Здание электростанции Замоскворецкого трамвайного депо

Здание электростанции Замоскворецкого трамвайного депо

ЦАО, Мытная ул., дом 12
Октябрьская (кольцевая)Октябрьская (радиальная)
Возведение этого парка относится к третьему (1908-1909 гг.) этапу развития сети московского электрического трамвайного сообщения.
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
выявленный объект культурного наследия
Архитектурный стиль:
Неоклассицизм
Годы постройки:
1910
Архитекторы:
М.Н. Глейнинг
Назначение постройки
Промышленный комплекс

Информация о здании

Бывшая Замоскворецкая электрическая подстанция городских железных дорог была построена в 1909-1910 гг. по проекту архитектора М. Н. Глейнинга. Сегодня эта подстанция обслуживает трамвайное депо им. Апакова, трамвайную линию по Шаболовке и троллейбусные линии вокруг Калужской площади.

Изящное здание расположено на территории дореволюционного Замоскворецкого трамвайного парка, переименованного в 1923 году в честь работника-революционера П. Л. Апакова. Возведение этого парка относится к третьему (1908-1909 гг.) этапу развития сети московского электрического трамвайного сообщения. Строительство было завершено 22 июля (4 августа) 1909 года. Тогда,на участке площадью 2,25 гектара, между улицами Мытной и Шаболовкой, появился комплекс, оснащенный по последнему слову техники. При создании системы отопления вагонного сарая был реализован проект гения русской инженерии - В. Г. Шухова.

Прямая заинтересованность городских властей в развитии сети электрического трамвая привела к привлечению талантливых архитекторов и созданию художественно ценных ансамблей трамвайных парков. Автором проекта подстанции Замоскворецкого парка стал архитектор М. Н. Глейнинг - видный мастер, участвовавший также в проектировании ансамбля Миусского трамвайного депо. Несмотря на сугубо утилитарное назначение, здание тяговой подстанции отличалось изысканностью пропорций и добротной проработкой парадного фасада, выполненного в стилистике популярного в то время неоклассицизма. Применение каркасных технологий при строительстве позволило М. Н. Глейнингу решить одновременно несколько задач: сделать крупные оконные проемы, ширина которых соответствует шагу опор каркаса, частью декоративного решения фасада, значительно улучшить инсоляцию внутренних помещений подстанции, а также максимально эффективно использовать пространство, освободившееся благодаря каркасному строительству от монументальных внутренних перегородок.

Электрический ток в Замоскворецкий трамвайный парк подавался с Центральной электрической станции Московских городских железных дорог, выстроенной на Болотной набережной в 1907 году специально для снабжения электроэнергией московской трамвайной сети. Основным топливом для производства электричества в то время был антрацит, который с пресненского склада привозился на грузовых трамваях. За обеспечение городских железных дорог электричеством в то время отвечали две отдельные службы: производства тока, которая управляла работой центральной электрический станции, а также восьми тяговых подстанций, включая Замоскворецкую, и служба распределения тока, следившая за функционированием воздушных кабельных сетей.

В 2004 году судьба подстанции и самого депо им. Апакова оказалась под угрозой: весь комплекс предполагалось перебазировать, а на его месте возвести жилые здания. К счастью, в 2011 году распоряжение Правительства Москвы по этому вопросу было отменено. Зимой 2017 г. было дано разрешение на проведение реставрации исторических зданий трамвайного депо. В настоящий момент завершен косметический ремонт фасадов подстанции.

Автор статьи: Александра Гурьянова
Распечатать статью

Отзывы (1)

Наталья
Наталья
В парке применялась уникальная для своего времени система отопления вагонного сарая. Нагретый в трёх паровых котлах воздух доставлялся из котельной в вагонный сарай по специальным подземным каналам с помощью вентиляторов, приводимых в действие двумя электродвигателями. Система утепления кровли вагонного сарая также не имела аналогов. Поверх перекрытия на специальной мастике укладывался слой пробковой плитки, затем он накрывался слоем толя на той же мастике. Поверх приклеенного слоя толя укладывался свободный слой такого же толя, который закрывался тремя слоями бумаги с асфальтом. На асфальт насыпался песок с гравием, на который укладывались бетонные плиты.

Интересное рядом (7)

Улица Малая Полянка
icon
Давным-давно отсюда начинались поля.
Большая Якиманка
icon
Название улицы напоминает о церкви Иоакима и Анны, построенной XVII в.
улица Большая Якиманка
Краснобаев Т. П.
icon
4-й Добрынинский пер., д. 1/9
Серпуховская
Апаков Пётр Лукич
icon
русский революционер, большевик