов: и ржаная, и ячменная, и овсяная. Москвичи умели готовить из неё вкусный хлеб, пирожки, калачи и расстегаи.

Промышленность

Ко второй половине XVI в. в Москве было налажено промышленное и ремесленное производство. Но если ремёсла имели многовековую историю и древние традиции, то промышленное производство было относительно новым явлением. Промышленность зависела от государственной казны, то есть была на службе у царя и его приближенных. В городе было несколько слобод, объединявших людей, близких по роду занятия: жители Новой Кузнецкой слободы занимались кузнечным производством, в Бронной слободе изготовлялись защитная амуниция и бронь, в Кадашёвской – деревянная утварь и т.д.

Москва была знаменита оружейным производством и артиллерийским делом. В столице было налажено изготовление пушек, стрелкового и огнестрельного оружия. Производство оружия было связано с металлобработкой (в особенности с производством железа) и литейным делом. В Монетном дворе на Неглинной улице отливались церковные колокола и пушки. Там же изготовлялись монеты из золота и серебра: рубли, денги (так назывались серебряные монеты, которые чеканили в Москве, Новгороде и некоторых других городах; позже их вытеснили копейки) и копейки.

Конечно, промышленность периода правления Ивана Грозного была далека от современной: ещё не было крупных фабрик и заводов, а весь процесс производства был ручным или с привлечением самых простых механизмов. Тем не менее, в это время было налажено производство мебели, посуды, льняного масла, а также бумаги. Изготовление бумаги было особенно важным, так как с 1560-х гг. в Москве начали печатать первые книги, тираж которых был больше, чем у рукописных.

В XVI столетии Москва была одним из самых крупных в Русском царстве центров производства и ремесла. В городе работали крупные предприятия – Оружейная палата, Пушечный двор и Суконный двор.

Торговля и сфера услуг

Во второй половине XVI в. Москва являлась крупнейшим торговым центром.

В столице российского государства существовало множество торговых рядов, а главная торговая площадь располагалась на территории Китай-города. До наших дней сохранились некоторые сведения о тех товарах, которые можно было купить на московских рынках (или как их еще называли «торгах»): здесь были и хлеб, и калачи, и рыба, и ветчина, и мёд, и квас, капуста, лук, чеснок и многое другое. Московские торговцы предлагали покупателям сапоги, предметы одежды, сукно, мех. Словом, имея достаточно средств редкий человек уходил с торгов без покупок.

Городской рынок был центром торгово-ремесленной деятельности всей столицы. К нему вели все магистральные улицы города: Никольская, Ильинка, Варварка… На этих улицах часто располагались лавочные помещения и дворы, в которых могли остановится приезжие гости.

В Москве можно было купить не только местную продукцию, но и зарубежную (например, персидские ковры или расписные шёлковые ткани). О частых приездах иностранных гостей свидетельствовало наличие Английского двора в Китай-городе, который принадлежал английским купцам. Помимо англичан известны сведения о торговых связах московских купцов с армянами, турками и греками.

Городские власти прилагали немалые усилия к тому, чтобы торговля в Москве была чётко организованной. Все ряды имели свои названия (по названию той продукции, которую на них можно было купить): Тележный ряд, Коробейный ряд, Свечной ряд и многие другие. Нак

онец, не все части города считались пригодными для ведения торговли: по старой традиции самые дорогие лавки находились на территории Китай-города, а самые дешёвые – в пригородах.

Финансы

Во второй половине XVI века основными денежными средствами Русского царства распоряжался лично царь, в чьем ведении была государственная казна. Основными средствами поступления денег в казну были различного рода пошлины (например, в Москве был отдельный налог на соль) и выплаты в пользу «государева двора», которые ложились тяжёлым бременем на простых москвичей. Другим источником царского дохода являлись выплаты, которые он получал с собственного участка земли как помещик (а это было не менее 36 дворов!). Этот участок был населен «служилыми людьми» – армией и администрацией, подчинявшихся лично царю. Денежные средства царь тратил по своему усмотрению: нередко пренебрегая общественными интересами, он то и дело скупал предметы роскоши для своего двора.

Незадолго до начала царствования Ивана Грозного в Русском государстве была проведена денежная реформа. Её суть заключалась во введении стандарта чеканки московской монеты (помимо Москвы свою монету чеканили в Новгороде). В столице существовал свой Монетный двор, но в Средние века изготовлением денег занимались и частные ремесленники: желающий мог принести мастеру слиток, а чеканщик принимался делать из него монету. Чаще всего монеты были из серебра или меди, а бумажных денег в то время еще не существовало. На московских рынках можно было видеть, как покупатели расплачивались алтынами, копейками и денгами (так назывался один из видов монет). На монетах был изображен всадник с саблей, который символизировал царя. Позднее это изображение начали связывать с образом Святого Георгия Победоносца.

Деньги имели важное значение в экономике города: ими выплачивали зарплату, платили налоги, на них покупали еду и товары.

Социальная структура и занятость


Строительство собора Василия Блаженного. Миниатюра Лицевого летописного свода  

По оценкам современников, Москва во второй половине XVI века  насчитывала более 40000 домов, в котором проживали около 100 тысяч человек. Подавляющую часть населения города составляли торговцы и ремесленники (их называли «чернью», «чёрными людьми»), наименьшую часть – крупное купечество, боярство и духовенство. В Москве также проживали служилые люди и холопы, которые составляли в большинстве своем боярскую челядь и выполняющие самую разную работу.

Часть городского населения Москвы («посадские» люди, то есть те, кто проживал за пределами Кремля и Китай-города) обладала особыми правами, так как участвовала в деятельности Земского собора. Верхушкой этого слоя населения являлись так называемые «гости», суконники и смольняны, освобожденные от посадского тягла (специального сбора, который уплачивался всеми посадскими людьми), пользовались некоторыми привилегиями (например, их судили не бояре, а казначеи), исполняли всякие «государевы службы» и участвовали в царских торжествах.

Торгово-ремесленное население города объединялось в многочисленные слободы, принадлежавшие боярам или монастырям. Некоторые слободы носили старинные названия, связанные со своей специализацией (Гончарная, Бронная, Кожевники), другие – с теми городами, с которыми Москва имела торговые взаимоотношения (Ржев, Новгород, Дмитров).

Москва являлась средоточием политической и экономической жизни. Это был один из крупнейших городов не только Московского царства, но и всей Европы.

Социальные конфликты


Неврев Н.В. «Опричники» 

Во второй половине XVI в. Москва являлась центром политической жизни всего государства. Власть принадлежала царю, который иногда советовался с приближенными ему боярами и даже созывал Земские соборы для решения особо важных вопросов, но в целом управлял страной единолично.

Общественные столкновения, которые возникали в годы правления Ивана IV Грозного, были связаны с его борьбой за право единоличной власти во всем государстве. Ему противостояли древние княжеские роды (например, род Глинских) и представители боярства. Подозрительный от природы, царь не хотел терпеть неповиновение и поэтому принял решение о создании так называемой «Опричнины» - специально выделенной земли, обслуживающей царские нужды (а всю остальную землю называли «земщиной»). В Москве такими землями стали улица Арбат, переулок Сивцев Вражек и часть Никитской улицы. Опричники  уничтожали дома и убивали всех неугодных царю людей или тех, кто не хотел подчиняться его политике. Это было поистине жестокими действиями, в ходе которых пролилось немало крови.

Массовые казни, передел земель и постоянные ссоры между боярами и князьями привели к ослаблению всего государства, которое не смогло противостоять внешним врагам: в 1571 г. Москва была сожжена крымским ханом Девлет-Гиреем, воспользовавшись тем, что опричное войско просто не явилось на войну. После этого события Иван Грозный принял решение об отмене опричнины и начале более мирной политики.

Общества, сообщества, субкультуры


Плешанов П. Иван IV и протопоп Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года 

Во второй половине XVI в. в Москве не было большого числа организованных сообществ.

В политической жизни примечательным был узкий круг лиц, приближенный лично царю Ивану Грозному. Эту группу называли «Избранной Радой» и в неё входили такие личности, как князь Андрей Курбский, духовник царя протопоп Сильвестр и молодой деятель А.Ф. Адашев. Возглавляемая царём, эта группа фактически правила государством в 1550-е гг., когда Иван Грозный ещё не чувствовал себя достаточно сильным, чтобы начать править единолично.

Вероятно, что в среде московской знати существовали и какие-то другие группировки, но нам о них мало что известно.

Другие собрания людей – это купеческие союзы. Очень часто купцы, торговцы и ремесленники объединялись в зависимости от того, в какой области они работали. В Москве было создано много слобод, в которых проживали группы гончаров, чеканщиков, суконщиков и других ремесленников.

Наконец, нельзя не упомянуть и о другой стороне жизни города – религиозной. До середины XVI столетия в Москве проживали так называемые «иосифляне» и «нестяжатели». Люди, которые спорили между собой о вопросах церковной земельной собственности и устройстве монашеской жизни.

Быт и досуг

Во второй половине XVI века быт москвича во многом зависел от того, к какому сословию он принадлежал. Самые богатые горожане (бояре и князья) жили в просторных палатах, состоящих из двух и более этажей. В их домах можно было увидеть красивые изразцовые печи и искусно оформленную обстановку. Ремесленники и торговцы проживали в общих домах, в которых была деревянная утварь, мало отличавшаяся от крестьянской. Бедные холопы могли ограничиться одной лавкой и скромным количеством личных вещей.

Улицы средневекового города были очень узки: редкая улочка была шире 10-15 м. Москвичи передвигались по городу с помощью лошадей: зимой они садились в сани, а летом – в колёсные телеги.

Большую часть своего времени ремесленники работали: ковали различные предметы из железа, пряли сукно, изготовляли деревянную посуду – словом, занимались своим ремеслом. Торговцы стояли около своего товара и зазывали прохожих купить у них что-нибудь – мед, хлеб, калачи, мех, одежду или что-либо еще. Духовенство было занято церковными делами, а представители немногочисленного высшего слоя проводили дни на «государевой службе».

Москвичи успевали не только работать, но и отдыхать! Одной из главных особенностей столицы был обязательный послеобеденный сон, в который погружался весь город. В этот момент закрывались торговые лавки и затихала деловая купеческая жизнь.

В Москве устраивались шумные ярмарки и празднества, на которые съезжались жители соседних городов. Такие ярмарки сопровождались песнями, плясками и всеобщим весельем. На центральных площадях и улицах угощали блинами, мёдом и квасом. В праздничные дни в Москве можно было увидеть выступления скоморохов, уличный кукольный театр или поучаствовать в традиционных спортивных соревнованиях (перетягивании каната, стрельбе из лука, состязании в беге и многом другом).

Спорт

В средневековой Москве были распространены разнообразные физические упражнение и игры на свежем воздухе. Жители города состязались в силе, ловкости и выносливости во время праздничных гуляний, ярмарок или по выходным дням.

Москвичи любили исполнять акробатические трюки и прыжки, они фехтовали на шпагах и пиках, метали различные предметы на дальность и устраивали забеги на скорость. Особенно излюбленным занятием для горожан было закаливание: москвичи купались в холодных водоемах, обливались водой после бани или обтирались снегом, стоя прямо на улице, чему немало удивлялись иностранные гости.

Во второй половине XVI в. в Москве еще не была налажена специальная система подготовки бойцов на случай войны. Но некоторые горожане умели хорошую физическую форму: стреляли из лука, владели саблей и знали, как удержаться в седле.

Важным явлением в жизни средневековой Москвы была охота за дикими зверями, которую устраивали в окрестностях города. Охота была уделом обеспеченных людей. Как правило, знать устраивала охоту на кабанов, медведей, лосей и более мелких животных, а иногда отправлялась на соколиную охоту, во время которой для ловли добычи привлекались прирученные хищные птицы.

Транспортная инфраструктура

В XVI в. транспорт Москвы был слабо развит. Основным способом передвижения москвичей оставался гужевой транспорт, то есть такой транспорт, в котором в качестве тяги выступала сила животных. Москвичи использовали силу лошадей.

Лошадей впрягали летом – в телеги, а зимой – в сани. У богатых горожан были свой двор с лошадьми и телегами, у москвичей среднего достатка было их куда меньше, а бедные москвичи были вынуждены передвигаться пешком или просить довести их до пункта назначения за отдельную плату.

Упряжки с лошадьми можно было увидеть на основных магистралях города: улицам Никитская, Покровка, Ильинка, Варварка и многим другим. По маленьким улочкам было очень трудно передвигаться, ведь они были не более 10 м в ширину. Никакого другого способа передвижения по суше в те годы не существовало

Основной водной артерией города оставалась Москва-река. Именно по этой реке сплавлялись крупнейшие суда, как Русского царства, так и зарубежных гостей. Корабли того времени были парусными или гребными, а их скорость передвижения при этом была совсем невелика.

Военная инфраструктура

За время правления Ивана Грозного Русское царство участвовало сразу в нескольких войнах и походах. Постоянные военные конфликты вынуждали власть совершенствовать обороноспособность страны.

Главным событием того времени можно считать организацию регулярной армии – стрелецкого войска. Царь издал специальный указ, по которому 3000 человек должны были жить в Воробьевской слободе и в случае необходимости сразу же отправиться на войну. Для содержания воинов был введен новый налог для горожан. Стрелецкое войско было основой регулярной армии Российского государства, в то время как остальные её части (например, дворянская конница) формировались только во время угрозы войны.

В 1556 г. Иван Грозный издал указ, согласно которому помещики должны были являться на службу в полной экипировке, с оружием, провизией и, главное – они должны были предоставить по одному воину с каждых 50-ти десятин своей земли. При этом служба становилась наследственной.

Городские власти были озабочены организацией охраны столицы от вражеских набегов. В любое время суток Москва охранялась посадскими людьми, для которых это было сторожевой повинностью.

Статус и символика

Во второй половине XVI в. Москва была столицей Российского царства. В ней проживало много людей – ремесленников, торговцев, купцов и бояр. В столице проживал и сам царь: сначала Иван IV Грозный, а затем – его сын Фёдор I.

В годы правления Ивана Грозного Москва приобрела новый статус. В 1547 г. впервые в истории царь был венчан на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Москва перестала быть столицей Московского княжества и стала главным городом Российского государства.

В годы правления Фёдора Иоанновича произошло одно из важнейших событий в религиозной истории города. В 1589 г. было учреждено патриаршество на территории всей страны (до этого московский митрополит подчинялся византийскому патриарху), а первый русский патриарх Иов обосновался в Москве. Столица мыслилась «третьим Римом» после Рима, павшего от рук варваров и Константинополя, не выдержавшего турецкого нашествия (оба города считались самыми главными в истории христианской религии). Учреждение патриаршества в Москве придало особый статус этому городу.

В Москве Иван Грозный и Фёдор Иоаннович чеканили монеты с главной символикой Русского царства. На них был изображен так называемый «всадник-змееборец» (в дальнейшем эту чеканку посчитали иллюстрацией битвы Георгия Победоносца со змеем (или драконом) – символом языческой веры, а самого святого – покровителем города). Эту фигуру отождествляли с личностью царя. Также московские цари скрепляли самые важные документы печатью, на которой был изображен двуглавый орёл – один из самых древних символов в истории человечества.

Органы управления

Во второй половине XVI в. Москва являлась столицей Российского государства, во главе которого находился царь. Он единолично правил страной и принимал важнейшие политические решения. Его власть была ни чем не ограничена, и лишь в некоторых случаях он обращался к ближайшим советникам из числа приближенных ему бояр: так, в 1549 г. Иван Грозный осуществил ряд реформ, опираясь на мнение «Избранной Рады» – временно действующей группы лиц, состоящей из митрополита, княжеской знати и боярства.

В Москве, как в столице, действовала приказная система, решения которой распространялись на всё государство.  Приказы – это органы власти, в ведении которых были либо какие-то определённые сферы (например, существовал Печатный приказ), либо территориальные области (например, Казанский приказ). В эпоху Ивана Грозного насчитывалось около 20 приказов (некоторые из них были временными), которые были официально закреплены в Судебнике 1550 г.

Городское население (так называемые «посадские люди») пользовались особыми правами и даже участвовали в самоуправлении. Во главе горожан стояли так называемые «большие наместники», которые отвечали за порядок в городе и вершили суд, и «третные наместники», которые ведали частью городских пошлин.

Главным средоточием власти (помимо высшей царской власти) являлся Земский собор: этот собор проходил на Земском дворе (сейчас это место, на котором расположен Государственный исторический музей). Земский собор судил провинившихся, разбирал случаи незаконной продажи вина и пива, разрешал частные случаи нарушения дисциплины и прочее.

Законодательство

Законодательство Москвы периода правления Ивана IV Грозного и его сына Фёдора касалось самых разных областей жизни общества. Многие из законов той эпохи распространялись не только на столицу, но и на все государство.

Самым крупным сводом законов этого периода был «Судебник». Этот документ был принят на Земском соборе в 1549 г., а окончательно утвержден годом позже. «Судебник» содержал важнейшие решения относительно феодально-вотчинного землевладения (отныне помещик не мог выкупить некогда отчужденную у него землю, что привело к изъятию феодальной собственности у части бояр) и положения крестьян, которым теперь разрешалось уходить от одного помещика к другому только один раз в году – в Юрьев день (26 ноября).

Другой важнейший документ эпохи – это «Стоглав». «Стоглав» (от «сто глав») был сборником предписаний и норм в обществе. Он определял некоторые церковные порядки, обличал расточительство духовенства, запрещал даже мирянам стричь бороды и т.д.

В эпоху Ивана Грозного были приняты законы, определяющие порядок комплектования армии, проведения местного суда и многие другие акты.

Градостроительная политика

Одной из главных бед средневековой Москвы были частые возгорания: только в XII-XVI вв. она пострадала от 30 пожаров! Долгие столетия город сгорал в них дотла, ведь многие постройки были сооружены из простого дерева и разрушались за считанные минуты.

При Иване IV Грозном было решено, что эффективным способом борьбы с пожарами должно стать каменное и кирпичное строительство. Для этого им был учрежден Каменный приказ. Этот приказ отвечал за изготовление стройматериалов, их подвоз к месту постройки и организацию рабочей силы. И действительно, во второй половине XVI в. была возведена кирпичная крепостная стена Белого города, которая проходит по границе современного Бульварного кольца.


Успенский собор Московского Кремля 

Конечно, строительство из более прочных материалов не вытеснило более дешевое, деревянное. Как и прежде, на месте сгоревших зданий выстраивались новые: так, в деревянных домах жили купцы, которых Иван Грозный перевёл из посадов в Китай-город, стрелецкое войско, многие представители знати, да и сам царь в 1565 г. отстроил себе дворец из дерева – так называемый «Опричный двор».

Во второй половине XVI в. постоянный рост населения привел к обширной застройке вне стен Кремля и прилегающего к нему Китай-города. В западной части города (относительно Никитской улицы) располагались монастыри, церкви, дворы бояр и знати. Восточная часть города была более бедной, но от этого не менее густо населенной: в ней проживали торговцы и ремесленники.

В целом, современники отмечали, что Москва эпохи Ивана Грозного и его сына Фёдора была «прекрасным и большим, главным городом Московии… <…> куда приезжают в большом числе туземные и иностранные купцы <…> и ведут большую торговлю многими превосходными товарами…» (из книги «Описание путешествия» австрийского посла Николая Варкоча).

Гражданское общество. Идеология


Репин И. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года 

Иван IV Грозный был очень жестким правителем, который стремился  к неограниченной власти во всем государстве. На протяжении десятилетий он боролся с боярами и князьями за это право и для того, чтобы быть более уверенным в своих силах разрабатывал собственные представления о характере царской власти. Иван Грозный считал, что власть самодержца (которым он себя и считал) имеет божественное происхождение, и поэтому не должна быть никем и ничем не ограничена.

Среди ближайшего окружения царя встречались такие люди, как князь Андрей Курбский и известный публицист своего времени Иван Пересветов. Пересветов критиковал взгляды Ивана Грозного и считал более верным создать такое управление, во главе которого стоял не только царь и верные ему слуги из числа дворян – «воинники». Князь Курбский предлагал царю править в согласии со всеми сословиями (не только дворянством, но еще духовенством и крестьянством), которые бы могли высказываться по тому или иному вопросу на специальном собрании.

Иван IV не прислушивался к чужим идеям и считал, что мог чинить любой произвол (в том числе и самый кровавый), за что его и прозвали «Грозным». Такая политика не оставляла места для внимания к нуждам и интересам простых горожан.

Войны


Икона «Благословенно воинство Небесного царя» (в честь победы над Казанью в 1552 г.) 

В период правления Ивана IV Грозного и его сына Фёдора Московское царство участвовало сразу в нескольких войнах. Так, Иван Грозный воевал с Астраханским и Крымским ханствами, участвовал в Ливонской войне и войне со Швецией. Фёдор Иоаннович также воевал со шведами.

Войны с Астраханским и Казанским ханствами были затеяны Иваном Грозным с целью присоединения этих территорий к российскому государству. Для царя это было особенно важно, потому что эти земли были осколками некогда могущественной Золотой Орды – так жестоко разорившей русские княжества. Русские цари не раз пытались подчинить себе Казанское ханство, жители которого совершали грабительские набеги на Московское государство. Однако окончательное присоединение этих земель произошло лишь в 1552 г. По этому случаю в Москве был воздвигнут главный собор Красной площади – Собор Василия Блаженного.

После взятия Казани царь решил завоевать соседнее Астраханское ханство. В силу слабости местных властей город Астрахань был взят без боя в 1556 г., а само ханство незамедлительно присоединено к Московскому государству. Таким образом, Ивану Грозному удалось уничтожить последние государства, некогда входившие в состав Золотой Орды, а также получить выход к Каспийскому морю и горам Кавказа.

Другое направление внешней политики российского царства – северо-западное. Иван Грозный долгое время воевал с прибалтийскими государствами за право более выгодных условий провоза московских товаров в европейские государства. Эта война, названная «Ливонской», была поистине затяжной и вовлекла в боевые действия не только Ливонию (территории современной Латвии и Эстонии), но также Швецию и Данию. К сожалению, итоги этой войны были неутешительны для Московского царства: оно было разорено и вынуждено покинуть северо-западные территории.

Последующая вслед за Ливонской войной русско-шведская война (1590-1595 гг.) позволила вернуть России утерянные раннее территории и укрепиться вблизи Балтийского и Северного морей.

Образование


Литовченко А.Д. «Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею» 

Во второй половине XVI в. Москва являлась не только политическим и религиозным центром, но  в эпоху правления  Ивана IV Грозного и его сына Фёдора, но и тем местом, где можно было получить образование.

В течение долгого времени образованным человеком считался тот, кто владел грамотой: умел читать и писать. В Средневековье  крупнейшими центрами образования оставались монастыри. В них хранились древние рукописи. Представители духовенства  переписывали книги и обучали грамоте некоторых представителей городского населения, из которых получались профессиональные чтецы, певцы и писцы. Книги, по которым можно было научиться читать, чаще всего являлись богослужебными (евангелия, служебники, молитвословы, сборники церковных песнопений и т.п.), но иногда в библиотеках того времени встречались различные повести, легенды и сказания.

В Москве, как культурном центре страны, работал специальный Посольский приказ. Этот приказ занимался переводами книг с немецкого, латинского, польского, турецкого и татарского языков. Обучение иностранным языкам было особенно важным, ведь город часто посещали зарубежные гости.

Интерес к литературе и иностранным языкам проявлялся и у отдельных бояр: известно, что у некоторых из них были довольно внушительные библиотеки. Сам царь Иван Грозный скорее всего тоже владел обширным собранием книг, однако его библиотека считается утерянной.

Наконец, важно отметить такое крупное событие той эпохи, как начало русского книгопечатания в 1553 г. Составление печатных книг осуществлялось быстрее, чем переписывание литературы от руки, и позволяло распространять грамотность на большее широкие слои населения.

Московское образование
не было чётко организованным. Обучение происходило на дому. Многие секреты
ремесленного мастерства передавались по наследству от отца к сыну.

Наука


План Земляного города – 1638 

Во второй половине XVI в. стремительно развивались знания в самых разных научных областях. Во-первых, Москва разрасталась и нуждалась в знатоках строительного и инженерного дела. Во-вторых, в городе то тут, то там заболевали горожане, которые нуждались в медицинской помощи. В-третьих, москвичи постоянно совершенствовались в ремёслах и производстве. Наконец, постоянные войны привели к необходимости налаживать производство оружия и развивать военное дело. Ещё с конца XV в. в Москве существовал Пушечный двор, который изготовлял пушки.

Развитие артиллерии привело к прогрессу не только в металлообработке (а значит, и в знании химических процессов), но и математике, ведь воинам требовалась точность в определении цели и расстояния до противника. Помимо математики, развивалась астрономия и география, появились первые географические карты (например, «Чертёж всему Московскому государству»). В домах образованных москвичей можно было найти книги, посвящённые биологии и медицине (так называемые «травники» и «лечебники»), в редких случаях на полке можно было увидеть «Азбуковник» - специально созданный сборник толкований иностранных слов, расположенных в алфавитном порядке. В Московском царстве была распространена практика переводов иностранных научных трактатов по арифметике, геометрии и другим предметам. Наконец, в эпоху царствования Ивана Грозного было изобретено книгопечатание, центром которого была столица.

Живопись и графика


«Нападение хана Девлет-Гирея на Москву» (Миниатюра Лицевого летописного свода) 

Живопись эпохи Ивана Грозного и его сына Фёдора Иоанновича всецело подчинялась церкви и государству. Это означало, что картины писались преимущественно на религиозные темы или такие темы, которые возвеличивали личности царя, митрополита и патриарха (то есть высшую власть в государстве). В живописи существовали определённые каноны, по которым следовало писать картины, а в середине столетия даже были утверждены специальные трафареты, по которым следовало писать лики святых и художественные композиции.

В то же время мастера живописи постепенно начинали отходить от строго установленных сюжетов и стали уделять внимание сюжетам из истории Московского царства и некоторых других государств (например, Византии). Так, художники обращались к темам принятия христианства и венчания Владимира Мономаха.

Только в редких случаях живопись того времени была представлена в виде отдельных картин. Большинство из работ – это настенные росписи каких-либо зданий: Благовещенского собора Московского Кремля, Золотой палаты Кремлевского дворца и т.п. Если же обращаться к картинам, то одной из главных являлась картина под названием «Церковь воинствующая», которую специально написали по случаю присоединения Казанского ханства к территории Московии. На этой картине было изображено торжественное шествие русского войска во главе с Иваном Грозным, а среди его воинов можно было узнать древнерусских князей и святых (Бориса и Глеба, Александра Невского, Дмитрия Донского), которые жили в более раннюю эпоху. Идеей такой картины было возвеличивание царя и победы его войска над Казанским ханством.

Декоративно-прикладное искусство

Во второй половине XVI в. Москва стала крупным центром декоративно-прикладного искусства. Как торгово-ремесленный город, столица была заполонена мастерами, занимавшимися ювелирным делом, изготовлением посуды и росписью икон.

Царь Иван IV Грозный лично покровительствовал искусству и вкладывал средства в его развитие. Так, например, на его деньги был сделан золотой оклад на иконе Андрея Рублёва «Троица». А вообще же московские мастера славились лучшей чеканкой по золоту и серебру, украшавшей различные священные предметы и мебель.

В эпоху Ивана Грозного мастера расшивали драгоценными камнями царскую одежду: здесь были и редчайшие камни времён Древнего Египта, и особо ценные изумруды, и рубины, и сапфиры. Многообразие камней попадало на платье из самых разных уголков мира!

Церковная утварь и посуда различных слоёв общества отличались между собой: так, царское окружение имело именную посуду, выполненную из золота и серебра; более бедные люди пользовались предметами, выполненными из олова и меди; малоимущее население – деревянной посудой.

Московские умельцы достигли большого успеха в искусстве чеканки, работы с эмалью и драгоценными камнями. Они передавали свои секреты мастерства из поколения в поколение и снискали славу по всей стране.

Литература

Знаменательным событием царской эпохи Ивана IV Грозного являлось открытие первой русской типографии на Никитской улице в Москве. В 1564 г. была напечатана первая книга «Апостол».


Фрагмент Московского Апостола 

Конечно, из-за того, что подавляющее число грамотного населения не только столицы, но и всего русского царства не умело ни читать, ни писать, а центрами обучения грамоте оставалась церковь, все первые печатные книги, в основном, были духовными (например, книга «Часовник» с текстами молитв и песнопений).

В то же время появлялись книги светского содержания: например, «Домострой» – сборник предписаний на все случаи жизни (о семейном быте, приготовлении пищи и т.д.), сочинения писателя Ивана Пересветова «Человеколюбие», «Описание пути от Москвы до Царьграда» путешественника Трифона Коробейникова, статьи-заметки о длительности дня и ночи Ивана Рыкова.

Религиозные книги или книги с авторским сюжетом – это одно из наследий эпохи. Но до наших дней дошли еще и такие интересные тексты, как переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (приближенным царя) и даже английской королевой Елизаветой I!

Религия


Титульная страница Стоглава 

В XVI в. в религиозной жизни Москвы произошли два важнейших события. Первое из них – это Стоглавый собор, который проходил в Успенском соборе Московского Кремля в 1551 г. В соборе приняли участие сам царь Иван IV Грозный, представители знати и духовенства: Московский митрополит Макарий, архиепископы из Твери, Смоленска, Ростова и многих других городов. Собор длился несколько месяцев и принял ряд решений. Например, он запретил мужчинам брить бороды и усы, предписывал креститься двумя пальцами, разоблачал расточительство церковных служителей и содержал многие другие пункты, касающиеся жизни в монастырях. Нормы этого документа действовали до середины XVII века.

В XVI веке прошло и другое важное событие – учреждение Патриаршества в Москве (до этого момента русское духовенство сильно зависело от Константинопольского Патриарха). Первым Московским Патриархом был назначен Иов. По замыслу русских мыслителей, Москва должна была считаться «Третьим Римом» – центром христианского православного мира после «вечного города» Рима («Первого Рима») и Константинополя («Второго Рима»).

Архитектура


Собор Василия Блаженного 

Москва во второй половине XVI века – это небольшой город, центром которого являлся Кремль (иначе его ещё называли «детинцем»). Современные постройки Кремля были сооружены несколько ранее, но именно в эпоху Ивана IV Грозного был возведен один из самых красивых московских соборов – собор Василия Блаженного на Красной площади.

К Кремлю прилегала территория Китай-города. Этот район был заселён знатью, так как купцы, проживавшие на этой земле ранее, перебрались в Замоскворечье, а ремесленники – в район Зарядье. Примечательным было расширение города сначала до Белого города, а затем – до Земляного (нынешнее Садовое кольцо). В 1592-1593 гг. была сооружена крепостная стена вокруг города и ров, отделяющий город от прилегающих к нему земель.

К сожалению, большинство построек этого периода возводились из дерева и поэтому часто горели (только в XVI в. Москва пережила три страшных пожара!). Но и сегодня мы можем видеть некоторые постройки тех лет: церковь Усековения главы Иоанна Предтечи на юге Москвы, колокольня церкви Георгия Победоносца в Коломенском, собор Донской Божией Матери, а также храм Никиты Мученика в районе Таганки. Кроме того, в Кремле можно увидеть гигантскую Царь-пушку – всемирно известный памятник артиллерии XVI в. Наконец, власти обнесли городские укрепления каменной стеной (на ее месте теперь Бульварное кольцо).


Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове 

Конечно, о большинстве сооружений той эпохи мы можем только догадываться. До нас частично дошли схемы, описания и упоминания о тех или иных постройках в литературных произведениях эпохи.

Живопись и графика

Во второй половине XVI века архитектура определяла и стимулировала творчество художников и мастеров-прикладников. Они следовали зодчим, расписывая и обустраивая храмы и монастыри и наполняя их необходимой утварью. Едва ли не главный смысл всех храмовых декораций составляла идея собирания русских земель в единое государство. Средствами живописи пропагандировались и истолковывались официальные концепции отечественной истории, венчание Ивана IV Грозного на царство, взятие Казани.

Церковные Соборы 1547, 1549 и 1551 годов обогатили иконографию почти тридцатью новыми общерусскими святыми, ранее бывшими местночтимыми. На Соборах 1551 и 1554 годов вопросы художественной культуры и, в частности, изобразительного искусства, были предметом специального обсуждения. Согласно принятым документам, предписывалось писать иконы и книги по «священным правилам», под которыми подразумевались Правила Вселенских Соборов, были определены и регламентированы темы, сюжеты и эмоциональная трактовка образов. Искусство было призвано подкреплять и прославлять первого «венчанного самодержца», вступившего на престол Русского государства.

Идеологом самодержавной власти был митрополит Макарий. Он сделал все возможное, чтобы подчеркнуть «богоизбранность» московского государя, исконность его прав на престол. Идеологию единодержавства должны были отражать письменные источники эпохи, в первую очередь летописи, книги царского родословия, так же предполагалось обратиться к созданию посвященных этому событию произведений изобразительного искусства. В этот период рождается так называемая «грозненская школа» живописи, которая охватывает собой чуть более трех десятилетий второй половины XVI века.

Это были годы, богатые произведениями искусства, с новыми характерными качествами и иконографическими приемами.

«Грозненскую» живопись отличает замысловатость композиции, её дробность, нарастание орнаментальности и декоративности, сложные многофигурные построения, иногда даже слишком перегруженные.

Иначе трактуется и человеческий образ. Его значимость передается жестами, позами, силуэтами. Появляются иконы-трактаты, повествующие о тех или иных событиях. Повествовательное начало окончательно преобладает над эмоционально-созерцательным. Сложные «бытийские» и исторические сюжеты становятся основными.

Главным местом сосредоточения новых идей стал Московский Кремль. Сюда по царскому вызову съехалось множество художников из Новгорода, Пскова, Смоленска, Звенигорода и пр. Это произошло по причине страшного московского пожара 1547 года, погубившего большую часть столичных построек.

В их числе летописи называют кремлевский Благовещенский собор с фресками Феофана Грека, Прохора с Городца и Андрея Рублева. До последнего времени исследователи считали стенопись и иконостас «Андреева писма Рублёва» Благовещенского собора дошедшими до наших дней в оригинале, однако, после реставрации 1984 года мнение было пересмотрено. Доказано, что сохранившаяся благовещенская живопись относится к середине XVI века и лишь частично сохраняет фрески начала XV века. По сравнению с эпохой Дионисия и его последователей композиция фресок дворцового храма явно перегружена и по содержанию и по художественному воплощению. Она многослойна, с дробными архитектурными формами. Зримые образы в росписи собора приобретает важнейшая установка этого времени – происхождение царского достоинства российских правителей от киевских и владимирских князей, которые, в свою очередь, наследуют его от византийских императоров.

         Не менее важное место занимала идея возвеличения военных действий Ивана Грозного. Его военные выступления рассматривались как религиозные войны в защиту неприкосновенности христианского государства от неверных. Блистательным образцом произведения нового типа является икона «Благословенно воинство небесного царя» (Государственная Третьяковская галерея), которая вызывает вполне конкретные исторические ассоциации, и, по мнению исследователей, посвящена взятию Казани в 1552 году.

         В середине 1551 года Иван Грозный приступает к поновлению Успенского собора. Купол, обгоревший во время пожара, покрывают позолотой, под шатровой сенью устанавливают «мономаший трон», известный под названием «царского места». На створках царского места в четырех клеймах располагается повествование о венчании Владимира Мономаха на княжество регалиями, присланными императором константинопольским. Нижние рельефы так же посвящены Мономаху. Спустя некоторое время перед «царским местом» устанавливается и икона «Благословенно воинство небесного царя».

Вершиной художественных работ в Кремле, проходивших после пожара 1547 года, стала роспись Золотой палаты – одного из парадных помещений великокняжеского дворца. И хотя стенопись Золотой палаты безвозвратно погибла в 1752 году, подробная опись фресок, сделанная в 1672 году Симоном Ушаковым, дает ясное представление об её структуре и содержании.

В 1560-х годах расписывается кремлевский собор Чудова монастыря (уничтожен в 1929 году). Пять предварительно снятых фрагментов сейчас хранятся в Государственном Историческом музее и музее Андрея Рублева в Москве. Разностильные росписи собора Чудова монастыря говорят о том, что в художественных работах принимали участие мастера – приверженцы разных направлений живописи. Одни образцы («Христос, расслабленный и Архангел») принадлежат руке незаурядного мастера, сторонника экспрессивной манеры письма; другие (композиция «Явление Архангела Михаила») в какой-то мере предвосхищают объемную трактовку конца XVI – начала XVII века, третьи написаны последователями дионисиевских традиций, чьи изображения отличались мягкостью и изысканностью.

Разностилье росписи собора Чудова монастыря свидетельствуют о сложных процессах и поисках, которые велись в этот период в русском изобразительном искусстве.


Автор статьи: Латышева Ольга Ивановна

Декоративно-прикладное искусство

Древнерусское лицевое шитьё («живопись иглой») – вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в Древней Руси. Оно сформировалось под непосредственным влиянием Византии и достигло на Руси необычайного расцвета.

Что же такое – лицевое шитьё?

Лик – это термин, имеющий множество значений. Лицевое шитьё – это лик-изображение и лик-образ, воплощенные живописными средствами в декоративно-прикладное изделие со священным изображением, иконой.

Важнейшими особенностями этого вида искусства являются материал и техника. Изображение создается нитью на служащей фоном ткани.

До начала XVIII века это драгоценные ткани из стран Востока и Западной Европы: тафта, камка, парча (алтабас и аксамит), бархат, атлас. Все дорогие привозные ткани на Руси носили название паволок. Особо мастерицы ценили аксамит (древнерусское название от греческого «экзамитон», что означает «шестинитчатый») – драгоценную ткань ручного производства, затканную по шелковому фону орнаментом из пряденой серебряной или позолоченной нити имеющему цвет, фактуру и узор.

Для прочности под ткань подкладывалась основа – домотканый холст. Единственным инструментом служила игла, а роль красок выполняли шелковые (реже шерстяные и льняные), серебряные и золотные (то есть позолоченные) нити. Шелковая нить была некрученой и разной степени крутки. Серебряная и золотная нити могли быть волочеными (в виде тончайшей проволочки) и прядеными (обвитыми вокруг шелковой или хлопчатобумажной основы).

Именно качества ткани фона, вид нитей и техника шитья и создают художественный образ. Но все эти материалы, имеют ограниченные изобразительные возможности: трудно добиться перетекания тонов, исключена цветовая многослойность, сложно преодолеть жесткость металлических нитей и т. д. По этой причине лицевое шитье плоскостное, светотеневые моделировки или отсутствуют или графичны.

16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. А 3 февраля сыграли свадьбу с Анастасией Романовной Захарьиной-Романовой. Союз с нею если и не смягчил сразу буйный характер царя, то подготовил его дальнейшее преображение. На протяжении тринадцати лет брака царица оказывала на Ивана смягчающее влияние, родила ему сыновей.

Царица Анастасия была талантлива: прекрасно вышивала, рукодельничала. Именно ей принадлежит заслуга открытия в России первой златошвейной мастерской, где за одним столом трудились жены и бояр, и стрельцов, и купцов, замеченные в искусстве «пяличного дела».

В общественном сознании XVI века целостность государства была неразрывно связана с единством политическим, религиозным, культурным. После проведения в России ряда реформ (конец 1540-1550-е гг.), направленных на создание новой системы мироустройства и миропонимания, «Домострой» был принят как идеал социального, нравственного и хозяйственного развития семьи. Согласно его Уставу вышивание считалось не только одной из добродетелей женщины, но ставилось в один ряд с благочестием. Именно рукоделие требовало молитвенной сосредоточенности и имело особое значение в духовной жизни русских женщин. В трудах над священными изображениями оформлялась идея служения Богу.

Рукоделию придавалось тем большее значение, чем выше было положение семьи в общественной иерархии. Идеалом святых жен в соответствии с церковными и народными представлениями служили благоверные княгини, а потом и царицы. Среди русских святых немало женщин, которые прославились не только праведностью и истинной верой, но также и активным социальным служением. Именно идея служения, созвучная святости и закреплённая в – «Домострое» – нашла отражение в деятельности мастерской Анастасии Романовны.

Особенностью лицевого шитья, вышедшего из царицыных светлиц (после 1547г.) и сохранивших некоторые стилистические черты произведений предшествующей эпохи, было поистине царское обилие золота, серебра, жемчуга и драгоценных камней, применявшихся в изготовлении большинства изделий. Для мастерской свойственно преобладание шелкового шитья: по крупноузорчатой камке в орнаментальных нимбах святых использовались золотные пряденые нити, драгоценные камни и металлические дробницы, а жемчужное шитье употреблялось только в каймах.

Основным направлением деятельности царских светлиц было рукоделие для церкви. Произведения, вышитые в этих мастерских, – покровы, пелены, антиминсы, – отличаются характерными стилистическими особенностями.

Самые выдающиеся памятники: надгробные покровы святителя Ионы, митрополита Московского, преподобных Кирилла Белозерского, Никиты, столпника Переяславского, плащаница с редкой композицией несения Тела Господа Иисуса Христа ко гробу, хоругви и подвесные пелены с изображениями Богоматери, Св. Троицы, святых Димитрия Солунского, Никиты Воина, завеса царских врат с изображением Господа Иисуса Христа Великого Архиерея с предстоящими Богоматерью, св. Иоанном Предтечей и с избранными святыми на каймах (Хиландарский монастырь, Афон), отправленная царем в числе даров в 1555 году афонским старцам, просившим, чтобы «государь пожаловал взял в царское свое имя монастырь их Хиландар», – отличает особая «историчность» – связь с государственными событиями или с жизнью царской семьи. По свидетельству вкладных надписей в них нашли отражение моления о наследнике престола, о победе русского воинства в походах Иоанна Грозного на Казань, идеи утверждения самодержавия московского государя, его богоизбранности и царственного покровительства православным народам.

Мастерицы XVI века в своем стремлении достигнуть особой пышности и богатства в большом количестве употребляют золотые нити, жемчуг и различные драгоценные камни. Золото теперь применяется не как самостоятельное цветовое пятно, в сопоставлении с другими цветовыми пятнами, а как драгоценный материал, который добавляется к шелковым цветным нитям. К концу века шелк начинает терять свою красочную индивидуальность, а золото в шитье принимает оттенки того цвета, с которым оно сочетается. Мягкие шелковые нити, смешанные с металлическими, становятся жесткими, и ими уже нельзя прошивать ткань насквозь. Поэтому их натягивают рядами поверх материи и прикрепляют к ней стежками другой шелковой цветной ниткой (шитье «в прикреп»). Стежки, расположенные в определенном порядке, дают многообразные узоры, и в этом мастерицы достигают изумительного совершенства.

Помимо мастерской Анастасии Романовны, в столичном лицевом шитье середины XVI века существовала мастерская Евфросинии Старицкой, жены Андрея Старицкого, претендента на царский престол.

Творчество мастерской княгини Евфросинии Старицкой, работы которой датируются 1558–1566 гг., стало вершиной лицевого шитья XVI в. Эти произведения оказали большое влияние на шитье второй половины XVI–XVII вв., особенно плащаницы 1561 и 1565 гг., вложенные Евфросинией в Троице-Сергиев монастырь, Успенский собор Московского Кремля и в Кирилло-Белозерский монастырь. В них соединились эмоциональная напряженность, пластическая выразительность образа с высокой декоративностью отдельных деталей и произведения в целом.

Автор статьи: Латышева Ольга Ивановна 

Музыка

Музыкальная жизнь

Начало данного исторического периода связано с напряжением в обществе, что не могло не отразиться и на развитии музыкальной культуры. Стоглавый собор 1551 г., определивший содержание и характер реформ Ивана IV, вновь поднял тему борьбы со скоморошеством в Москве. Этим же документом было определено и обязательное изучение церковного пения в начальной школе, что свидетельствует о всеобщности музыкального образования. Неистребимость и популярность скоморошеского искусства была подтверждена самим Иваном Грозным, который в 1571 г., спустя 20 лет после издания Стоглавого собора, производит массовый набор скоморохов для выступлений при дворе.

В данный исторический период при дворе продолжает действовать государева Потешная палата. В 1589 г. царица Ирина, жена царя Федора Ивановича, получила в подарок от английской королевы Елизаветы I орган и вирджинал (клавесин), что говорит о продолжении развития традиции светской музыки. Царь Борис Годунов, в период своего правления, специально выписывал из-за границы европейские музыкальные инструменты.

Автор статьи: Лариса Геннадьевна Чуракова

Источник: Москва: Энциклопедия / Гл. ред. С.О. Шмидт. Сост.: М.И. Андреев, В.М. Карев. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. – 976 с.: ил.

Автор статьи: Наталия Раздина
Распечатать статью