Информация о памятнике
Памятник поэту и драматургу Александру Сергеевичу Грибоедову появился в Москве в год 130-летия со дня его трагической гибели в Персии. 30 января 1829 года тысячи взбунтовавшихся персов перебили всех, находившихся в посольстве. Тело Грибоедова было настолько изуродовано, что опознали его только по следу на кисти левой руки, полученному во время дуэли с Якубовичем в 1818 году.
Памятник поставлен на Чистопрудном бульваре, хотя, дом, где родился Александр Сергеевич, фактически больше реплика, чем подлинник (реставрация в 1970-х, к тому же времени относится пожар, уничтоживший верхний этаж), находится на Новинском бульваре. Экономист Б.Л. Маркус вспоминал: «Где-то в середине тридцатых годов на бульваре напротив „Дома Грибоедова“ установили огромный гранитный валун. Мне, мальчишке, он тогда показался очень большим. Неотесанный, грубый, с широким основанием и сужающийся кверху. На передней стороне этого валуна чуть выше середки отшлифовали неровную по краям полоску, в которую вписали глубоко врезанными буквами подпись-автограф Грибоедова. И ничего больше. На памятник это не похоже, но я уже слышал, что камень потому и поставили на это место, что именно здесь со временем будет сооружен настоящий памятник с фигурой самого Грибоедова». Однако, позже, памятник, как известно, поставили совсем не на Новинском бульваре.
Памятник на бульваре представляет собой фигуру Грибоедова, установленную на постаменте-колонне, благодаря чему, образ драматурга выглядит весьма величественно и парадно. В нижней части постамента авторы разместили героев не просто самой известной пьесы писателя "Горе от ума", а той, благодаря которой, Грибоедова часто называют «писателем одной книги». Петр Чаадаев писал о пьесе, что «никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха». Пьеса буквально разобрана была на цитаты и до сих пор любой образованный человек с легкостью продолжит фразы «все врут….», «минуй нас пуще всех печалей и…», «что за комиссия, Создатель…» и «счастливые часов…»
Кстати, у москвичей был шанс встречаться не «у Грибоедова», а «у Бакунина». В 1919 году почти на том же месте, где ныне стоит памятник Грибоедову, появился другой памятник – в духе кубофутуризма – основоположнику анархизма Михаилу Бакунину. Луначарский вспоминал: «В течение долгого времени люди и лошади, ходившие и ездившие по Мясницкой, пугливо косились на какую-то взбесившуюся фигуру, закрытую из предосторожности досками. Это был Бакунин в трактовке уважаемого художника. Если я не ошибаюсь, памятник сейчас же по открытии его был разрушен анархистами, так как при всей своей передовитости анархисты не хотели потерпеть такого скульптурного „издевательства“ над памятью своего вождя». Примерно через месяц после установки (по другим данным, через год) памятник был снесен.
Архитектор Александр Алексеевич Заварзин.