Информация о памятнике
На нынешней улице Достоевского, в одном из флигелей бывшей Мариинской больницы для бедных в семье штаб-лекаря М. А. Достоевского в 1821 году родился будущий великий русский писатель – Федор Михайлович Достоевский. Здесь он провел первые 16 лет своей жизни, здесь же, с 1928 года размещается уникальный музей-квартира писателя. А во дворе, с 1936 года, стоит интереснейший памятник работы скульптора С.Д. Меркурова.
История создания памятника невероятно интересна. Задуман он был скульптором еще в 1905 году, тогда Сергей Дмитриевич около 20 бюстов, прежде чем перешел к материалу – шведскому граниту. Скульптор писал: "Мне кажется, что я открыл законы, которым подчиняются настоящие произведения искусства... В своих теориях зацепился кончиком за четвертое измерение... Достоевского сделаю уже сознательно". Позднее он определил свое творение как фигуру "о двух осях и об одном центре, причем центр вне фигуры...". Силуэт писателя меняется вместе с изменением ракурса, словно перед нами актер пантомимы. Не случайно моделью послужил А.Н. Вертинский. «Отличный был натурщик, - вспоминал Меркуров. - Усвоил мой замысел, принял правильную позу. А как держал свои изумительные пластичные руки!». В 1914 году памятник, выполненный по заказу миллионера Шахова, был готов, хранился в мастерской скульптора.
Казалось бы, шансов увидеть свет у памятника было очень немного. Но в 1918 году советская власть приняла декрет о памятниках историческим деятелям. 2 августа 1918 года в газете "Известия ВЦИК" публикуется список лиц, которым намечалось поставить памятники в Москве и других городах Российской Федерации, где, в частности, значилось и имя Ф. М. Достоевского. Сергей Дмитриевич предложил Моссовету готовую статую. Была создана специальная комиссия во главе с А.В. Луначарским, которая, посетив мастерскую скульптора, помимо статуи Достоевского сочла возможным приобрести у автора еще две работы. Один из членов комиссии, Н. Д. Виноградов рассказывал в 1939 году: «Этот памятник был выполнен скульптором С.Д. Меркуровым еще до Великой Октябрьской революции и находился у него в мастерской на Цветном бульваре, д. 9. Поскольку в списке новых памятников стоял памятник Достоевскому, Меркуров предложил Моссовету приобрести у него уже готовую статую. Была образована комиссия в составе товарищей А.В. Луначарского, В.М. Фриче и меня. При осмотре фигуры Достоевского, признанной вполне приемлемой, были намечены к приобретению еще две фигуры: Льва Толстого (что стоит теперь в Новодевичьем сквере) из красного гранита и фигура задумавшегося человека (из черного гранита), которую автор назвал «Мысль». От платы за фигуру Льва Толстого автор отказался, сообщив, что она давно оплачена известным филантропом Н.А. Шаховым, но не была поставлена, будучи запрещена к постановке царской властью. Фигура Достоевского, представляющая собой громадную гранитную глыбу в три метра высотой, была передвинута из мастерской на место постановки - у фонтана на Цветном бульваре - способом, который применялся еще в Древнем Египте. Она была уложена на два бревна, связанные в форме саней. Под бревна подкладывались вальки, по которым «сани» катились с помощью ворота, укреплявшегося по пути движения статуи. Вся эта операция была проделана тремя рабочими вместе с самим автором. Передвижение статуи привлекло большие толпы зрителей. Памятник был установлен на временном кирпичном цоколе, на котором он простоял до переноса его в сквер больницы им. Достоевского на Старой Божедомке. Статуя «Мысль» стояла у входа на Цветной бульвар со стороны Трубной площади».
Действительно, первоначально монумент был установлен на Цветном бульваре 7 ноября 1918 года, затем, в 1936 году, в связи с реконструкцией бульвара, памятник перенесли в сквер Мариинской больницы. Двадцать лет скульптура стояла прямо на земле, в 1956 году архитектор Исидор Аронович Француз соорудил для нее невысокий постамент темного гранита.
Мнения о памятниках Меркурова были различные. Сергей Городецкий, к примеру, писал: "Все линии статуи Достоевского бегут изнутри. Впечатление искания, вечного беспокойства, мучительной тревоги дают эти линии. Нервные руки, соединенные на груди. Голова тянется куда-то в сторону, словно великий прозорливец вглядывается в последние бездны человеческого духа".
А И. Приблудный выразился стихотворным образом:
«Глубже и ниже, к подъему крутому,
где отдается с букетом в руке
Трубная площадь бульвару Цветному,
где Достоевский застыл в столбняке…»
Оценить удивительный памятник можно и сегодня, если доехать до станции метро «Достоевская» и пройти к музею (который заслуживает отдельного посещения!) писателя.
Aрхитектор И.А. Француз (1956 г)