Здание Министерства путей сообщения

Здание Министерства путей сообщения

ЦАО, Басманная Нов. ул., дом 2/1, строение 1
В XVII веке на этом месте конструктивистского "паровоза" располагался Государев Житный или Запасный двор, где хранились запасы зерна и продовольствия.
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Архитектурный стиль:
Ар-деко,Классицизм,Авангард,Конструктивизм
Годы постройки:
1934
Архитекторы:
А.Ф. Мейснер,И.А .Фомин,Н.В. Никитин
Назначение постройки
Иное, Общественное учреждение

Информация о здании

Конструктивистский комплекс Запасный (Запасной) дворец, прозванный в народе «Дом-паровоз» трудно представить себе во времена Наполеона. Однако уже тогда этот дом в стиле "авангард" стоял. Правда, в несколько ином облике.

В XVII веке на этом месте располагался Государев Житный или Запасный двор, где хранились запасы зерна и продовольствия. В XVIII веке территория перешла в ведение Главной Дворцовой канцелярии, для которой в 1750-1760-е годы здесь был построен комплекс из четырех длинных двухэтажных корпусов, расположенных в форме квадрата. В центре северного корпуса появилась церковь во имя св. Севастьяна – по дню рождения правившей тогда императрицы Елизаветы. Через 10 лет церковь была переосвящена во имя св. Ианнуария – на день его памяти пришлось восшествие на престол Екатерины II. Некоторые исследователи отмечали, что для подвалов этого дворца лёд доставлялся из самого Санкт-Петербурга.

Запасный дворец – едва ли не единственное из казенных зданий Москвы, не пострадавшее в 1812 году. Возможно, именно хорошая сохранность послужила причиной того, что в Запасном дворце нашли пристанище раненые в Бородинском бою, причём с обеих воюющих сторон. А после оставления города французами дворцовый комплекс на время стал приютом для тех вернувшихся москвичей, кто потерял в пожаре свои дома и имущество.

Перестройка и реставрация

В ХХ веке Запасный дворец несколько раз перестраивался и менял своих хозяев. Сначала в нём расположился Институт для благородных девиц имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II. Для нужд заведения архитекторы Н.В. Никитин и А.Ф. Мейснер в 1900 годы надстроили третий этаж и переделали убранство фасадов. После революции и упразднения Дворянского института здание занял Народный комиссариат путей сообщения, радикально изменивший внешний вид всего комплекса в 1932 – 1933 годах. Архитектор И.А. Фомин придал Запасному дворцу конструктивистский облик: надстроил здание ещё двумя этажами, фасады сделал ровными и гладкими, изменил формы оконных проёмов, а на углу Новой Басманной и Садовой-Черногрязской улиц возвёл девятиэтажную башню с часами, в результате чего элементы старой архитектуры полностью исчезли. Комплекс получил в народе прозвища «Дом с трубой» и «Дом-паровоз» – последнее прозрачно намекало на занимавшее дом ведомство. Внутри здания частично сохранились старые интерьеры, своды на первом этаже, архитектура Мейснера сохранилась на восточном фасаде. С 2004 г. здесь находится офис ОАО «РЖД».

Со времени реставрации в 1988–1989 гг. исторический облик был утерян. В 2018 г. специалисты очистили фасады от слоя грязи и пыли, отреставрировали лицевую кладку стен, удалили поздние красочные слои. Затем были укреплены балконы, на которых установлены новые ограждения, заменены водосточные трубы. Отреставрирована кровля. Фасады покрашены. Восстановительные работы также провели на циферблате башни. Арабские цифры, установленные на циферблате в 1950-х гг., вновь заменили на римские, согласно проекту архитектора И. Фомина.

В 2018 году здание Министерства путей сообщения стало лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинациях "лучшая организация ремонтно-реставрационных работ", "лучший проект реставрации и научно-методическое руководство" и "высокое качество ремонтно-реставрационных работ".

Распечатать статью

Интересное рядом (7)

Елизаветинская женская гимназия
icon
В здании на протяжении всей его истории располагались учебные заведения.
Памятник первому министру путей сообщения
icon
Павел Петрович Мельников (1804—1880) — механик, инженер, один из авторов проекта железной дороги Петербург — Москва. Профессор прикладной математики и автор трудов по теории железнодорожного дела.
Палаты дьяка Адриана Ратманова
icon
Литературный адрес Москвы. Здесь росли будущий драматург Александр Сухово-Кобылин и его сестра Елизавета, ставшая писательницей Евгенией Тур.
Большой Козловский пер., д. 13/17
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид
Большой Харитоньевский переулок
icon
Нынешнее название переулок получил по названию храма Харитония Исповедника в Огородниках, стоявшей на пересечении Большого и Малого Харитоньевских переулков.
Большой Харитоньевский переулок
Чистые прудыКрасные ворота