История создания
Дом-музей Марины Цветаевой разместился в самом центре столицы, в Борисоглебском переулке, между Гагаринским и Трёхпрудным переулками. Этот район в буквальном смысле «поженил» две интеллигентные московские семьи. По удивительному, почти символичному совпадению, в Трёхпрудном располагалось родовое гнездо семьи Ивана Цветаева, создателя Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне ГМИИ имени Пушкина), а буквально в двух шагах от этого места, в Гагаринском, обитали будущие родственники Марины Цветаевой, - Эфроны.
В съемной полутораэтажной квартире № 3 по адресу «Борисоглебский переулок, 6» Марина Ивановна прожила больше восьми лет. Она поселилась здесь с мужем, Сергеем Эфроном, и маленькой дочерью Ариадной (Алей) в 1914 году, а в мае 1922 покинула московский дом, ставший ей родным, отправившись в эмиграцию.
Дом был построен в 1862 году по проекту архитектора Никифорова. В 1875 году его владельцем стал коллежский советник А.А. Цветаев (не родственник, а однофамилец Цветаевой). Позже его сын передал дом в собственность жене губернского секретаря М.Н. Каулиной-Вильсон. Дом сменил немало хозяев, прежде чем в 1911 его новыми владельцами стали гвардии капитан Г.А. Мансурадзе и штабс-капитан И.К. Дмитриев. Спустя три года, сдав собственный особняк на Полянке, приобретенный через полгода после венчания, здесь поселились юные Сергей и Марина.
Благодаря удивительной атмосфере и необычной планировке Цветаева (1892-1941) впервые почувствовала себя здесь «хозяйкой дома». В Борисоглебском всем хватало места, никто не оставался в обиде. Тут были комнаты Марины и Сергея, столовая, детская, гостевая комната, кухня, мансарда. В доме - что немаловажно - был водопровод, электричество, телефон, и даже черный ход.
Уникальный дом стал свидетелем не только редких, счастливых и беззаботных, но и наполненных безысходным отчаянием страниц жизни Цветаевой, одного из главных поэтов ХХ века.
С 1914-1922 гг. были написаны сотни гениальных стихов, а также шесть романтических пьес, четыре поэмы, прозаические эссе, дневниковые записи. В квартире в Борисоглебском цветаевское мировоззрение кристаллизовалось, зафиксировался трагический стиль ее прозы, здесь, что называется «круг замкнулся». Ужас пережитых событий (смерть младшей дочери, голод, нищета, гражданская война, страх за жизнь мужа, депрессия) нашел свое отражение в цветаевских произведениях.
Марина Ивановна называла свое пристанище в Борисоглебском то «колодцем уюта и волшебства», то «странным», временами «страшным». К 1922 году дом заполонили советские коммуналки, и в распоряжении Цветаевой остались лишь три комнаты. Краски сгущались…
Коммуналки просуществовали в старинном доме до 1979 года. В тот же год было принято решение о сносе дома. Лишь благодаря самоотверженности последнего жильца дома, Н.И. Катаевой-Лыткиной, дом не только спасли от сноса, но и восстановили его архитектуру и культурное наследие. В год столетия Марины Ивановны Цветаевой, в 1992 году, открылся Культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой». Годом ранее состоялось открытие мемориальной доски на доме поэта. В 2007 году, напротив дома в Борисоглебском, состоялось открытие памятника Марине Цветаевой. Весной 2017 года состоялось долгожданное открытие обновленного дома-музея после ремонта.
Уникальная планировка мемориальной квартиры воссоздана в том виде, который в свое время так очаровал автора «Тоски по родине». Старинные предметы интерьера, личные вещи поэта и ее родных незаметно переносят поклонников творчества Цветаевой в эпоху «взлетов и падений», погрузиться в атмосферу Серебряного века.
Помимо постоянной экспозиции, в музее регулярно устраиваются тематические выставки, в том числе приглашенных художников, проходят вечера классической музыки, камерные концерты, спектакли и литературные вечера.