История создания
«Жизнь не имела в виду сделать нас совершенными. Тому, кто совершенен, место в музее», - полагал Эрих Мария Ремарк. Музей-квартира Майи Плисецкой в Москве – лучший тому пример. Прима Большого Театра, художественный руководитель Римского театра оперы и балета, Испанского национального балета в Мадриде… Майя Михайловна Плисецкая еще при жизни стала легендой мирового балета, символом целой эпохи, олицетворением трансцендентности, индивидуальности и всего того, что Б.Л. Пастернак называл «первозданностью».
Просторная трехкомнатная квартира на Тверской, которую Майя Плисецкая и ее супруг, выдающийся композитор Родион Щедрин, купили в начале 1960-х, спустя почти шесть десятилетий открылась для посетителей в совершенно новом качестве, примерив на себя роль камерного, «домашнего» музея. В доме 25/9 на углу Тверской и Мамоновского переулка, в кв. 31, супруги прожили без малого тридцать лет, а после распада СССР обосновались в Мюнхене. В 2022 году Щедрин передал семейное гнездо, в котором Плисецкая успела побывать незадолго до своей смерти весной 2015 года, Театральному музею им. Бахрушина.
В московской квартире время словно остановилось, словно «все здесь замерло до утра». На экране телевизора в спальне транслируются знаменитые балетные партии Плисецкой, над кроватью висит яркий ковер авангардиста Фернана Леже. На трюмо по-прежнему стоят любимые духи Майи Михайловны, Bandit, от парфюмера Робера Пиге. На стенах – портреты Плисецкой, в том числе две работы кисти армянского живописца Арутюна Галенца, на которых изображена рыжеволосая балерина с тонкими чертами лица и пронзительным взглядом, полным непреодолимой грусти. Отца Плисецкой репрессировали и расстреляли в 1938 году, мать с грудным ребенком отправили в ссылку, а 12-летнюю Майю должны были отдать в детский дом. Девочку удочерила ее тетя, балерина Большого театра Суламифь Мессерер, повлиявшая на всю ее дальнейшую судьбу.
Коллекция фигурок фарфоровых и хрустальных лебедей, хранящихся в шкафах в гостиной – символичное напоминание о "Лебедином озере", в котором Плисецкая блистала на сцене Большого в роли Одетты-Одиллии более 800 раз. Среди ее самых пронзительных партий – Китри в балете "Дон Кихот" (1950), Раймонда (1959), Джульетта ("Ромео и Джульетта" С. Прокофьева, 1962), "Кармен-сюита" (1967, балетмейстер Альберто Алонсо, музыка Жоржа Бизе с оркестровкой Родиона Щедрина), миниатюры "Прелюдия" (1967, балетмейстер Наталья Касаткина), "Гибель розы" (1973, Ролан Пети). Еще один выдающийся французский балетмейстер, Морис Бежар, восхищался Плисецкой, и специально для нее поставил балеты "Айседора" (1976), "Курозука" и номер "Ave Maya" (1995).
Экспозиция музея, разместившегося на 6-м этаже жилого дома, насчитывает порядка тысячи экспонатов, артефактов и культурных реликвий – от первых детских башмачков будущей балерины до старинного образа "Утоли моя печали", сохранившегося в семье Родиона Константиновича Щедрина, дед которого был священником. В квартире много уникальных фотографий Плисецкой и Щедрина, познакомившихся в гостях у Лили Брик и проживших вместе 57 лет.
«Любящие люди воспаряют над обыденностью, мелочностью жизни. Влюбленные всегда живут в ином измерении», - писала Плисецкая в своей автобиографии, словно описывая одну из картин Марка Шагала, с которым супруги были не только знакомы, но и дружны. В квартире на Тверской бережно хранятся две литографии с автографом Шагала, которые автор «Белого распятия» лично презентовал Майе Плисецкой и Родиону Щедрину.
В кабинете Щедрина (автора 7 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 14 концертов, а также произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки) хранится его концертный фрак и партитура к «Мертвым душам». Щедрин посвящал жене балеты, Плисецкая всегда находила ключ к самой сложной роли.
В гардеробной Плисецкой можно внимательно рассмотреть ее сценические костюмы, в том числе платья и шляпки от знаменитого кутюрье - Пьера Кардена, в чьих нарядах Майя Михайловна сверкала в таких постановках, как «Дама с собачкой», «Чайка», «Анна Каренина».
«Пьер создал для «Анны» десять костюмов. Один лучше другого. Настоящие шедевры. Их бы в музеях выставлять», - пророчески написала балерина в свой автобиографии «Я, Майя Плисецкая…», которая вышла в 1994 году. Много лет спустя так и произошло.
Обстановка реликтовой квартиры сохранилась в нетронутом, практически первозданном виде. Вещи в уютном музейном пространстве на Тверской не только преданно хранят в себе память о блистательной балерине, но и очень точно воссоздают передают атмосферу «утраченного времени».
«Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Саму простую. Простую - как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Плохих во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок Неба», - писала Майя Михайловна. Квартира на Тверской – еще одно тому подтверждение.
Отзывы