Садовые мосты усадьбы "Нескучное"

Садовые мосты усадьбы "Нескучное"

Ленинский просп., д. 20
ШаболовскаяПлощадь ГагаринаЛенинский проспект
Предположение, что авторство большого и среднего мостов принадлежит архитекторам Тюрину и Мироновскому, в большей степени представляется ошибочным.
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Объект культурного наследия федерального значения
Годы постройки:
XVIII - XIX вв.

Информация о памятнике

Три садовых мостика являются элементами ансамбля бывшей усадьбы графа Ф.Г. Орлова и представляют собой прекрасный пример архитектуры малых форм. Предположительное время их возникновения - 1804-1831 гг. Точное время постройки, а также имена их архитекторов и строителей из литературных источников установить не представляется возможным.

На подробном плане владения графини Орловой-Чесменской 1831 г., т.е. времени, когда парк и главный дом еще не были выкуплены в казну и не приспосабливались для Летнего дворца, средний и большой мосты показаны уже существующими. Малого моста на чертеже нет («План дому графини Орловой-Чесменской сочинен в Комиссии для строений в Москве в чертежной I-го отделения 1831 году»). То же изображение, выполненное несколько позже, мы встречаем на подробном чертеже 1833 г. за подписью садовника Пельцель. На более раннем подробном плане владения Орловой-Чесменской 1804 г. нет ни одного каменного моста. Таким образом, постройка мостов производилась в промежутке между 1804-1831 гг. Следует отметить, что дата генплана 1831 г. опровергает существующее мнение, что большой и средний мосты строились специально для Александринского дворца, т.е. в период проводившихся реконструкций 1834-1837 гг.

Предположение, что авторство большого и среднего мостов принадлежит архитекторам Тюрину и Мироновскому, в большей степени представляется ошибочным, т.к. в группе чертежей по дворцу, парку и мостам нет подписей указанных архитекторов. На каждом чертеже этой группы, на месте, где обычно фигурирует подпись архитектора, имеется надпись «поступил от Орловой-Чесменской». Данные чертежи не имеют датировок, но поскольку они были предоставлены Орловой, следовательно, фиксируют состояние парка до его приобретения для Александринского дворца.

Малый мост впервые появляется на чертеже (плане главного садовника) 1833 г., т.е. когда началась перестройка с участием архитектора Тюрина главного дома Орловой под летний Александринский дворец. Именно поэтому следует считать архитектора Тюрина автором малого моста, а дату постройки 1833 г.

Близ реки расположен самый меньший, одноарочный мостик, который согласно сохранившимся старым чертежам, принято называть «Гротескным». Он наиболее своеобразен. Находящийся в самом устье оврага, мостик невысок, единственная арка и перила моста сложены из дикого камня. В некоторых источниках встречается другое его наименование - «горбатый» (по резкому дугообразному возвышению к центру). Мостик служил для прогулок, о чем свидетельствуют ведущие к нему тропинки на планах XIX в., с него открывался прекрасный вид на Москва-реку.

Выше по оврагу находится следующий также одноарочный мост больших размеров — средний мост или «Каменный». Он однопролетный, сложен из кирпича, оригинальность мосту придает художественная проработка арки: по всему обводу она перехвачена десятью поясками из необработанного камня. Парапетом служит узорная металлическая решетка.

Еще ближе к Ленинскому проспекту, где овраг имеет наибольшие размеры, расположен третий большой трехарочный мост.

Так, размеры каждого из трех мостиков увеличиваются в направлении от Москва-реки к современному Ленинскому проспекту соответственно размерам самого оврага. По дну этого оврага издавна была устроена прогулочная дорога, которая вместе с тремя мостами и поперечными аллеями образовывала движение в двух уровнях.

Малый мостик

Малый мост близ берега Москва-реки образован одной аркой размером около 4,5 метров при ширине его в 3,5 метра. В виду того, что в этом месте овраг имеет очень небольшую глубину, подходы к мосту с двух сторон подняты насыпью. Мост сложен из кирпича и облицован камнем ноздреватого известняка. Архитектурная схема моста довольно проста: средняя проездная арка имеет по сторонам небольшие круглые ниши. На сохранившихся чертежах 1834 года архитектора Е.Д.Тюрина и чертеже архитектора Мироновского, вероятно несколько более позднего, малый мост назван «гротескным». Его первоначальная облицовка ноздреватым камнем, а также характерная кладка с широкими и глубоко западающими швами, выпуклой околкой лицевой поверхности, образующей причудливый руст, придают архитектуре моста особый романтический характер.

Средний мост

Средний мост образован одной большой аркой пролетом 10,5 метров при ширине проезжей части 4 метра и общей длине сооружения около 30 метров. Высота моста от уровня оврага составляет 6,5 метров. Мост выполнен из кирпича, причем на фасаде кирпич оставлен в своем естественном виде.

Пролет основной внешней арки уменьшен вставкой второй арки с вертикальными опорными стенками по краям. Эта вставка несколько заглублена относительно фасадной поверхности, т.е. размещена как бы в небольшой нише. Вторая внутренняя арка и вся видимая сейчас сводчатая поверхность под мостом являются более поздними добавлениями, возникшими с целью повышения устойчивости основной арки, в которой было замечено появление деформаций.

Фасадные стены моста завершены белокаменным карнизом, состоящим из высокой полки (выносной плиты), поддерживаемой выкружкой. Внешняя основная арка подчеркнута радиально поставленными рустами из белого ноздреватого известняка. Русты перемежаются с кирпичными промежутками. В центре арки помещен высокий белокаменный замок, расчлененный на три части.

Мост в средней части имеет повышение, создавшее выпуклую форму проезжей части. Поверху белокаменного карниза установлено железное решетчатое ограждение, состоящее из перекрещивающихся диагональных элементов, соединенных вверху дугами. Характерной особенностью ограждения данного моста является снижение его высоты в крайних элементах, в начале и конце моста, так, что при входе на него высота решетки доходит приблизительно до половины ее общей высоты. Криволинейные очертания этих элементов заканчиваются завитком и создают из довольно простой схемы выразительную форму, хорошо подчеркивающую въезды на мост. Данным приемом создается искусственная перспектива, вызывающая впечатление разворота ограды, тем самым четко отмечая въезды на мост.

Следует отметить, что на старом чертеже за подписью архитектора Мироновского этих крайних панелей не показано. Однако художественное впечатление, которое создает уменьшение въездных панелей, настолько связано с архитектурной моста и настолько характерно для своего времени, что данные элементы не могут быть признаны позднейшими дополнениями. Это, по-видимому, вставки выполненные еще во время самого строительства.

Большой мост

Большой мост расположен в наиболее отдаленной части оврага, где последний имеет наибольшую глубину и ширину. Помимо своего основного сооружения с пролетными арками включает выходящие на аллеи въездные части, которые доводят длину всего сооружения до 58 метров. Возвышение проезжей части над оврагом – около 6,5 метров при ширине моста 12 метров.

Большой мост образован тремя арками: центральной большого размера, пролетом 8,5 метров и крайними меньшими около 6,5 метров. Арки средняя и крайняя имеют различное очертание. Крайние арки приближаются к полуциркульной форме, средняя арка образована сложной трехцентровой кривой. В верхней части средняя арка приближается к круговому очертанию с пониженным центром большого радиуса. Круговое очертание посредством дуг малого радиуса плавно переходит на вертикальные опоры.

Мост сложен из красного кирпича и только в верхней своей части имеет элементы из белого камня – это карниз и тумбы ограждения. Поверху проезжей части установлено металлическое решетчатое ограждение, укрепленное между белокаменными массивными тумбами, открывающими въезд на мост.

Вся художественная проработка фасадов моста чрезвычайно проста и помимо перечисленных элементов включает еще плоский кирпичный руст вокруг арки. Весь облик моста, благодаря очень умеренному использованию архитектурных средств и по всему своему строю пропорций, носит строгий характер.

За время своего существования архитектура моста получила ряд изменений: была перестроена въездная часть со стороны Академии наук, значительно подняты стенки ограждения, так что их высота дошла до 3 м, переделана проезжая часть. Однако эти изменения существенно не изменили первоначальный облик моста.

Реставрация

Вследствие отсутствия уклонов для удаления воды, осадки проникали внутрь кладки, происходило выветривание и крошение кирпича и белокаменных деталей, что привело к утрате венчающего белокаменного карниза большого моста.  Осыпался практически весь декор архивольта арки среднего моста. У малого моста обвалилась юго-восточная ограждающая стенка, был разрушен рустованный фасад, верхняя линия моста стала плоской, а круглые ниши частью закрылись. Эти садовые мосты усадьбы "Нескучное" нуждались в реставрации.  

В 2016 - 2017 гг. на объектах прошли реставрационные работы, в ходе которых прошла вычинка кирпичной кладки стен и сводов (арок), а также произведена реставрация белокаменного карниза, столбов, пилонов и ограждений большого и среднего мостов. В результате реставрации у малого моста полностью восстановлена облицовка ноздреватым известняком, с сохранением характерной кладки с широкими и глубоко западающими швами.

По окончании реставрации мосты приняли свой исторический вид. В настоящее время они широко используются для прогулок посетителей парка, полностью сохраняя свое назначение красивых парковых сооружений.

В 2017 году три садовых моста усадьбы "Нескучное" стали лауреатами конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинациях "Лучший проект реставрации/приспособления", "Лучшая организация ремонтно-реставрационных работ", "Научно-методическое руководство/научно-исследовательская работа" и "Высокое качество ремонтно-реставрационных работ".

Автор статьи: Департамент культурного наследия города Москвы
Распечатать статью

Интересное рядом (5)

Скульптура Сила комондора
icon
Произведение было создано в рамках фестиваля «Венгрия +» при поддержке Министерства Внешних экономических связей и иностранных дел Венгрии, а также Института Балашши – Венгерского культурного центра в Москве.
Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького
star-icon
3.3
Нескучный сад
icon
В старину вдоль Калужской дороги – современного Ленинского проспекта - располагались загородные усадьбы вельможной знати и богатого купечества. Вот из трёх таких усадеб и образовался Нескучный сад.
Пушкинская наб.
ШаболовскаяПлощадь Гагарина
2
Усадьба «Нескучное», конец XVIII в.- начало XIX в. Садово-парковые сооружения, конец XVIII в.
icon
Корпус-сторожка и Кухонный корпус – две служебные постройки, ценность которых определяется их вхождением в состав очень интересного ансамбля усадьбы Нескучное, имеющей старую интересную и сложную историю.
Ленинский просп., д. 20, корп. 2, стр. 2. Ленинский просп., д. 14, стр. 3
Шаболовская
Усадьба «Нескучное»
icon

После победы над Наполеоном и войны 1812 года в Москве прочно воцарился ампир, главными чертами которого стали величественность, изысканность, монументальность. Это зримо отразилось на облике строившихся в то время зданий: все четыре двухэтажных служебных корпуса, сосредоточившихся в северной части нынешнего Нескучного сада, были победоносно устремлены торцевыми фасадами в сторону Москвы-реки.

Ленинский просп., дом 18, корпус 2 и корпус 2, строение 1; Ленинский просп., дом 20, корпус 2; корпус 2, строения 1 и 3
Шаболовская
Водолаз-Маяк
icon
Интереснейший памятник-маяк уже привлекает всеобщее внимание
Пушкинская набережная
star-icon
3.6