Информация о здании
В конце 1890-х годов участок земли у Бутырской Заставы был приобретен Густавом Листом, где как раз были проложены удобные пути Николаевской и Виндавской веток железной дороги. Он заказал архитектору Н.Д. Струкову проект своего нового машиностроительного завода. Густав Лист в конце XIX века стал одним из ведущих производителей насосного и противопожарного оборудования. Он родился в Германии в многодетной семье. В юности уехал искать счастья в Америку, а в середине века приехал в Россию к старшему брату, который на юге России устроил заводы по «распилу» больших сахарных «голов». Первые деньги будущий машиностроительный магнат заработал именно на сахаре.
В 1863 году он основал в Москве первую свою мастерскую по производству насосов и пожарного инвентаря на Петровке. В 1874 году, когда она сгорела, он перебирается поближе к воде и устраивает завод и семейную усадьбу напротив Кремля на Софийской набережной. Так родились знаменитые механические заводы Листа. Ассортимент их продукции был очень большой: пожарные, мельничные и другие насосы, бочки на конных повозках, паровые машины, химические огнетушители, пожарные рукава и другой мелкий инвентарь, оборудование и трубы для водонапорных башен железнодорожных водокачек всей транспортной сети России, водопроводов и нефтепромыслов, чугунные канализационные люки, пневматические сирены и многое другое. Лист первым в Москве сделал пожарный автомобиль с раздвижной лестницей и пожарную мотодрезину. Для военно-морского ведомства он поставлял турбины, насосы, помпы. К 1897 году фирма была преобразована в акционерное общество чугунолитейного, механического и машиностроительного заводов, в правление которого кроме самого Густава входили два его сына Николай и Александр.
Для строительства нового машиностроительного завода в Бутырках был взят заём в Deutche Bank. Но в 1896 году Г. Лист принял российское подданство, и Банк предъявил иск на все его векселя. Завод достраивать было не на что. Старший сын Густава Ивановича Николай к тому времени выгодно женился на внучке Марии Федоровны Морозовой Елене Григорьевне Крестовниковой, и она помогла Листам достраивать завод. Таким образом, новый завод стал детищем Николая Густавовича, который стал его первым директором, и назывался «Бутырский машиностроительный завод Густава Листа». Первый корпус по проекту Н.Д. Струкова вступил в строй в 1898 году. К 1909 году по проекту Н. Д. Поликарпова были построены еще один цех, склад и больница. На заводе сначала изготавливали ручные пожарные насосы, затем было налажено производство поршневых и центробежных насосов, а в 1910 году заводом был выпущен первый российский компрессор.
После революции в 1922 году завод получил новое имя «Компрессорный завод «Борец» за то, что его рабочие активно участвовали в революционном движении. На заводе работали многие знаменитые люди – матрос Железняк (Анатолий Железняков), Зоя Космодемьянская…
В 1986 году на заводе проведена комплексная реконструкция и модернизация, введены в эксплуатацию станки с ЧПУ. С 2008 года производство переведено в Краснодар в Краснодарский компрессорный завод, который с 2010 года носит название «Борец».
Сегодня в Москве передвижкой зданий занимаются гораздо меньше, чем в начале прошлого века. Последний раз сохранение здания таким образом проводилось 40 лет назад. Сейчас стройки предпочитают вести на свободных участках или заниматься реорганизацией бывших промышленных зон, поэтому передвижка здания в июле−октябре 2020 года стала настоящим событием для москвичей − это проходило на стройплощадке микрорайона «Шереметьевский».
В настоящее время проведены работы по передвижке Башни весом 1 600 тонн. Ее отделили от фундамента, подняли на 3,5 метра и укрепили металлическими поясами. Затем под нее подвели железобетонную плиту и стали постепенно сдвигать с места, обеспечивая равномерное движение строго по линии, без отклонений.
Для подъема и перемещения башни использовались гидравлические домкраты. Стены и фундаменты резали алмазным оборудованием. В процессе участвовало более 100 человек. Работа от начала до конца контролировалась специалистами.
Другие корпуса тоже будут сохранены – модельная мастерская и сборочный цех. Их разделят на несколько частей, а после завершения строительства проекта снова «соберут» под контролем реставраторов.
В Москве практически не существует прецедентов, когда застройщик таким образом интегрирует историческую архитектуру в современный жилой комплекс. Работы начались в середине июля 2020 г., а завершение передвижки зданий комплекса пришлось на конец 2020 года.
Объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация-2020" в номинации "за сохранение исторической среды при выполнении работ по перемещению исторически-ценного градоформируюшего объекта".
Отзывы