Информация о здании
Дом за Тверской заставой в начале Ленинградского шоссе (ныне – проспекта) был построен в конце 1930-1950-х гг. по проекту архитекторов М. А. Готлиба и А. Д. Хилькевича. Оба архитектора работали в Центральной архитектурной мастерской Союзтранспроекта при Наркомате (позднее – Министерстве) путей сообщения и занимались в основном разработкой типовых проектов малоэтажных домов для работников железнодорожного транспорта.
Первоначальным проектом был предусмотрен восьмиэтажный объем с мансардой и девятиэтажными крыльями. Фасад членился на три яруса: рустованный цоколь и первый этаж, а также ярусы, объединяющие 2-5 и 6-8 (9) этажи. С целью гармонизации здания с расположенным на противоположной стороне шоссе домом по проекту архитектора Д. Ф. Фридмана, фасады дома № 1 предполагалось оформить в той же стилистике. Объем без выступов и эркеров был пластически выделен балконами с насыщенным лепным декором. Первый этаж был отдан под магазины, на остальных этажах были двух- и трехкомнатные квартиры. Лестничные клетки имели декор в виде штукатурных тяг, в квартирах были лепные карнизы и плафоны.
В начале 1950-х гг. началась перестройка дома, в результате которой п-образное в плане здание стало шестиэтажным. На открытой площадке основного строения был возведен дополнительный двухэтажный объем с антресолью и четырьмя башнями. По углам фасад по красной линии Ленинградского проспекта фланкировали граненые выступы. По центральной оси располагалась проездная арка с кессонированным сводом с растительным декором. Архитектурно-художественное решение фасада было выполнено в традициях советского неоклассицизма. Вертикальный ритм фасада подчеркнут пилястрами и рядами эркеров на декоративных кронштейнах, украшенных филенками с растительным орнаментом. Горизонтально плоскость фасада членилась на ярусы балюстрадами, междуэтажными профилированными карнизами, фризом из розеток и венчающим карнизом с модульонами. Доминантой сооружения были четыре прямоугольные башни по углам с арочными проемами, завершающиеся балюстрадой и скульптурным декором.
В нежилых помещениях размещались магазины, билетные кассы; со стороны фасада, примыкающего к Белорусскому вокзалу, располагался выход на платформу.
В 1953 г. строительство дома было завершено. Однако наступивший вскоре идеологический перелом в архитектуре, результатом которого стало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», поставил возведенный дом в первые ряды объектов для критики. «В г. Москве в жилых домах по улице Горького (архитектор Жуков), по Можайскому шоссе (архитектор Чечулин), по Ленинградскому шоссе (архитекторы Готлиб и Хилькевич) и в ряде других домов в угоду показному украшательству применены многочисленные колонны, портики, сложные карнизы в другие дорогостоящие детали, придающие домам архаический вид».
Архитекторов, допустивших «излишества», лишают сталинских премий. Эстетика «сталинского ампира» становится мишенью для советских журналистов и карикатуристов. Вектор архитектуры повернулся от «эстетского формализма» в сторону типового проектирования, направленного на преодоление жилищного кризиса и удовлетворение потребностей трудящихся.
Спустя десятилетия силуэт дома с башнями по-прежнему составляет неотъемлемую часть панорамы площади Тверской заставы и открывает перспективу Ленинградского проспекта. В доме насчитывается 130 квартир. Его первый этаж занимают торговые помещения, в интерьерах которых и сегодня можно увидеть отголоски высокого стиля 1950-х гг.: колонны, лепные розетки, карнизы и кессонированные потолки.
В 2018 г. по этой же стороне Ленинградского проспекта чуть дальше был выстроен современный многоэтажный дом, состоящий из множества архитектурных реплик дома Готлиба и Хилькевича: п-образный ступенчатый объем, эркеры, прямоугольные башни с балюстрадами и пинаклями. Молодые архитекторы пытались учесть стилистические характеристики окружающей застройки и представили свой опыт переосмысления эстетики «сталинского ампира».
Первоначальным проектом был предусмотрен восьмиэтажный объем с мансардой и девятиэтажными крыльями. Фасад членился на три яруса: рустованный цоколь и первый этаж, а также ярусы, объединяющие 2-5 и 6-8 (9) этажи. С целью гармонизации здания с расположенным на противоположной стороне шоссе домом по проекту архитектора Д. Ф. Фридмана, фасады дома № 1 предполагалось оформить в той же стилистике. Объем без выступов и эркеров был пластически выделен балконами с насыщенным лепным декором. Первый этаж был отдан под магазины, на остальных этажах были двух- и трехкомнатные квартиры. Лестничные клетки имели декор в виде штукатурных тяг, в квартирах были лепные карнизы и плафоны.
В начале 1950-х гг. началась перестройка дома, в результате которой п-образное в плане здание стало шестиэтажным. На открытой площадке основного строения был возведен дополнительный двухэтажный объем с антресолью и четырьмя башнями. По углам фасад по красной линии Ленинградского проспекта фланкировали граненые выступы. По центральной оси располагалась проездная арка с кессонированным сводом с растительным декором. Архитектурно-художественное решение фасада было выполнено в традициях советского неоклассицизма. Вертикальный ритм фасада подчеркнут пилястрами и рядами эркеров на декоративных кронштейнах, украшенных филенками с растительным орнаментом. Горизонтально плоскость фасада членилась на ярусы балюстрадами, междуэтажными профилированными карнизами, фризом из розеток и венчающим карнизом с модульонами. Доминантой сооружения были четыре прямоугольные башни по углам с арочными проемами, завершающиеся балюстрадой и скульптурным декором.
В нежилых помещениях размещались магазины, билетные кассы; со стороны фасада, примыкающего к Белорусскому вокзалу, располагался выход на платформу.
В 1953 г. строительство дома было завершено. Однако наступивший вскоре идеологический перелом в архитектуре, результатом которого стало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», поставил возведенный дом в первые ряды объектов для критики. «В г. Москве в жилых домах по улице Горького (архитектор Жуков), по Можайскому шоссе (архитектор Чечулин), по Ленинградскому шоссе (архитекторы Готлиб и Хилькевич) и в ряде других домов в угоду показному украшательству применены многочисленные колонны, портики, сложные карнизы в другие дорогостоящие детали, придающие домам архаический вид».
Архитекторов, допустивших «излишества», лишают сталинских премий. Эстетика «сталинского ампира» становится мишенью для советских журналистов и карикатуристов. Вектор архитектуры повернулся от «эстетского формализма» в сторону типового проектирования, направленного на преодоление жилищного кризиса и удовлетворение потребностей трудящихся.
Спустя десятилетия силуэт дома с башнями по-прежнему составляет неотъемлемую часть панорамы площади Тверской заставы и открывает перспективу Ленинградского проспекта. В доме насчитывается 130 квартир. Его первый этаж занимают торговые помещения, в интерьерах которых и сегодня можно увидеть отголоски высокого стиля 1950-х гг.: колонны, лепные розетки, карнизы и кессонированные потолки.
В 2018 г. по этой же стороне Ленинградского проспекта чуть дальше был выстроен современный многоэтажный дом, состоящий из множества архитектурных реплик дома Готлиба и Хилькевича: п-образный ступенчатый объем, эркеры, прямоугольные башни с балюстрадами и пинаклями. Молодые архитекторы пытались учесть стилистические характеристики окружающей застройки и представили свой опыт переосмысления эстетики «сталинского ампира».