Информация о здании
Здание «Фабрики мебели и бронзы товарищества Мюр и Мерилиз» на Малой Грузинской улице, построенное в 1912 году, является ярким образцом британской готики.
«Мюр и Мерилиз» — торговый бренд, появившийся в Санкт-Петербурге в конце IX века. Основали его выходцы из Шотландии Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр. После смерти А. Мерилиза у фирмы появился новый совладелец и управляющий — Филипп Уолтер.
В 1967 основатели торгового знака перебрались в Москву и открыли филиал магазина на улице Кузнецкий мост. Предприятие начинало свою деятельность с оптовой продажи галантереи. Через несколько лет руководители фирмы приняли решение перейти на розничную торговлю и расширить ассортимент. Такое изменение было связано с низким курсом рубля из-за неурожаев в 1890-1891 годах. Несмотря на то, что торговые площади универсама дважды были охвачены пожаром, «Мюр и Мерилиз» заняли лидирующую позицию в области торговли по всей стране. Так в России появился первый многоэтажный универсальный магазин, который позже превратится в ЦУМ.
Когда работа всех отделов была хорошо отлажена, и универмаг для среднего класса, в котором можно было купить практически любой товар, достиг вершины славы, предприимчивые шотландцы пошли дальше. Помимо огромного торгового центра на Театральной площади, пользующегося большой популярностью по всей стране, они открыли свое производство. Для этого подходила территория, примыкающая к Малой Грузинской улице. Здесь и был основан комплекс промышленных сооружений, ставший позднее своего рода достопримечательностью этой части Москвы и даже давший ей свое имя: в 1922 году Охотничий переулок, на который выходил фабричный двор, был переименован в Столярный.
«Фабрика мебели и бронзы» была спроектирована Романом Ивановичем Клейном, который являлся одним из самых узнаваемых российских архитекторов конца XIX — начала XX веков. Именно он построил для «Мюр и Мерилиз» знаменитое неоготическое здание универмага на Петровке. Кроме того, Клейн успешно зарекомендовал себя в качестве архитектора серьезных промышленных построек: спроектировал шёлковую фабрику Симона на Шаболовке, ткацкий корпус Прохоровской Трёхгорной мануфактуры, часть строений ситцевой фабрики Гюбнера, несколько зданий Трёхгорного пивоваренного завода и часть корпусов фабрики Жиро. Все они выдержаны в актуальном в те годы общеевропейском «индустриальном стиле», привезенном в Россию вместе с самым современным оборудованием из Великобритании.
В том же ключе, по поручению Филиппа Уолтера, Клейн спроектировал и здание «Фабрики мебели и бронзы товарищества «Мюр и Мерилиз». Эффектный, заметный издалека главный корпус промышленного комплекса, был построен в стиле британской готики. На выбор архитектурного направления повлияло происхождение заказчика. Внешнее оформление напоминает шотландский замок с высокой башней, мощными ризалитами на фасаде, украшенными стрельчатыми окнами. Рядом располагались одноэтажные постройки вспомогательных помещений - конюшен, складов и краснокирпичных литейных мастерских, образуя большую, замкнутую по периметру территорию, вызывавшую неизменный интерес прохожих.
Задумка торговых гигантов оказалась востребованной, и выпускаемая продукция стала пользоваться популярностью при оформлении внутреннего убранства помещений императорского двора. С предприятием сотрудничали самые именитые художники и архитекторы того времени. Здесь впервые стали предлагать законченные интерьеры собственной работы. Кроме мебели, под товарным знаком «Мюр и Мерлиз» было налажено производство наборного паркета, дизайнерских обоев и эксклюзивных переплетов книг.
В 1918 году, когда все успешные предприятия страны были национализированы, мебельную фабрику переоборудовали в завод авиационной промышленности «Рассвет», который занимался агрегатостроением. Очень скоро на месте одноэтажных построек из красного кирпича возвели железобетонные корпуса завода и техникума.
Сегодня главное здание промышленного комплекса, возведенное Клейном, по-прежнему относится к фабрике, на которой давно уже почти ничего не производят.
«Мюр и Мерилиз» — торговый бренд, появившийся в Санкт-Петербурге в конце IX века. Основали его выходцы из Шотландии Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр. После смерти А. Мерилиза у фирмы появился новый совладелец и управляющий — Филипп Уолтер.
В 1967 основатели торгового знака перебрались в Москву и открыли филиал магазина на улице Кузнецкий мост. Предприятие начинало свою деятельность с оптовой продажи галантереи. Через несколько лет руководители фирмы приняли решение перейти на розничную торговлю и расширить ассортимент. Такое изменение было связано с низким курсом рубля из-за неурожаев в 1890-1891 годах. Несмотря на то, что торговые площади универсама дважды были охвачены пожаром, «Мюр и Мерилиз» заняли лидирующую позицию в области торговли по всей стране. Так в России появился первый многоэтажный универсальный магазин, который позже превратится в ЦУМ.
Когда работа всех отделов была хорошо отлажена, и универмаг для среднего класса, в котором можно было купить практически любой товар, достиг вершины славы, предприимчивые шотландцы пошли дальше. Помимо огромного торгового центра на Театральной площади, пользующегося большой популярностью по всей стране, они открыли свое производство. Для этого подходила территория, примыкающая к Малой Грузинской улице. Здесь и был основан комплекс промышленных сооружений, ставший позднее своего рода достопримечательностью этой части Москвы и даже давший ей свое имя: в 1922 году Охотничий переулок, на который выходил фабричный двор, был переименован в Столярный.
«Фабрика мебели и бронзы» была спроектирована Романом Ивановичем Клейном, который являлся одним из самых узнаваемых российских архитекторов конца XIX — начала XX веков. Именно он построил для «Мюр и Мерилиз» знаменитое неоготическое здание универмага на Петровке. Кроме того, Клейн успешно зарекомендовал себя в качестве архитектора серьезных промышленных построек: спроектировал шёлковую фабрику Симона на Шаболовке, ткацкий корпус Прохоровской Трёхгорной мануфактуры, часть строений ситцевой фабрики Гюбнера, несколько зданий Трёхгорного пивоваренного завода и часть корпусов фабрики Жиро. Все они выдержаны в актуальном в те годы общеевропейском «индустриальном стиле», привезенном в Россию вместе с самым современным оборудованием из Великобритании.
В том же ключе, по поручению Филиппа Уолтера, Клейн спроектировал и здание «Фабрики мебели и бронзы товарищества «Мюр и Мерилиз». Эффектный, заметный издалека главный корпус промышленного комплекса, был построен в стиле британской готики. На выбор архитектурного направления повлияло происхождение заказчика. Внешнее оформление напоминает шотландский замок с высокой башней, мощными ризалитами на фасаде, украшенными стрельчатыми окнами. Рядом располагались одноэтажные постройки вспомогательных помещений - конюшен, складов и краснокирпичных литейных мастерских, образуя большую, замкнутую по периметру территорию, вызывавшую неизменный интерес прохожих.
Задумка торговых гигантов оказалась востребованной, и выпускаемая продукция стала пользоваться популярностью при оформлении внутреннего убранства помещений императорского двора. С предприятием сотрудничали самые именитые художники и архитекторы того времени. Здесь впервые стали предлагать законченные интерьеры собственной работы. Кроме мебели, под товарным знаком «Мюр и Мерлиз» было налажено производство наборного паркета, дизайнерских обоев и эксклюзивных переплетов книг.
В 1918 году, когда все успешные предприятия страны были национализированы, мебельную фабрику переоборудовали в завод авиационной промышленности «Рассвет», который занимался агрегатостроением. Очень скоро на месте одноэтажных построек из красного кирпича возвели железобетонные корпуса завода и техникума.
Сегодня главное здание промышленного комплекса, возведенное Клейном, по-прежнему относится к фабрике, на которой давно уже почти ничего не производят.