История создания
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина восходит своими «родовыми» корнями к Музею изящных искусств и древностей Московского университета, хранившего в своей коллекции 1860-1880 гг. античные вазы, нумизматику, слепки с античной скульптуры, а также большое собрание книг. Основателем и первым директором общественного пространства, в прежние годы называвшегося Музеем Изящных Искусств имени Императора Александра III при Московском Университете, стал профессор кафедры теории и истории искусства Московского университета, выдающийся ученый, филолог и искусствовед Иван Владимирович Цветаев.
Церемония закладки здания музея прошла в августе 1898 года. Главное здание, спроектированное архитектором Романом Клейном, было построено в неоклассическом стиле. По задумке, оно должно было напоминать античный храм. Главный фасад музея венчает колоннада, в увеличенном масштабе в точности воспроизводящая пропорции колоннады восточного портика Эрехтейона, знаменитого памятника древнегреческой архитектуры.
С самых первых дней своего существования московский музей, распахнувший свои двери 13 июня 1912 года, стал единственным в своем роде «храмом искусств». На исторической церемонии открытия музея присутствовали император Николай II и вдовствующая императрица Мария Федоровна.
Колоссальную роль в формировании не только внешнего облика, но и внутренней сущности музея сыграл Иван Владимирович Цветаев, отец одного из главных поэтов ХХ века, Марины Цветаевой. Он стал первым директором Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете.
И.В. Цветаев рассматривал музей не столько в узко урбанистическом смысле, в роли «художественного хранилища», сколько в качестве «живого объекта» общественно-культурного значения, располагающегося напротив храма Христа Спасителя и имеющего, среди прочего, важнейшее образовательное назначение.
Революционная эпоха внесла свои коррективы в деятельность музея, который в 1923 году был выведен из подчинения Университету, став «Государственным музеем изящных искусств». В 1924 году, наряду с Румянцевским музеем, сюда были переданы картины из бывших собраний Генриха Брокара, Дмитрия Щукина, а также из Государственного музейного фонда. Процесс передачи в музей картин из национализированных московских усадеб, ликвидированного Музея иконописи и живописи И.С. Остроухова, Исторического музея, Музеев Кремля и Третьяковской галереи (нехарактерных для этих музеев произведений западноевропейского искусства) продолжался до 1930 года. Некоторое количество картин было также получено из Эрмитажа и Ленинградского музейного фонда.
В 1932 году музей вновь был переименован, получив название Государственного музея изобразительных искусств. В 1937 году ему было присвоено имя главнейшего национального классика - А.С. Пушкина.
Во время Великой Отечественной войны значительная часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 года началось восстановление здания музея, пострадавшего от немецких бомбардировок.
Настоящей сенсацией в культурной жизни Москвы в 1955 году стала демонстрация в ГМИИ им. А.С. Пушкина шедевров Дрезденской картинной галереи, спасенных от уничтожения во время второй мировой войны и бережно отреставрированных в стенах музея.
В 1961 года директором ГМИИ имени Пушкина стала Ирина Антонова, возглавлявшая музей более полувека и превратившая его в одну из лучших выставочных площадок мира.
В 1985 году (по инициативе Ирины Антоновой и доктора искусствоведения Ильи Зильберштейна) был создан уникальный Отдел личных коллекций.
В 1991 году ГМИИ им. А.С. Пушкина был внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.
Сегодня собрание музея насчитывает более 670 тысяч шедевров живописи и скульптуры, графических работ, раритетных произведений прикладного искусства, исторических памятников археологии и нумизматики, уникальной художественной фотографии. Ежегодная посещаемость музея составляет порядка одного миллиона человек.
В 2022 году Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина отметил свое 110-летие.
Для похода в ГМИИ имени Пушкина не нужен повод. Только здесь, среди прочих шедевров, можно увидеть пронзительный тур де форс Пабло Пикассо - картину "Девочка на шаре", которая когда-то находилась в собрании мецената и коллекционера Ивана Морозова, или «вальсирующих» в аквариуме "Красных рыбок" Анри Матисса. Созерцание красоты порождает желание возвращаться в Пушкинский музей снова и снова. Такова живительная сила этого волшебного пространства.