Информация о здании
Этот дом интересен как пример изменения архитектурных вкусов в 1930-е годы - восьмиэтажный угловой жилой дом с выразительным декором на фасадах.
Сначала он был выстроен в аскетичных формах, типичных для немецкого функционализма. В 1931 году первоначальный проект выполнил немецкий архитектор Ханс Реммеле, бежавший в СССР от нацистов, но позже арестованный. Достраивать дом поручили Дмитрию Булгакову, молодому архитектору из мастерской Алексея Щусева, одного из соавторов каменного Мавзолея Ленина и административного здания Наркомзема. Здесь же, явно учитывая вкусы начальства могущественного советского ведомства (Заводстрой входил в Наркомтяжпром), ему пришлось придать лапидарным фасадам жилого дома новый декоративный вид. Зодчий очень своеобразно трактовал элементы классической архитектуры. Он сделал каждую деталь заметной издалека, дающей красивые тени в солнечную погоду. Над центральными частями двух уличных фасадов были сделаны огромные карнизы с гипертрофированными по размеру кронштейнами. Карнизам вторят протяженные балконы. Эти и другие детали, которых не так много на фасадах, выглядят очень нарядно на фоне гладких стен и полностью остекленных эркеров лестнично-лифтовых площадок. На выступающем башенном элементе на углу здания планировалось разместить скульптурную, композицию, так и не реализованную. Использование будто бы разрозненных элементов классической архитектуры – не буквальное копирование исторических стилей - такая творческая манера Булгакова сопоставима с манерой Ильи Голосова, лидера авангарда, примирившегося с нараставшей тенденцией декоративности в середине 1930-х. Так, дом стал уникальным творческим экспериментом. Сам Никита Хрущев, в то время поборник декоративной архитектуры, отзывался об этом доме, как об образце для других советских архитекторов.