История здания
Здание было построено в 1821 году по заказу Константина Марковича Полторацкого, генерал-лейтенанта русской императорской армии, участника пяти войн, в том числе Отечественной войны 1812 года. Дом спроектировал Александр Филиппович Элькинский, работавший в стиле неоклассицизма. В Москве архитектору, создавшему множество недооцененных по сей день шедевров, принадлежит авторство Малого театра, а также Церкви «Веры, Надежды, Любови и Софии» в районе Марьиной Рощи.
Нижний этаж здания будущего театра, расположенного в самом сердце столицы, занимали галереи, второй этаж был жилым. Строительство лично патронировал мастер ампира Осип Иванович Бове, который в 1818-1824 годах проектировал всю Театральную (тогда Петровскую) площадь. После пожара 1812 года Бове работал над созданием целостного образа городских ансамблей в стиле московского ампира.
В 1840 году новым владельцем дома стал купец П. Бронников.
В 1869 году здание арендовал «Артистический кружок» автора «Грозы» Александра Николаевича Островского, чье творчество сыграло важнейшую роль в развитии и трансформации отечественного театра. Здесь устраивались выставки, литературные и музыкальные вечера. Особое значение в жизни кружка играли постановки спектаклей. Театр «Артистического кружка» считается первым частным театром в Москве. Его репертуар составляли в основном произведения русских драматургов, преимущественно самого Александра Николаевича. Островский с самого начала своего творческого пути создавал пьесы «сильного драматизма» и «крупного комизма». Такие пьесы как «Свои люди – сочтемся» были написаны в духе «натуральной школы», возглавляемой Гоголем. На сцене театра наряду с начинающими артистами-любителями выступали актеры-легенды: П. М. Садовский, гениальный исполнитель ролей в пьесах Островского; В.А. Макшеев (Рисположенский из «Свои люди — сочтемся», 1874, Жорж Данден, 1875); актер «без амплуа», С.В. Шумский (Хлестаков в «Ревизоре», 1851).
После закрытия кружка помещение в разные годы снимали знаменитые антрепренёры, в том числе М.В. Лентовский и К.Н. Незлобин.
Именно амбициозный режиссер Лентовский, чьей неуемной творческой энергией восхищался сам К.С. Станиславский, в начале 1880-х годов осуществил кардинальную перестройку здания. Был достроен третий этаж, значительно модернизирован зрительный зал на 1600 мест. Автором нового облика здания стал мастер «эклектики и русского стиля» - архитектор Борис Викторович Фрейденберг.
В 1886 году в здании открылся Шелапутинский театр, названный так по имени одного из владельцев, солидного промышленника и мецената Павла Григорьевича Шелапутина.
В 1898 здание занял Императорский новый театр, ставший, можно сказать, филиалом Малого театра.
В 1907 году здание стало пристанищем для Оперного театра Зимина, в котором выступал Федор Иванович Шаляпин. Позже здесь открылся синематограф "Орион", а вслед за ним - Театр Незлобина, созданный актером, антрепренером и театральным режиссером Константином Николаевичем Незлобиным. В театре в разное время играли знаменитые Вера Комиссаржевская и Вера Юренева.
После революции, в сезон 1922-1924 гг., на исторической сцене шли спектакли Большого театра. С 1924 года здесь официально «прописалась» Первая студия МХТ под руководством ученика Константина Станиславского, легендарного актера Михаила Чехова, позже получившая название МХАТа-Второго. В 1936 году помещение было передано Центральному детскому театру Наталии Сац.
На сцене Центрального детского театра (ЦДТ) в свое время работали режиссеры-мастодонты – Анатолий Эфрос, Георгий Товстоногов, Мария Кнебель, Олег Ефремов, Ольга Пыжова и Борис Бибиков, Петр Фоменко, Сергей Яшин. Музыку к спектаклям писали такие мэтры, как Сергей Прокофьев и Тихон Хренников, а среди постоянных авторов были Самуил Маршак, Сергей Михалков, Агния Барто, Валентин Катаев, Евгений Шварц, Константин Симонов. Важнейшие страницы творческой биографии театра связаны с автором «Вечно живых», выдающимся драматургом Виктором Сергеевичем Розовым.
В 1950-е годы на сцене театра были поставлены его знаковые пьесы: «Её друзья» (1949); «Страницы жизни» (1953); «В добрый час!» (1954); «В поисках радости» (1957); «Неравный бой» (1960); Перед ужином» (1962); посвященные судьбам молодежи. Симпатии Розова всегда были на стороне тех, кто нес в себе импульс творчества, боролся с несправедливостью, он ненавидел карьеристов, догматиков; драматические противоречия между поколениями чаще всего раскрываются у драматурга на примере одной семьи, что близко и понятно зрителю.
С 1980 года Российский академический молодёжный театр (РАМТ, данное название коллектив получил в 1992 году) возглавляет ученик Юрия Завадского, Народный артист РСФСР Алексей Владимирович Бородин. Бородин - лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского - так обосновал смену названия: «В словаре Даля слово "молодость" включает в себя все периоды становления человеческой личности - детство, отрочество, юность. И репертуар театра всецело соответствует своему названию. Здесь можно найти спектакли для всех возрастов: и детские, на которые приходят маленькие зрители со своими родителями, и подростковые, и взрослые. В этом уникальность нашего театра». Помимо Большой сцены на 600 мест, спектакли идут на нескольких камерных площадках театра: на Маленькой сцене, в Черной и Белой комнатах, во внутренних двориках и даже на лестнице многогранного и многофункционального театра, аудиторией которого являются зрители от школьного до почтенного возраста.