Дата открытия, История появления
Первые упоминания о деревянной церкви, стоявшей на этом месте, относятся к первой четверти XVI в. Позже здесь была возведена каменная церковь, обветшавшая к концу XVII в.
Новое здание было построено в 1680–1688 гг. на средства архангельских купцов Филатьевых. Имя архитектора не сохранилось, однако известно, что церковь была выстроена из кирпича на белокаменном основании и стала одним из первых примеров нового, переработанного архитектурного типа приходского храма, сложившегося к середине XVII в. Архитектурным новшеством стало возведение колокольни отдельно от четверика, уменьшение размеров апсиды придела церкви.
Главный престол храма был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел во имя Николая Чудотворца. Народное название – «Никола Большой Крест» – храм получил по названию придела Николая Чудотворца и из-за хранившегося в церкви деревянного креста высотой выше двух метров. В кресте находились 156 мощевиков с частицами мощей святых, в том числе святителя Николая (в центре).
В конце 30-х гг. XX в. храм стал своеобразным центром московского сообщества «непоминающих» – не признавших главой Русской православной церкви митрополита Сергия (Страгородского), принявшего большевистский режим.
Новое здание было построено в 1680–1688 гг. на средства архангельских купцов Филатьевых. Имя архитектора не сохранилось, однако известно, что церковь была выстроена из кирпича на белокаменном основании и стала одним из первых примеров нового, переработанного архитектурного типа приходского храма, сложившегося к середине XVII в. Архитектурным новшеством стало возведение колокольни отдельно от четверика, уменьшение размеров апсиды придела церкви.
Главный престол храма был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел во имя Николая Чудотворца. Народное название – «Никола Большой Крест» – храм получил по названию придела Николая Чудотворца и из-за хранившегося в церкви деревянного креста высотой выше двух метров. В кресте находились 156 мощевиков с частицами мощей святых, в том числе святителя Николая (в центре).
В конце 30-х гг. XX в. храм стал своеобразным центром московского сообщества «непоминающих» – не признавших главой Русской православной церкви митрополита Сергия (Страгородского), принявшего большевистский режим.