Информация о памятнике
Украшение центральной площади ВДНХ, фонтан «Каменный цветок» создан в 1953-1954 гг. Это самый большой фонтан выставки, расположенный на ее главной планировочной оси. Авторами фонтана являются архитектор К.Т.Топуридзе и скульптор П.И.Добрынин.
Образ каменного цветка пользовался большой популярностью в советской массовой культуре; незадолго до войны были опубликованы уральские «сказы» – устные предания уральских горнорабочих в авторской обработке П.Бажова. Очевидно, близость павильона «Урал», не сохранившегося до наших дней, подсказала и идею для фонтана, и его название. Удивительно, что такой крупный и сложный объект выставки воплощает сугубо сказочный сюжет, без какой-либо связи с сельским хозяйством или социалистической идеологией. Основное предназначение этого фонтана в ансамбле выставки – создавать у посетителей ощущение чудесного города, где камень и водные струи превращаются в гигантский сказочный цветок.
«Каменный цветок» имеет ступенчатую композицию: на широкий двухъярусный постамент установлен гигантский лепной букет, окруженный сверкающими кристаллами. Второй ярус украшен 16 чугунными раковинами. Из каждого яруса по кругу бьют ряды струй, благодаря чему создается сложная игра водных каскадов. Дополнительные группы фонтанов находятся по четырем сторонам от цветка и в удлиненной части бассейна. Они оформлены в виде чугунных осетров и бронзовых гусей.
Эффект сверкающих самоцветов создается за счет использования смальты – мозаики из металлической фольги, запаянной между пластинками цветного стекла. В результате получается водостойкий декоративный материал, который хорошо отражает свет. В середине XX в. старинная технология производства смальты была возрождена в СССР, и этот недорогой материал стал активно использоваться в отделочных работах.
На полированных гранитных бортах бассейна расположены бронзовые скульптурные натюрморты из фруктов, колосьев, рогов изобилия, национальных кувшинов и ваз. Всего здесь присутствует четыре типа натюрмортов, в каждом из которых представлены растения, соответствующие условным географическим зонам СССР.
Непосредственно под фонтаном находится машинное отделение насосной станции, в которое ведет небольшой тоннель с соседней площади. Стены фонтана и машинного отделения выстроены из монолитного железобетона и стальных конструкций. В машинном отделении установлено 11 насосов разной мощности, позволяющих выбрасывать в воздух 2000 л воды в секунду.
К началу 2000-х гг. неудовлетворительное состояние фонтана стало заметно невооруженным глазом. Большие куски смальты отваливались, несущие конструкции были деформированы, были утрачены некоторые декоративные бронзовые элементы. Из-за изношенности гидротехнической системы фонтан работал с большими перерывами и не на полную мощность. Была отключена система цветной подсветки струй.
Образ каменного цветка пользовался большой популярностью в советской массовой культуре; незадолго до войны были опубликованы уральские «сказы» – устные предания уральских горнорабочих в авторской обработке П.Бажова. Очевидно, близость павильона «Урал», не сохранившегося до наших дней, подсказала и идею для фонтана, и его название. Удивительно, что такой крупный и сложный объект выставки воплощает сугубо сказочный сюжет, без какой-либо связи с сельским хозяйством или социалистической идеологией. Основное предназначение этого фонтана в ансамбле выставки – создавать у посетителей ощущение чудесного города, где камень и водные струи превращаются в гигантский сказочный цветок.
«Каменный цветок» имеет ступенчатую композицию: на широкий двухъярусный постамент установлен гигантский лепной букет, окруженный сверкающими кристаллами. Второй ярус украшен 16 чугунными раковинами. Из каждого яруса по кругу бьют ряды струй, благодаря чему создается сложная игра водных каскадов. Дополнительные группы фонтанов находятся по четырем сторонам от цветка и в удлиненной части бассейна. Они оформлены в виде чугунных осетров и бронзовых гусей.
Эффект сверкающих самоцветов создается за счет использования смальты – мозаики из металлической фольги, запаянной между пластинками цветного стекла. В результате получается водостойкий декоративный материал, который хорошо отражает свет. В середине XX в. старинная технология производства смальты была возрождена в СССР, и этот недорогой материал стал активно использоваться в отделочных работах.
На полированных гранитных бортах бассейна расположены бронзовые скульптурные натюрморты из фруктов, колосьев, рогов изобилия, национальных кувшинов и ваз. Всего здесь присутствует четыре типа натюрмортов, в каждом из которых представлены растения, соответствующие условным географическим зонам СССР.
Непосредственно под фонтаном находится машинное отделение насосной станции, в которое ведет небольшой тоннель с соседней площади. Стены фонтана и машинного отделения выстроены из монолитного железобетона и стальных конструкций. В машинном отделении установлено 11 насосов разной мощности, позволяющих выбрасывать в воздух 2000 л воды в секунду.
К началу 2000-х гг. неудовлетворительное состояние фонтана стало заметно невооруженным глазом. Большие куски смальты отваливались, несущие конструкции были деформированы, были утрачены некоторые декоративные бронзовые элементы. Из-за изношенности гидротехнической системы фонтан работал с большими перерывами и не на полную мощность. Была отключена система цветной подсветки струй.
Отзывы