Москва периода либеральных реформ

Москва периода либеральных реформ

В столице в период с ноября 1989 по май 1990 г. состоялась решительная и последняя избирательная схватка московского городского комитета КПСС с Московским объединением избирателей и новым, оказавшимся довольно мощным избирательным блоком «Демократическая Россия» (ДР). Последняя олицетворила собой объединенные силы демократической оппозиции.
star-icon
3.6

Информация о периоде

После выборов 1990 г. создалась критическая ситуация для Московского горкома КПСС, который до этого являлся монопольно властной структурой в столице. Демократическая оппозиция в Москве приобрела возможность опираться на государственные ресурсы, которыми ранее владел только МГК КПСС. Используя свое политическое преимущество, «Демократическая Россия», обладая 292 мандатами (60%), 18 апреля 1990 г. на первой сессии Моссовета нового созыва избрала председателем Моссовета своего представителя - московского профессора-экономиста, одного из «прорабов перестройки» и интеллектуального лидера демократического движения Гавриила Харитоновича Попова. Удалось достигнуть компромисса по кандидатуре на пост председателя Мосгорисполкома. Им стал назначенный незадолго до этого исполняющим обязанности главы исполнительной власти, заместитель председателя и руководитель Мосгорагропрома Юрий Михайлович Лужков. Ю. М. Лужков не выделялся до этого своей политической активностью, сохраняя нейтральные политические позиции. Не без трудностей, в атмосфере нетерпимости к тому, чтобы руководящие посты в Мосгорисполкоме занимали «номенклатурщики-аппаратчики», Гавриилу Харитоновичу Попову удалось выдвинуть Лужкова на пост председателя Мосгорисполкома. МГК КПСС создал депутатскую группу «Москва», объединившую 90 человек (23% мандатов), возглавил ее второй секретарь МГК КПСС Валерий Шанцев. В число основных политических депутатских групп нового Моссовета вошли «Независимые депутаты» (50 мандатов - 15%) во главе с Игорем Круговых, в большей мере ориентированные на группу «Москва», и группа «Отечество» (4 мандата- 1 %). В итоге в столице установилось реальное двоевластие и двоецентрие. Тем более что большинство министров и сам союзный кабинет были еще подконтрольны ЦК КПСС, а от их отношения зависело довольно многое, в том числе финансирование и ресурсное обеспечение столицы. Руководителями силовых ведомств Москвы продолжали оставаться централизованно назначаемые чиновники. Существенными в этот период оказались кадровые преимущества МГК КПСС и его навыки практического аппаратного и хозяйственного управления. Более того, по мере приближения осени 1990 г. и соответственно нормативных сроков завоза сельхозпродуктов в Москву без опоры на опытные кадры, в первую очередь аппарата МГК КПСС, с проблемами городского хозяйства справиться было не просто. Между тем город продолжали сотрясать «хлебный», «табачный», «водочный» кризисы. На грани гибели оказался выращенный урожай: не удалось в срок обеспечить закладку овощей на зиму. Была парализована работа многих служб городского хозяйства. Демократический Моссовет до конца года так и не смог овладеть хозяйственной ситуацией в городе, которая усугублялась тем, что и состав Моссовета оставался неутвержденным. В известной мере деморализованными оказались исполкомовские кадры, тяжело пережившие жесткую критику пришедших к власти в столице демократов и угрозы увольнения за принадлежность к аппарату либо к КПСС. Оставались фактически не разделенными сферы компетенции в системе управления городом. Не было ясности в том, что ожидает городские структуры в 1991 г., поскольку в ноябре не были утверждены городской план и бюджет. За очень короткий срок МГК КПСС фактически потерял контроль над московским телевидением и радио, поскольку назначение их руководителей перестало зависеть от партийных органов и перешло в ведение Моссовета. Подавляющее большинство московских газет и журналов (включая и центральные издания) выступали с антикоммунистических позиций. Единственной газетой, оставшейся за МГК КПСС, была «Московская правда». Основные усилия первого секретаря МГК КПСС Юрия Анатольевича Прокофьева и его команды оказались нацеленными на реализацию стратегических задач - сохранить партийное имущество в полном объеме и удержать под контролем партии пост Президента СССР. В спешном порядке МГК КПСС была разделена собственность районных Советов и партийных органов. Это касалось административных зданий, находившихся в совместном (долевом) ведении. Демократическая оппозиция, ставшая партией власти после победы на местных выборах в Москве, в лице «Демократической России» и Московского объединения избирателей провела целый ряд консолидационных мероприятий, стремясь не растерять достигнутое политическое и властное преимущество. «Московская политическая программа» демократов включала обязательное проведение в 1991 г. реформы городского управления. С этим проектом выступил председатель Моссовета Г. Х. Попов, направивший в январе 1991 г. открытое письмо народным депутатам Моссовета и райсоветов, а также всем москвичам «Об укреплении в г. Москве демократически избираемой исполнительной власти и демократического порядка». Дальнейший ход политических событий в Москве развивался не в пользу КПСС. М. С. Горбачев и Кабинет Министров В. С. Павлова попали под разгромную критику в прессе за январский обмен 1991 г. 50- и 100-рублевых купюр. «Демократической оппозиции» удалось еще более усилить политический нажим на правительство и лично Горбачева после неудачной попытки ввода чрезвычайного положения в Прибалтике. Практически всю весну политическая инициатива в столице принадлежала «Демократической России», сумевшей провести ряд крупных митингов и создавшей штаб поддержки шахтеров, выступивших за уход в отставку Горбачева и нового союзного Кабинета Министров. Именно в это время, используя политико-психологическое преимущество, команда Ельцина и парламентская группа «Демократической России» добились принятия на съезде народных депутатов РСФСР решения о выборах президента России 12 июня 1991 г. Московская группа «Демократической России», воспользовавшись референдумом 2 марта о не¬обходимости сохранения СССР, провела опрос москвичей о целесообразности выборов мэра столицы и получила поддержку. Выборы мэра были назначены на тот же день, что и президентские выборы. «Демократическая Россия» одержала крупную политическую победу над МГК КПСС, и главным образом потому что последнему не удалось противопоставить эффективную контрпропаганду данной инициативе. Состоявшиеся 12 июня выборы президента России и мэра столицы привели к еще одной победе «Демократической России». Б.Н. Ельцин победил в Москве с большим отрывом от остальных кандидатов. Г. Х. Попов и Ю. М. Лужков были избраны соответственно мэром и вице-мэром столицы. Политическая победа ельцинской политической группы в Москве была закреплена путем принятия целой серии решений по коренному изменению характера управления городом и соответственно прав распоряжения городской собственностью и бюджетом. В результате появились уникальные функции мэра столицы, которыми никогда московский городской голова, он же в советское время первый секретарь МГК КПСС, не обладал. Значительное число московских чиновников - руководителей различных городских структур - все более стали склоняться к поддержке Г. Х. Попова и Ю. М. Лужкова, оказавшихся реальными хозяевами города. Монополия КПСС на власть ушла в прошлое. Изменилось и построение руководящих органов Советов. Теперь и в Московском городском, и в районных Советах избирались Президиум во главе с председателем Совета и Исполнительный комитет во главе с председателем Исполкома. Действительно, в течение лета 1991 г. прошло преобразование системы административного управления Москвой. Одним из первых был ликвидирован Мосгорисполком. Вместо него было создано Правительство Москвы во главе с вице-мэром Юрием Лужковым. Мэр Попов сосредоточил в своих руках распорядительные функции, в то время как правительству были переданы все основные исполнительные функции. Решениями Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. мэр получил исключительное право формирования городских органов управления, как территориальных, так и отраслевых. В результате реформы городского административно-территориального управления были фактически ликвидированы прежние 33 района города. На их месте возникли 10 административных округов во главе с префектами, которые, в свою очередь, делились на 124 муниципальные округа (на базе бывших городских микрорайонов) во главе с супрефектами. После этой реорганизации районные Советы народных депутатов фактически «повисли», не имея под собой адекватной им по территориально-административному делению структуры. Моссовет оказался оттесненным на второй план политической жизни города, хотя за ним остались право отмены решений мэра, преодолеваемое квалифицированным большинством голосов, и ряд иных прав нормотворческого характера. Согласно постановлению Моссовета «О мэре города Москвы и порядке его избрания» от 29 апреля 1991 г. в сфере компетенции республиканских органов мэр оказывался подведомственным Президенту Российской Федерации, в сфере компетенции местных органов - Моссовету. Последний своим решением ограничил право мэра распоряжаться землей и городской собственностью. За представительным органом власти столицы осталось также право выражения недоверия мэру в случае нарушения им законов РСФСР и решений Моссовета. Кроме того, мэр не имел права распускать Моссовет и районные Советы народных депутатов, изменять административно-территориальное деление города. Таким образом, в столице сформировался основной узел противоречий между представительной властью и главой исполнительной власти, которые позже, в 1993 г., переросли в открытый конфликт. В результате острого конфликта Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина с большинством съезда народных депутатов и Верховного Совета России (21 сентября — 4 октября 1993 г.), вызвавшего вооруженное противостояние в Москве, деятельность российского парламента была пресечена. Подверглась удару и вся система Советов. Что касается Московского городского и районных Советов столицы, то их полномочия были прекращены по указу Б.Н. Ельцина № 1594 от 7 октября 1993 г. Функции городского Совета в какой-то степени восприняла избранная в декабре 1993 г. Московская городская дума. Районные советы были упразднены без правопреемников. 28 июня 1995 г. Московская городская дума приняла Устав города Москвы – Основной закон столицы. В положении о районах города Москвы Устав констатировал: «Районы – территориальные единицы города Москвы, образуемые с учетом исторических, географических, градостроительных особенностей соответствующих территорий, численности населения, социально-экономических характеристик, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры, возможностей решения местных вопросов в интересах населения районов». Статья 18 Устава – «Административные округа» - определяла: «Административные округа – территориальные единицы города, образуемые для административного управления соответствующими территориями, координации деятельности администрации районов, территориальных подразделений и служб отраслевых органов городской администрации, осуществления контроля за исполнением правовых актов города». Органы управления округа: префектура и районные управы.

Территория и география Москвы

В августе 1994 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел в 29 муниципальных округах столицы блиц-опрос с целью выявления мнений москвичей. Результаты его показали, что в целом москвичи согласились с идеей вернуть исторические названия центральной части города: «за» проголосовало 58%, «против» - 28%. 25 октября 1994 г. Правительство Москвы приняло постановление «О возвращении исторических наименований, присвоении новых наименований и переименованиях московских улиц», подтверждающее все произведенные в течение 1990-1993 гг. Президиумом Моссовета. переименования более 150 улиц, переулков, площадей города.

Этим решением восстанавливалась историческая справедливость - возвращались две трети старых названий улиц в пределах Садового кольца, по существу, исторических памятников, рассказывающих об истории, географии, культуре города. И это было сделано не в ущерб Москве советской, ибо ее карта вмещает ныне около четырех тысяч улиц и переулков, в названиях которых отражены многие стороны жизни советского общества, в то время как возвращенные имена улиц составляют всего 3% от общего числа топонимических московских названий. Помимо прежних названий московским улицам возвращался и их исторический облик. Благодаря усилиям реставраторов москвичи заново открыли для себя Остоженку и Тверскую, Никольскую и Моховую.

Современная Москва - многомиллионный, раскинувшийся на десятки километров город-гигант, в котором древние кварталы и районы новостроек пронизаны стремительными ритмами ХХ в.

Промышленность

В 1990-х гг. без решения коренных вопросов структурных изменений в базовых отраслях экономики, без формирования соответствующей рыночной среды, без высокотехнологичного труда и завоевания собственной ниши на внешнем рынке Москва, как и вся страна, не могла выйти из критической ситуации с промышленностью.

Московскому правительству к середине 1990-х гг. не удалось существенным образом профинансировать отрасли, составляющие градообразующую основу столицы. Его главные усилия были направлены на поддержание функционирования хозяйственно-бытового комплекса города. Между тем московский капитал все более сосредоточивался в сфере обращения, отделяясь от производственной сферы; обострялся и инвестиционный кризис.

Торговля и сфера услуг

Что касается самих рынков, то их насчитывалось в столице 217 (33 - сельскохозяйственных, 14 - крупных городских, 89 - малых муниципальных, 81 - мелкооптовый). В середине 1990-х гг. на 185 московских рынках проводились те или иные работы по реконструкции и модернизации.

В начале 1990-х гг. в Москве появилась динамично развивающаяся сеть предприятий быстрого питания «Русское бистро», к сентябрю 1997 г. она имела в городе 21 стационарную торговую точку и около сотни передвижных.

Финансы

В 1991-2000 гг. в Москве предусматривалось формирование единого фонда для финансирования научно-технических и градостроительных программ общегородского значения, был введен постоянный экологический мониторинг.

Значительные городские инвестиции были переброшены на программу «Конверсия», обеспечение местной энергетической программы на период до 2000 г. Правительство Москвы приступило к расширению объемов ремонта городских дорог и магистралей. Были введены в эксплуатацию пять АТС в новых микрорайонах, продолжено строительство линий метро.

Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций, при поддержке федерального правительства и президента, развивалась в рамках таких проектов, как строительство заводов по производству кондитерских и хлебобулочных изделий, пива, прохладительных напитков, табачных изделий. Зарубежные инвестиции вкладывались в развитие деловой инфраструктуры столицы в рамках международного сотрудничества (строительство Международного делового центра, Бизнес-центра, Гостинично-делового центра, создание технополиса в Зеленограде и свободной экономической зоны в аэропорту «Шереметьево-2»), в расширение материально-технической базы туризма.

Перечисленные проекты инвестиций не были совершенно новыми. Работа над ними началась еще в 1988-1991 гг., т.е. при коммунистическом руководстве. Однако правительству Ю. М. Лужкова досталось самое сложное - довести эти проекты до практической реализации.

Безусловно, такие программы требовали известной политической лояльности со стороны московской администрации к президенту лично и правительству в целом.

В 1990-е гг. весьма эффективными оказались усилия мэра и возглавляемого им правительства по превращению столицы в кредитно-финансовый и торгово-посреднический центр России и СНГ. Самые значительные финансовые ресурсы страны сосредоточились почти исключительно в 1000 московских банках. Поощрение Ю. М. Лужковым развития в Москве инфраструктуры валютного и фондового рынка привело к тому, что Москва оказалась вне конкуренции по сравнению с остальными регионами.

Более того, московские банки поставили под свой контроль финансовые и фондовые рынки большинства регионов.

Вместе с тем подобная активность московского финансового сообщества вызвала серьезное недовольство со стороны российской региональной элиты, обвинившей московские банки и Правительство Москвы в финансовой дискриминации областей и республик.

Другой, не менее значимой стороной деятельности московского мэра, имеющей стратегическое значение, была борьба за право проведения Москвой приватизации по собственной схеме, отличной от федеральной модели, внедряемой вице-премьером правительства, руководителем федеральной программы приватизации А. Б. Чубайсом. Апогеем нового витка обострения разногласий с руководством Госкомимущества по принципиальным вопросам приватизации стало распоряжение мэра в середине 1994 г. о приостановке проведения в столице приватизационных мероприятий. Острая конфликтная ситуация разрешилась фактически в пользу города. Москве было разрешено проводить приватизацию по своей схеме.

Столь значительное увеличение властных и финансовых ресурсов московской команды Ю. М. Лужкова не устраивало часть лиц из президентского окружения. Большой конфликт произошел в декабре 1994 г., когда служба безопасности президента России блокировала здание московской мэрии (бывшее здание СЭВ) на Краснопресненской набережной, где находится также центральный офис группы «Мост», и опубликовала сообщение о том, что проводится оперативное расследование по делу о коррупции в среде высших московских чиновников. В результате лишились своих постов без согласования с Ю. Лужковым руководители столичной контрразведки Е. Савостьянов, московской милиции В. Панкратов и прокурор Москвы Г. Пономарев. В конечном итоге Ю. М. Лужкову удалось ликвидировать конфликт, опираясь на поддержку президента Ельцина, но его личное положение в течение двух-трех месяцев оставалось под угрозой.

Весной 1994 г. Правительство Москвы предприняло ряд акций, заранее согласованных с финансовыми и коммерческими структурами города и направленных на накопление бюджетных, в том числе валютных, средств Москвы.

Частичную помощь городским властям в содержании неприбыльных сфер инфраструктуры (например, образования) призваны оказывать все юридические лица столицы, занимающиеся по уставу коммерческой деятельностью.

Для них с 1 марта 1994 г. были введены обязательные сборы в размере 1%, которые взимаются с фактически начисленного предприятиями и организациями годового фонда оплаты труда. От уплаты сбора освобождались только образовательные учреждения, предприятия и организации, в которых более 50% работающих составляли пенсионеры и инвалиды, а также специализированные предприятия, оказывающие ритуальные услуги, и детские подростковые клубы.

С целью непосредственного пополнения бюджетных, в том числе валютных, средств города была разработана местная туристическая инфраструктура, а также апробирована технология налогового сбора с финансовых и предпринимательских структур. Зимой 1994 г. Московская городская дума приняла внесенный мэром правовой акт о введении в городе туристского сбора и сбора со сделок по купле-продаже валюты. Дума постановила ввести на территории Москвы с 1 января 1994 г. городской туристский сбор за сутки пребывания в гостиницах, кемпингах, гостевых домах с иностранных граждан-туристов (кроме граждан СНГ), посещающих город самостоятельно, а с 1 января 1995 г.- и организованно, т.е. в составе туристских групп, делегаций и т.п. Этим же постановлением с 1 марта 1994 г. было решено ввести сбор со сделок по купле-продаже валюты, совершаемых на биржах, в размере 0,1 % от суммы сделок.

Опорными финансовыми структурами московской мэрии и правительства в течение 1993-1994 гг. был ряд коммерческих банков, которые после упорной борьбы в апреле 1994 г. стали специальными уполномоченными банками правительства столицы, в их числе: «Менатеп», Мост-банк, «Национальный кредит», Технобанк, «Столичный» и «Орбита».

В 1995 г. в Москве находилось около 1000 коммерческих банков, примерно 500 филиалов, в которых оборачивалось 60% финансового капитала России и на которые приходилось 90% валютного оборота, более 60 торговых, фондовых бирж, несколько десятков крупнейших торговых домов, риэлтерских фирм (суммарно они только в 1995 г. провели свыше 1 млн. 700 тыс. торговых операций, в то время как в 1993-м - только 133 тыс.), больше двух тысяч страховых компаний и другие финансовые структуры.

В 1997 г. по предложению Государственной комиссии по подготовке празднования 850-летия основания Москвы для создания льготных условий инвесторам, участвующим в реализации Комплексной программы благоустройства и реконструкции территории города в 1994¬1997 гг., финансовым органам было дано право предоставлять отсрочки платежей в бюджеты субъектов Федерации в пре-делах текущего финансового года и на срок не более шести месяцев.

В период 1991-2000 гг. Москва действительно стала финансовым сердцем России и смогла привлечь различные политические и экономические организации, стремящиеся завоевать серьезные позиции в различных сферах деловой активности.

Социальная структура и занятость

В 1990-е гг. довольно низкий по сравнению с московскими ценами уровень доходов москвичей не позволял обеспечить достаточных налоговых поступлений в бюджет.

В результате реформ произошло изменение доли доходов по труду в общем объеме доходов населения, что привело к потере определяющего значения заработной платы в структуре доходов. В Москве уже к 1995 г. и затем уже по всей России шел опережающий рост среднедушевых доходов населения, который вызвал превышение его уровня над размером среднемесячной заработной платы. В столице доходы от различных видов деятельности, не связанных с производством, стали преобладать. В конце 1995 г. среднедушевые доходы уже превысили среднемесячную заработную плату более чем в два раза. Доходы по труду сравнялись с социальными выплатами и за последние три года упали с 58 до 25%. Доходы от финансово-кредитных операций, продажи иностранных валют, предпринимательской деятельности, напротив, увеличились с 30 до 68 %6.

В целом для Москвы к 1996 г. сложилась весьма полярная структура доходов разных категорий населения. По данным исследования Отдела региональных проблем Министерства экономики РФ, 47% жителей столицы находились за чертой бедности, в то время как по России - 27%. Среднедушевые доходы наиболее обеспеченных слоев населения превышали доходы наименее обеспеченных в 31,6 раза (в 1993 г.- в 13,7 раза).

Вместе с тем население столицы в своей массе ориентировалось на расширенные возможности получения доходов, которые в силу своей специфики предоставляла столица ее жителям, по крайней мере тем, кто желал вести активную экономическую деятельность или работать.

Именно эти настроения предопределили поддержку населением президента РФ Б. Н. Ельцина и мэра  Москвы Ю. М. Лужкова.

Социальные конфликты

В 1990-е гг. в общественном мнении образ мэра Москвы Ю. М. Лужкова и его правительства формировался в основном за счет двух прямо противоположных источников: с одной стороны, средств массовой информации, выступающих в поддержку акций «отцов города», с другой - резко критических выступлений в оппозиционной печати, а с недавнего времени и в ряде федеральных проправительственных изданий по поводу «распродажи столицы» и других «неправедных деяний» Ю. М. Лужкова. Однако начиная с середины 1995 г. авторитет мэра стали признавать практически все основные политические силы в столице и волна огульной критики сошла на нет.

Широкую поддержку у жителей Москвы нашли, в частности, инициативы столичного руководства, направленные на наведение порядка в городе, регламентирование уличной торговли, а также меры, нацеленные на снижение криминогенного фона, на борьбу с организованной преступностью, и прежде всего с иногородними криминальными преступными группировками, которые вызывали особую тревогу москвичей.

Быт и досуг

В 1991-2000 гг. правительство Москвы уделяло постоянное внимание оздоровлению экологической обстановки, вопросам культуры, образования и спорта.

В 1990-е гг. во всех административных округах проводилась напряженная работа по высадке деревьев и кустарников, благоустройству дворовых территорий. Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства создало более 113 тыс. кв. м цветников, провело декоративную обрезку 100 тыс. деревьев, удалило 12300 сухостойных деревьев. Особый размах в 1997 г. принял ежегодный общегородской конкурс «Лучший московский дворик». Нелегко пришлось конкурсным комиссиям (из 32 тыс. московских дворов в конкурсе приняло участие 9 тыс.). Награды присуждались в четырех категориях: «Самый благоустроенный район столицы», «Самый благоустроенный микрорайон столицы», «Лучший московский дворик» и «Лучший московский дворник». Из 500 дворников, принявших участие в соревновании, лучшими были признаны сразу 19 человек, все они получили премии по 7 млн. руб., ценные подарки и двухнедельные путевки на Кипр.

850-летие стало подлинным торжеством Москвы, торжеством всей России, когда к сентябрю 1997 г. город украсился величественными зданиями, восстановленными храмами, обновленными садами и парками.

Правительство Москвы в 1990-е гг. поддерживало проведение военно-патриотических мероприятий, устраивало благотворительные праздники, концерты, показы кинофильмов для ветеранов. Особенно яркими были военно-спортивные праздники в Тушине и Внукове, приуроченные к традиционному августовскому Дню Военно-Воздушных Сил. В 1997 г. накануне празднования юбилея совместно с Советом ветеранов 1-й дивизии народного ополчения Москвы на «солдатском» поле у деревни Малеево был открыт памятник москвичам-ополченцам и совершено торжественное перезахоронение останков воинов, погибших на Серпуховском рубеже обороны столицы в октябре - декабре 1941 г.

Однако, в столице в период 1990-х гг. не обошлось, конечно, без конкретных проблем: неухоженные, замусоренные дворы, разбитые подъезды, разоренные детские площадки. Справедливо критиковались и некоторые непродуманные нововведения. Так, в середине 1990-х гг. пожилые москвичи люди жаловались, что устроенные на остановках общественного транспорта металлические лавочки в холодное время года просто опасны для здоровья.

Культурная жизнь столицы 1995-1997 гг. была наполнена многочисленными и разнообразными конференциями и выставками, фестивалями и концертами, творческими конкурсами и праздниками на открытом воздухе, посвященными 850-летию Москвы.

Спорт

В период 1991-2000 гг. Москва еще раз подтвердила свой статус одной из спортивных столиц мира - при активном содействии Комитета по физической культуре и спорту Правительства Москвы были успешно проведены самые разнообразные спортивные состязания, спартакиады и турниры. Только за период с сентября 1995 г. по август 1997 г. в Москве состоялось около 9 тыс. соревнований различного уровня и возрастных категорий. Только в первом полугодии 1997 г. на ремонт и реконструкцию спортивных сооружений было выделено 10 млрд. рублей.

В 1996/1997 гг. московские спортсмены завоевали 744 золотые, 480 серебряных и 389 бронзовых медалей. За восемь месяцев 1997 г. на высоком уровне были проведены крупные городские соревнования: «Русское Рождество на Воробьевых горах», «Московский лыжный марафон», «Русская зима», «Спорт-экология», «Мир, здоровье, совершенство», 5-я Московская спартакиада среди воспитанников детско-подростковых учреждений, «Московские студенческие игры-97» (свыше 150 тыс. участников), Фестиваль детских танцев на льду и др. Всю первую половину 1997 г. в столице проходила Спартакиада трудящихся Москвы, на муниципальных и окружных этапах в ней приняли участие свыше 300 тыс. москвичей.

Также в середине 1990-х гг. в рамках подготовки к 850-летию Москвы проводилась благотворительная программа «Маленькая Москва» по обустройству детских спортивно-игровых площадок.

Социальная инфраструктура

Осенью 1991 г. правительством столицы была принята программа социально-экономического развития Москвы на 1992 г. В ней во многом повторялись основные положения той реформы, которую проводило российское федеральное руководство. Вместе с тем московские власти акцентировали большее внимание на социальных проблемах - защите интересов трудовых коллективов и социально малообеспеченных слоев населения, в первую очередь молодежи, пенсионеров, многодетных и инвалидов.

Согласно новой программе в Москве ускоренными темпами шла приватизация торговли, сферы услуг, автозаправочных станций, мелких и средних предприятий городской промышленности, городского транспорта. Предусматривалась бесплатная приватизация жилья с взиманием налога на собственность (не выше уровня квартирной платы), переход к ускоренному формированию рынка жилья.

Получила свое дальнейшее развитие тенденция широкого привлечения московскими властями зарубежных и отечественных инвестиций, ориентированная в первую очередь на сохранение с помощью вложенных капиталов промышленного, социально-бытового и культурного потенциала Москвы.

Проведение такой политики поддерживалось как за счет усилий местных властей по закреплению за московским регионом роли лидера в осуществлении экономических реформ в стране, в создании рыночной инфраструктуры, основанной на формировании рынка ценных бумаг и либерализации ценовой политики, так и за счет объективных факторов, связанных прежде всего с политическим и экономическим статусом столицы.

В деле привлечения средств в регион сохранилась ориентация московского руководства на расширение действующих и создание новых объектов финансовой и торгово-посреднической инфраструктуры, соответствующих сервисных и информационных систем, позволяющих Москве использовать свое столичное положение в качестве посредника для организации деловых связей между российскими регионами и зарубежными партнерами (включая страны СНГ). Кроме того, отчетливо проявилось стремление московского мэра Ю. М. Лужкова вывести город на уровень европейских столичных мегаполисов. Этими причинами было продиктовано и решение мэрии вложить финансовые средства прежде всего в те культурно-сервисные и деловые структуры, которые стали приоритетными для московского правительства, рассчитывающего на получение от них в будущем немалых дивидендов.

Важным являлось также и то, что значительные бюджетные дотации, которые полагались Москве для выполнения столичных функций (на 1995 г. было выделено 13 трлн. руб.), безусловно, привлекали крупнейшие зарубежные и отечественные банки, имеющие возможность использовать их в финансовом обороте, беря на себя функцию по осуществлению части городских программ развития.

Транспортная инфраструктура

В 1990-е гг. в Москве удалось снизить выбросы от автотранспорта и промышленных предприятий. Комплекс мероприятий, проведенных на автотранспорте, был направлен на перевод Московского нефтеперерабатывающего завода на производство низкосернистого дизельного топлива (весь муниципальный транспорт, работающий на дизельном топливе, стал использовать низкосернистое топливо), реализацию в Москве бензина, отвечающего исключительно мировым стандартам, установку фильтров нейтрализации отработанных газов на автобусах (такими фильтрами было оборудовано 310 автобусов). Новые «Икарусы», изготовленные Тушинским машиностроительным заводом, были снабжены двигателями, соответствующими европейским нормам. В городе было создано около 500 постов контроля и регулировки автомобилей. Все перечисленные мероприятия позволили стабилизировать рост выбросов от автотранспорта.

Информационная инфраструктура

В период 1991-2000 гг. информацию о значительных событиях в Москве и стране периодически освещают газеты «Московская правда», «Вечерняя Москва», «Градские вести», «Тверская, 13», «Куранты» и др. Юбилейные события нашли отражение в журналах: «Моя Москва», «Окно в Москву», «Московский журнал», на страницах десятков других периодических изданий.

Информация о жизни столицы в 1990-е гг. регулярно звучала на волнах радиостанций: «Голос России», «Москва», «Надежда», «Маяк», «Юность» и др. Сюжеты о столичных событиях появлялись на ОРТ, ВГТРК, НТВ и «ТВ-Центр».

Статус и символика

1 февраля 1995 г. Московская городская дума ввела в действие закон «О гербе и флаге Москвы» (а 6 мая 1995 г. мэр Москвы Ю. М. Лужков подписал распоряжение о создании Московской герольдии при мэре города). Геральдические вопросы были затронуты и в постановлении Правительства Москвы от 5 марта 1996 г. «О программе комплексного оформления Москвы к 850-летию», по которому Московская герольдия обязывалась в течение 1996-1997 гг. разработать эскиз навершия московского флага, провести экспертизу символов муниципальных и административных округов, дать рекомендации по их дальнейшему использованию и многое другое. Правительством Москвы был выпущен в свет альбом, содержащий официально утвержденные изображения флага и герба города. В 1997 г. была учреждена медаль «В память 850-летия Москвы» и выпущены юбилейные монеты.

Органы управления

Согласно постановлению Моссовета от 29 апреля 1991 г. «О мэре города Москвы и порядке его избрания» мэр Москвы был подведомственным Президенту Российской Федерации, а в сфере компетенции местных органов - Моссовету. Моссовет ограничил право мэра столицы распоряжаться землей и городской собственностью. За представительным органом власти столицы осталось право выражения недоверия мэру в случае нарушения им законов РСФСР и решений Моссовета. Кроме того, мэр не имел права распускать Моссовет и районные Советы народных депутатов, изменять административно-территориальное деление города.

По Указу Президента РФ от 7 октября 1993 г. № 1594 были прекращены полномочия Московского городского и районных Советов столицы, а их функции осуществляла избранная в декабре 1993 г. Московская городская дума. Согласно Уставу города Москвы, принятому 28 июня 1995 г. Московской городской думой, органы управления округа: префектура и районные управы.

Градостроительная политика

В 1991-2000 гг. в Москве в отличие от прочих регионов Российской Федерации, широкое развитие получила строительная индустрия, были развернуты массовые реставрационные работы. Это стало возможным благодаря активной деятельности мэра и правительства по привлечению партнеров на взаимовыгодных условиях.

В начале апреля 1994 г. Правительство Москвы приняло за основу городскую программу по капитальному ремонту жилых домов на 1994-1997 гг., в соответствии с которой в 1994 г. планировалось отремонтировать 2,1 млн. кв. м жилой площади, в 1995-м - 4,154 млн., в 1996-м - 5,645 млн., в 1997-м - 6,155 млн. кв. м. Для справки: на 1 января 1994 г. жилищный фонд Москвы составлял 165,5 млн. кв. м, из них 46,4% находилось в муниципальной собственности, 19,3% принадлежало ведомствам, 10,6% - жилищно-строительным кооперативам и 23,7% являлось собственностью граждан. При этом 95% общего жилого фонда было в удовлетворительном состоянии (с износом до 40%), 4,3% - в неудовлетворительном (с износом от 41 до 60%).

Гражданское общество. Идеология

Новым председателем Моссовета после отставки с этого поста Г. Х. Попова был избран глава Бауманского райсовета Н. Н. Гончар, одна из наиболее компромиссных фигур в Моссовете того периода.

Указ первого российского президента о запрете деятельности партийных организаций на предприятиях и в учреждениях нанес мощный удар по основным структурам Московской организации КПСС, что на фоне экономического «всевластия» мэра и большинства «Демократической России» в Моссовете стало угрожающим для ее дальнейшей судьбы

В руках МГК, ставшего по сути государственным и политическим представителем союзного Центра в столице, оставались координационные связи с Главным управлением внутренних дел (ГУВД), Управлением КГБ по Москве и области, а также с командованием Московского военного округа. Подведомственная МГК КПСС «Московская правда» начала вести в этот период все более активную пропаганду разоблачения «антисоциальных действий московских городских и республиканских властей», «компрадорской и ликвидаторской политики демократов».

Окончательная развязка политического противоборства между МГК КПСС и новой властью в столице произошла в августе - сентябре 1991 г. Выступление 19-22 августа 1991 г. части союзного государственного и политического руководства, объединившегося в Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), и его поражение очень быстро привели к вводу реального чрезвычайного положения в городе, разгрому и запрету деятельности Московской городской организации КПСС, конфискации ее имущества.

В самом начале выступления Ю. А. Прокофьев пытался оказать помощь ГКЧП, однако глава столичного правительства Ю. М. Лужков отказался явиться в МГК КПСС для получения инструкций. Ю. А. Прокофьев попытался договориться с Борисом Никольским - заместителем Лужкова, предложив ему возглавить правительство столицы, однако также получил отказ.

Практически ничего более в первый день деятельности ГКЧП Московский горком КПСС не предпринимал, ожидая указаний из ЦК КПСС и центральных правительственных органов. Однако последние сами бездействовали, тем самым дав возможность мэрии и правительству Ю. М. Лужкова провести активную подготовку к оказанию сопротивления ГКЧП.

Мэрия и правительство столицы обратились к москвичам с призывом принять участие в общественных акциях протеста. Резиденция исполнительной власти на Тверской стала центром проведения митингов. Ю. М. Лужкову удалось добиться поддержки части московских предприятий и снять военное оцепление вокруг здания. Почти весь день 19 и 20 августа 1991 г. представители мэрии и члены московского правительства налаживали контакты с общественными организациями и военными.

Тем временем руководство «Демократической России» сумело во второй половине дня организовать массовые акции протеста, обеспечить общественную охрану мэрии и начало стягивать граждан к площади перед зданием Верховного Совета РСФСР («Белый дом»). Вечером 20 августа мэрия и правительство столицы отказались признать комендантский час, о чем было сообщено военному коменданту города, командующему Московским военным округом генерал-полковнику Н. В. Калинину.

Тогда же, 20 августа 1991 г.  Правительству Москвы удалось наладить горячее питание населения, находившегося возле «Белого дома», организовать строительство заграждений в местах, где могли появиться танки, помочь возобновить работу радиостанции «Эхо Москвы», единственного общемосковского радио-транслятора, постоянно вещавшего о событиях в Москве в пользу сил сопротивления ГКЧП. При совместном участии московского и центрального руководства «Демократической России» началась активная пропагандистская работа с войсками. Не без помощи сотрудников мэрии, в частности Владимира Боксера и Михаила Шнейдера, были организованы военизированные отряды самообороны - «Живое кольцо» и «Август-91».

Вместе с тем столичное городское руководство не смогло организовать забастовку крупных предприятий Москвы и выступления рабочих в поддержку российских властей против ГКЧП. По признанию Ю. М. Лужкова, бастовали только Московская и Российская товарные биржи, а на баррикады в основном вышли представители интеллигенции и молодежь. МГК КПСС и связанные с ним политические структуры в период с 21 по 24 августа 1991 г. находились в состоянии полной политической апатии. 22 августа на сессии Верховного Совета РСФСР Михаил Горбачев дал согласие на опечатывание здания ЦК КПСС, которое силами московской милиции произвел Юрий Лужков. В этот же день Г. Х. Попов подписал распоряжение о приостановке деятельности МГК КПСС и райкомов, опечатывании их зданий, отключении в них электроэнергии и телефонной связи. 24 августа 1991 г. М. С. Горбачев объявил о сложении с себя полномочий генерального секретаря ЦК КПСС, после чего в здания МГК КПСС и ЦК КПСС вошли комиссии Моссовета и Верховного Совета РСФСР для приема дел.

Политическая ситуация в столице в первые два года после осени 1991 г. определялась прежде всего усиливающимся противостоянием российской представительной власти в лице Верховного Совета РФ и структур исполнительной власти. В полной мере ее участниками стали не только столичные общественные объединения, средства массовой информации, но и официальные органы власти города - мэрия и Моссовет.

В самом демократическом движении, в первую очередь в «Демократической России», возникли острые противоречия между радикалами, следовавшими своим политическим обещаниям периода советской власти, и умеренными прагматиками, уповавшими на политическую целесообразность. Вследствие этого уже в сентябре - октябре 1991 г. раскололось ядро «Демократической России».

Природные чрезвычайные ситуации

Важным направлением в работе по охране окружающей среды явилась борьба с загрязнением водоемов. Удалось решить проблему загрязнения сточных вод и осадка станций аэрации токсичными тяжелыми металлами от гальванических производств. Особое внимание было обращено на очистку Москвы-реки, вдоль ее берегов были ликвидированы десятки свалок мусора и отходов. На шести крупнейших московских предприятиях при финансовой поддержке Мосэкофонда было завершено строительство очистных сооружений.

Для борьбы с экологическими преступлениями в октябре 1996 г. было создано специализированное Главное управление экологической милиции г. Москвы (с отделами в каждом административном округе), которое в тесном сотрудничестве с Москомприродой, санэпидемнадзором и ветеринарной службой начало борьбу за оздоровление городской территории. Только за первые восемь месяцев 1997 г. в девяти округах Москвы было ликвидировано 62 свалки. В июле - августе 1997 г. экологическая милиция помогла Центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве провести общегородское медицинское обследование продавцов московских рынков и аттестацию знаний ими правил гигиены

Социальные чрезвычайные ситуации

Вместе с тем в Москве начала 1990-х гг. достаточно сильны были оппозиционные по отношению к Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину настроения, что выразилось в целом ряде конфликтов. Один из первых инцидентов произошел 23 февраля 1992 г., когда в День празднования годовщины Советской Армии силами ОМОН была остановлена демонстрация ветеранов войны и коммунистов с «державниками», которую возглавляли народные депутаты РФ.

Неутвержденным из-за расхождений столичного правительства с Моссоветом оставался городской бюджет на 1992 и 1993 гг.

Самое активное участие принимали мэрия и правительство столицы в организации массовых митингов и собраний в поддержку Б. Н. Ельцина во время острого конфликта президента со съездом народных депутатов в декабре 1992 г. (в частности, такой митинг прошел на Автозаводе им. Ленинского комсомола).

В июне 1992 г. пятый раз подал в отставку московский мэр Г. Х. Попов, выражая свое несогласие с некоторыми аспектами проводимых правительством Е. Т. Гайдара реформ. Это решение было вызвано также и рядом иных обстоятельств (в том числе, слишком активным для представителя власти участием в частном бизнесе). Попов, оставшись советником нового городского головы Ю. М. Лужкова, стал руководителем Международного российско-американского университета и товарищества с ограниченной ответственностью «Фонд развития Международного университета». Вместо него указом президента РФ был назначен исполняющим обязанности мэра с сохранением прежней должности - главы Правительства Москвы - вице-мэр Ю. М. Лужков. Одновременно согласно президентскому указу он стал главой администрации города. Таким образом, к власти пришел весьма лояльный и довольно близкий Б. Н. Ельцину человек, его давний выдвиженец.

Еще больше роль Ю. М. Лужкова как одного из самых близких президенту людей возрастает с декабря 1992 г., когда он начал активно подключаться к политическим кампаниям в поддержку президента в его борьбе с Верховным Советом и съездом народных депутатов.

На VII съезде народных депутатов, состоявшемся в декабре 1992 г., Ю. М. Лужков начинает активно критиковать правительство Е. Т. Гайдара и экономическую программу радикал-демократов. Стремительный рост влиятельности уже на федеральном уровне позволил Лужкову в начале 1993 г. «свернуть» начатую Моссоветом кампанию по выборам нового мэра Москвы (тогда выдвигались 13 человек, в том числе лидер Либерально-демократической партии России В. В. Жириновский) и продолжить исполнение своих обязанностей, закрепив за собой практически единоличное управление столицей.

События 1 мая 1993 г. в Москве, окончившиеся силовым столкновением демонстрантов «Трудовой России» с московской милицией и спецназом, вновь обострили политическую ситуацию в столице. Патронировавший антипрезидентскую деятельность оппозиционеров российский парламент и контролирующий специальные силы безопасности МВД президентский аппарат фактически продемонстрировали друг другу возможности нейтрализации при попытках применения силы. Показательны были также прозвучавшие взаимные обвинения в том, что одна сторона (исполнительная власть Москвы) хотела настроить ОМОН и милицию против тех сил, которые поддерживают парламент, а другая - пыталась дестабилизировать обстановку, использовав против исполнительной власти армию, чтобы в дальнейшем провоцировать беспорядки и добиться отставки всецело лояльного к президенту московского правительства за неспособность контролировать ситуацию в столице и обеспечить безопасность москвичей.

Взаимная «первомайская» демонстрация возможностей силового противоборства вынудила представителей исполнительной власти пойти на компромисс в организации праздничного шествия в День Победы - 9 мая - и допустить некоторые отклонения от заранее оговоренного маршрута. Кроме того, майские события показали способность парламента в определенной мере управлять массовыми уличными антипрезидентскими акциями.

Дальнейшее обострение политического противостояния Верховного Совета и президента Российской Федерации привело к фактическому параличу государственной власти в стране. Президент Б. Н. Ельцин, обладая правом роспуска парламента, издал 20 сентября 1993 г. Указ № 1400 о роспуске действующего Верховного Совета РФ, обосновывая этот шаг положительными результатами проведенного в апреле 1993 г. Всероссийского референдума о доверии к президенту и парламенту (тогда столица в своем большинстве поддержала Б. Н. Ельцина).

Верховный Совет не подчинился Указу президента, оказал сопротивление, более того, попытался сместить президента с поста, проведя процедуру импичмента и назначив до новых выборов исполняющим обязанности главы государства вице-президента А. В. Руцкого.

Большая часть глав администраций в субъектах Российской Федерации отказалась подчиниться решениям парламента, в то время как местные Советы в основном поддержали Верховный Совет. Безусловную поддержку Б. Н. Ельцину продемонстрировало правительство В. С. Черномырдина, который проигнорировал требования депутатов явиться к ним с отчетом (исключение составил министр внешнеэкономических связей С. Ю. Глазьев, подавший в отставку).

Решающей оказалась позиция Центрального банка России и генерального прокурора РФ, которые встали на сторону президента. Выход Центробанка из-под парламентской опеки еще более укрепил региональные элиты, поддерживающие президента РФ Б. Н. Ельцина.

Политическое и пропагандистское содействие выразили Б.Н. Ельцину страны «семерки» и ЕЭС, Европарламента и НАТО, признавшие его «особый режим» де-факто, что, скорее всего, оказало значительное влияние на страны СНГ и часть регионов России. На встрече глав государств СНГ 24 сентября 1993 г. в Москве они поддержали Б. Н. Ельцина.

25 сентября была в целом исчерпана «демонстрационная» модель противостояния президента и парламента, завершилась мобилизация властных ресурсов обеих сторон.

Столичный мэр Ю. М. Лужков принимал самое активное участие в переговорах администрации президента с руководителями законодательной ветви власти. Достижение нового баланса сил, выход на арену умеренных группировок из обоих лагерей, активизация их посреднических усилий с целью заключения взаимоприемлемого компромисса и в то же время усиление борьбы в попытке привлечь на свою сторону прежде всего региональные элиты и силовые структуры - вот что стало отличительной чертой второго этапа открытого столкновения в российском федеральном Центре.

В течение ночи с 3 на 4 октября 1993 г. Б. Н. Ельцину удалось добиться введения в Москву нескольких тысяч военнослужащих и нескольких десятков единиц бронетехники и утром 4 октября дать команду на проведение войсковой операции по штурму здания парламента. Таким образом, за вторую половину дня 3-го и весь последующий день 4 октября произошла резкая смена политической обстановки, приведшая не только к силовому столкновению в столице России, но и в значительной степени обострившая политическую и экономическую ситуацию, что и определило последующие тенденции общественного развития.


Трагические события в Москве 3-4 октября 1993 г.

Примечательно, что на протяжении 1993-1996 гг. происходило усиление властных возможностей федерального Центра и его влияния на принятие важнейших государственных решений. При этом в полной мере был сохранен традиционно высокий статус руководителя Москвы как лица политически и лично ответственного перед главой государства, входящего в высшую общероссийскую номенклатуру и обладающего широкими административными полномочиями.

Вместе с тем Ю. М. Лужкову удалось наладить продуктивный диалог с представителями политической оппозиции в столице, следствием чего явилось существенное снижение критики московского мэра последними.

Так, патриотическая оппозиция весьма положительно
отнеслась к практическим инициативам Ю. М. Лужкова в реставрации и воссоздании
ряда церковных зданий (собор Казанской иконы Божией Матери, храм Христа
Спасителя).

Образование

Московские школы в 1990-е гг. столкнулись с проблемами финансирования. Когда в регионах учителя месяцами не получали зарплату, у школ не хватало денег на текущий ремонт, закупку учебников, мебели, оборудования, в Москве ситуация была более благоприятной.

Однако, нехватка учителей со временем стала хронической и для столичных школ. В 1990-е гг. гг. началась коммерциализация образования - появились школы для «богатых» и для «бедных».

В 1990-е гг. московская государственная школа теряла свой былой престиж. Конечно, были исключения, но они не меняли общей картины. Если раньше столичная школа в общем обеспечивала своих выпускников знаниями, достаточными для поступления в вуз, то с середины 1990-х гг. прибегать к услугам репетиторов стало нормой. В 1990-е гг. обычным явлением считалось, когда в ряде московских школ не преподавалось несколько общеобразовательных предметов вообще, и как следствие, снижался образовательный уровень выпускников.

Многие московские вузы в 1997 г. были вынуждены организовать обучение своих студентов русскому языку, поскольку даже выпускники столичных школ на вступительных экзаменах не могли отлично написать не только сочинение, но и обычный диктант.

Все это - тревожные сигналы. Реформа образования во второй половине 1990-х гг. привнесла в жизнь московской школы много позитивного: она существовала как государственная и частная, педагоги получили право выбора учебников и программ, из школы ушел «казарменный» дух, ее выпускники в 1990-е гг. по своему образу мышления, отношению к жизни - уже другие люди, отличающиеся от своих сверстников конца 1980-х гг.

Но школа, прежде всего государственная общеобразовательная, школа «для всех», в 1991-2000 гг. находилась в критическом состоянии, и преодоление этого кризиса являлось проблемой не только московского образования, но и общероссийского значения.

В московской высшей школе перемены начались лишь в конце 1980-х гг. В 1990-е гг. по Москве прокатилась волна переименований - почти все высшие учебные заведения столицы получили ранг академий и университетов. Появились новые институты, колледжи, университеты, работающие, как правило, на коммерческой основе. Государственные вузы также открыли сеть платных факультетов и отделений, для большинства из них это было единственным средством выжить в условиях рынка. Но за все приходится платить: получение престижных специальностей оказалось фактически недоступным для молодых людей с низким уровнем доходов. А это значит, что право на образование, гарантированное Конституцией России, для многих остается нереализуемым.

Наука

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в Москве были переизданы труды русских ученых-философов, историков, экономистов и др., которые давно осели в специальных хранилищах и были недоступны не только простому читателю, но и профессионалам. После 1991 г. открылись архивы, началась работа по рассекречиванию архивных фондов. Все это создало принципиально иную ситуацию в исторической науке, которая впервые за многие десятилетия после 1917 г. получила возможность развиваться именно как наука, а не как приложение к официальной идеологии.

Перемены затронули и сферу управления наукой. В Российской Федерации, например, вообще не было «своих» научно-организационных структур, они подменялись общесоюзными. После провозглашения 12 июня 1990 г. государственного суверенитета России такие структуры пришлось создавать. Одним из первых в июне 1990 г. был принят Закон РСФСР об учреждении Российской академии наук (РАН).

Первые годы деятельности РАН проходили в условиях жесточайшего финансового кризиса. В 1992 г. Центр исследований и статистики науки совместно с Институтом социологии провели обследование десяти ведущих институтов РАН и получили следующие результаты: около 50% опрошенных руководителей оценили уровень обеспеченности финансовыми ресурсами как разрушительный, почти 40% - как низкий; в 10 раз сократилось поступление оборудования и приборов (по сравнению с 1990 г.); в 1,5 раза увеличилась текучесть научных работников; в 1,8 раза снизилась закупка книг; в 6,8 - закупка книг на валюту; в 2,6 - подписка журналов на валюту; в 3,5 раза - участие научных сотрудников в международных симпозиумах и конференциях.

Со становлением и развитием Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда гуманитарных исследований, а также с привлечением спонсоров - отечественных и зарубежных организаций и лиц положение в науке в 1990-е гг. несколько выправилось, но еще остается крайне сложным.

В Москве в 1991-2000 гг. был проведен ряд крупных международных научно-технических форумов: «50 лет информационной эры», Международная конференция по инженерному образованию, 2-й Международный конгресс «Высокие технологии, Москва-850», Международная конференция по использованию достижений науки и техники в развитии городов, 2-й Международный аэрокосмический конгресс и др.

С 18 по 21 июня 1997 г. в Москве  прошел один из наиболее престижных международных форумов - 5-я конференция мэров крупнейших городов мира «Крупнейшие города мира на пороге XXI века: ситуация, тенденции, решения». На него приехали 25 делегаций, состоялось первое учредительное заседание высшего представительного органа конференции - Генеральной ассамблеи, был принят устав конференции.

Религия

Издавна облик Москвы был неразрывно связан с ее храмами, их золотыми куполами, колокольным звоном. Сильно пострадавшие во время гонений на церковь московские храмы в 1990-е гг. понемногу приводились в порядок.

В 1990 г. зазвучали вновь московские колокола, а ученые, создав Колокольную ассоциацию, проводят научные конференции, помогая возродить давнее русское искусство звона. Помимо церковных хоров возникли камерные светские ансамбли, исполняющие духовную музыку XVIII-ХХ вв.

Но именно к 1997 г. в преддверии 850-летия Москвы удалось воссоздать и отреставрировать не отдельные церкви, а возродить привычный облик златоглавой столицы.

Наиболее интересным событием - символом обновляемой столицы - стало стремительно выросшее в 1990-е гг. величественное здание самого большого московского собора - храма Христа Спасителя.

В 1990-е гг. в Москве среди других восстановленных и отреставрированных памятников необходимо отметить: Воскресенские ворота с Иверской часовней, собор Богоявленского монастыря, церкви преп. Федора Студита на Большой Никитской улице, Большого Вознесения у Никитских ворот, св. Николая в Звонарях, св. Георгия в Ендове, Троицы в Кожевниках, св. Николая в Голутвине, свв. Флора и Лавра на Зацепе, св. Николая в Кузнецкой слободе, Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках, Никольский собор и патриаршие кельи Николо-Перервинского монастыря, старообрядческий храм св. Николая у Белорусского вокзала. Не были забыты и храмы других конфессий: началось восстановление костела Непорочного зачатия пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской улице, обновились соборная мечеть и хоральная синагога.

Архитектура

В период 1991-2000 гг. поистине беспрецедентной была деятельность Правительства Москвы и частных инвесторов в области градостроительства и реставрации. Центр Москвы в 1990-е гг. заметно изменил свой внешний облик. Появилось множество новых зданий, выстроенных как в традициях дореволюционной московской архитектуры, так и в ультрасовременном западном стиле.

В 1993 г. была утверждена скорректированная комплексная программа «Архитектурное наследие» по охране и использованию недвижимых памятников города до 2000 г. Особое внимание в программе обращалось на реконструкцию исторического центра Москвы, в котором сосредоточено 65% из более трех тысяч памятников. К 850-летнему юбилею Москвы было намечено отреставрировать 800 памятников. В 1994 г. работы шли на 184 объектах. При этом новое состояло в том, что в роли основных подрядчиков, проводивших и финансировавших реконструктивные работы, впервые выступали не государственные, а коммерческие организации. Ими были к этому году завершены восстановление Красного крыльца Грановитой палаты Кремля, сооружение комплекса зданий Третьяковской галереи, реставрация гостиницы «Националь», продолжались работы по Дому Пашкова, Большому театру, Историческому музею.

Комплексная программа строительства и реконструкции объектов в 1996-1997 гг. включала в себя 486 объектов, из которых 160 - новое строительство, а 326 - сооружения, нуждающиеся в реконструкции, реставрации или ремонте. Например, к 1 сентября 1997 г. работы были полностью закончены на 227 объектах, еще на 201 постройке обновили фасады.

В 1990-е гг. в соответствии с Комплексной программой реставрации историко-архитектурного наследия велись работы в Большом и Малом театрах, в музее-усадьбе «Коломенское». Были отреставрированы Белые палаты на Пречистенке (превратившиеся в крупный культурно-выставочный центр), комплекс Сандуновских бань, фонтан на Театральной площади, памятники первопечатнику Ивану Федорову, М. В. Ломоносову, А. С. Пушкину, Н. В. Гоголю, П. И. Чайковскому, Н. И. Пирогову и др. Грандиозную работу в 1990-е гг. проделали реставраторы, возродив сгоревшие при пожаре великолепные интерьеры особняка Н. Морозовой - творение архитектора Ф. О. Шехтеля. В 1996-1997 гг. была осуществлена архитектурно-художественная реставрация шести станций метро: «Комсомольская-кольцевая», «Комсомольская-радиальная», «Белорусская-кольцевая», «Бауманская», «Электрозаводская», «Измайловский парк». Проводилась полномасштабная реставрация Александровского сада, было приведено в порядок Бульварное кольцо (на всем его протяжении обновлены чугунные решетки и фонари), проведен ряд благоустроительных работ в саду «Эрмитаж» и в Ильинском сквере, в скверах у Большого театра и Китайгородской стены, на Театральной, Лубянской и Триумфальной площадях. Начиная с 1993 г. Правительство Москвы стало проводить конкурсы на лучшую работу в области реставрации и реконструкции памятников архитектуры. Всего на 129 памятниках, включенных в Комплексную программу строительства и реконструкции объектов в 1996-1997 гг., за два с половиной года, предшествующих юбилею, было выполнено работ на 3 млрд. 400 млн. рублей.

Во второй половине 1990-х гг. завершилось возведение подземного комплекса «Охотный ряд» на Манежной площади, закончилась реконструкция Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, выставочного центра в Малом Манеже, здания Сената в Московском Кремле, Большой спортивной арены стадиона в Лужниках, ЦУМа. В 1990-е гг. была кардинально обновлена значительная часть Московской кольцевой автодороги. В связи с подготовкой к празднованию 850-летия в 1996-1997 гг. в городе были отремонтированы фасады более 1100 зданий (площадью около 4 млн. кв. м.), выполнена пескоструйная очистка гранитных набережных площадью 300 тыс. кв. м.

В начале 1990-х гг. на государственной охране состояло 2326 памятников Москвы, из них памятников архитектуры - 824, истории и культуры - 285, археологии - 117, монументального искусства - 187, садово-парковых ансамблей - 63. Кроме того, 2118 московских домов охранялись как часть архитектурного наследия.

Музыка

1992 год для ценителей балетного искусства ознаменовался встречей с новым талантливым артистом Большого театра, выпускником Московского хореографического училища (класс П.А Пестова), Николаем Максимовичем Цискаридзе.

Н.М. Цискаридзе был приглашен в труппу Большого театра Ю.Н. Григоровичем сразу после выпускных экзаменов. Наставниками молодого танцовщика в театре стали Н.Р. Симачев, М.Т. Семенова, помогала и Г.С. Уланова. Как признавался позже сам артист, Галина Сергеевна Уланова открыла ему много важных секретов танцевального и актерского мастерства.

Первыми ролями начинающего артиста стал репертуар кордебалета и роли второго плана: Французская кукла в «Щелкунчике» П. Чайковского, Конферансье в «Золотом веке» д. Шостаковича и др. Но уже спустя 3 года ему стали поручать ведущие партии в основных спектаклях классического репертуара.

В 1995 году на VII Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония) Николай Цискаридзе получает серебряную медаль, в 1997 г. – первая премия и золотая медаль VIII московского Международного конкурса артистов балета и персональный приз «За сохранение традиций классического наследия». О таланте молодого танцовщика заговорила пресса, в театр начала приходить публика на спектакли с его участием.

Танец Николая Цискаридзе выделяется одухотворенностью, силой, лирикой и эмоциональностью. Его движения пронизаны чувством, но при этом они не аффективны. Искусство его танца отличают внутренняя напряженность и внешняя сдержанность, создающие величавую красоту пластики. Многие критики назвали исполнение им ведущих партий классических балетов эталонным.


Автор статьи: Лариса Геннадьевна Чуракова

Источник: http://www.bolshoi.ru/persons/people/12/

Автор статьи: Сергей Щербаков
Распечатать статью