Информация о памятнике
Фонтан «Дружба народов» расположен в юго-восточной овальной части обширной одноименной площади (до 1954 года носившей название площади Колхозов), непосредственно являясь одним из ее художественных и смысловых акцентов. Первоначально на том самом месте ВСХВ 1939 года находилось детское кафе и часть южной зоны отдыха, включавшей себя несколько небольших павильонов. В ходе послевоенной реконструкции 1949–1954 годов в связи с необходимостью создания новых республиканских павильонов было принято решение выстроить их вдоль единой центральной оси, визуально связывающей Мещанскую улицу (проспект Мира) и ВСХВ. Старые деревянные павильоны снесли, и на освободившейся территории была спроектирована площадь для проведения митингов.
В схеме обновленной планировочной структуры под руководством А.Ф.Жукова и Р.Р.Кликса эта часть Выставки была задумана в форме трехлучия, оси которого сходились бы в одной точке – к новому монументу И.В.Сталину, спроектированному на месте, где сейчас начинается цветочный партер фонтана «Каменный цветок». Как раз перед этим монументом, обращенным лицом к Главному павильону, и предполагалась восьмиугольная, с эллипсовидными очертаниями площадь с пониженной центральной частью наподобие римской сцены-арены. Уже в ходе строительных работ художественный совет ВСХВ пришел к выводу, что данная площадка для митингов нецелесообразна – и в центре образованного пространства было решено разместить еще один Главный фонтан. В его основе лежал уже реализуемый в то время проект первого Главного фонтана у павильона Украины. Первоначальный фонтан, из первых «разжалованный» во вторые, переработали те же авторы К.Т.Топуридзе и Г.Д.Константиновский – и так расцвел «Каменный цветок».
Есть мнения, что прототипом фонтана послужил и «Гурьевский сервиз» Степана Пименова 1809–1816 годов – его фарфоровые скульптуры напоминали античных богинь с национальными чертами в одежде и атрибутах, как и персонажи работавшего в те же годы Алексея Венецианова. В отличие от современников-академистов, художник искал свой идеал женской красоты среди крестьянок. На фоне реалистичного русского пейзажа его полуфантастические персонажи – античные богини в национальной праздничной одежде – боронят землю, а после отдыхают в тени деревьев в позах красавиц Тициана.
Фонтан имеет овальную геометрию: его размер по большой оси 81 м, а по малой 56 м. Длина по периметру 170 м. Площадь 3723 кв. м. Архитектор – К.Т.Топуридзе, инженер – В.И Клявина, скульпторы – З.В Баженова, А.И.Тенета, И.М.Чайков, З.В.Рылеева, В.П.Гаврилов.