Предисловие
«Игрушка, вынутая из ларца» и «восьмое чудо света»: Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, построенный во второй половине XVII века. Сегодня это максимально точное воспроизведение оригинала.
пн: выходной вт: 10:00-18:00 ср: 10:00-18:00 чт: 10:00-18:00 пт: 10:00-18:00 сб: 10:00-18:00 вс: 10:00-18:00 Полный: 600 руб. Льготный: 300 руб. |
«Игрушка, вынутая из ларца» и «восьмое чудо света»: Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, построенный во второй половине XVII века. Сегодня это максимально точное воспроизведение оригинала.
Дворец являлся центром загородной резиденции в XVII-XVIII веках. Строительство его началось ещё 1666 году, при царе Алексее Михайловиче, и продолжилось уже при его сыне, царе Фёдоре. Для возведения было приказано созвать лучших мастеров: над убранством дворца трудились опытные резчики, столяры и иконописцы из Оружейной палаты. Для руководства всем строительством были выбраны плотничий староста Семён Петров и стрелецкий голова Иван Михайлов. Работа над дворцом велась долго и кропотливо. Период с зимы 1667-го по весну 1668-го пришёлся на резные работы. В 1668 году мастера обивали двери и готовились к росписи стен, на которых позже появились иконы и живописные картины. А весной-летом 1670 года работа была в руках кузнецов, замочников, а также мастеров железного дела. Государь и сам внимательно следил за ходом строительства, поэтому часто бывал в Коломенском.
На протяжении XVIII века дворец постепенно ветшал и разрушался, несмотря на все попытки его сохранить, и в 1767 году по указу императрицы Екатерины II его начали разбирать. Оригинал выдающегося произведения русской деревянной архитектуры не сохранился до наших дней, однако к 2010 году удалось полностью воссоздать дворец вновь. Его реконструкция была бы невозможна без составленных в процессе демонтажа планов, которые вместе с уникальными описями и изобразительными материалами дали достаточно полное представление о постройке. Единственное, что отличает сегодняшний дворец от оригинала — это железобетонный каркас, который «спрятан» под деревянными брёвнами.
Крыши здания в форме шатров, кубов, луковиц и шлемов, слюдяные окна, сверкающие флюгеры и резные крылечки создают ощущение настоящей сказки. Неспроста царский дворец часто сравнивался с «игрушкой, вынутой из ларца» и «восьмым чудом света». Привлекает внимание и необычная ассиметричная планировка дворца. Он состоял из многочисленных клетей, для удобства соединяющихся сенями и переходами. При оформлении этого дворца в русском деревянном зодчестве впервые использовали резные наличники и обшивку тёсом, имитирующую камень.
Дворцовый комплекс состоял из мужской и женской половин. В первой находились терема царя и царевичей, парадные сени и столовая палату, во второй же — терема царицы и царевен. Всего насчитывалось 26 таких теремов разной высоты — от 2 до 4 этажей. На втором этаже располагались основные жилые помещения, а суммарно в большом дворце было 270 покоев.
Заглянем внутрь: там стены и потолки украшены искусной росписью, а печи облицованы изразцами. Живописные картины интерьера символизировали покровительство царской власти со стороны небесных сил. Роспись потолков в Передних палатах отражает библейскую тему: в Престольной царицынской палате изображены времена года, в палатах Елизаветы Петровны на потолке изображён «Триумф Марса и Венеры», а в Столовой палате потолок украшен солнцем, луной, звёздами и знаками зодиака. Интересно, что многие предметы интерьера являются подлинниками мастеров XVII и XVIII веков.