Информация о периоде
К концу 1940-х сделано было многое: город обстроился, восстановил производство гражданских товаров и подтвердил свой статус центра машиностроения и текстильного производства. На прилавках постепенно появлялись предметы ширпотреба, дефицит которого в первые послевоенные годы так раздражал жителей столицы. В 1947-м наконец-то отменили карточки и провели денежную реформу. Потом регулярно понижали цены. В общем, можно было жить, пусть и без шика. Перед уставшими за неделю тружениками открывали свои двери клубы и кинотеатры, библиотеки, парки отдыха и стадионы. Энтузиазм был приметой времени: все боролись за звание «лучшего»: «лучший продавец», «лучший строитель», «лучший дворник» и т.п.
Москва обрела новый статус – она теперь была не просто столицей СССР (молодой страны), а столицей «Великой Руси», о которой пелось в государственном гимне образца 1944 года. Из века в век несла она на своих плечах бремя власти, выдвигая страну в ранг мировых держав. За ней стоит огромная историческая традиция. Этот статус воплощен в архитектуре той поры – сталинском ампире, стиле одержавших победу, упивающихся своим триумфом. Упоение это несут на своих шпилях, протыкающих небо, сталинские высотки и украшающие их обелиски.
Послевоенную Москву ждало два больших праздника – 800-летие города и 70-летие Иосифа Сталина. Оба были отпразднованы торжественно, но без помпы, которая была не к лицу городу тружеников, почитающих скромность за добродетель. Оба праздника широко освещали столичные газеты, держащие монополию в стране – «Правда», «Известия», «Труд» и др.
В 1951 году был принят новый градостроительный план сроком на десять лет. Согласно ему, новостройки должны были оживить такие районы, как Измайлово, Черемушки, Октябрьское поле, Текстильщики и т.п. Это были помпезные многоэтажные дома, так похожие на жилища древних римлян (разве что в окнах теперь стояли стекла). Именно такими зданиями были застроены районы Ленинского проспекта и Фрунзенской набережной. «Страна жила обычной жизнью, - пишет искусствовед Ольга Зиновьева, - но при этом в разных параллельных мирах: реальном, с бесперебойным высококачественным производством и очередями в магазинах, и сказочно-эпическом, о котором постоянно говорили, слагали песни и который вреде бы строили. Победные арки в жилых домах, вузах, больницах и дворцах культуры представлялись вратами в тот, другой мир, соединяющими пафос с реальностью уличной сутолоки. Говоря о смысловом наполнении послевоенной сталинской архитектуры можно безошибочно сказать, что это – песнь победе, гордость и уверенность за страну. Очень эмоциональный и приподнятый стиль возобладал, несмотря на огромные затраты и разрушенную экономику. Сложно себе представить, каким образом находились средства, чтобы возводить огромные колонны и арки в то время, когда, когда целые города и села лежали в руинах и миллионы нуждались в простом крове».
Однако грандиозным планам не суждено было сбыться: в марте 1953-го не стало И. Сталина. Вместе с ним в прошлое ушли все градостроительные планы, которые сменили прожекты Никиты Хрущева, столь склонного к минимализму и оставившему по себе память миллионными тиражами неказистых домов, получивших его имя. Настала другая эпоха, со своими героями и антигероями, со своей либеральной мифологией, заметно не похожей на ту, которой жило фронтовое поколение.