Информация о здании
Художественно-промышленное училище было основано в 1825 г. в Москве графом С.Г. Строгановым как «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам». Школа располагалась на Мясницкой улице и имела три специализации: черчение, геометрия, рисование машин; рисование фигур и животных; рисование цветов и украшений. Затем появились классы набивного технического рисунка и «лепления из глины украшений и фигур».
В 1843 году школа становится государственной, в 1860 г. она объединяется с первой рисовальной школой и именуется «Строгановское училище технического рисования». В эти годы училище размещается в Путинковском переулке возле Страстного монастыря, откуда в 1892 году переезжает на Рождественку 11 в перестроенное для нужд училища здание старых клиник Императорского Московского университета.
В 1918 г. Строгановское училище преобразовано в «Первые свободные государственные художественные мастерские», а в 1920 г. I и II (бывшее училище живописи, ваяния и зодчества МУЖВЗ) ГСМХ были слиты и организованы Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). В 1928 г. ВХУТЕМАС реформирован в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), который спустя два года был ликвидирован, а факультеты интегрированы в существовавшие профильные учебные заведения и отраслевые ведомства.
В 1945 году выходит Постановление СНК СССР о воссоздании Строгановского училища, которое теперь называется «Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское)» (МВХПУ). В отличие от других художественных учебных заведений , Строгановское училище (в просторечии Строгановка) воссоздавалось с целью подготовки специалистов, которые могли бы «профессионально сотрудничать с архитекторами, создавая произведения монументально-декоративного искусства, органично дополняющие и развивающие художественный образ архитектурных пространств».
В эти годы училище размещалось в типовом кирпичном доме с кованой решеткой XVII века по адресу Большая Спасская, 15. Во внутреннем дворе под навесом находилось множество слепков с классических скульптур. Все они исчезли после переезда училища на Волоколамское шоссе. Небольшое здание с трудом вмещало классы, мастерские и различные службы. Назрела необходимость поиска нового помещения.
По воспоминаниям архитектора Л.М. Холмянского, с конца 1940-х гг преподавателя Строгановки, «Училищу предложили, например, дворцовый комплекс Царицыно со всеми его постройками. В.И. (Говорков – ректор училища – ред.) устроил выездное совещание. На нескольких машинах (у кого они имелись) двинулись цугом. Тогда Царицыно располагалось далеко за чертой города. Вся эта процессия остановилась у дворца, члены «комиссии» обошли пустующие постройки и развалины. В.И., как всегда, выслушал всех внимательно и решил не ввязываться в это дело. И правильно решил — нужно было добиваться постройки нового здания».
В 1945 году постановлением правительства была создана мастерская-школа академика И. В. Жолтовского, ядро которой составили архитекторы из возглавляемой Жолтовским с 1933 г. 1-й архитектурно-проектной мастерской Моссовета. В нее вошли М. О. Барщ, Г. А. Захаров, Ю. Н. Шевердяев, М. Ф. Оленев, 3. С. Чернышева, Д. Г. Олтаржевский, Н. Б. Корш, В. В. Васильева, П. И. Скокан, В. Л. Воскресенский, Г. Г. Лебедев, М. Н. Круглов и другие. В 1947 году присоединились архитекторы Н. П. Сукоян, С. И. Никулин, В. М. Аникин, К. А. Шуманская, А. Б. Самсонов, Е. Ю. Завадский, Л. Каиров.
Архитекторами мастерской-школы Г. Лебедевым и Л. Каировым и был выполнен проект нового здания на Волоколамском шоссе. Сохранилась перспектива к техническому проекту здания училища и ряд чертежей,выполненные Жолтовским. В целом же, проект, как и многие другие проекты мастерской осуществлялся при консультации Жолтовского, которому на момент реализации проекта было почти 90. К слову, со Строгановским училищем Жолтовского связывали очень давние отношения: в 1900-1905 гг. он был преподавателем этого учебного заведения.
«Проект этого нового здания принадлежал фактически Г.Г. Лебедеву, хотя номинально автором считался И. Жолтовский, не только не участвовавший в создании проекта, но, по слухам, и не одобрявший его и даже не хотевший его подписывать. Бросался в глаза ряд недостатков: потеря кубатуры в средних помещениях, обилие лестниц и холлов, недостаток света в аудиториях, выходивших на север. К тому же проект был существенно искажен, в частности, арки, соединявшие главный объем и ризалиты, так и не были возведены.» (Л.М.Холмянский). Г.Г. Лебедев известен также как соавтор (совместно с архитекторами В. Л. Воскресенским и Д. Г. Олтаржевским) проекта Южного входа комплекса Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
Вторая половина 1950-х годов была ознаменована новой культурной стратегией, проходящей под девизом борьбы с архитектурными излишествами. С обозначенных государством позиций утилитаризма и минимализма архитекторы ищут «резервы экономии – в планировке, в высоте этажей, во внешнем облике зданий». Все это не могло не отразится на проекте Строгановского училища, который наглядно продемонстрировал этот переходный этап. Симметричная композиционная структура здания с центральным объемом, фланкированным 2 мя выступающими крыльями, 6-ти колонный портик, увенчанный фронтоном, скульптуры в интерколумниях, барельефы, сложнопрофилированный карнизы с модульонами, арки с кронштейнами и эркеры на боковых фасадах, балконы – реминисценции итальянского Ренессанса, традиции которого осмыслялись Жолтовским всю жизнь. В то же время гладкие кирпичные плоскости фасадов, обработанные рустом лишь по углам, стилизованные капители, лаконичный фронтон без декора, компоновка разновеликих объемов – все это лежит в русле экспериментов Жолтовского и его мастерской по разработке проектов современных многоэтажных домов в 1950-е годы. В скульптурной пластике здания училища используются сюжеты, иллюстрирующие его назначение. Мужские и женские фигуры портика и барельефы, обрамляющие углы ризалитов, символизируют различные виды искусства и ремесел. Художественная атрибутика использована и в метопах антаблемента.
В конце пятидесятых годов началось строительство нового просторного здания на Волоколамском шоссе, которое позволяло бы разместить необходимые классы и мастерские, и имело потенциал для расширения программы подготовки, открытия новых специальностей и факультетов. В 1957 году училище переезжает в новое здание. На первом этаже левого крыла размещались скульптурные мастерские. Далее по лестнице – мастерские металла и дерева, а также расположенные над ними аудитории интерьера, художественного конструирования, живописи. В правом крыле –мастерские текстиля, керамики, пластмассы, далее аудитории рисунка. Центральную часть здания занимали выставочный зал, музей, актовый зал. В подвале - кузница, литейка, гипсоформовочная и прочие подсобные помещения.
На работу в училище привлекаются профессора и преподаватели ликвидированного в 1951 году Московского института прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ).
В 1950- е годы в училище активно развивается направление по подготовке скульпторов. Учитывая значение, которое приобретает монументальная пластика в оформлении зданий, студенты Строгановки активно разрабатывают орнаментальные композиции и ордерные элементы для фасадов и интерьеров, их дипломные работы украшают скверы и парки в российских городах. «Каждый студент не только учился, но и реально участвовал в оформлении новых высоток, станций метро, общественных зданий. Строгановцы внесли большой вклад в создание скульптурных ансамблей ВДНХ и Московского метрополитена». Архитектурные детали строившегося на Волоколамском шоссе нового здания – капители и базы колонн, карнизы создавались руками студентов Строгановки. Фигуры в интерколумниях фасада являлись их дипломными работами. В Строгановке в это время преподавали знаменитые скульпторы: Г. Мотовилов, Е. Белашова, Г. Шульц и другие.
На кафедре живописи свое мастерство передавали именитые мастера П. Кузнецов, А.Куприн, С. Герасимов, Н. Максимов, В. Васильев, известные монументалисты В.Ф. Бордиченко, Б.В. Иорданский, позже Г. Опрышко и В. Замков. В сотрудничестве со скульпторами и монументалистами в училище работали архитекторы Л. Поляков, М. Круглов, П. Штеллер, Г.Лебедев, Г. Крюков, М. Оленев, Ю. Шевердяев, Ю. Емельянов, Г. Константиновский.
В 1965 г. появились новые факультеты: промышленное искусство, интерьер и оборудование, монументально-декоративное искусство. В 1976 году со стороны заднего фасада началось строительство нового корпуса, растянувшееся до 1991 года.
Из стен Строгановского училища вышли многие современные живописцы, скульпторы, дизайнеры, которые сегодня определяют художественный облик наших улиц и площадей, жилых и общественных пространств, объектов промышленной и транспортной инфраструктуры.