Москва-Петушки

Москва-Петушки

Площадь Борьбы

Знаменитая поэма в прозе «Москва—Петушки» вдохновила российских скульпторов на создание необычного «двойного» памятника, появившегося на площади Борьбы 11 мая 2000 года, в десятую годовщину со дня смерти писателя-самородка, Венедикта Ерофеева.

star-icon
3.2
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Годы постройки:
2000
Скульпторы:
В.Ю. Кузнецов,С. Манцеров
Назначение постройки
Развитие науки, культуры, быта

История появления и художественное значение

Постмодернистская поэма «Москва-Петушки», написанная в форме дневника в 1970 году, была неоднократно инсценирована, завоевав репутацию одного из самых цитируемых русскоязычных произведений XX столетия. В СССР поэма впервые была напечатана в нецензурированном виде лишь в 1989 году.

Памятник в Москве, созданный скульпторами Валерием Кузнецовым и Сергеем Манцеровым, появился на том самом месте, где главный герой поэмы – Веничка – «выпил стакан кориандровой».

Перед нами фигура мужчины, который «слегка перебрал», и, словно стараясь не потерять шаткого равновесия, одной рукой держится за табличку с надписью «Москва», а другой крепко прижимает к себе портфель с подарками для сына. На постаменте, как на дорожном знаке, емкая «предупреждающая» цитата: «…Нельзя доверять мнению человека, который ещё не успел похмелиться!»

Еще одной смысловой частью памятника стала рыжеволосая возлюбленная Венички. Романтическая героиня в коротком платье стоит чуть поодаль и вопрошающе смотрит вдаль, нервно теребя длинную косу. На постаменте лирическая надпись: «В Петушках,… жасмин не отцветает и птичье пение не молкнет».

Бронзовый памятник на площади Борьбы как бы «публично» знакомит поклонников творчества Венедикта Ерофеева с его «альтер эго», Веничкой, главным героем поэмы «Москва-Петушки». Пребывая в перманентном делириуме, беспробудный пьяница-мыслитель отправляется на электричке в Петушки, на свидание к любимой женщине и сыну. По дороге Веничка то и дело встречает мистических и мифических попутчиков, которые предстают в его воспаленном сознании в самых разных «ракурсах». Ерофеевское «путешествие на край ночи» становится своего рода отпечатком времени, документом истории. По мнению писателя Владимира Войновича, поэма Ерофеева, по сути, является горькой «пародией» на повесть Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

Ерофеевский «поток сознания» — столкновение сиюминутных эпизодов «личного» бытия и усредненной «коллективной» жизни, в которой найти себя так же трудно, как и потерять.

«Человек не должен быть одинок» — таково мое мнение. Человек должен отдавать себя людям, даже если его и брать не хотят», - писал Ерофеев в своей автобиографической поэме «Москва-Петушки». Его «Петушки», до которых всю дорогу безуспешно, «на автопилоте» пытается добраться главный герой, это и есть та «точка невозврата» собственной души, переступив которую, остаешься один на один с собой, а, значит, морально погибаешь.

Автор статьи: Валерия Пайкова
Распечатать статью

Интересное рядом (4)

Киров С. М.
icon
Сущевский Вал ул., д. 14/22, к. 4
Савеловская
star-icon
3.3
Типография "Красный пролетарий"
icon
Именно по названию комплекса в 1929 году переименовывают и саму улицу. Вместо Пименовской она становится Краснопролетарской.
ЦАО, Краснопролетарская ул., дом 16, строение 1
star-icon
3.4
Городская усадьба М.К.Геппенера
icon
Ансамбль городской усадьбы состоит из особняка и флигеля, построенных архитектором М.Геппенером предположительно в середине 1890-х годов для своей семьи.
ЦАО, Чернышевского пер., дом 8, строение 1, ЦАО, Чернышевского пер., дом 8, строение 2