Здание спортивного общества «Динамо»

Здание спортивного общества «Динамо»

ЦАО, Лубянка Б. ул., дом 12/1
ЛубянкаКузнецкий мост
Это монументальное здание в стиле "авангард" со сдвоенными полуколоннами без баз и капителей и большими круглыми окнами на углу Большой Лубянки и Фуркасовского переулка.
star-icon
3.6
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Архитектурный стиль:
Ар-деко,Авангард
Годы постройки:
1930 - 1932
Архитекторы:
И.А .Фомин,А.Я. Лангман
Назначение постройки
Жилой дом

Информация о здании

На улицу выходит вход в магазин — знаменитый «Сороковой гастроном» - ныне «Седьмой континент». Однако у здания были и другие функции — здесь и офисы, и служебные квартиры, и зал собраний, и даже столовая-клуб - ее цилиндрический объем выходит на Малую Лубянку.

Комплекс был построен знаменитым архитектором, академиком И.А. Фоминым в соавторстве с А. Я. Лангманом, выпускником венской Высшей технической школы и фактически главным архитектором ОГПУ (его мастерская, находилась на верхнем этаже этого здания, в помещении с круглыми окнами).

Здание выстроено на месте снесенной Третьей московской гимназии. В1928 году на закрытом конкурсе победил проект петербуржца Фомина, мастера старой школы, работавшего в стиле неоклассики. Монументальный угловой офисный корпус с гигантскими спаренными колоннами отделяется высокой башней от жилого корпуса с криволинейными фасадами, который имеет не такие высокие этажи и выполнен в менее монументальных формах. С другой стороны переулка планировалось построить симметричный корпус, тогда бы здания образовали бы своеобразные пропилеи — сквозь них Кузнецкий мост должен был продолжаться новым проспектом. Но в результате, напротив было построено здание по другому проекту, а расширения соседних улиц так и не произошло.

Послереволюционные поиски более выразительных и менее декоративных архитектурных форм привели архитектора к решительному изменению классической ордерной системы. Фомин убирает капители у колонн и избавляется от сложно профилированных карнизов. Промежутки между колоннами были полностью остеклены, элементы классической архитектуры оказались «надетыми» на современный железобетонный каркас. Сам Фомин говорил, что на «скелет» каркаса нужно одеть «мясо» кирпичной стены, потому что каркас сам по себе не является произведением искусства. Фасад офисного корпуса здания общества «Динамо» облицован известняком, что не так часто можно увидеть в Москве. К сожалению, сейчас натуральный камень сверху окрасили, а переплеты окон заменили на пластиковые.

Стилистика «пролетарской классики» Фомина не была понята современниками, в Ленинграде этот стиль признали слишком авангардным, а в Москве — слишком консервативным. Однако почти никто не мог соперничать с Фоминым в ясной выразительности простых форм. Так и здесь колонны-цилиндры и антаблемент с большими круглыми проемами по монументальности созвучны классическим прототипам.

Распечатать статью

Интересное рядом (6)